Блаженная Ксения

Эта запись является частью серии записей Святые
Петербургская хранительница, блаженная Ксения

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Вся полнота Православной Церкви празднует память святой блаженной Ксении Петербургской. А в самом Петербурге, наверное, половина православных верующих города в дни ее памяти приходит на Смоленском кладбище, где святая подвижница погребена. Стараюсь и я, если появляется такая возможность, приехать на кладбище, к часовне блаженной старицы, чтобы помолиться. Вчера вместе с семьей мы были там.

…Подошла женщина и стала со мной беседовать. Сказала: «Благодать-то какая, радость-то какая!» Я говорю: «Да, конечно, разделяю Ваши чувства». Она продолжает: «Моя знакомая в шесть утра пришла сюда, когда кладбище еще только открывалось, с шести утра была здесь, и говорила, когда вернулась, что необычайное благоухание исходило от часовни, как будто она вся была тонкими духами обрызгана…»
И дальше эта женщина беседует со мной и рассказывает о явлениях блаженной Ксении, которые происходят нередко, многие люди рассказывают ей об этом. «И я сама – большая почитательница Ксении, а моя приятельница работает здесь уже много лет, продает свечки в часовне Ксении, и рассказывает, что либо утром, либо днем, либо вечером – выглянет посмотреть, когда нет людей – и видит: мелькает у могил знакомый силуэт в зеленой кофте, в коричневой юбке». Женщина, которая продает свечки, совершенно уверена, что можно видеть вокруг иногда появляющуюся святую Ксению…

Много чудес связано с жизнью святой блаженной Ксении Петербургской. Много ненависти большевики выплеснули на могилу ее, на ее гробницу. И много любви мы, верующие люди, питаем к блаженной Ксении, к нашей заступнице. Когда я приехал поступать в Духовную семинарию в Санкт-Петербург, я стразу столкнулся с людьми, которые прожили в этом городе десятилетия. Сейчас поколение тех пожилых людей уходит, и это очень грустно. Вместе с ними переворачивается еще одна страница церковной истории. Люди, которые пережили страшные годы богоборчества, годы блокады.

Помню, как, когда я только поступил в Духовную семинарию, преподавательница наша рассказывала о том, как святая Ксения совершила чудо в ее семье. Она рассказывала, как во время блокады (она тогда была еще девочкой) мать ее получала карточки хлебные на весь дом и потом распределяла среди жильцов. И вот однажды мама получила карточки продовольственные на какой-то длительный срок, на неделю или на месяц (я не знаю), на весь дом… и по пути домой потеряла эти карточки. То ли у нее вытащили их – то ли украли. Пришла домой, видит – нет карточек. Мать была в полном отчаянии, потому что, по законам военного времени, за такое следовал расстрел. Мать в отчаянии. Говорит дочке своей – этой нашей преподавательнице будущей: «Сиди дома, я схожу к блаженной Ксенюшке, помолюсь» – и ушла на кладбище. И молилась там у святой Ксении. Эта девочка, дочь ее, сидит дома – и вдруг слышит: кто-то скребется в дверь. Открыла дверь – стоит женщина. Хотя на дворе была стужа, зима, женщина одета как-то легко, по-весеннему: в старой вязаной кофте, в юбке поношенной, в башмаках старого типа, старомодных. Говорит ей: «Это не твоя мама потеряла?» – и протягивает ей какую-то пачку бумаг. Ну и, конечно, девочка взяла у нее эти карточки хлебные. – «Как сегодня помню, – говорит, – положила на стол. Прибегает мама, помолившись, и спрашивает: «Откуда карточки?» Девочка все рассказала. Мать говорит: «Опиши, как она выглядела? …Да, это была блаженная Ксенюшка».
И это не единичный случай, это целый комплекс подобных чудес. Много случаев других чудесных мы можем рассказать, вспомнить, привести – ну, хотя бы из нашей с вами повседневной жизни.

