Библия через сказку

Эта запись является частью серии записей Художественная литература
Разговор о детской литературе вызвал интерес у авторов и читателей нашего блога, что очень приятно :). Материалы Ксении Кислициной о романе Френсис Бёрнетт «Маленький лорд Фаунтлерой», а также об известной сказке шведского писателя Яна Экхольма «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие» вызвали желание продолжить тему у другого нашего автора — Саши Меркушева. Его текст посвящен любимому многими христианами автору — Клайву Стейплзу Льюису и его знаменитому циклу «Хроники Нарнии».

Александр Меркушев

Нарния – сказочная страна?

На днях пролистывал блог и наткнулся на замечательные статьи Ксении Кислициной о детской литературе. Сразу же в голове сработала машина времени, и я очутился в глубоком детстве: вспомнился запах мандаринов, игрушки (которые часто хотелось разобрать — во мне умер инженер) и книги…

Когда мне было пять, врачи сделали неудачную операцию, благодаря которой я и по сей день хожу лишь с поддержкой. После хирургического вмешательства (64 надреза на мышцах по всему телу, а поскольку их было две — то все 128) меня мучили сильные боли и абсолютная неспособность что-либо делать. Тогда мама, Царствие ей Небесное, стала читать мне книги вслух (поскольку руки тоже были изрезаны — я даже играть не мог). Помню, с каким волнением я каждый раз ждал вечера, чтобы узнать продолжение полюбившейся повести. Книги мама выбирала чудесные: они подбодряли, укрепляли и даже заставляли забыть о боли на какое-то время. Сперва это был Толкиен («Хоббит», потом «Властелин колец»), позже «Рыцари при дворе короля Артура». Я с детства любил все рыцарское и фэнтезийное. Наверное, то состояние, когда мама читала, я мог бы выразить словами Высоцкого:

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фраз.
И кружил наши головы запах борьбы,
Со страниц пожелтевших слетая на нас.
И пытались постичь мы, не знавшие войн,
За воинственный клич принимавшие вой,
Тайну слова, приказ, положенье границ,
Смысл атаки и лязг боевых колесниц.
Владимир Высоцкий «Баллада о борьбе»


И вот однажды вечером (как вы уже поняли, в силу состояния делать действительно было нечего) мама открыла маленькую книжечку с заманчивым названием «Племянник чародея». До сих пор поражает ум образ Льва, который ходит по бездне и поет, и от этого пения возникают травы, деревья, воды. Вот оно — сотворение мира. В греческом языке Творец звучит как «Поэтос», — и как чудесно, как искренне поэтично Клайв Льюис описал сотворение мира.

Выдающийся протестантский богослов, который в детстве лишился матери и потерял веру, смог оживить известные всем Евангельские сюжеты на страницах «Хроник Нарнии» — здесь они обретают новую удивительную жизнь, раскрывая всю историю мира начиная от сотворения и заканчивая Страшным Судом в «Последней битве», когда Лев (образ Христа из «Откровения» — «Лев, из колена Иудина») производит суд, отделив добрых зверей от злых и лишив последних разума и дара речи. Есть там и антихрист в виде обезьяны Хитра и осла с громким именем Лопух.

6.jpg

Впрочем, обо всем по порядку. Когда мама читала мне, у нас были три отдельные книжки: «Племянник чародея», «Лев, колдунья и платяной шкаф» и, кажется, «Плавание небесного путника» (не судите строго — моя память несовершенна, а с тех пор минуло 20 лет). Но буквально полгода назад я увидел в интернет-магазине подарочное издание и был потрясен: матерчатый переплет, мелованная бумага, золотой обрез страниц, шелковая закладочка… Хотя книга было совсем не дешевой, я не удержался и заказал. В первый же день принялся читать «Племянника чародея» и… впал в жуткий книжный запой. Следом были проглочены «Лев, колдунья и платяной шкаф», «Принц Каспиан», «Покоритель зари», а сейчас, когда есть время, упиваюсь «Серебряным креслом».

7.jpg
Та самая книга, купленная в интернет-магазине

Удивительно, что спустя 20 лет я также с упоением читаю эти книги. Тогда, в пять, я слушал прекрасную сказку о говорящих животных, храбром рыцаре — мыши, сейчас я читаю Евангелие и поражаюсь глубине богословия, заложенной в простые строчки. Вот на этом хотелось бы остановиться несколько подробнее:

«Колдунья знает Тайную Магию, уходящую вглубь времен. Но если бы она могла заглянуть еще глубже, в тишину и мрак, которые были до того, как началась история Нарнии, она прочитала бы другие Магические Знаки. Она бы узнала, что, когда вместо предателя на жертвенный Стол по доброй воле взойдет тот, кто ни в чем не виноват, кто не совершал никакого предательства, Стол сломается и сама Смерть отступит перед ним. С первым лучом солнца» («Лев, колдунья и платяной шкаф»).

Разве не узнаем мы здесь великую тайну самопожертвования ради других? Вместо нас, предавших Бога, Он принимает кару, и с первым лучом солнца начинается новая эра, вечная Пасха. А те девочки, которым Он это говорит, которые просидели у Его тела всю ночь, оплакивая Его заклание, — несомненно, жены-мироносицы.

