"Восточное Филиокве " как Сильный Ответ Католическому Филиокве

Petropolis
Крещён в Православии
Покажите мне сперва МЕТОД, который позволил бы изобретателям этих учений заглянуть во внутритроичную Жизнь (потому что Откровение Бога о Себе умалчивает о способе исхождения Духа, "от Сына" или "через Сына", а только учение "двух рук", Бог, Его Сын и Его Дух):

Для Вас ПАВЕЛ , 1)"св. Иоанн Дамаскин "Бог — Дух Святый — среднее между нерожденным и рожденным, и чрез Сына соединяется с Отцем"

2) св Василий Великий " Но един и Святый Дух, и о Нем возвещается отдельно, чрез единого Сына сочетавается Он с единым Отцем "

3) св . Дидим Александрийский". .. Сын называется рукою, десницею и мышцею Отца, и, как часто мы говорили, этими словами показывается тождество природы. Но и Дух Святой по единению природы Отца и Сына называется перстом Божиим... Из этого видно, что перст Божий есть Дух Святой. А если перст соединен с рукою и рука — с тем, чья рука, то и перст принадлежит к существу того, чей он перст".


И это еще не Всех Отцов Привел , Вам не кажется -что Они удивительно "ПУТАЮТЬСЯ " В ОДНОМ И ТОЖЕ ? меняются- Эпохи , Города -а пишут дословно одно и тоже . НЕ СВЯТОЙ ЛИ РУКОЙ ЭТО ПИСАНО?


 
Ромул, как там насчёт шестого положения собора 1351 года?

6. [В сущности Божией тварь не может участвовать, в энергии же - может.] Еще тем же мудрствующим и говорящим, что божественная сущность участвуема, как уже не стыдящимся вновь вводить в нашу Церковь злочестие массалиан, болевших тем же самым мнением, и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что она совершенно необъемлема и неучаствуема, участвуема же божественная благодать и энергия, - анафема, анафема, анафема.

Согласны, что в сущности Божьей участвовать невозможно? Или Вы уже почуяли, что после Вашего согласия, все ваши цитаты будут даны мною в контексте, из которого всем станет ясно, что речь о Духе Святом как Энергии?

Пример №1:

Для Вас ПАВЕЛ , 1)"св. Иоанн Дамаскин "Бог — Дух Святый — среднее между нерожденным и рожденным, и чрез Сына соединяется с Отцем"
Даю в контексте:

"Сын есть образ Отца, а образ Сына — Дух, чрез Которого Христос, обитая в человеке, дает ему то, что есть соответственно образу (Божию). Бог — Дух Святый — среднее между нерожденным и рожденным, и чрез Сына соединяется с Отцем. Он называется Духом Божиим. Духом Христовым, Умом Христовым, Духом Господним, Само–Господом, Духом сыноположения, истины, свободы, премудрости, как производящий все это; Он все наполняет Своим существом и все содержит, наполняя Своим существом мир, но не ограничиваясь миром по силе". Св. Иоанн Дамаскин.

Итак, Тот Самый Дух Святой (Который среднее между нерожденным и рожденным) - это Дух, Который всё наполняет и содержит и Которого Христос даёт человеку. Это Дух Участвуемый (огненные языки).

А Дух Святой, который исходит только от Отца (Дух Иоанна15:26 и Символа веры) - это Дух Неучаствуемый (Ипостась Духа, Лицо Духа), ибо происхождение "Я" Духа Святого неизречённо и относиться к принципиально непознаваемой сущности.

Пример №2

3) св . Дидим Александрийский". .. Сын называется рукою, десницею и мышцею Отца, и, как часто мы говорили, этими словами показывается тождество природы. Но и Дух Святой по единению природы Отца и Сына называется перстом Божиим... Из этого видно, что перст Божий есть Дух Святой. А если перст соединен с рукою и рука — с тем, чья рука, то и перст принадлежит к существу того, чей он перст".
А здесь и контекст приводить не надо, ибо речь о Персте Божьем (одно из имён Духа Святого). Которым Бог написал скрижали откровения (см. Исх.31:18) и Которым Сын Божий изгонял бесов (см. Лук.11:20). То есть речь о действовании (энергии), о Духе Участвуемом.

И это еще не Всех Отцов Привел
Вы ответьте на вопрос о признании шестого положения собора 1351 года. А потом мы разберем каждую цитату в контексте и покажем, что подавляющем большинстве случаев речь о Духе Участвуемом.
 
