Наука не обязана обосновать области, не имеющие к науке никакого отношения. Все попытки наукой "доказать" предметы веры - искусственные натяжки.
Науке - факты!
Вере - миф!
Я предлагаю не путать научные проблемы с вопросами веры. Считаю, что религия только теряет из-за попыток апелляции к науке. Апологеты 2наукообразности" религии, на самом деле только дискредитируют религию и попутно привносят еще больший хаос и в без того не слишком организованное мышление своих последователей.
Мир Вам! Имея некоторое отношение к науке и научным исследованиям, я всегда с недоумением воспринимал высказывания, что, мол, исследуемые понятия в пределах, определенных неким сегодняшним «научным авторитетом» (авторитетами) – это наука, а вот иные исследования из других областей ПОЗНАНИЯ, научными не считаются, т.к. не вписываются в границы, очерченные «авторитетным здесь и сейчас мнением».
Если посмотреть, что считалось научными дисциплинами в античности, в эпоху возрождения, в период «просвещения» и сравнить с сегодняшним определением термина «наука», то мы увидим совершенно разные понятия, которые подразумевались под «научными категориями». Не буду останавливаться на этом – достаточно открыть в Википедии или в любом другом поисковом ресурсе статьи о том, что такое «наука» в сегодняшнем понимании. И если затем сравнить все это с тем, что понималось под наукой в ранние периоды, то можно отметить резкие отличия в понятиях «научных категорий». Например, «семь свободных искусств» считались верхом научного познания вплоть до «эпохи гуманизма». Богословие же и философия считались науками в средние века наравне с арифметикой, геометрией, риторикой и т.п.
«АНТИЧНОСТЬ. Ещё в античности начал вырабатываться список «НАУК» (затем как НАБОР УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН), позже названных свободными искусствами. Их совокупность рассматривалась как необходимый подготовительный этап для занятий философией.
Традиционно основоположником системы обучения, основанной на «свободных искусствах», считался софист Гиппий[3]. В Древнем Риме так назывались занятия и упражнения, достойные свободного человека, в отличие от занятий, требующих физического труда (artes mechanicae, например, живопись, скульптура, медицина), которыми могли заниматься и рабы. Свободные искусства:
грамматика, диалектика (логика), риторика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия.
СРЕДНИЕ ВЕКА. Христианские авторы приспосабливали АНТИЧНЫЕ НАУКИ к нуждам христианского образования. Пользу грамматики, например, они видели в знании Священного писания и других церковных книг, риторики — в искусстве проповеди, астрономии — в вычислении пасхалий, диалектики — в умении спорить с еретиками. В средневековых университетах семь свободных искусств изучались на младшем факультете — факультете искусств, окончание которого давало право поступления на один из старших факультетов — БОГОСЛОВСКИЙ, медицинский или юридический. Другие учебные дисциплины стали постепенно проникать в этот замкнутый ряд лишь с XII века, и то с большим трудом. Даже современная западная система научных званий — магистр искусств и доктор философии (MA и PhD) — отражает это древнее деление». (см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Семь_свободных_искусств ).
«ЛАТИНСКИЙ ЗАПАД. Распространившееся в Европе христианство упразднило взгляд на историю, как на повторяющиеся периоды (?)… и создало ВЫСОКОРАЗВИТУЮ БОГОСЛОВСКУЮ НАУКУ (родившуюся в ожесточённых богословских спорах с еретиками в эпоху Вселенских Соборов), ПОСТРОЕННУЮ НА ПРАВИЛАХ ЛОГИКИ. ОДНАКО, ПОСЛЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВЕЙ В 1054 ГОДУ, В ЗАПАДНОЙ (КАТОЛИЧЕСКОЙ) ЧАСТИ ОБОСТРИЛСЯ КРИЗИС БОГОСЛОВИЯ». ( см. https://ru.wikipedia.org/wiki/История_науки ).