Но, может быть, есть какой-то отрывок, который мог бы убедить нас, что Нарнийский Лев — это Христос? Есть:

— О, Аслан! —- воскликнула Люси, — Ты расскажешь нам, как попасть в твою страну из нашего мира?
— Я постоянно буду вам рассказывать это, — ответил Аслан. — Но я не скажу вам, долог или короток этот путь: скажу лишь, что он лежит через реку. Но не бойтесь этого, потому что я — Великий Строитель Мостов. А теперь пойдемте: Я открою дверь в небе и отправлю вас в ваш собственный мир.
— Аслан, прошу тебя! — взмолилась Люси, — Прежде, чем мы уйдем, не мог бы ты нам сказать, когда мы снова попадем в Нарнию? Пожалуйста, скажи нам это. И я очень прошу тебя, сделай так, чтобы это произошло скорее.
— Дорогая моя, — очень мягко ответил Аслан, — Ты и твой брат никогда больше не вернетесь в Нарнию.
— Ах, Аслан! — хором вскричали в отчаянии Эдмунд и Люси.
— Дети, вы стали уже слишком взрослыми, — объяснил Аслан. — Вы должны теперь начинать приближаться к вашему собственному миру.
— Но, понимаешь, дело не в Нарнии, — всхлипывала Люси. — Дело в тебе. Ведь там мы не сможем встретиться с тобой. И как же мы будем жить, никогда не видя тебя?
— Но ты встретишь меня там, дорогая моя, — ответил Аслан.
— Разве... разве Вы есть и там, сэр? — спросил Эдмунд.
— Я есть повсюду, — ответил Аслан. — Но там я ношу другое имя. Вы должны узнать меня под этим именем. Именно для этого вам и позволили посетить Нарнию, чтобы, немножко узнав меня здесь, вам было бы легче узнать меня там.
— А Юстас тоже никогда больше не вернется сюда? — спросила Люси.
— Дитя мое, — промолвил Аслан, — Зачем тебе знать о том? Пойдем, я открываю дверь в небе.
(«Покоритель Зари»)


Обратите внимание, что «путь лежит через реку», разве не помним мы, какой сложный символ Библии — вода (начало жизни, символ обновления, но одновременно и образ разрушения, смерти)? Вы чувствуете, какое глубокое богословие в каждой строчке?

3.jpg

Посмотрите, как чудесно описывается смерть славного рыцаря, храброго мышонка:

В этот момент лодка с треском села на мель. Теперь даже для нее стало слишком мелко.
— Отсюда, — сказал Рипичип, — Я поплыву один.
Они даже не пытались помешать ему, так как теперь все, что происходило, казалось предначертанным судьбой или произошедшим когда-то раньше. Дети помогли Рипичипу спустить на воду маленькую лодочку. Затем он снял свою шпажку «Она мне больше не понадобится», — пояснил он и отшвырнул ее далеко в сторону в заросли лилий. Она втолкнулась в дно вертикально, так что рукоять ее осталась над поверхностью воды. Затем Рипичип попрощался с детьми, стараясь выглядеть печальным ради них: на самом же деле он дрожал от счастья. Люси сделала то, что ей хотелось сделать с первой встречи, но чего она сделать не решалась: взяла его на руки и погладила. А затем он торопливо уселся в свою лодочку, взял весло, и течение подхватило его и понесло прочь, превращая в черную точку на фоне лилий. Но на волне не росло никаких лилий — это был ровный, зеленый склон. Лодочку относило все быстрее и быстрее, и вдруг она взлетела на гребень волны. Лишь одно мгновение видели дети ее силуэт и Рипичипа на самой вершине. Затем они пропали из виду, и с тех пор больше никто на свете не встречал доблестного Рипичипа. Однако мое мнение таково, что он добрался невредимым до страны Аслана и живет там и по сей день.

Разве не так мы, христиане, должны воспринимать смерть?

2.jpg

Книга полна приключений и забавных моментов. Помнится, во второй книге, когда Рипичип остался без хвоста, он так мило и забавно объяснял Царю Царей, что хвост — это честь мыши…

А вот еще один потрясающе глубокий диалог, который, собственно, показывает, как мы должны идти по жизни, это уже из «Серебряного кресла»:

Когда Джил увидела воду, жажда ее усилилась в десять раз, но она не бросилась к ручью. Она застыла, как каменная, открыв рот. И было отчего — на берегу ручья лежал лев.
Он лежал, подняв голову и вытянув лапы, как львы на Трафальгарской площади. Джил сразу поняла, что прятаться бесполезно: он взглянул на нее, затем отвел взгляд, как будто хорошо ее знал и невысоко ставил.
«Если я побегу, он сразу догонит меня, — подумала она. — А если подойду, попаду к нему в пасть». В любом случае она не могла сдвинуться с места и не могла отвести от него глаз. Она не знала, долго ли стоит, но ей казалось, что очень долго. Пить хотелось так, что ей уже было все равно, съест он ее или нет, только бы сначала напиться.
— Если хочешь пить, иди и пей.
Это были первые слова, которые она услышала с того времени, как Юстас говорил с нею на краю пропасти. Она оглянулась, пытаясь сообразить, кто это; и снова раздался голос.
— Если хочешь пить, подойди и пей.
Она вспомнила, что Юстас рассказывал о говорящих животных, и поняла, что это лев. Во всяком случае, губы у него шевелились, но голос был совсем не человеческий. Он был глубже, звонче и сильнее — тяжелый, словно золото, голос. Теперь она боялась не меньше, но страх стал каким-то иным.
— Разве ты не хочешь пить? — спросил лев.
— Ужасно хочу, — призналась Джил.
— Вот и пей, — сказал лев.
— Нельзя ли… не могли бы вы немного отойти, пока я пью? — спросила Джил.
Лев только взглянул на нее и глухо зарычал. Джил посмотрела на него и поняла, что с таким же успехом она просила бы подвинуться гору. Дивное журчание воды сводило ее с ума.
— Вы обещаете не… ничего не делать, если я подойду? — спросила Джил.
— Я не даю обещаний, — ответил лев.
Джил так хотелось пить, что, сама того не замечая, она подошла на шаг ближе.
— Вы едите девочек? — спросила она.
— Я проглотил много девочек и мальчиков, мужчин и женщин, королей и императоров, городов и царств, — ответил лев. Он сказал это без хвастовства, сожаления или гнева. Просто сказал.
— Я боюсь подойти, — сказала Джил.
— Тогда ты умрешь от жажды, — заметил лев.
— Вот ужас! — сказала Джил, делая еще один шаг вперед. — Лучше я пойду поищу другой ручей.
— Другого ручья нет, — сказал лев.