Украина
Православный христианин
А здесь и контекст приводить не надо, ибо речь о Персте Божьем (одно из имён Духа Святого). Которым Бог написал скрижали откровения (см. Исх.31:18) и Которым Сын Божий изгонял бесов (см. Лук.11:20). То есть речь о действовании (энергии), о Духе Участвуемом.

Вы ответьте на вопрос о признании шестого положения собора 1351 года. А потом мы разберем каждую цитату в контексте и покажем, что подавляющем большинстве случаев речь о Духе Участвуемом.

Павел конечно молодец, Роман же показывает нам как рождались ереси, так как еретик упирался в некую идею которую потом упорно навязывал остальным. Что кстати отчётливо видно и по Роману и по Юрию. Я уж смотрю не так ли пал и противник, потому что его падение граничит с безумием ибо упорствование во зле это просто сон или смерть души и духовного.
 
Petropolis
Крещён в Православии
Ромул, как там насчёт шестого положения собора 1351 года?
Вы ответьте на вопрос о признании шестого положения собора 1351 года. А потом мы разберем каждую цитату в контексте и покажем, что подавляющем большинстве случаев речь о Духе Участвуемом.

Павел "Условно Соглашусь" Во Всех Случаях про Энергию эти цитаты ради одного -ЧТОБЫ ПОНЯТЬ ОДНО Будет Вопрос с Небольшим Пояснением

Действительно Не Все Святые , как например Василий Великий написал " естественная благость, и естественная святыня и царское достоинство от Отца, чрез Единородного, простираются на Духа.Таким образом и Ипостаси исповедуются..."чтобы Лоский его не смог перетолковать

Как Правило например Василий Великий писал "Сын же, Который проявляет чрез Себя и вместе с Собою исходящего из Отца Духа, - только Он один воссиявает как единородный из нерождённого Света" Про Сына Сказано что Он тоже один воссиявает как единородный из нерождённого Света- Но не кому В голову не приходило сказать ,ЧТО СЫН ЭНЕРГЕТИЙНО СУШЕСТВУЕТ ОТ ОТЦА , а НЕ ПРЕДВЕЧНО РОЖДАЕТЬСЯ . ВСЕ этот кусок трактуют как поэтический язык Василия Великого (хорошо Лосский по этой теме мозги не промыл)

Или типо Епифаний Кипрский " Послушай ты: Отец истинно есть Отец Сына, всецелый свет, и Сын есть Сын истиннаго Отца, свет от света, не так, как творения или создания только наименованием, и Дух Святый есть Дух истины, третий свет от Отца и Сына." ( http://azbyka.org/otechnik/Epifanij_Kiprskij/slovo-jakornoe/#sel=134:71,134:108)

Уважаемы Павел Вы всегда скажите что Когда Епифаний Кипрский писал что Сын от Отца -Свет от Света -это поэтическая фраза -естественно Сын не энергетийно , а Вот Святой Дух третий Свет от Отца и Сына -понятно Свет Энергия -Энергитийно

Я за ведомо Всегда Проиграю "Даже мертвые Воскреснут не поверят" Поэтому пойдем по Вашей логике чтобы понять Одно мне

Я Вам уже приводил ранее ссылку св.Дамаскин труд "Труд "Против Манихеев" по ней и поработает чтобы понять суть моего интереса- Манихеи -это еретики такие были

и Вот Еретики Спрашивают св.Дамаскина "
Что же тогда? Твой Бог разве не превратился, родив Сына и изведя Духа" понятно что рождение Сына и исхождение Духа это Ипостасные свойства , Но ЕРЕТИКИ вечно путают Исхождение с "Энергетическим Сиянием" . И Дамаскин видя что Еретики понимает что только еретики путают одно с другим (Мы Павел с Вами об этом знаем тоже) отвечает Никоим образом, ведь я не говорю: «Не будучи прежде Отцом, Он потом стал Отцом», но Он всегда был имеющим из Себя Свое Слово и Дух Свой, исходящий( Энергетическое Сияние- моя Вставка) от Него чрез Его Слово. Дескать Не беспокойтесь граждане Еретики он Вечно рождает Сына и вечно Энергетически сияет через Сына и не чего не убывает от Отца Интересно знать если сушностно не отделим от энергии то в чем отличие от Отца через Сына
 
