Глаголы сотворения (мини-справка по глаголам Шестоднева)

Я создал для себя справку по основным «глаголам действия» еврейского текста первых трех глав Книги Бытия. Справка не является полной, однако и таком виде может пригодиться при размышлении над Шестодневом и не только над ним.
Замечания приму с благодарностью.

БАРА (בּרא) - творить, создавать «из ничего». Быт.1:1 В начале сотворил Бог небо и землю. 1:21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся <...>. 1:27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 2:3 И благословил Бог седьмой день , и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил <...>. 2:4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их. (вне Шестоднева и его параллелей глагол бара может употребляться в значении «расчищать» (Ис.Нав. 17:18), присутствует в Пс 50:12 – сердце чисто сотвори…; интересный случай употребления глагола бара, заслуживающий особого обсуждения, находим у пророка Исаии: Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это. (Ис.45:7)).
Чаще всего вне Шестоднева глагол сохраняет значение действия Божие по сотворению "из ничего". Исключения (выборочно): Иис.Нав. 17:15,18 (переведено как "расчисти" и "расчистишь", действующий субъект - колена Ефрема и Манассии), Иез.23:47 (переведено как "разрубит", субъект - "собрание").

ЙАЦА (יצא): выходить, выступать, производить (из себя). Быт.1:12 И произвела земля зелень <...>. 1:24 И сказал Бог : да произведет земля. 2:10 Из Едема выходила река <...>.

ДАША (דּשׁא): зеленеть, произращать (траву). Быт.1:11: И сказал Бог: да произрастит земля зелень <...> (глагол описывает действие двойственное: «зеленеть» и «расти» одновременно.

ЙАЦАР (יצר): формировать, ваять, создавать, образовывать. Быт.2:7 И создал Господь Бог человека из праха земного <...> 2:8 <...> и поместил там человека, которого создал. 2:19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных<...>.

АСА (עשׂה): делать, производить, приготавливать, совершать (поступки), исполнять, заниматься, работать, «мастерить». Быт.1:7 И создал (аса) Бог твердь <...> (в этом стихе, однако, Септуагинта использует глагол ποιέω – который в Быт 1-2 означает «творить из ничего») 1:11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое , приносящее (аса) по роду своему плод , в котором семя его на земле. 1:12 <...> дерево, приносящее (аса) плод <...> 1:16 И создал Бог два светила <...> 1:25 И создал (аса) Бог зверей земных <...> 1:26 И сказал Бог : сотворим человека <...> 1:31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма . 2:2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал <...> 2:3 И благословил Бог седьмой день , и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал . 2:4 <...> когда Господь Бог создал землю и небо. 2:18 И сказал Господь Бог : не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника. 3:1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене <...>. Быт.3:7 <...> и сделали себе опоясания. 3:13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? 3:14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты <...> 3:21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.​

ШАРАЦ (שׁרץ) - кишеть, роиться. Быт.1:20 И сказал Бог : да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. 1:21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся , которых произвела вода , по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо.​

Комментарии

"Исключения (выборочно): Иис.Нав. 17:15,18 (переведено как "расчисти" и "расчистишь", действующий субъект - колена Ефрема и Манассии), Иез.23:47 (переведено как "разрубит", субъект - "собрание")."

Да, не всегда слово ברא обозначает "сотворения из ничего" .
 
Последнее редактирование модератором:
Я получил замечание: понимание БАРА как "творить из ничего" - очень позднее, возникшее в эллинистический период.
Еще одно замечание - что посредством БАРА всегда действует только Бог, - похоже, следует трактовать как "почти всегда" (см. выше примеры: Иис. Нав. 17:18 и Иез. 23:47).
 
Сверху