Строго говоря в нашем понимании спасения-не спасутся,как бы католикам это не нравилось.
Об этом уже была тема и вообще это в нашей теме оффтоп.
Так, что не будем слишком снова поднимать тут этот вопрос. Так что кратко.
Для начала несколько статей с правмира.
http://www.pravmir.ru/o-xristianskom-vysokomerii-inovercy-ne-spasutsya/
http://www.pravmir.ru/sergey-hudiev-otvergaet-li-hristos-katolikov/
http://www.pravmir.ru/lyubov-vazhnee-dogmatov/
http://www.pravmir.ru/o-spasitele-i-spasitelnoy-traditsii/
Вот статья по последней ссылке очень важная.
Она о том, что собственно является предметом православной веры. Во кого, во что мы верим: во Христа или в Церковь? Как спасаемся, кто, что нас спасает: Христос или Церковь?
Предметом упования и основанием надежды вечного спасения тут является не набор вероучительных положений или духовных практик, но определенная Личность – Бог, явленный в Иисусе Христе.
...
Это личное упование не может существовать без догматической веры.
Христианство догматично именно потому, что оно личностно. Разве нельзя – иногда спрашивают люди – просто следовать учению Иисуса, без всех этих догматов? В реальности нельзя, потому что как только мы откроем Евангелие, мы обнаружим, что значительная часть учения Иисуса – это Его учение о Самом Себе. Более того, Он требует веры именно в Него самого.
Это важно подчеркнуть – в
центре нашей веры стоит не учение, не
традиция, не знание, не обряд (хотя всё это в ней, несомненно, присутствует), но определенная Личность – Господь и Спаситель наш
Иисус Христос. Поэтому в отличие от других религиозных традиций, для которых главным вопросом является «в чем состоит учение нашего основателя (или основателей)», для христиан главным является вопрос, который сам Христос ставит перед учениками – «а вы за кого почитаете Меня?»
(Мф.16:15).
...
Вера в Иисуса также неизбежно связана с
традицией – ибо мы и узнаем имя Христово не иначе, как от предыдущих поколений христиан. Вера – это то, что мы воспринимаем от других людей.
Поэтому не существует личного упования на Христа без догматики и без традиции. Однако здесь возможно – и происходит – определенное смещение. Чтобы обозначить его, нам стоит поставить вопрос: «Что именно является содержанием спасительной веры?»
На что мы надеемся? На Господа нашего Иисуса Христа – о Котором свидетельствует нам традиция – или на традицию как таковую?
В первом случае грешника спасает Христос, Он лично, непосредственно. Во втором – грешник спасается следованием правильной традиции – основанной Иисусом Христом и с тех пор соблюдаемой истинной Церковью.
В первом случае ответом на вопрос о нашем уповании является Христос; во втором – созданная Им спасительная традиция. В первом мы видим Христа, скорее, как пожарника, вытаскивающего людей из горящего здания или спасателя, вытаскивающего их из воды – каждого лично и непосредственно.
Во втором – как врача, который пришел в район, пораженный эпидемией, привез лекарства, установил медицинское оборудование, проинструктировал местных жителей, как всем этим пользоваться, и удалился. Спасает людей не врач непосредственно, а верное следование установленной им технологии лечения; если эта технология нарушена, а медицинские приборы из-за неумелого обращения выведены из строя, увы, наследие врача делается бесполезным – даже если люди призывают его имя и полагают себя его учениками.
В первом случае традиция есть средство, через которое нас достигает Христос; ибо Он достигает нас не иначе, чем через традицию, и мы не знали бы и имени Христова, если бы оно не было передано нам от предыдущих поколений христиан. Она спасительна, потому (и только потому) что вводит нас в спасительные отношения с Христом. Во втором – спасительны именно отношения с
традицией, хотя она и черпает свою спасительность от Христа.
В этих случаях мы по-разному отвечаем на вопрос «на что я надеюсь». В первом случае ответ «я надеюсь на Иисуса Христа»; во втором – «я надеюсь на то, что я принадлежу к истинной традиции».
Невозможно иметь личную веру – и не иметь догматической. Однако обратное неверно – догматическая вера может существовать без личного упования.
...
Конфликт между Господом и фарисеями – это не конфликт между хорошим человеком и плохими, безбожными людьми. Это конфликт между Богом и людьми хорошими и набожными – более того, людьми, которые рвались послужить Богу. Так, как они сами считали нужным и правильным.
Я полностью солидарен с Худиевым. Это принципиально важный вопрос - каков предмет моего упования.
От ответа на него зависит всё. И моя личная вера, моё собственное спасение, и ответ на вопрос, кто вообще может спастись и собственно содержание проповеди, что собственно мы проповедуем людям: Христа или православие и Церковь?
Свой выбор я сделал. Я надеюсь на Иисуса Христа. На Него и только на Него.
Поэтому Ваши слова для меня ужасны:
В историческом аспекте,даже понимание того что
Иисус Христос есть Бог,искренняя вера в это,не давало никаких гарантий.