Православный христианин
Или типо Епифаний Кипрский " Послушай ты: Отец истинно есть Отец Сына, всецелый свет, и Сын есть Сын истиннаго Отца, свет от света, не так, как творения или создания только наименованием, и Дух Святый есть Дух истины, третий свет от Отца и Сына." ( http://azbyka.org/otechnik/Epifanij_Kiprskij/slovo-jakornoe/#sel=134:71,134:108)
Данная цитата святителя никакое отношение не имеет к филиокве, ибо определяет совсем иное, а именно, что Сын и Святой Дух не сотворены, а единосущные Отцу по одному Божеству, что Они не по наименованию боги как люди и ангелы, а истинное единое Божество в Трёх Ипостасях.
Божество имеет одну Энергию, где Энергия есть одно Божественное действие, начинаемое Сыном по воле Отца и завершаемое Святым Духом.
Вот по этому единому и одному Божественному действию святитель имеет рассуждение о Сыне, Который всегда действует как "свет от света" (от Отца), так и о Святом Духе, который всегда завершает действие Отца и Сына, как "третий свет".

Филиокве именно о происхождении Святого Духа от Отца и Сына, а не о едином действии Отца, Сына и Святого Духа, где Отец волит, Сын создаёт, о Святой Дух осуществляет (приводит в движение) все сотваренное.
 
Последнее редактирование модератором:
Как Правило например Василий Великий писал "Сын же, Который проявляет чрез Себя и вместе с Собою исходящего из Отца Духа, - только Он один воссиявает как единородный из нерождённого Света" Про Сына Сказано что Он тоже один воссиявает как единородный из нерождённого Света- Но не кому В голову не приходило сказать ,ЧТО СЫН ЭНЕРГЕТИЙНО СУШЕСТВУЕТ ОТ ОТЦА , а НЕ ПРЕДВЕЧНО РОЖДАЕТЬСЯ . ВСЕ этот кусок трактуют как поэтический язык Василия Великого
Воссияние Сына - это не поэтический язык, а реальный эмпирический факт.

и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Матф.17:2)

preobrazhenie-214x300.jpg


А так как Отец есть Свет:

Бог есть свет (1Иоан.1:5, Бог в Писании - это Отец),

то Сын есть "Свет от Света" (Символ веры) и воссияет как единородный из нерождённого.

Отца [Свет] никто никогда не видел, явлен был Сын [Света]:

Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Иоан.1:18)

и Дух [Света], Который через Сына сошёл на Церковь -

e8fce341f060.jpg


Прп. Серафим просветился Духом Святым -

i001_227.jpg


Этим постом я хотел напомнить Вам, что когда отцы рассуждают, они имеют ввиду не отвлечённые абстрактные сущности, а конкретные явления Божества, знакомые им из Писаний и собственного опыта.

(хорошо Лосский по этой теме мозги не промыл)
Профессор Болотов у Вас гений, а профессор Лосский такой неуч, что недостоин цитирования? Какая-то предвзятость.
 
Petropolis
Крещён в Православии
Воссияние Сына - это не поэтический язык, а реальный эмпирический факт.

и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Матф.17:2)

preobrazhenie-214x300.jpg


А так как Отец есть Свет:

Бог есть свет (1Иоан.1:5, Бог в Писании - это Отец),

то Сын есть "Свет от Света" (Символ веры) и воссияет как единородный из нерождённого.

Отца [Свет] никто никогда не видел, явлен был Сын [Света]:

Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Иоан.1:18)

и Дух [Света], Который через Сына сошёл на Церковь -

e8fce341f060.jpg


Прп. Серафим просветился Духом Святым -

i001_227.jpg


Этим постом я хотел напомнить Вам, что когда отцы рассуждают, они имеют ввиду не отвлечённые абстрактные сущности, а конкретные явления Божества, знакомые им из Писаний и собственного опыта.

Профессор Болотов у Вас гений, а профессор Лосский такой неуч, что недостоин цитирования? Какая-то предвзятость.
Меня пока принципиально интересовал св Дамаскин я перевёл Его по Вашей версии и спросил мой интерес жду ответа
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Как Правило например Василий Великий писал "Сын же, Который проявляет чрез Себя и вместе с Собою исходящего из Отца Духа, - только Он один воссиявает как единородный из нерождённого Света" Про Сына Сказано что Он тоже один воссиявает как единородный из нерождённого Света-

А Вы Роман не совсем понимаете что хочет сказать Василий Великий.