Как часто в повседневной жизни мы забываем о том, что есть лишь один источник Воды Живой, как часто глупые страхи и недоверие мешают нам утолить духовную жажду, и как медлим мы, забывая, что от жажды духовной тоже можно умереть.

4.jpg

Я захотел поделиться с вами впечатлениями об этой прекрасной книге, потому что она повлияла на всю мою жизнь. Спустя много лет я стал писать небольшую статью об одной компьютерной игре, которая вылилась в философский четырехтомник на две с лишним тысячи страниц. Моя история — история отверженного миром черного мага. Волей судьбы именно такому человеку выпадает свергнуть языческих богов и открыть людям существование Истинного. Мрачный саркастичный старик и полудемон — единственное в мире существо в демоническом теле, но с человеческим сердцем (оттого имеющее свободу выбора между добром и злом) — явно не лучшие кандидаты на роль спасителей мироздания. И, тем не менее, они тоже встречают Аслана в последней битве со злом, правда, зовут его «Священник последних времен» (помните, «Я есмь Альфа и Омега»?) и выглядит он, как обычный человек…

Пишу я свою книгу и по сей день, и, хотя она рассчитана на взрослую аудиторию, мне порой приятно увидеть в моих «Забытых землях» кусочек Нарнии.

Конечно, я понимаю, что рассказ о моей книге мог кого-то покоробить (хорош миссионер: демоны, черные маги…), но вспомним вот что: когда-то Льюис и Толкиен спорили, может ли чудо стать реальностью, и пришли к выводу, что один раз в истории человечества такое случилось, это было Рождество Христово. И потому я считаю, что любая сказка, восхваляющая Его, пусть даже и устами мага, достойна существовать.

5.jpg

Об авторе см. здесь
Перейти к следующей записи Окаянные дни
Перейти к предыдущей записи Рыжий и Солнышко, или Ещё раз о любви

Комментарии

…любая сказка, восхваляющая Его, пусть даже и устами мага, достойна существовать.

Все-таки это не православный дух, в Евангелии Христос запрещал бесам, чародеям исповедовать Его Сыном Божьим. А сегодня очень модно стало это увлечение магами, колдовством… Так и до оккультизма недалеко… Притом всякие маги, экстрасенсы в современных фильмах, сериалах, передачах предстают перед нами вполне безобидными, чуть ли не хорошими людьми… И как-то забывают люди, или вообще не думают о том, что они – слуги дьявола и никоим образом не могут помогать людям, желать им добра, т.к. дьявол – человеконенавистник и никакого добра от него ждать не приходится…
 
Я, к сожалению, "Хроники Нарнии" не читала, только видела фильм - самый первый, который показали в России лет 6-7 назад (как раз на Рождество ходила в кино). Я тогда была еще студенткой, невоцерковленной, но Евангелие от Матфея читала в рамках курса филологии. И хоть и не подозревала даже, что автор "Хроник" - христианин, но параллель между образом льва и Спасителем сразу бросилась в глаза. Помню, что удивилась тогда... Не скажу, что это сыграло какую-то "миссионерскую роль" в моей жизни, но почему-то врезалось в память.
 
2Марина

Спасибо, хоть не призываете спалить автора вместе с книжками (некоторые ревностные апологеты призывали и к такому).
На самом деле мне кажется можно очень долго говорить о том, что это не православный дух - но тогда можна забыть о миссионерской деятельности в принципе. Представьте себе современного молодого человека, на которого сваливается непонятный язык, странные облачения и слотжные богосллужебные символы - начинающпему это тягостно. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы доносить Евангельские идеи в качестве размышлений мага, реального человека, который не знает Бога, но сталкивается с Ним и пытается Его понять. Если говорить конкретно о моей книге, то там много раз указывается на то, что магия - это дар чудотворения, который получают монахи за высоту своей аскетической жизни. Поэтому никакой экстрасенсорики и оккультизма тут и близко нет.

Дальше, насчет того, что Христос запрещал исповедовать.... а как насчет "от покаяния пришелшия вся в лице другов твоих вчинил еси"? Тут как раз история человека, который ищет Бога, пытается Его понять. А моя история развивается задолго до пришествия Христова, посему данный герой и не мог ничего знать о Христе.

Тоже самое мы видим и у Льиса, он тоже описывает "древнюю магию", которая творилась Богом. Я привожу это в статье "Колдунья знает Тайную Магию, уходящую вглубь времен..." и в этом нет ничего предосудительного.

Кроме того, вопрос - что искать? В Гарри Поттере некоторые тоже сатанизм видят, хотя я лично вижу в нем только примтивизм... можно увидеть слово "магия" и спалить книгу, а можно вчитаться и увидеть за этим соловом авторскую мысль "чудо".


2Анастасия
А меня сейчас удивляет, сколько параллелей в "Хрониках", это дает возможность как бы по новой пережить Евангельские тексты. Когда мы часто что-то читаем или слышим - восприятие притупляется, а это как свежий взгляд на то же самое, в том смысле, что книга помогает по новому, свежо взглянуть на Евангелие, будто бы читаешь его первый раз.
 