Если так, то у меня нет никаких гарантий и вера пуста и как говорит Апостол:
И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
Если упование на Христа не достаточно, тогда нет никакой надежды. Мне грешнику не на кого и не на что более уповать, кроме как на Иисуса Христа, Спасителя моего. Если надежда на Христа не достаточна, тогда бессмысленна уже проповедь Апостолов и всё православие пусто, потому, что не может быть ничего и ни кого больше Христа, Он Совершенен и ничто не может Его дополнить, и нет ничего, что Ему бы недоставало.
Спасение - это Сам
Иисус Христос. Он - Спасение.
И Спасает Христос, Он и только Он. Он сотворил человека, Он спас человека, Он будет судить человека. Он и только Он.
Ни Православие, ни Церковь сами по себе не имеют никакой ценности и спасительности. Худиев абсолютно прав: вера догматична, но именно что догматика проистекает из познания Христа, а не наоборот. Церковь от Христа, но не Христос от Церкви. Это именно Церковь всецело зависима от Христа. Не Церковь помазала Иисуса, а Он Христос установил Свою Церковь. Церковь Его Невеста, Жена. И
муж через жену, но
не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. И вся спасительность Церкви и Традиции полностью зависима от Спасителя. Кроме Самого Христа в Церкви нет никакого источника Спасения. И сама по себе Церковь никакого спасения дать не может. Как Ева - ребро Адама, так и Церковь - Тело Христово, и только поэтому в самой жёсткой и одновекторной связи Церковь имеет смысл.
Поэтому выражение "вне Церкви нет спасения" не так верно. "Вне Церкви нет спасения" означает, что "вне Церкви нет Христа". Но это выражение логически неверно. Нужно восстановить верные причинно-следственные связи. Не верно выражение "вне Церкви нет Христа", верно, что "вне Христа нет Церкви". Не Церковь причина Христа, а Христос - причина Церкви. Поэтому верно говорить "без Христа нет Церкви", и "без Христа нет Спасения".
Так и догматы сами по себе не спасительны. Все догматы следствие познания Христа, а не наоборот. Догматы не спасительны, но они лишь говорят правду о Спасителе, описывают объективную реальность, помогают выстраивать со Спасителем верные отношения, удерживают от заблуждений, которые искажают реальность и соответственно мешают познавать Христа и отношениям с Ним.
Даже исполнение Заповедей не может ещё само по себе ввести человека в отношения со Спасителем. Тем более
делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть. И
кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
И да, если мы не поставим в центр нашей веры и упования, нашего спасения Самого Христа, то вот без этого "протестантизма" не будет никакого настоящего Православия.
И скажу, что "радикальный православный фундаментализм", где все католики идут в ад, потому, что не православные, потому, что вне Традиции, вне Церкви - то такие воззрения, только кажутся логичными и верными, но боюсь, тут как раз имеет место искажение причин и следствий, о чём я говорил выше. У них выходит, что Церковь спасает, Церковь становится источником Спасения, Церковь становится Спасителем. То есть новым богом. И тут уже верные не
спасаемые, как говорит Апостол, а спасители. Это либо приближается к границе, либо переходит границу ужасной ереси -
экклесиолатрии, где поклонение воздаётся Церкви, будто Она - Бог.
И пример иудеев тут очень, очень к месту.
Иудеи отвечали ему: мы имеем закон
Худиев снова прав. Фарисеи были глубоко верующие люди, более того, они имели Закон от Бога и на Закон всецело полагались, и не ошибались в этом - Закон был от Бога. Они имели Закон от Самого Бога. И не без основания на него уповали. Но вот забыли, что Закон от Законодателя, что весь Закон имеет смысл и ценность лишь благодаря Законодателю, Богу. Но для них Закон становился самоцелью и Божественное дарование и освящение Закона затмило Самого Бога. И фарисеи служили Закону, а Господу не послужили и против Него Самого направили силу Закона.
7 Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? 8 Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
Сколько раз христиане журили иудеев за их национализм, так скажем! А ведь в этом иудеи в части правы - они от Авраама, они созданы в Аврааме Богом, они наследники Обетования и Завета, они Народ Божий, Его собственный, освящённый, святой. Как ревновал Бог за Народ Свой, из Египта вывел, Сам сражался за Израиль, и какие великие чудеса сотворил! И благословил и размножил и было и иудеев, что не было ни у кого - Сам Господь водил их, Шхина была в Храме, освящая весь Израиль, когда язычники ходили во тьме. И всё это верно, и Бог верен Своему Слову, все Свои обещания исполняет.
Но вот, смотрите, пророк Иоанн говорит народу:
не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Вы верно имеете, говорит, всё от Авраама, и Благословение, и Закон, и Завет и Любовь Божию, но всё будет это для вас бесполезным, если не
сотворите же достойные плоды покаяния. Всё, что вы имеете имеет ценность и действенность только благодаря Яхве, а без Него и против Него всё ничтожно.