Упростим для демонстрации силы.
Вот Вас к примеру некто просит помочь толкнуть машину.Вы подходите и толкаете.
Вопрос чем Вы толкаете,не силой ли своей собственной,не ее ли Вы прилагаете.Не можно сказать что печень толкала или почки или сердце и т.д.
Причем Ваша сила,была с Вами до процесса и она же с Вами осталась после.Т.е это Вы толкали присущей Вам,своей силой.Она от Вас неотделима.Эта Ваша энергия,и это есть Вы.Энергия эта,не есть природа.(Не есть легкие пищевод желудок и т.д.)

Природа Божия и Благодать Божия неразделимы в единстве Божественного Бытия — но мы должны различать их.Сын который проявляет Силу Божию через Себя вместе с Собою и Духа.Он один воссиявает но не отрывается от Своей природы.(Как и руки у Вас не отрываются при толкании.) Всей Своей природой ,сущностью участвует Бог в движении благодати,вот о чем говорит Василий Великий.

Божественная сущность абсолютно несообщаема тварям, абсолютно недоступна им. Но в Боге есть нечто такое, что можно сообщить, чему могут причаститься и твари.Это множественные и многообразные Божественные "энергии". Тварь не может приобщиться самой природе Бога, но лишь Божественной Энергии, и, причащаясь этой Благодати, может вступить в самую подлинную и тесную связь с Богом . Благодать нетождественна Божественной сущности, она есть Божественная Энергия природная и неотъемлемая Энергия.
Единая Энергия триипостасной природы,исходя из Божественной Сущности, при этом не отделяется от Нее.
Различение Божественной сущности и энергии было введено для того, чтобы обозначить границы нашего познания о Божественном. Мы познаем Бога лишь в Его благодатных отношениях с творением.

"Бог есть Троица" — это теологическая характеристика. Характеристика Божественной сущности, а не отношения Бога к чему бы то ни было.Твари могут быть созданы только Словом, но Слово не порождено исключительно для создания тварей. Ипостасную природу и свойства Слова нужно рассматривать в связи с внутренней жизнью Божественной Сущности, независимо от судеб мира. Никейская теология утверждает, что Троица существовала бы и без всякого творения.

Сын Божий был предназначен к Воплощению и даже к Распятию в вечности, и в силу этого вечного закона Он — "Агнец, закланный от создания мира" ( Откр.13:8), и вечный Первосвященник "священник вовек по чину Мелхиседека", имеющий священство непреходящее (Евр.5:6; 7:3-24;12:21).
Но это предопределение не относится к внутренней жизни святой Троицы — оно,это предопределение, есть свободное деяние Благодати, милосердия Божьего, а не деяние Его сущности.

Почему и Сын воссиявает из Отца (нерожденного Света),как единородный Ему.Слово является священником лишь в силу Воплощения, — до Воплощения Оно им не было. Воплощение, предопределенное в вечности, осуществилось лишь в последние времена, и настоящее воплощение стало новым актом, не существовавшим до того, как "Слово стало плотью"
Мы видим только Воплотившегося Сына,но по природе,Он не отрывен ни от Духа Святаго ни от Отца,а представляет Их вместе с Собой,через Себя.
 
Последнее редактирование:
Petropolis
Крещён в Православии
А Вы Роман не совсем понимаете что хочет сказать Василий Великий.

Упростим для демонстрации силы.
Вот Вас к примеру некто просит помочь толкнуть машину.Вы подходите и толкаете.
Вопрос чем Вы толкаете,не силой ли своей собственной,не ее ли Вы прилагаете.Не можно сказать что печень толкала или почки или сердце и т.д.
Причем Ваша сила,была с Вами до процесса и она же с Вами осталась после.Т.е это Вы толкали присущей Вам,своей силой.Она от Вас неотделима.Эта Ваша энергия,и это есть Вы.Энергия эта,не есть природа.(Не есть легкие пищевод желудок и т.д.)

Природа Божия и Благодать Божия неразделимы в единстве Божественного Бытия — но мы должны различать их.Сын которые проявляет Силу Божию через Себя вместе с Собою и Духа.Он один воссиявает но не отрывается от Своей природы.(Как и руки у Вас не отрываются при толкании.)Всей Своей природой ,сущностью участвует Бог в движении благодати,вот о чем говорит Василий Великий.