Очень люблю "Хроники Нарнии", и вообще Льюиса. Впервые прочитал его сказки во взрослом возрасте - мы их читали вслух по-очереди для маленькой дочки. Конечно, сразу возникли параллели с христианством - аналогия совершенно прозрачна. И я совершенно не согласен, что христианскому духу противоречит упоминание в книге о волшебниках, что среди персонажей есть мифические существа - эльфы, гномы, говорящие животные. Это - совсем не то же самое, что выведение в роли положительных героев колдунов и экстрасенсов в реалистичных передачах и фильмах. "Хроники Нарнии" - это, все-таки, сказка. Причем, для детей. По-моему, не стоит забывать о ее аллегоричности. Ведь и в русских народных сказках полно змеев-Горынычей, кощеев-бессмертных, волшебных клубочков и прочих сказочных атрибутов. В виде сказки детям в доступной их воображению форме преподаются основы нравственности, человеческих отношений, понятия о вере, о добре и зле, о свободе воли и ответственности. Наверное, не надо так формально подходить: "раз есть слово "волшебник" - значит, ересь!"

Кстати, мне очень понравился один момент в книге: дети могут попадать в Нарнию только до определенного возраста. Да, там они совершенно по-взрослому проходят испытания и духовно возрастают. Это дает понять, насколько серьезна духовная жизнь - это не игра даже для детей, битвы настоящие. Но... когда дети вырастают в реальном мире, дорога в Нарнию для них закрывается, и Аслан намекает, что они обязательно встретятся, но... при других обстоятельствах, и они узнают его в другом образе, уже не в виде льва. То есть, образ льва - это, конечно, не совсем образ Христа, но это некое понятное детям представление о влиянии Бога на нашу жизнь, на судьбы мира, о жертве, побеждающей смерть, вообще обо всем том, что маленький ребенок способен почувствовать, но еще не способен полностью осознать разумом в том виде, в каком должен осознавать взрослый христианин.

Может, не будем уподобляться советским цензорам из анекдота, которые в "Мухе-цокотухе" усмотрели и восхваление буржуазии, и пропаганду нетрудовых доходов, и даже намек на ЦК КПСС :)? Строгость - строгостью. а я не от одного человека слышал, что первым толчком в обращении к Богу с последующим приходом к Православию было как раз чтение в детстве и подростковом возрасте "Хроник Нарнии". Наверное, это чего-то стОит?
 
Абсолютно с вами согласен, Василий. Даже для взрослых порой сложно преодолет навязанные клише в отношении Церкви и такие книгги в этом помогают: люди сначала влюбляются в мир автора, а потом узнают Библейские параллели.

Для меня ярким показателем того, что я делаю нужное дело был момент, когда одна из моих читательниц после "Странника" захотела пойти в храм - познакомиться с церковной жизнью.

Насчет образа Льва сам Льюис пишет:

Я не говорю: «Давайте представим Иисуса, как Он есть, в виде Льва Нарнии». Я говорю: «Предположим, была бы такая страна Нарния, и Сын Божий, как Он стал Человеком в нашем мире, стал бы там Львом, и представим, чтобы могло случиться».
 
Очень рада, что наш блог начал взаимно вдохновлять творческих людей на написание новых статей, обмен взглядами на мир, на рассказы о самом любимом и сокровенном. Для меня большим открытием в этой жизни было то, что Святой Дух разговаривает с каждым человеком на языке, понятном только ему. С людьми восторженными, например, общается на языке чудес. Людям рассудочным - говорит через книги, открывающие смысл тех или иных явлений. А Саше нашему - поэту и мечтателю - несёт Истину на языке сказок. Разве это не прекрасно, дорогие? :) Тем интереснее заглядывать в другой мир - мир, воспринимаемый глазами каждого отдельного христианина.

Наверное, у каждого из нас есть драгоценные воспоминания детства. Я тоже помню холодную руку бабушки на моём воспалённом лбу, и её терпеливое чтение. Читала она потрясающе, и даже скучные книжки, заданные по школьной программе, в её устах превращались в театральное действо. Возможно, только благодаря милой бабушке я и полюбила читать. Вот так, через болезни и страдание, через любовь и сочувствие близких Господь ведёт нас к Себе, открывает нам Свою "Нарнию"...

О "Хрониках Нарнии" я впервые услышала, когда была уже замужем. О том, что это совершенно необычная книга, исполненная глубокого христианского смысла, я узнала из журнала "Фома", в котором многочисленные евангельские параллели этой книги разбирались подбробно разными интересными людьми - священниками и филологами. В том числе, ныне покойной главной переводчицей книг Льюиса - Натальей Трауберг - совершенно гениальнейшим человеком. О том, насколько "Фома" считает "Хроники Нарнии" важной книгой в миссионерском служении, можно судить хотя бы по количеству ссылок на сайте журнала, посвященных этому произведению Льюиса.

Мой муж подарил мне "Нарнию" на день рождения. Прекрасный подарок, которому я очень обрадовалась. Но... То ли войти в эту страну может действительно лишь ребёнок (или человек с сердцем ребёнка), то ли пока еще время этой книги для меня не настало, но "Нарния" осталась у меня лежать нетронутой. И больше всего мне хочется прочесть её теперь нашим с мужем будущим детям, сидя подолгу у их кроватки - именно так, как делали это моя бабушка и мама автора настоящей статьи...
 