Один наш прихожанин очень почитает блаженную Ксению и недалеко от Смоленского кладбища работает. И, когда он едет с работы, практически каждый день, он останавливает свою машину, выходит и на несколько минут подходит к часовне Ксении, помолиться за свою семью. Они долго ждали ребенка. Боялись, родится ли он здоровым, были кое-какие проблемы. Молились Ксении. Родилась девочка. Назвали ее Ксенией в честь святой. Он мне рассказывает: «Однажды, когда молился у часовни, вдруг возникло желание позвонить домой, все ли в порядке с ребенком. Звонит жене по мобильному телефону и говорит: «Пойди, посмотри, как Ксюша спит, все ли в порядке?» Жена говорит: «Я ее только что уложила, Ксюша спит спокойно». – «Пойди, проверь». – «Все нормально, спит ребенок». Через какое-то время опять, помолился – и опять большая тревога. Знакомый мой опять звонит жене: «Нет, все-таки проверь, все ли в порядке, ты ее разбуди, растормоши». Жена будит – и что же оказывается? Когда маленькая девочка засыпала, она взяла какую-то детальку от игрушки, сосала – и подавилась: она в горле застряла. Стала мать тормошить девочку, а та глаз не открывает и начинает кашлять и задыхаться. Вызвали срочно «скорую помощь», и ребенка спасли, хотя, если бы еще немного времени прошло, он мог бы задохнуться. С этим же человеком много и других чудес происходило, связанных с блаженной Ксенией, но их я сегодня перечислять не буду...

И вот мне хотелось бы, братья и сестры, подумать об этом феномене. Почему Ксения, женщина простая, немощная, во всех отношениях не яркая, не блестящая, почему она вызывает такую невероятную любовь у людей? Ведь Ксению блаженную еще при жизни почитали, а когда она умерла, люди за короткое время дважды ее могилу срывали – вот так, представьте себе, каждый себе зачерпнет немного земли – и вскоре могильного холмика снова нет. Тогда сделали большую плиту, положили на то место, где она почила. Но и эту плиту люди отковыривали по кусочкам, и через несколько лет от этой плиты тоже ничего не осталось. Тогда заказали новуюплиту, большую, мраморную, сделали ограду, и так только огородили место захоронения блаженной Ксении.

В 1824 году случилось наводнение в Петербурге. Сильно пострадало то здание собора, которое предшествовало нашему собору Святой Троицы, Измайловского полка. Оно было практически затоплено, так как мы находимся в низине. Затоплено по самые окна: книги, облачения – все плавало. Так же точно было полностью затоплено и Смоленское кладбище. А на Смоленском кладбище хоронили людей, которые строили город в начале 18-го столетия. Сначала никакого кладбища не было, на берегах реки Смоленки просто строили бараки для строителей, но люди умирали, и для них здесь же основали кладбище. Хоронили людей и сажали деревья. С начала 18-го века прошло 100 лет, деревья выросли и состарились, к 1824 году эти деревья уже были старыми. И как Летний сад очень пострадал, потому что почти все его деревья были выкорчеваны этим потоком, так же точно этим наводнением все деревья Смоленского кладбища были выкорчеваны, вырваны из земли и метались по кладбищу. В одну кучу поток сметал гробы, часовни, надгробья, деревья… Храм Смоленской иконы Божией Матери – вот этот храм, который там стоит, – весь его подвал был затоплен, и, к сожалению, пропали книги – все книги, где были зафиксированы чудеса св. Ксении; метрические книги, где было записано, когда она родилась – когда умерла, когда ее отпевали: мы даже не знаем год ее кончины. Примерный год ее кончины – 1803-й (1806-й – самая поздняя из возможных границ).
От старинного Смоленского кладбища ничего не осталось. И только в памяти людей хранилось место, где была похоронена святая блаженная Ксения. Они расчистили кладбище, повторяю, что кладбище представляло собой разоренную площадку, грязную. обезображенную. И тогда, чтобы место погребения блаженной Ксении не забыть, построили там часовню. Сначала одну часовню, потом другую. В 1902 году была построена та часовня, которую мы видим сегодня. До 1940 года эта часовня действовала, и храм на Смоленском кладбище действовал.

В 1940 году храм закрыли, заколотили, все оттуда унесли, разграбили, часовню тоже разграбили: драгоценные лампады, золотые, серебряные, которые жертвовали люди, прекрасные распятия с частицами святынь, со всего света привезенными, иконы – все было разграблено, разбито, разломано. Чудом, конечно, милостью Божией до гроба Ксении не добрались, там она почивает внизу, как мы говорим, под спудом. И в этой часовне устроили склад горюче-смазочных материалов.

В 1947 году, после войны, как мы знаем, произошло некоторое послабление в политике советского государства по отношению к Церкви. И храм, и часовню открывают. Им возвращают благолепный прекрасный вид. А в 1960 году, через тринадцать лет, опять закрывают. В часовне устраивают сапожную мастерскую. Причем, народ туда сапоги чинить не ходил. Несмотря на то, что ее рекламировали, как чуть ли не лучшую в городе сапожную мастерскую, народ туда не ходил ни набойки ставить, ни чинить башмаки. люди понимали весь ужас этого кощунства. И эта мастерская долгое время стояла закрытой. Но люди приходили и писали записочки и всовывали в щели этой «сапожной мастерской». Тогда власть идет на такой шаг: она эту часовню огораживает высоким деревянным забором, скрепленным металлическими скрепами. Чтобы люди даже близко не могли подходить к часовне. Но люди все равно приходили, молились у забора и записочки всовывали в щели забора.