Божественная сущность абсолютно несообщаема тварям, абсолютно недоступна им. Но в Боге есть нечто такое, что можно сообщить, чему могут причаститься и твари.Это множественные и многообразные Божественные "энергии". Тварь не может приобщиться самой природе Бога, но лишь Божественной Энергии, и, причащаясь этой Благодати, может вступить в самую подлинную и тесную связь с Богом . Благодать нетождественна Божественной сущности, она есть Божественная Энергия природная и неотъемлемая Энергия Единая Энергия триипостасной природы,исходя из Божественной Сущности, при этом не отделяется от Нее.
Различение Божественной сущности и энергии было введено для того, чтобы обозначить границы нашего познания о Божественном. Мы познаем Бога лишь в Его сверхъестественных отношениях с творением.

"Бог есть Троица" — это теологическая характеристика. Характеристика Божественной сущности, а не отношения Бога к чему бы то ни было.Твари могут быть созданы только Словом, но Слово не порождено исключительно для создания тварей. Ипостасную природу и свойства Слова нужно рассматривать в связи с внутренней жизнью Божественной Сущности, независимо от судеб мира. Никейская теология утверждает, что Троица существовала бы и без всякого творения.

Сын Божий был предназначен к Воплощению и даже к Распятию в вечности, и в силу этого вечного закона Он — "Агнец, закланный от создания мира" ( Откр.13:8), и вечный Первосвященник "священник вовек по чину Мелхиседека", имеющий священство непреходящее (Евр.5:6; 7:3-24;12:21).
Но это предопределение не относится к внутренней жизни святой Троицы — оно,это предопределение, есть свободное деяние Благодати, милосердия Божьего, а не деяние Его сущности.

Почему и Сын воссиявает из Отца (нерожденного Света),как единородный Ему.Слово является священником лишь в силу Воплощения, — до Воплощения Оно им не было. Воплощение, предопределенное в вечности, осуществилось лишь в последние времена, и настоящее воплощение стало новым актом, не существовавшим до того, как "Слово стало плотью"
Мы видим только Воплотившегося Сына,но по природе,он не отрывен ни от Духа Святаго ни от Отца,а представляет Их вместе с Собой,через Себя.
Уважаемый Сергей мне нравиться как Вы говорите Вот Я привёл пример С Дамаскином перевёл на Версию с энергией можно ответит на вопрос
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Интересно знать если сушностно не отделим от энергии то в чем отличие от Отца через Сына

Вы эту вставку имеете ввиду?
Роман,понимаете через Ипостаси Бог имеет бесконечную свободу в частностях.Уж сколько говрится о разных действиях благодати.
Глубочайшее заблуждение еретиков состоит в том, что они отождествляют замысел и сущность.Тогда получается, что сам божественный замысел развивается во времени и подлежит изменениям во времени.Но в трансцендентности Бога -нет времени.Там эти замыслы или "логосы" по пр.Максиму -неизменны.Но благодать ,как Сила Божия неотделима от Бога,есть Сам Бог, и через Нее мы познаем замысел Бога о мире- вне Его.Познаем действием силою Его благодати.

http://www.eparhia-saratov.ru/Content/Books/126/4.html

Все Лица Св. Троицы участвуют и в раздаянии Благодати, почему Крещение и совершается во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

В частности, Бог Отец - Первопричина всего сущего, Который "избра нас... (в Иисусе Христе) прежде сложения мира... (и) нарек нас во усыновление Иисус Христом в Него" (Еф. 1,4), есть Источник нашего освящения Благодатию. По Его благоволению изливается Благодать в души людей. Он послал в мир Духа Утешителя. К Нему обращался Господь Иисус Христос в Своей молитве: "Отче Святый, святи их во истину Твою" (Ин. 17, 17). Апостол говорит, что "послал Бог Духа Сына Своего в сердца наша, вопиюща: Авва Отче" (Гал. 4,6); "Бог (Отец) даде обручение (залог) Духа в сердца наша" (2 Кор. 1,22). Духа Святаго Апостол называет "Духом Божиим" (Рим. 8,9,14; 1 Кор. 3, 16; Еф. 4,30). Поэтому и самая Благодать часто называется "Благодатию Бога Отца" (1 Кор. 1,3; Еф. 1,6; 3,7; Кол. 1,3 и др.).