Виктория Голубкова:
То ли войти в эту страну может действительно только ребёнок (или человек с сердцем ребёнка)
Ну вот, теперь и я могу признаться в том, что так и не прочитала эту книгу - сколько бы ни призывали меня прочесть ее весьма достойные люди, сколько ни слушала ее в отрывках по "Граду Петрову". В детские годы моей дочки о Льюисе у нас еще и слыхом не слыхивали, а так мы бы обязательно ее прочли, и не раз, сын в детстве-юности был толкинистом, и тогда я еще могла читать сочинения сэра Джона Рональда Руэла Толкина если уже не вместе с ним, то из солидарности с ним. А "Хроники Нарнии" он читал уже один. Мой поезд ушел. И очень жаль, потому что Клайва Стейплза Льюиса я очень люблю, и не только "Баламута", но и "Просто христианство", и "Любовь", и пр. Так же, кстати, как сэра Гилберта Честертона.
Спасибо Вике за ее светлый комментарий.
 
На самом деле мне кажется можно очень долго говорить о том, что это не православный дух - но тогда можна забыть о миссионерской деятельности в принципе. Представьте себе современного молодого человека, на которого сваливается непонятный язык, странные облачения и слотжные богосллужебные символы - начинающпему это тягостно. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы доносить Евангельские идеи в качестве размышлений мага, реального человека, который не знает Бога, но сталкивается с Ним и пытается Его понять

Ничего против миссионерства не имею, но нужно же выбирать методы. И зачем смешивать понятия? Маг есть маг, белый он, черный или серый. Как маг вообще может быть миссионером, нести Евангельские идеи? Почему же тогда апостолы запрещали колдунье исповедовать Христа сыном Божьим, и сам Христос запрещал бесам прославлять Его? Или может эта колдунья и бесы также хотели быть миссионерами…?
А насчет современного человека, для которого и богослужебный язык непонятен, и облачения и сложное богослужение отталкивают, так про это уже немало говорено. Не должна Церковь подстраиваться, опускаться под требования современного человека, а наоборот,подтягивать его до своего уровня.

Если говорить конкретно о моей книге, то там много раз указывается на то, что магия - это дар чудотворения, который получают монахи за высоту своей аскетической жизни

Опять подмена понятий. Монахи за высоту своей аскетической жизни получают дары прозорливости, исцеления и т.д. А магия, да – это дар чудотворения, но совсем другого толка, этим «даром» будет обладать антихрист, это фокусы, которыми он будет прельщать людей.

И вообще, я считаю, не полезно уводить людей в мир фантазий, всякого "волшебства"». Мечтательность – это грех. Мы спасаемся через смирение. А смирение, как учат Святые Отцы – это реальный взгляд на самих себя. Раньше, в православной Руси, детям читали жития святых, и это было намного полезнее для их душевного устроения. Могу предположить, что святая София своим детям Вере, Надежде и Любови также читала жития святых, а не произведения, подобные Гари Поттеру и т.п. (в том числе сказки про змея-горыныча, Кощея бессмертного, бабу ягу…), поэтому они и смогли совершить подвиг самопожертвования ради спасения души, не устрашились перед предстоящими мучениями. Это - дух Христов, а не всякое волшебство, магия… Хотя для нашего времени может это действительно единственный путь прийти ко Христу, Бог и зло претворяет в добро, только бы душа человека спаслась, не могу судить. То, что я написала, это лишь мое субъективное мнение, «Хроники Нарнии» я сама не читала (жаль было времени), поэтому не могу объективно судить о духовной ценности этой книги. Меня просто в этой статье смутило, то, что героями сегодня становятся черные маги, на слуху постоянно такие богопротивные понятия, как «Тайная магия», маги, чародеи… Это повальное сегодня увлечение людей, особенно детей, магией, волшебниками, чародеями (даже вампиры уже становятся героями), то, что дети воспитываются на этом, люди просто уже привыкли к этим понятиям и думают, что здесь – истинная духовность. У меня «Тайная магия», маги, волшебники и чародеи ассоциируются с такими словами как лжедуховность, прелесть… Я считаю, что не нужно смешивать понятия, приучать людей к тому, что магия – это хорошо, у людей и так путаница в головах, не различают, где зло, где добро. Если маг – хороший человек, несет Христовы идеи, так значит, получается, можно ходить к колдуньям, магам, пользоваться их услугами? Уже само то, что маг и Христос ставятся рядом… Люди особо не будут разбираться, где маг «хороший», где «плохой», в духовной области обычный человек плохо ориентируется. Знаю, о чем говорю, у меня мама, бабушка (не говорю уже об известных мне случаях знакомых) в свое время ходили "по бабкам", мама - узнать будущее, бабушка меня в детстве в деревне водила к "бабке" заговаривать бородавку. Бородавка то прошла, только я потом "лунатить" начала, по ночам во сне по квартире разгуливала... Я то потом этот, хоть и непроизвольный, грех исповедала, но бабушка по-прежнему считает, что эти люди несут добро, и переубеждать ее бесполезно.. Этим духовным невежеством людей также пользуются различные сектанты, которые часто подходят к людям на улице, чтобы указать им «путь к истине, к свету», предлагают людям поговорить о Христе. Ко мне периодически такие «носители истины» подходят, но не на того, как говорится, нарвались, после пары слов быстро ретируются в поисках новых жертв… Сам Христос говорил, что многие придут под именем Моим… Поэтому желаю вам героями своих историй не выбирать черных магов и чародеев, чтобы не вводить людей в заблуждение…
 
Спасибо дорогие Вика, Настя, Людмила Александровна - приятно встречать единомышленников. Оченнь промыслительно, что даже чере книгу и статью о книге Господь всех нас соединяет, тепло от ваших комментариев и вспоминаются слова "Да единым сердцем и едиными усты...". Особенно, Вика, меня тронуло упоминание о маме - столько образов опять ожило в памяти...