И вот они отвергшие Христа, Бога Израилева, отпали от Народа. Имеют в Аврааме благословение, но не могут реализовать. От Самого Бога имеют Закон и пророков, на истинном Откровении стоят в основе, но... без Самого Бога всё не работает. Как и говорит Апостол Павел:
Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, 5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, 6 по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. 7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. 8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
Все те верные и святые основания, которым жил Израиль не имеют смысла без Самого Бога Израилева.
И вот не познавшие Его отпали от Народа, сколько имели, но не реализовали. А язычники стали прививаться на их место, входить в Народ, не имея и капли еврейской крови, не имея Закона, всё получили во Христе с избытком.
Так и нам, христианам, Новому Израилю, сделавшихся во Христе наследниками Авраама и более того, нам не следует больше всех повторять ошибок отпавших.
Не гордись, но бойся, - говорит Апостол, -
Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
Слово, которое было к Иеремии от Господа: 2 стань во вратах дома Господня и провозгласи там слово сие и скажи: слушайте слово Господне, все Иудеи, входящие сими вратами на поклонение Господу. 3 Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте. 4 Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень».
...
8 Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. 9 Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, 10 и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости. 11 Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь. 12 Пойдите же на место Мое в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля. 13 И ныне, так как вы делаете все эти дела, говорит Господь, и Я говорил вам с раннего утра, а вы не слушали, и звал вас, а вы не отвечали — 14 то Я так же поступлю с домом сим, над которым наречено имя Мое, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, как поступил с Силомом. 15 И отвергну вас от лица Моего, как отверг всех братьев ваших, все семя Ефремово.
Что было в мире более священным Храма Иерусалимского?! Там была Шхина Господня! Присутствие Самого Бога!
И идущие в Иерусалим знали чему кланяются. Дом Господень, над которым наречено имя Божие, где пребывала Шхина Его, Святая Святых!
Всё это было от Бога, всё было по настоящему, было самым святым, более священного не было ничего. Но Господь говорит не надеяться на обманчивые слова и не наедятся даже на Храм Его.
И вот нет уже Храма в Иерусалиме.
Так и нам православным христианам нельзя надеяться ни на Православие, ни на Церковь. Это такие же обманчивые слова: «здесь Церковь Христа, Церковь Христа, Церковь Христа». Как Храм Господень был настоящим, так и Церковь Его настоящая. Храм истинный и Церковь истинная. Но как Храм освящался Шхиной, так и Церковь освящается Христом и всё, что имеет, всю свою ценность и смысл и спасительность имеет только во Христе, благодаря Христу и от Христа. И никак не наоборот.
Так что в нашем понимании спасения должно устояться, что Церковь не спасает. Спасает Христос, в Церкви и через Церковь, но Он и только Он Сам лично. И нет и не может быть никаких гарантий спасения, кроме Самого Иисуса Христа, нет другого источника Спасения и другого Спасителя.
И уж в каких отношениях Христос с католиками - в общем не моё дело. Моё дело засвидетельствовать истину православной веры, которая как раз от Христа, обличить заблуждения. А до спасения, мне самому думать о своём спасении нужно. И знаю, что никто другой, кроме Иисуса Христа меня не спасёт.
А вот те, кто доходит в ревности до того, что говорит, что и убиенные за Христа копты и католики идут в ад - это для меня дикость. Такие уж точно уповают на Церковь и православие вместо Самого Христа.
«здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень».
Если Крещение в Православии спасает, а не вера во Христа убиенного за Него копта, и он идёт в ад, то тогда бы и Храм спасал, и Закон и обрезание.
И что за проповедь такая, что неправославные, даже за Христа смерть принявшие идут в ад? Это проповедь того, что они веровали, но обманулись. Что они уверовали словам Христа, что Он их спасёт, а Он их не спас, просто потому, что их мама с папой католики или копты! Это равно значит, что любой оглашённый, который уверовал во Христа, но не успел креститься - идёт во ад.
И сколько таких было! Тысячи святых!
Если уж им, оглашённым, желание Крещения вменяется во Крещение, то как можно проповедовать, что копт, умирая за Христа нисходит во ад к дьяволу и ангелам его?!
Не дело Церкви прославлять коптских мучеников, да, разумно и правильно. Но и судить об их участи не наше дело.
А уж проповедовать, что все они в аду - это проповедь того, что Христос не Спаситель, и Он не спасает. И если уж упование на Христа низводит во ад - то всё, я погиб и нет надежды.
Это поистине ужасно. Это проповедь православия, но не Христа. А православие без Христа - ничто.
Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень».
***М***
Самого себя бы за такой оффтоп оштрафовать. =)
Много написал, бурно отреагировал, но задело. Но всё же прошу не продолжать эту тему про "кто спасётся". Это правда тут полнейший оффтоп. Вернёмся к теме. Христианство и иудаизм.