Сын Божий, как Искупитель, осуществил возможность ниспослания благодатных даров Святаго Духа и есть Виновник, Причина нашего освящения. Его ходатайству и во Имя Сына послан Дух Святый в Своем благодатном действии. Без искупительного подвига Спасителя не было бы ниспослания Святаго Духа: "Не у бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен", говорит Евангелист (Ин. 7,39). Благодать воцарилась к жизни вечной Иисус Христом" (Рим. 5,21; 6,23). Поэтому и самая Благодать называется благодатию, данною о Христе Иисусе" (1Кор. 1,4; 2 Тим. 1,9), "благодатию Христовою" (Гал. 1,6), "силою Христовою" (2 Кор. 12,10), а Дух Святых - "Духом Христовым" (Рим. 8,9), "Духом Сына" (Гал. 4,6), а Сам Сын называется "освящением" нашим и "освящающим" (1 Кор. 1,30; Евр. 2,11).

Дух Святый, посланный в мир Сыном от Бога Отца, Своею Божественною силою усвояет людям плоды Искупления и потому собственно Он есть Совершитель освящения людей. Излияние на спасаемых Благодати Божией, - Благодати Христовой, есть действование Святаго Духа. Он совершает оправдание Им же привлекаемый ко Христу грешников, чрез сообщение правды Христовой, возрождая их в таинстве Крещения (Ин. 3,5), таинственно входит в самое внутреннее существо их (1 Сол. 4,8), или, как выражено в Св. Писании, - в их сердца (2 Кор. 1,22; Гал. 4,6 и др.); так что верующие становятся местом обитания Духа Божия; "Дух Божий живет" в них (Рим. 8,9; 1Кор. 3,6), а тела христиан, - "храмы Св. Духа" (1 Кор. 6,19). Объемля собою все существо спасаемого, Дух Святый воссоединяет человека с Господом Иисусом, а через Господа с Богом (Еф. 2,18). Дух Святый, живущий в людях, и составляет основание Благодати, а явление Благодати есть действие Святаго Духа. Человек, усвоивший дары Благодати, тем самым находится в общении с Духом Святым, ибо сила Божия и Само Божество - неотделимы.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Святая Трица есть один Бог, ибо одно Божество.
Божество имеет Божественную Энергию. Божественная Энергия, как и Божественная Сущность являются воипостасными, то есть созерцаемые в Трех Божественных Ипостасях. Поэтому не может Святой Дух быть Божественной энергией, ибо Он одной Божественной Сущности с Отцом и Сыном, следовательно у Трёх Божественных Ипостасей по одной Божественной Сущности и одна Божественная Энергия (Сила и Благодать).

Сын Есть образ Ипостаси Отца, поэтому Сын есть воссияние Отца (слава Отца).
Святой Дух есть образ Ипостаси Сына, поэтому Святой Дух есть воссияние Сына (славы Сына).
 
Украина
Православный христианин
Святитель Иоанн Златоуст:

Троица - существующая прежде веков, не от начала получившая бытие, но безначальная, вечная, нестареющая, бессмертная, бесконечная, неувеличивающаяся, неуничтожающаяся, неразрушимая...

Для меня и для всякого верующего остается твердым тот догмат благочестия, что, где представляется говорящим один Отец, там подразумеваются вместе и Сын и Дух Святой; где говорит Сын, там и власть Отца; где действует Дух Святой, там действует и Отец - не разделяется слава Святой Троицы, как не разделяется и учение Истины.

Никто не разделяет Отца и Сына и Святого Духа - ни время, ни протяженность времени. Прежде веков Отец, прежде веков Сын, так как Он сотворил века, прежде веков Дух Святой. Никогда не разделяется природа, никогда не разделяется сила; внимай тщательно: царствует Отец, царствует Сын, царствует Дух Святой.
 
Ромул, я Вам отвечу, просто хочу чтобы ваши отвлеченные от реальности попытки "вычислить" из текстов отцов "среднестатистическую" формулировку, приблизились к реальности, чтобы слова "Сын", "Дух", "свет", "воссияние", которыми Вы пользуетесь, приобрели конкретные очертания и стали тождественны тому, что понимали под ними святые отцы.
______________________________________________________________

Дух Святой - это и Лицо Троицы и единая энергия Троицы. Мы знаем, что в Боге три "Я" и единая божественная природа, которая для каждого из "Я" является собственной. И то или иное действие мы приписываем личности Отца, Сына или Святого Духа только по нашей вере Откровению, а само действие (энергия) всегда принадлежит единой природе Трёх.