Марина, для вас так принципиальны слова? Простите за резкость, но вы сейчас занимаетесь буквоедством: для меня нет разницы, сказать дар исцеления или заклинание исцеление, если мы говорим о книге. И какие же методы вы предлагаете? Скучный бубнеж? Интересно ваше отношение к о.Андрею Кураеву, который вообще разницу между наукой и религией объъяснял на примере дерьма - тоже как-то не по-христиански выходит?

Вот именно, дорогая, подтягивать! А как, скажите, подтягивать? Для этого и существуют миссионеры, которые через вот такие доступные и понятные вещи, в чем-то примитивные, в чем-то слишком утрированные доносят истину.

Кроме того, вы пытаетесь смешивать реальность с творчеством. В жизни не может быть хороших магов, а вот в книге - почему нет? Может и Гендальф у Толкиена - исчадье ада? Правда больше на Христа поххож. Очень хочется обратиться к вам словами Льюиса из этой статьи "Учитесь узнавать Меня под другими именами".

Вы говорите о духе Христовом, но что мешает вам увидеть Его в других произведениях? Я тоже очень ревностно отношусь к чистоте вере (не принимаю Евангельских посиделок за чаем и уик-эндов Святаго Духа (увы и такое бывает...), недавно с горяча фирму производителя курительных трубок чуть сектой не обозвал. Но литература дает нам удивительную возможность взглянуть на известны Евангельские события.

Сегодняшним детям бесполезно читать Святых отцов, практически бесполезно. Я пытался с восьмилетним племянником в лоб говорит о Боге - дохлый номер (ему тупые мультики подавай, каки там маги - там такие сущности, что я и вообразить не мог) подрастет - буду прививать Нарнию.

Вы говорите о подмене понятий, но от того, что я назову солонку чашечкой с солью - подмены понятий не произойдет. А если размышления мага, пусть и черного, приводят людей к желанию пойти в Церковь - я считаю, что это говорит само за себя.

Знаете, Марина - коренная разница между нами в том, что я в каждой истории пытаюсь увидеть Христа (дар творчества несомненно от Бога, и даже в самом безбожном произведении можно найти отблески Его славы), а вы всюду ищите антихриста и похоже каждый из нас находит свое. Недавно меня спросили насчет оодного американского сериала про ведьм и демонов (сериал на уровне подростков), я посмотрел ряд серий и даже там чя увидел христианские вещи: как искренне из любви пытается носитель зла стать добрым, как любовь пробуждает в нем давно забытую человечнось, как он страдает от своего невольного служения тьмы и погибает от рук любимой - так вот я в этом увидел подлинное покаяние, как глубину борьбы с самим собой.

В "Последней битве" Льиса есть удивительный момент: Бог своим созданиям дарует пищу, которая возникает перед ними, а они начинают грязно жрат её не увидев чуда, не поняв откуда это дано. Искренне желаю вам не оказаться в подобной ситуации.
 
Анастасия Коренькова написал(а):
Присоединяюсь!

И я присоединяюсь! :)

Меня к чтению приучила мама, спасибо ей огромное! Очень хочется, чтобы мой ребенок тоже читал. Многие говорят: «Сейчас другое время, другие дети…», и конечно доля истины в этих словах есть, информация стала более доступной. Для того чтобы узнать что-то новое и важное достаточно погуглить, не нужно просиживать часами в читальных залах с многотомниками в обнимку. И мы, взрослые, считаем, что это нормально. А дети… они же наши дети… Но буду стараться.

И у меня есть список «желанных книг», которые в детстве и отрочестве пропустила… Тоже живу надеждой, что наверстаю, в том числе и «Нарнию», вместе с Марусей…

Александр, Вам низкий поклон, за искренность, теплоту и щедрость души! Миссия - дело Вашей жизни, и думаю, этот труд не легкий, но очень благодатный... Божией помощи Вам!
 
Мне близок мир сказки - добра, любви и гармонии (хотя это обобщение нельзя отнести ко всем сказкам). "Хроники Нарнии" замечательная книга, конечно, в первую очередь для детей, но и для взрослых тоже. Я бережно храню в памяти свои детские впечатления. Пусть во взрослой жизни я более рациональна, но память детства, все равно любит сказку...
Спасибо, дорогие Настя, Саша, Вика, Людмила Александровна, Светлана (Светик)!
 
Слова имеют очень большое значение, т.к. информацию люди получают через слова, и Бог мир сотворил Словом. Каждое понятие обозначается своим определенным словом, и люди через это слово получают информацию, раскрывают для себя смысл понятия. Если я слышу слово «колдунья», «маг», «гадалка» и т.п., то у меня в голове сразу возникают вполне определенные ассоциации и эмоции. Зачем искажать смысл понятия, обозначая его словом, противоположным по значению? То, что вы вкладываете в это слово другой смысл, не служит оправданием. Вы этим самым вводите в заблуждение и себя и других. Магия – есть магия, а дар чудотворения в православном смысле обозначается словами «исцеление», «прозорливость» и др. Насчет «скучного бубнежа», неужели, чтобы увлечь читателя, обязательно нужно оперировать такими противными христианству понятиями как «магические знаки», «тайная магия», «чародеи», «колдуньи», зная отношение Бога к подобным персонажам, когда сам Господь сказал, что это – «мерзость перед Богом»? Читателя нужно не развлекать, а помогать ему разобраться, где добро, а где зло, а не вводить его в заблуждение, искажая смысл слов, что бы лично Вы под ними не подразумевали. Нельзя доносить до читателя христианские ценности, истину через уста подобных лиц, «мерзких перед Богом»! Сам Господь запрещал это. Или для Вас Евангелие – пустой звук? Сказано: «Кто от Бога, тот слушает слова Божьи; вы потому не слушаете, что вы не от Бога». Дальнейший спор считаю бесполезным. Тем более с учетом многих ваших фраз, вроде как «В жизни не может быть хороших магов, а вот в книге - почему нет?». Даже скучно объяснять влияние книги на человека, на формирование его мировоззрения. Это же прописные истины. А Вы подобно протестантам (не зря автором так полюбившихся Вам «Хроник Нарнии» является протестант) слишком произвольно «орудуете» словом, чтобы с Вами можно было вести конструктивный диалог. И для меня авторитетом является не протестант Льюис, изрекший, как Вы цитируете, фразу: "Учитесь узнавать Меня под другими именами", а Евангелие, где Христос говорит: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос»,“Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною”, «За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса». Неужели нужно воспитывать детей по протестанским книгам? Не обязательно детям сразу читать Святых отцов, для них это действительно будет «твердая пища». Но ведь есть же хорошие православные детские авторы, в конце концов, Библия, переложенная для детей.
 