Милостью Божией в 1987 году сапожная мастерская была закрыта окончательно, забор разрушили, и теперь верующие могли целовать стены, молиться у стен этой обезображенной, страшной часовни. В 1988 году на Соборе Русской Православной Церкви, который произошел в честь тысячелетие Крещения Руси, Ксения была канонизирована. И через несколько дней, прилетев из Москвы, митрополит Алексий (будущий Патриарх), зачитал – это был июль месяц 1988 года, двадцать лет тому назад, – акт о канонизации блаженной Ксении. Впервые ленинградцы могли помолиться блаженной Ксении. Как новой всероссийской официально признанной святой. Какая радость была у людей, какое воодушевление!

Часовню начали восстанавливать. Пошел приток людей. Большой приток. Я помню как раз эти годы, я поступил в Духовную семинарию в это время, и я помню, как этой часовне, черной, грязной, ободраннойая и внутри, и снаружи, постепенно, шаг за шагом возвращали благолепный вид, реставрировали ее, приводили в божеский вид.
Сначала часовня была отреставрирована, так сказать, «в первом приближении». А потом пошел капитальный ремонт, по сути, полное перевоссоздание часовни по дореволюционным фотографиям, и завершился он к 2003 году, к 300-летию города Санкт-Петербурга. И сейчас тысячи и тысячи людей приходят к Ксении. Вчера – с раннего утра и до позднего вечера. Я пришел туда в восемь вечера, и когда уходил оттуда, в полдевятого, – огромная процессия стояла от кладбища до самого того храма Смоленской Божьей Матери, в который Ксенюшка носила по ночам кирпичи, и помогала его достроить. Люди шли, стояли, тихонько пели, шептали, воздух был напоен молитвой, пахло чем-то пасхальным.

Что же привлекло настолько изобильно благодать к блаженной Ксении? Много я думал об этом, и читал книги, говорящие о подвиге юродства. Но мне эти книги все-таки всего не прояснили. И вот появляются мысли, которые, мне кажется, подлинно отвечают на вопрос, в чем же секрет юродства и почему Господь так прославил эту женщину. Кто такие юродивые? На этот счет существует много мнений. Говорят, юродство – это то-то и то-то.
Сначала разберемся, конечно, с филологической стороной. «юродство – юродивый» – это «уродливый»: славянское слово, которое в другой форме звучит как «уродивый – уродство». Славянская форма «юрод» значит тоже «урод». Это одно и то же. «Урод» – это корень слова «уродиться», «урожденный» – это тот, у кого с рождением не совсем в порядке. Вот кто такой славянский «юрод». Это тот, кто больным родился. Юродивыми называли людей, родившихся, скажем, неполноценными. С какими-то уродствами физическими. Так же точно теж, кого мы сегодня называем «даунами», или других людей, родившихся с отклонениями психическими, называли «юродивыми». То есть в самом прямом смысле юродивый – это человек неполноценный, физически или психически. И что это за подвиг такой потрясающий, когда человек ведет себя как безумный, а оказывается прославленным в лике святых?

В оправдание поведения юродивых приводят разные примеры. Говорят, что благодаря своему юродству люди могли обличать власть имеющих. Например, московский блаженный чудотворец Василий обличал царя Иоанна Грозного, и ничего ему за это не было. Может быть, и это тоже имеет какой-то смысл, но я думаю, что это дело не самое первостепенное. После просмотра фильма «Остров», который все вы, наверное, смотрели, открывается еще одна грань юродства – кто такой этот отец Анатолий, этот юродивый? Человек, неудобный для братии. Он все время создает ей какие-то неудобства. И к нему паломники приезжают, и он ведет себя как-то неадекватно. Все молятся, стоя прямо, а он молится, спиной повернувшись почему-то, или кидается какими-то головешками …Юродивый брат в монастыре – человек, который юродствует для того, чтобы воспитать окружающих. Воспитать в них смирение, терпение, уважение к другому мнению – кто жил в общежитиях, а многие из нас до сих пор живут в коммуналках, знают, как тяжело, когда живет с тобой человек, поступающий совершенно неадекватно, как тяжело жить с ним. Монахи всегда в этом смысле были лишены такого «удовольствия». Монахи в келлиях своих живут, и никто их таким девиантным, как бы мы сейчас сказали, поведением не напрягает и не беспокоит. И, конечно, когда появляется юродивый в монастыре, это очень важно. Юродивый в монастыре позволяет братьям научиться большей терпимости. У нас, мирских, неверующих и сумасшедших много вокруг, они нас окружают, а вот для монахов, живущих в каком-то отношении стерильных условиях, такой человек – находка, нравится это им или нет, сознают они это или не сознают.