Мы знаем, что у Трёх единая воля. Но когда Писание говорит о воле сотворить мир или спасти Церковь, то эта единая воля [по нашей вере] приписывается Отцу, что именно Отец захотел подарить Сыну Церковь избранных и сотворить мир, а Сын и Дух присоединились.

Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день (Иоан.6:39)

Мы знаем, что у Трёх единая Сила (Могущество) и Премудрость. Но когда Писание говорит и Силе и Премудрости Бога, Которой был задуман и приведен в бытие мир и премудро устроена Церковь, то они [по нашей вере] приписываются Сыну, что именно Сынов всё сотворено и Сыном Церковь премудро устроена подобно Телу, где все братья - члены.

мы проповедуем... Христа, Божию силу и Божию премудрость (1Кор.1:23-24)

Мы знаем, что у Трёх единая Слава, Энергия (вечное Воссияние). Но когда Писание говорит о энергии (деятельности) Бога, которая приводит все сотворенное в совершенство, поддерживает существование мира и спасительно действует в Церкви, то эта деятельность [по нашей вере] приписывается Духу Святому.

... вы устрояетесь в жилище Божие Духом [Святым] (Еф.2:22)

Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1Кор.12:11)

Но проблема, породившая филиокве в том, что не только Лицо Троицы в Писании называется Дух Святой, но и само действование (энергия) Духа называется в Писании "Дух Святой":

Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал... (Деян.4:8)

Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги (Деян.8:18)

Нельзя человеку подать и исполниться Святого Духа (ибо Божество бесконечно), но можно исполниться дара Духа Святого, т.е. стать участником энергии, которая тоже называется "Дух Святой".

Для первых христиан "Дух Святой" - это была прежде всего энергия, Которой даровалось познание Бога, Которой изгонялись бесы и сокрушались идолы, Которой христиане претерпевали невероятные мучения за слово Истины.

Потом появились человеческие попытки объяснить происхождение этой энергии. Еретики (адопционисты) начали учить, что Дух - это безникая энергия Отца вселившаяся в Сына. Другие еретики (модалисты) учили, что эта энергия, которая принадлежит единственному Лицу Бога, Который "выступает то как Отец, то как Сын, то как Дух Святой". Заметим, что началось всё с отвержения Духа как Лица, в пользу Духа как безликой силы или безликого модуса существования.

Потом появились третьи еретики (ариане, македониане) которые отвергли уже саму божественность Духа Святого.

И спор святых отцов с еретиками - это спор о конкретных явлениях энергии Бога, а предметом доказательства было то, что эта энергия Божественна и ею управляет Третье Лицо, Третье "Я" Троицы, равночестное Отцу и Сыну, но отличное от Них.
 
Последнее редактирование:
Украина
Православный христианин
Вот кстати святой Иоанн Дамаскин :"Веруем равным образом и в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего и в Сыне почивающего, с Отцом и Сыном поклоняемого и славимого, как и Единосущного, и совечного; Духа - от Бога, Духа правого, владычествующего, Источник мудрости, и жизни, и освящения; Бога с Отцом и Сыном сущего и называемого: несотворенного, Полноту, Творца, все держащего, все совершающего, всесильного, бесконечно могущественного, неограниченно господствующего над всей тварью, не подчиненного ничьей власти; в Духа - боготворящего, не боготворимого; наполняющего, не наполняемого; восприемлемого, не восприемлющего; освящающего, не освящаемого; Утешителя, как приемлющего неотступные мольбы всех; во всем подобного Отцу и Сыну; от Отца исходящего и через Сына раздаваемого, и воспринимаемого всей тварью, и через Себя Самого творящего, и осуществляющего все без изъятия, и освящающего, и содержащего; ипостасного, существующего в Своей собственной Ипостаси, Который не отделяется и не расстается с Отцом и Сыном и имеет все, что имеет Отец и Сын, кроме нерождаемости и рождения. Ибо Отец - безвиновен и нерожден, потому что не есть от кого-либо, так как бытие имеет от Самого Себя, и из того, что только имеет, ничего не имеет от другого; напротив того. Он Сам есть для всего начало и причина того образа, как оно от природы существует. Сын же от Отца - по образу рождения; а Святой Дух и Сам также от Отца, но не по образу рождения, а по образу исхождения. И что, конечно, есть различие между рождением и исхождением, мы узнали, но какой образ различия, никак не знаем."


