«Дидахе» («Учение 12 апостолов»): «Если у вас нет проточной воды, крестите в другой воде; если не можешь крестить в холоде, крести в тепле. Если у тебя нет ни того, ни другого (т. е. воды), ни другого (теплой воды), трижды возлей воду на голову» — об этом совершенно ясно говорится как об исключении в практике крещения, которое только в случае недостатка воды или в случае болезни крещаемого, т. е. только при необходимости, можно обливать. «Крещение» на самом деле означает «погружение» (baptisma). Св.
Киприан Карфагенский пишет, что «крещение погружением всеобщее и установленное» (св.
Киприан Карфагенский. Письмо 59. Минье, ПЛ, т. 4, кол. 369), а св.
Кирилл Иерусалимский говорит: «В погружении в вода ничего не видела, как ночь; но когда выйдешь из воды, ты будешь как днем». (Св.
Кирилл Иерусалимский. Тайные слова 2, 4. Минье, ПГ, т. 33, кол. 1069).
"Честные отцы, В ЦЕРКВЯХ НЕОБХОДИМО иметь БОЛЬШИЕ КУПЕЛЬ, чтобы дети ПОЛНОСТЬЮ в них помещались И НИ ОДНА ЧАСТЬ ТЕЛА (даже глаз блохи) НЕ ОСТАЛАСЬ НЕМЫТЫМ. Потому что и отсюда сатана способен ПРОНИКНУТЬСЯ, и из-за того, что ваши дети неправильно крещены, ОНИ СТАНОВЯТСЯ БЕЗУМНЫМИ, БОЯТСЯ, СТРАДАЮТ БЕССОННИЦЕЙ И УМСТВЕННЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ».
Святой мученик
Косма Этолийский («Слова» Космы Этолийского – второе слово);
"Если епископ или пресвитер совершит не три погружения единого тайнодействия,.. да будет извержен."
Правила святых апостолов - 50 Пр.
Толкование:
Славянская кормчая:
Во святомъ крещении крестящихся погружати, а не обливати.
«КТО СОВЕРШАЕТ КРЕЩЕНИЕ БЕЗ ТРЕХ ПОГРУЖЕНИИ,... ЛИШАЕТСЯ СВЯЩЕНСТВА» Толкование 50-го апостольского правила Аристена. Правила Святой Православной Церкви с их толкованиями. София 1913 г.
"В этом правиле предписывается СОВЕРШИТЬ КРЕЩЕНИЕ ПУТЕМ ТРЕХРАЗНОГО ПОГРУЖЕНИЕ (греч. - Βάπτισμα /váptizma/; лат. - immersio) КРЕЩЕНИЯ В ВОДЕ, А ДУХОВНЫЙ ЧЕЛОВЕК, НЕ СОВЕРШАЮЩИЙ КРЕЩЕНИЕ ТАКИМ СПОСОБОМ, ДОЛЖЕН БЫТЬ НИЗВЕРГНУТЬ ... Это предписание о погружении крещенцев в воду ОСНОВАНО НА ТРАДИЦИИ, НАЧИНАЮЩЕЙ СВОЁ НАЧАЛО С РАННИХ ВРЕМЕН ЦЕРКВИ, КАК ГОВОРИТ СВЯТОЙ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ В СВОЕМ ПИСАНИИ (правило 91) к блаженному Амфилохию ». «...Употребление при крещении кропления вместо погружения строго воспрещается, за исключением случаев болезни. Церковь строго соблюдала, что крещение в обычных случаях должно совершаться только погружением, а не обливанием, и даже запрещала их совершать принятые у клиров некрещеными, в силу каких-то исключительных обстоятельств, погружением (Неокесар. 12)».
Это подтверждает и святитель
Киприан Карфагенский: «Только в исключительных случаях (при болезни) допускается крещение окроплением». (Святитель
Киприан Карфагенский. Письмо 69, 12.).
Православная Церковь строго придерживается формы тройного погружения. Исключения в виде обливания или окроплением допускаются только в случае крайней необходимости: при отсутствии воды, напр. при крещении заключенных в темнице и особенно, когда предстоит крестить больных. Такое крещение называется «клиническим» (от клини — мат).
„Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.;“ (Ин.3:5.)
Слушайте, все чуждые Крещению: ужаснитесь, плачьте! Ужасна эта угроза, ужасно это определение! Невозможно, говорит Христос, не рожденному от воды и Духа войти в Царство Небесное, потому что он еще носит одежду смерти, одежду проклятия, одежду тления, - он еще не получил знамение Господне: он еще не свой, а чужой;.. Зачем нужна вода? Я расскажу вам об этом и открою вам сокровенную тайну. Для этого есть несколько скрытых причин, но из многих я сейчас расскажу вам одну. Что это за причина? Тот, который в воде символически изображает ковчег и смерть, воскресение и жизнь, и все это происходит вместе.
КОГДА МЫ
ПОГРУЖИМ ГОЛОВУ В ВОДУ, КАК В МОГИЛУ, МЫ ХОРОНИМ СТАРОГО ЧЕЛОВЕКА, А КОГДА
УХОДИМ ПОД ВОДУ, ОН СКРЫВАЕТСЯ ПОЛНОСТЬЮ. ЗАТЕМ, КОГДА МЫ ВСТАЕМ, ВЫХОДИТ НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК. КАК НАМ ЛЕГКО ГРНАТЬ И ВОССТАТЬ, ТАК ЛЕГКО БОГУ ПОХОРОНИТЬ ВЕТХОГО ЧЕЛОВЕКА И ОТКРЫТЬ НОВОГО (КРЕЩЕННОГО ХРИСТИАНИНА-БР). ЭТО ДЕЛАЕТСЯ ТРИ РАЗА, ЧТОБЫ ВЫ ЗНАЛИ, ЧТО ВСЕ СДЕЛАНО СИЛОЙ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА.
И то, что я сказал, это не гадание, просто послушайте, что говорит Павел: "Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни." (Рим.6:4); "ветхий наш человек распят с Ним; (Рим.6:6); Ибо... мы соединены с Ним подобием смерти Его. (Рим.6:5);
Святитель Иоанн Златоуст "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова". Беседа 25