Дорогая Марина, Ваша забота о чистоте языка и будущих поколениях, безусловно, заслуживает уважения. И не лишенные здравого смысла критические замечания молодому автору очень даже могут пойти на пользу. Главное - научиться доносить их бережно, в уважительной форме и в подходящий для автора момент, помня главную Божию заповедь - "не убей".

Мы очень редко задумываемся о природе творчества и чувствах творческого человека, о его сомнениях в себе и связанных с этим муках творчества. А между тем, природа эта - от Бога. И она настолько хрупка, что одно неосторожное критическое замечание (особенно, сказанное публично) может зарубить весь творческий процесс на корню, убить в человеке "творца"!

Великий Уолт Дисней поступал очень мудро. Он поделил всех участников рабочего процесса на "мечтателей", "реалистов" и "критиков" и разместил их на отдельных этажах. Сообщение "мечтателей" (тех, кто генерирует какие-либо идеи) и "критиков" (тех, кто отслеживает риски и заботится о чистоте искусства) друг с другом исключалось и реализовывалось только посредством "реалистов" - людей, которые способны отличать конструктивную критику от неконструктивной и претворять дельные замечания в готовые планы по усовершенствованию идей "мечтателей".

У нас в блоге нет возможности такого разделения и нет задачи критически разбирать творческие работы отдельных участников. Но есть цель - "свидетельствовать с любовью о подлинной красоте Божьего мира и лучших проявлениях человеческой души, опираясь на идеалы гармонии и добра". Если мы все вместе, каждый на своём месте и в меру своих способностей, будем заботиться о соблюдении этой задачи, то мир действительно станет лучше и добрее. И ни к каким колдунам и экстрасенсам людям ходить не понадобится.

С уважением к Вам и благодарностью за проявленное к блогу внимание.
PS. А Вашей отнюдь не бесполезной роли "критика" мы постараемся подыскать достойное применение в каком-нибудь совместном творческом проекте. :)
 
Дорогой Александр, Вы сказали очень важные слова, что стараетесь увидеть в каждой истории хорошее.
Поэтому мне хотелось бы призвать форумчан и в сообщении Марины увидеть хорошее, и для этого стоит попытаться понять её мнение.

1. У детей могут сложиться неверные позитивные ассоциации со словами "колдунья" и т.д., которые они потом могут помешатъ им понять, что колдовать это плохо и т.д., причём ассоциации могут сложиться на подсознательном уровне. Поэтому важно называть вещи своими именами, особенно детям.

2. Помню историю про одного святого, который увидев проститутку заплакал потому что не заботился так о своём спасении, как она о теле и о загубленой душе этой девушки. НО, это был святой, а ребёнок не владеющий своими страстями мог бы (в зависимости от зрелости) почувствовать совсем противоположное. Не известно куда потянет ребёнка услышавшего истину от мага - к Богу или к магу. Ребёнок ещё не в состоянии, как святой видеть во всём Христа, поэтому лучше ограждать его от понятий связанных с магией и т.д.

3. Не достаточно быть просто хорошим человеком и даже не достаточно просто верить в Бога ведь «И бесы веруют и трепещут» (Иак. 2, 19). Есть много высоконравственных верующих людей, но не каждого можно назвать православным христианином. Поэтому Евангелие, рассказанное через призму художетсвенной литературы уже не свет солнца, а лишь отражение его луной. Первоисточник всегда лучше обработки.

Компромис: Хроники Нарнии является одной из лучшик аллегорических обработок библейских мотивов. НО прежде чем знакомить с ней детей желательно, чтобы у них уже были верные ассоциации с некоторыми используемыми в ней понятиями. Разумеется предпочтительнее произведения где не используются понятия "маг" и т.д., но если у ребёнка укоренились правильные понятия, то ребёнку от "Хроник" будет намного больше пользы чем вреда.
 
Виктория, меня больше заботят не чувства творческого человека, а то влияние, какое его творчество может оказать на людей, в частности на детей. На творческом человеке лежит большая ответственность, т.к. он перед Богом будет отвечать, как он использовал тот дар творчества, который ему дан Богом: "Кому много дано, с того много и взыщется", «Горе тому, кто соблазнит единого из малых сих», «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море».

Мы очень редко задумываемся о природе творчества и чувствах творческого человека, о его сомнениях в себе и связанных с этим муках творчества. А между тем, природа эта - от Бога. И она настолько хрупка, что одно неосторожное критическое замечание (особенно, сказанное публично) может зарубить весь творческий процесс на корню, убить в человеке "творца"!