Если сегодняшнее богословие и философию не рассматривать как науки, то с таким же успехом можно не считать науками и историю, и математику, и пр., поскольку в основе этих и подобных им дисциплин лежат вера и «авторитетное мнение». Например, теорему Пифагора доказать невозможно, т.к. мы принимаем на веру аксиомы, утверждающие, что две параллельные прямые НИГДЕ И НИКОГДА не пересекаются, а через две точки можно провести только ЛИШЬ ОДНУ ПРЯМУЮ ЛИНИЮ. Уместность применения знаменитой теоремы можно всего-навсего аргументировать, например, в пределах «дачного участка»
и т.п., а относительно бесконечности эта теорема недоказуема, т.к. «там» никто еще не побывал
. Об этом прекрасно знали античные ученые-философы, а Лобачевский, Минковский и иже с ними обосновали это в своих теориях.
То же касается, например, истории. Некий исследователь-историк говорит, что, мол, есть МНЕНИЕ, что такое-то историческое событие произошло тогда-то и тогда-то, и это подтверждено прилагаемыми артефактами и письменами. На подобную сентенцию тут же следует возглас: «Извините, но есть МНЕНИЕ, что Ваше МНЕНИЕ не соответствует устоявшемуся МНЕНИЮ, основанному на авторитетном МНЕНИИ такого-то научного авторитета!»
И начинаются дебаты, начинается противостояние мнений-гипотез, которые зачастую нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть – вспомните Карла Поппера… Но ведь то же самое происходит и в богословских поисках! Несомненно, есть некие лженаучные направления исследований, но кто знает, может со временем, благодаря этим, по сегодняшнему мнению, ложным направлениям поисков, завтра нам откроются новые горизонты познания?
Сегодня, к сожалению, доминирует мнение, что богословие не является наукой, т.к. основано на ничем не подтвержденной вере в Бога, Которого никто и никогда не видел. Но кто, в таком случае, видел, как НЕ ПЕРЕСЕКАЮТСЯ параллельные прямые в бесконечности нашего КРАЙНЕ ИСКАЖЕННОГО ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ? Кто может
ДОКАЗАТЬ, что в основе Мироздания лежит некая БЕССМЫСЛЕННАЯ ПРИРОДНАЯ случайность, приведшая к возникновению РАЗУМА, способного что-либо ОСМЫСЛИТЬ? Кто, в то же время, может
ДОКАЗАТЬ, что наш мир создан в результате Разумного Замысла?
Я же позволю себе утверждать, что
ДОКАЗАТЬ в нашем падшем мире НИЧЕГО НЕ ВОЗМОЖНО – можно лишь приводить более-менее вескую аргументацию с той или иной степенью истинности, либо констатировать какой-то очевидный факт. Предлагаю ознакомиться со статьей в Википедии, см.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Доказательство . Здесь я всюду ссылаюсь на Википедию как на самый доступный ресурс, но, очевидно, есть и более «научные» ссылки, просто мне, честно говоря, лень искать
.
По моему убеждению, богословие есть такая же наука, как история, лингвистика, математика и пр. И тут я бы выделил именно «апологетику» как раздел богословия, который включает в себя исследовательские поиски и наиболее точно соответствует понятию научных исследований с целью АРГУМЕНТАЦИИ христианской концепции.
Науке - факты!
Вере - аполгетика, т.е. использование научных фактов в христианской аргументации!
Атеисты и агностики, очевидно, в эпоху «гуманизма» создали устойчивый стереотип: «БОГОСЛОВИЕ – НЕ НАУКА!». И, как ни странно, этот лозунг подхватили некоторые христианские деятели и также стали провозглашать, что, мол, нечего заниматься софистикой, схоластикой и прочими светскими научными измышлениями. Верь в Бога – и все тут! А кто так не думает и с этим не согласен – тот безбожник, атеист и «член собрания нечестивых». Атеистический лозунг о ненаучности теологии, подкрепленный христианами, не желающими (не способными??) рассматривать научные достижения в свете христианства, стал сегодня, к величайшему сожалению, устойчивой максимой-парадигмой в большинстве богословских воззрений и публикаций.
Я пытаюсь как-то «повернуть лицом» апологетические христианские исследования к современным научным достижениям с целью применения этих достижений в обосновании концепций Божественного сотворения мира, Разумного Замысла, присутствия Творца во всех событиях и явлениях, происходящих в нашей Вселенной.
Извините, но я обо всем этом просто, ПОРОЙ, КРИЧУ
в своих постах, но не ощущаю ответной реакции. Пожалуй, остановлюсь, т.к. тут намечается бесконечность в рассуждениях. Храни Вас Господь!