Мне лично очевидно что Святой Дух исходит только от Отца, а через Сына раздаваемого, этот термин понимается только в том случае когда Святой Дух воздействует на "воспринимающую Его всю тварь".

Заметьте как разбиваются Ваши вырезки из контекста сам святой говорит"а Святой Дух и Сам также от Отца, но не по образу рождения, а по образу исхождения." Где тут Ваше " через" этого слова нет , оно рассеивается как дым.

"Яко тает воск от лица огня, тако да погибнут бесы от лица любящих Бога и знаменующих себя крестным знамением"

Да кстати и это выражение святого порадовало:"Но и рождение Сына от Отца, и исхождение Святого Духа происходят одновременно.

Заметьте никакого через , которым Вы несколько утомили нас и в помине нет)))). Слово одновременно у святого показывает равночестность Сына и Святаго Духа и отметают всякие приставки "через", "от", как выдумки и фантазии в отношении непознаваемой и таинственной сущности Святой Троицы.
 
Последнее редактирование:
Поэтому не может Святой Дух быть Божественной энергией
Но в Священном Писании "Дух Святой" употребляется так же и в значении Божественной энергии.

Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго (Иоан.20:22)

Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал... (Деян.4:8)

Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый... (Деян.8:18)

И др.
 
Православный христианин
Но в Священном Писании "Дух Святой" употребляется так же и в значении Божественной энергии.

Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго (Иоан.20:22)

Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал... (Деян.4:8)

Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый... (Деян.8:18)

И др.
Здесь речь о благодати (Нетварной энергии), подателем которой является Бог Святой Дух.

Первое - есть образ будущей Пятидесятницы.
Второе - исполнившись благодати от Святого Духа.
Третье - подаётся благодать Святого Духа.

Сам Святой Дух есть Ипостась Святой Троицы. Ипостась не может быть ни энергией, ни сущностью, ибо она - самостоятельное бытие.
 
И Дамаскин видя что Еретики понимает что только еретики путают одно с другим (Мы Павел с Вами об этом знаем тоже) отвечает Никоим образом, ведь я не говорю: «Не будучи прежде Отцом, Он потом стал Отцом», но Он всегда был имеющим из Себя Свое Слово и Дух Свой, исходящий( Энергетическое Сияние- моя Вставка) от Него чрез Его Слово.
Теперь я конкретизирую, что имели ввиду под "Духом Святым" еретики. Это конкретное явление -

e8fce341f060.jpg


А спор состоял в правильном объяснении этого явления. Дамаскин утверждал, что это явление, произошло от Отца через Сына. Отец извел Ипостась Духа в вечности, Дух в вечности через Сына и с Сыном сияет и принимает через Сына в это вечное сияние Церковь, что проявляется во времени (огненные языки и др).

Здесь речь о благодати (Нетварной энергии)
Это мы с Вами понимаем, воспитанные на учебниках догматики. А в начале духоборческих споров, все исходили от "Духа" как реального явления Божества на верующих. Одни (еретики) доказывали, что это безликая сила Бога, другие, что это проявление тварного лица.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Теперь я конкретизирую, что имели ввиду под "Духом Святым" еретики. Это конкретное явление -

e8fce341f060.jpg


А спор состоял в правильном объяснении этого явления. Дамаскин утверждал, что это явление, произошло от Отца через Сына. Отец извел Ипостась Духа в вечности, Дух в вечности через Сына и с Сыном сияет и принимает через Сына в это вечное сияние Церковь, что проявляется во времени (огненные языки и др).

Это мы с Вами понимаем, воспитанные на учебниках догматики. А в начале духоборческих споров, все исходили от "Духа" как реального явления Божества на верующих. Одни (еретики) доказывали, что это безликая сила Бога, другие, что это проявление тварного лица.
А зачем нам еретики?
 
Ипостась не может быть ни энергией, ни сущностью, ибо она - самостоятельное бытие.
Вот именно поэтому мы именуем "огненные языки" не явлением абстрактной сущности, а явлением Духа Святого. То есть конкретного существования (Ипостаси).
 
А зачем нам еретики?
Если в подтверждении учения униатствующих или римо-католиков предоставляют тексты из споров отцов с еретиками, то мы должны понимать их высказывания в контексте этих споров.
 
Сверху