Есть еще один тип юродства, очень важный, может быть, даже первостепенный. Здесь подвиг юродства опирается на Первое Послание Апостола Павла к Коринфянам. Вот откуда тема юродства возникает в нашей святости «Ибо слово о кресте, говорит Апостол Павел, – для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих».

Мир мудростью своей не познал Христа. Мир распял Христа. Мир – это совокупность людей, живущих в нашем мире, это люди, пытающиеся как-то в этом мире устроиться, которые часто думают, что смысл жизни – в карьере, в достижении какого-то успеха. В накоплении денег, в приобретении связей, налаживании знакомств. Озабоченность, погруженность во все это… Люди с небесной душой, которая послана в наш мир, как в командировку, оказываются настолько привязаны к земному, что забывают о духовном. Люди приобретают дома, приобретают богатство, накапливают эти богатства. Вместо того чтобы выстраивать человеческие отношения с ближними, воспитывать душу в направлении добра, они полностью озабочены своим устройством в этом мире. Это безумие. Христос говорил, что не имеет, где главу приклонить, Он часто ложился спать голодным, но Он говорил, что важнее всего – творить добро, любить друг друга, помнить о Боге. Жить, как птички полевые. Он говорил, что даже птиц Господь питает, не дает им умереть с голоду. Почему же люди, забывая о Боге, как какие-то мыши, как какие-то пресмыкающиеся, строят свои норки, гнезда и совершенно забывают взглянуть вверх, на Небеса? Подвиг юродства, по-моему, в первую очередь обличает такое отношение к жизни, когда центр жизненных и ценностей, и приоритетов полагается в мире сем, в падшем, преходящем мире сем.

Блаженная Ксения, заметьте, полностью отказалась от прежнего образа жизни. У нее складывалась достаточно благополучная жизнь. Она рано вышла замуж. У нее был любимый муж, певец придворной певческой капеллы, Андрей Федорович. И вот он в юности, в молодые годы умирает, и в двадцать шесть лет она остается одна. Казалось бы, жизнь еще только начинается. Ксения думала прожить долгую-долгую безмятежную жизнь. Но вот Бог призывает к Себе мужа, в расцвете сил, всего в тридцать лет. Так внезапно любой человек может пойти на Суд к Богу. А достойным ли он придет? Что принесет он Богу? Как он прожил? А если он промотал жизнь?
И тогда она решает прожить жизнь по-другому. Как Христос.

Блаженная Ксения оставляет свою квартиру женщине, которая у нее снимала комнату, все свои деньги и богатства раздает нищим, убогим, сиротам. Остается в одной одежде, причем мужской. Она начинает ходить по Петербургу. Ночует где-то в подворотнях, на сеновалах. Ночами она молится в поле, делая поклоны на четыре стороны света – на север, восток, запад и юг. Когда ее унижают, пинают, когда мальчишки над ней смеются, она к ним доброжелательно относится, не проклинает никого. Молится за них. Эта совершенно психически нормальная женщина – ее даже экспертизе подвергали, проверяли на предмет вменяемости, и оказалось, что она совершенно психически нормальна.
Эта женщина начинает обличать этот мир. Мир пьет, жадничает, обманывает, ненавидит. А она, как птичка небесная, не умирает с голоду, потому что тут ей кусочек хлеба подадут, там копеечку. Она брала только копеечку. Когда люди хотели ей больше дать, она никогда больше копеечки не брала. Последние грошики, копейки. Она своим поведением показывает, что можно прожить другую жизнь, альтернативную жизнь. Она своим поведением как бы обличает поведение мира, безумие мира. Я повторяю, этот мир, называющий себя христианским, забывает о Боге, живет как ему вздумается – в роскоши, в богатстве, в предательстве, воровстве, в подсиживании друг друга, в . А Ксения показала, что можно жить иначе: Господь тебя прокормит, Господь тебя оденет, ты только твори добро, всем желай добра, кому можешь, помогай. Молись, непрестанно, по возможности, молись.