Возможно, мои замечания были резковаты – говорю, как думаю, как лежит на сердце. Но я же вижу по ответам автора, что человек упорно игнорирует Евангелие, в частности запрет Христа бесам, магам, чародеям и прочей нечисти нести слово Божье. Мы же не протестанты, чтобы так произвольно и кощунственно обращаться с Евангелием, что-то принимая из него, а что-то, что «не льстит нашему слуху», пропуская мимо ушей. И если творческий человек настолько горд и упрям, чтобы смириться перед волей Христа, перед Евангелием, лишь бы продвинуть СВОИ творческие идеи, то по мне пусть его творческий процесс лучше будет зарублен на корню и подобный «творец» будет убит в человеке, иначе он может такого натворить, что потом долго не расхлебаешь… Мне кажется, это было бы лучше и для него самого, ведь ему же перед Богом отвечать за каждое праздное слово и за его последствия, и для читателей, которых он вводит в соблазн.
 
Очень напрасно Вы, Марина, мало заботитесь о чувствах творческого человека. :) В каждом человеке живёт Христос, и каждого человека нам заповедано любить, как самого себя. Мы же с Вами заботимся о своих собственных чувствах и не любим, когда нас критикуют публично, верно? ;)

А что касается Ваших опасений насчёт возможного негативного влияния Сашиных произведений на детей и его личных христианских качеств, то, я думаю, заботу об этом можно смело доверить Господу. Не будем забывать Его слов:
«Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.» Рим. 14:4

Лично я очень верю, что Сашино творчество никому не повредит, а только послужит Господу. У него есть замечательный любящий духовник, с которым наш автор согласует свои труды. И, будучи ревностным христианином, Саша, конечно же, никому сознательно вредить не станет. А если по неведению Саша и сделает что-то не так, то Господь поможет ему через добрых и заботливых читателей увидеть эти недочёты и исправить их в новой редакции.
 
Вы правы, Виктория. Никто не давал мне права критиковать человека. У меня не всегда получается отделять поступки от человека. А критика иногда и полезна человеку, в мой адрес в том числе, а особенно, как мне кажется, творческому человеку. Творческие люди часто грешат самолюбием и тщеславием, а это не есть хорошо… J
«Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо». Может меня Александру Бог для смирения послал…J Для критикуемого – польза, для критикующего – грех, так что тут я в убытке осталась…

Но в отношении некоторых «магических» аспектов творчества автора я все же остаюсь при своем мнении.
Для меня странно, что духовник одобрил все это увлечение магической терминологией… Я все еще нахожусь под впечатлением от трудов Паисия Святогорца, где он говорит о подобных вещах, связанных с магией, колдовством – третий том «Духовная борьба», где он на примерах в четвертой части «Черные силы тьмы» рассказывает о случаях увлечения людьми магией, колдовством, как эти темные силы не отпускают человека, который хоть раз вступил с ними в контакт, как трудно человеку вырваться из этого «магического круга», хорошо говорит про «магические чудеса», об их природе. Опасность этих вещей слишком велика, чтобы делать таких персонажей, как маги и чародеи, привлекательными в глазах людей:
Вот ссылка на четвертую часть третьего тома: http://azbyka.org/otechnik/?Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3=4

Хотелось бы, Виктория, видеть мир Вашими глазами, в светлых тонах, и уметь как Вы видеть во всем только хорошее. Но я, к сожалению, не обладаю такой способностью. Очень резко сегодня ощущаю, что «мир лежит во зле», не могу не видеть все духовные опасности и не предостеречь от них, если они мне бросаются в глаза. Особенно если дело касается детей, не имеющих опыта духовной борьбы и очень уязвимых для всех этих соблазнов и ловушек мира. Мне кажется, что тут смолчать было бы бóльшим грехом, чем уязвление самолюбия творческого человека… Из двух зол я выбрала меньшее…
 
Геннадий1 написал(а):
Поэтому мне хотелось бы призвать форумчан и в сообщении Марины увидеть хорошее, и для этого стоит попытаться понять её мнение.

Гена, спасибо за любящий и конструктивный взгляд "реалиста"! :) Вот как раз таких людей Уолт Дисней ставил посредниками между "критиками" и генераторами идей.

Я тоже считаю, что в сообщении Марины есть здравое зерно, к которому Саша, при желании, может прислушаться. Единственное, не хотелось бы так грубо делить творчество великих писателей (я сейчас о Льюисе) на белое и чёрное по принципу "есть маги или нет магов" или "протестант автор или православный".

Одной из моих любимых сказок была и остаётся "Маленькая Баба-Яга" Пройслера, в которой именно персонаж, номинально принадлежащий к разряду "нечести", проявил истинно евангельское отношение к людям и героически сжёг колдовские книги других ведьм. До сих пор люблю петь песенку из одноимённой отечественной постановки по этому произведению: "доброе дело делайте смело!" :)

И мне кажется очень самонадеянным судить о достоинстве произведений исключительно по вероисповеданию их авторов. Георгий Свиридов, например, считал себя православным, но не причащался. Пушкин пришёл к вере уже ближе к смерти. А Иоганн Бах вообще был лютеранином. Что же теперь, творчество этих признанных человечеством гениев считать порождением зла?.. Слово "православный" - не бренд, а звание, которое каждому из нас еще надо заслужить.
 
Марина: Для меня странно, что духовник одобрил все это увлечение магической терминологией…
Все же вмешаюсь и уточню: по всей видимости, Виктория имела в виду духовническое окормление творчества Александра как такового, но никак не конкретных статей, тем более нынешней: отец Константин уже второй месяц не может выкроить время для своего-то собственного творчества, что уж говорить о нюансах творчества пасомого:). Добавлю, что, к примеру, меня он благословил на ведение блога как такового, и лишь в очень редких случаях (когда затрагивается какая-то особо важная тема) я прошу его прочесть запись в черновике, до публикации.
А вообще дискуссию эту, наверное, лучше закончить: в этом споре истина явно не родится.
 
Сверху