Но независимо от нас тут всех, от того как кто мыслит, сама по себе богословская проблема конечно есть.
о.
Георгий Максимов сформулировал одну сторону проблемы: если есть спасение вне Церкви, то зачем мы в Церкви, зачем мы спасаемся Христом если можно спастись и не зная Христа?
Сергей Худиев поставил другой вопрос: если Гааз погиб, имея надежду на Христа, тогда и моя надежда на Христа, очень очень шаткая. Если Христос не спасает тех, даже кто поверил слову Евангелия, то на чём моя надежда на Христа?
Возникают и многие другие вопросы. Вопросы веры, спасения. Причём нашей веры и нашего спасения.
Так слова "можно спастись и вне Церкви" звучат ужасом веры, - "Церковь не нужна, ни вера, ни Крещение".
И таким же ужасом веры звучат слова "можно погибнуть, надеясь на Христа Спасителя". Это вызывает такое же страшное сомнение в Боге.
Да и слова о том, что добрые дела, всё лучшее в человеке не имеет значения, это значит обесценивать любовь. Но мы же и верим в Бога-Любовь. Если человек любящий, знающий любовь, выбирающий любовь, но не знающим имени Христа идёт в ад, только и Христос это только имя, а не любовь.
Можно поставить вопросы и про апокатастасис.
Если ад бесконечен, значит желание Бога, чтобы все спаслись никогда не исполнится. И как же тогда Бог будет всем во всём? Тогда и творение, которое было для бытия и счастья, сломалось навсегда.
Если ад конечен, то как же свобода воли, которая требует возможности говорить Богу "нет" даже вечно?
Может быть это самая сложная тема для православия, если идёт целый набор столь трудных вопросов и взаимоисключающих выводов. Не говоря уже о вторичных и смежных вопросов, в теме я их уже поднимал.
Я конечно ответов на эти вопросы не знаю. Мои оппонентам я возражал именно вопросами, которые слишком сложны, чтобы дать простой, исчерпывающий и непротиворечивый ответ. Деление радикал/модернист тут ничего не решит.
Но кое-что я могу сказать.
Отвечая на вопрос о.Георгия "если есть спасение вне Церкви, то зачем мы в Церкви", я скажу: мы затем веруем во Христа, что Он наш Бог и Спаситель. Уже в силу того, что Он Бог в Него следует верить. Если Христос нам нужен только для того, чтобы не попасть в ад, то наверно Сам Христос то нам на деле и не нужен. Это было бы уже спасение без Спасителя.
Христос Спаситель - это вера христиан. Без Христа спастись действительно невозможно. Как невозможно без Бога вообще возникнуть в бытии. Если мы и говорим о спасении еретиков, иноверцев, атеистов, да хоть про апокатастасис, то даже тема "спасение вне Церкви" не означает "спасения без Христа". Как без Бога невозможно существовать, поскольку только Он поддерживает всё в бытии, так и спастись - хоть в Церкви, хоть вне Церкви - невозможно без Христа.
И как иллюстрация на тему:
про благодать вне Церкви...
Если Дух Святой может совершать Таинства вне Церкви, тогда и спасение вполне возможно помыслить аналогичным образом.
Вообще, стоит сказать - и наверно как раз в этом основа для осмысления проблемы - что Христос не только Спаситель, Он
уже спас всех.
Говорит Апостол Павел:
Посему, как преступлением одного [Адама] всем человекам осуждение, так правдою одного [Христа] всем человекам оправдание к жизни.
Если мы уже все - все люди - спасены, то вопрос "кто спасётся" звучит уже по другому: кто воспримет спасение, кто на него согласится, кто может его принять?
Спасены все. Но очевидно не все спасения хотят.
Христос и в ад сходил и там проповедовал, но очевидно, что по меньшей мере сатана и демоны выйти из ада не захотели.
Это вопросы не могут быть просто решены. Они слишком сложны и взаимопротиворечивы.
Что тут сказать?
Я верую во Христа, я надеюсь, что Он меня спасёт. Даже вернее я верю, что Он меня спасёт. Это за себя я не могу поручиться. А за Христа я уверен.
Что же до остального человечества. Не буду повторять все вопросы и проблемы. Но знаю, что Христос спас всех. И мне правда странно думать, что масштаб Жертвы Христа сужается и суждается, вплоть до того, чтобы вера во Христа до смерти и то была бы недостаточной. Нет. Я могу найти нравственно-этический выход только в другой бинарности: можно только свободно отречься от Христа и уже совершённого спасения, можно сознательно захотеть остаться в падшем бытии, может даже наоборот нужно совсем отречься от добра и любви, чтобы не иметь со Христом ничего общего, до невозможности с Ним быть. И тогда уж Бог точно не потащит человека в Царствие Своё силой.
Ну вот я думаю примерно так, из того, что я знаю и могу воспринять. Весь же массив проблем и вопросов этой темы, я конечно не в состоянии разрешить.