И народ, который первоначально над ней смеялся, начинает видеть, что это совершенно психически нормальная женщина, всегда добрая , всегда искренняя, приветливая, готовая услужить и помочь. Мир, увидев это, стал почитать Ксению. Она отправляла людей в церковь. Спрашивала, давно ли они причащались, не пора ли им приобщиться Святых Таин. Пьяницам она говорила, что ведь у них дети, у них семья, зачем же они губят душу свою бессмертную? У иных она отбирала бутылку водки и разбивала о камни, и мужики только качали головой, понимая, что в словах этой женщины, таких простых словах, есть великая правда, и бросали пить. История знает много таких случаев. Когда видела женщину безумную, которая мчалась, чтобы утопиться от отчаяния, Ксения преграждала ей путь. И спасала от самоубийства. Когда она встречала человека плачущего, человека отчаявшегося, умиравшего с голоду или от чего другого, она брала его за руку, вела к богатому человеку – ее почитали уже – и говорила: «Вот этот человек нуждается в том, чтобы ему дали кров, его бы накормили, малюток его одели».

Духовный климат в Петербурге начинает меняться. Мне очень хотелось бы сравнить климат Петербурга – то, чем жило светское общество, – и сравнить с тем делом, что делала эта блаженная. Ведь, если взять какие-то хроники, а в конце 18-го века было много публицистов, писателей, которые писали о светском обществе Петербурга, о ледяных домах и тому подобных развлечениях, то в этих текстах о Ксении не упомянуто. Богатые жили, как хотели, душу свою бессмертную прожигали и портили, а другие люди погибали от отчаяния, от голода и холода. И тут-то Ксенюшка приходила к ним на помощь. И когда она умерла, в 71 год, когда она умерла, Петербург рыдал.
Не богачи, которые и имени-то такого не знали, а простые люди. Они рыдали, потому что ушла их заступница, помощница.

Одной женщине, которая особенно горько о ней плакала, Ксения явилась во сне и сказала: «Не плачь, приходи на мою могилку, и кто будет молиться на моей могилке и просить меня, я никого не оставлю без помощи». Вот, мне кажется, в чем разгадка такого подвига, как юродство. В христоподобном образе жизни, когда ты не знаешь, где ты обретешь ночлег завтра, что будешь есть завтра, но ты полностью надеешься на Бога. Ты знаешь, что Господь не оставит тебя Своей заботой, – и побеждаешь сомнение и маловерие.
Вот таким христоподобным образом жизни блаженная Ксения привлекла ту обильную благодать, которая выразилась в столь обильном истечении чудес от ее могилы. Есть и другие святые, но блаженная Ксения – среди самых помогающих святых. А помогающий святой – это такой святой, который от Бога удостоился этого дара за какие-то особенности жизни своей. Чем достигла этого Ксения? Видимо, своей жизнью, своим полным беспопечением к земному, своей абсолютной надеждой на Бога, своим желанием прожить, сколько Бог ей даст прожить. Ежедневный подвиг, она каждый день умирала. В разорванных башмаках, не зная, где главу приклонить, будет ли завтра что поесть. И, конечно, Господь эту великую труженицу не оставил. Спустя годы, не сразу… когда Он увидел, что этот ее подвиг всерьез, тогда Господь дал ей Свою благодать. И этой благодатью она помогала людям, пока была на земле. А когда умерла, то еще больше стала людям помогать.

«Святая Блаженная мати наша Ксение, моли Бога о нас!»

Научи нас так же, как ты, во всех обстоятельствах надеяться на Бога, так же, как ты, не прилепляться к земному, не жить этим суетным, земным, преходящим измерением жизни, но душу свою, все свои устремления и чувства ориентировать на Небесное, на вечное.
Аминь.

2008

Все фотографии – Дмитрия Терентьева

1.jpg
Улица, на которой жила блаженная Ксения.

2.jpg
На месте строительных работ стоял дом, в котором жила Ксения. Сегодня там строят храм в ее честь.

3.jpg
Макет храма...

4.jpg
Смоленское кладбище. Вдали видна часовня, стоящая на месте погребения блаженной Ксении.


5.jpg
На Смоленском кладбище, у часовни Блаженной Ксении.

6.jpg
Не только люди, но и птицы слетелись сюда, к матушке Ксении


7.jpg
Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери.
Этот храм помогала строить святая Ксения, по ночам таская кирпичи на строительные леса.
Перейти к следующей записи Святая мученица Татиана
Перейти к предыдущей записи Святой Игнатий Богоносец

Комментарии

Нет комментариев для отображения

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
11.195
Последнее обновление
Сверху