Страдания ада

Санкт Петербург
Православный христианин
Из того, что Бог нам открыл в Писании, следует, что вечные муки неизбежны для осуществления промысла Божьего по обожению созданного Им творения. Я усматриваю здесь два обстоятельства.

Во-первых, если допустить, что все будут спасены, в том числе и все те, которые пройдут через мучения ада, то зачем тогда жить праведной жизнью на земле, воздерживаться от грехов? Праведники в раю скажут: «Как же так? Мы терпели жертвы и всю жизнь посвятили Богу, верили Писанию и исполняли его, а тут пришли в рай грешники, которые пили, веселись и знать не хотели Бога, и они с нами»? Значит, если допустить спасение всех, то это будет обман со стороны Бога и нарушение справедливого Суда.

Во-вторых. Допустим, что все творение Бога будет совершенно и внешняя тьма с огненным озером, дьяволом и мучимыми там грешниками, в конце концов исчезнут и перейдут в совершенный мир, который полностью (без остатков грехов и зла) будет обожен и соединится с Богом. Но тогда исчезает и смысл создания самого человека и его жизни. Зачем вся эта возня с человеком, с неуправляемой свободной волей его, если можно было бы сразу создать совершенное творение? Если бы так было, то и нас бы не было и мы бы здесь так мило не беседовали.

На самом деле Божий промысел, как я рассуждаю, состоит в том, чтобы творение было приведено и соединено с Богом не принудительно Им самим же, а добровольно, чтобы оно по свободной воле стремилось бы к Богу. Этим замыслом проникнуты все Божественные энергии, проходящие через творение. Для этого и был создан человек как образ и подобие Бога, имеющий свободную волю, душу и тело.

Пребывая прежде в раю, человек еще не был таким же совершенным как Бог. В человеке был Бог, но в Боге еще не было человека, как это произойдет только после Суда в Новом Мире. То есть с Богом человек в прежнем раю еще не был единой сущностью. Такое несовершенство человека, обладающего свободной волей, и привело к падению его. Все несовершенство, которое в свободной воле человека не соответствовало воле Божией, Бог дал возможность искупить жертвой Христа. Неискупленные грехи нераскаянных грешников не могут быть принудительно искуплены, так как это противоречит замыслу добровольного соединения творения с Богом (добровольного обожения). Поэтому останется несовершенная часть творения, как издержки проявления свободной воли грешника, идущего против воли Бога и отказывающегося от покаяния. А что там будет в несовершенной части творения – вечной внешней тьме без богообщения можно описать лишь образно как плачь, скрежет, огонь пожирающий и т.д. Ясно только одно, что все грешники там навек лишатся благодати Божией, что само по себе и есть мучение.

Однако не исключено, что в дальнейшем, на следующем этапе, Бог создаст новое время и займется совершенствованием оставшейся несовершенной части мира. Не будем заглядывать так далеко в планы и пути Божие - нам не дано пока. Остановимся на том, что дано по Писанию. Иначе, рассматривая дальнюю перспективу, мы не заметим ближних препятствий и погибнем, мчась мимо мелких ям и кочек, которых много на нашем пути.
 
Подольск
Православный христианин
Хорошо,обратимся к Откровению?
"И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет".
"И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего".
"И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и пока*зал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога....Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых:с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот.Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны.И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела".

Немного необычно для описания СОСТОЯНИЯ?....

С вашего позволения можно продолжить:

Получается, что по смерти, людские души пребывают рядом со своими телами, но каждая в определённом состоянии (ада или рая), не имея возможности передвигаться, ибо, по свидетельству святых отцов, лишена воли.
Таким образом, и Иисус и Дисмас, и второй, злой разбойник – Гестас, по смерти своей пребывали подле своих упокоенных тел, но Иисус и Дисмас в состоянии рая, а Гестас в состоянии ада. Но сказано было, что, по смерти Своей, Иисус возопив громким голосом: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой», испустил дух» (Мф.27:50; Лк.23:46).
Значит, дух, по крайней мере, дух Иисуса, т.е. вероятно уже Дух Святой, восшёл к Отцу Небесному, и затем, как исходящий от Отца, был направлен в преисподнюю, где Святой Дух Христа, или Дух Истины проповедовал три дня и три ночи духам умерших: «ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (Лк.23:19). Как мы понимаем, здесь понятие «темница» и есть состояние ада в коем пребывают грешники, ибо праведные на суд не приходят: Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин.5:24).
Но можно рассудить и несколько иначе, что дух Иисуса, Сына Человеческого, ставший Духом Истины, ибо всецело воссоединился с Духом Своей Божественной природы Сына Божия, Духом Святым, сошёл в «темницу» преисподней, где проповедовал духам умерших, по воли Отца Своего Небесного, в чьи руки и предал Дух Свой, а значит всецело подчинился или принял волю Отца. Вот такой ракурс рассмотрения изучаемого вопроса нам кажется более верным.
А что же душа? Почему ничего не говорится о душе, в том числе и о душе Иисуса? А душа, как пристанище духа жизни, как мы уже упоминали ранее, упокоена, т.е. пребывает усопшей (спящей) рядов с телом своим, до той поры, когда вострубит Глас Господень, и мёртвые воскреснут на Суд Божий. Было сказано: «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов12:10). «Выходит дух его, и он (человек) возвращается в землю свою: в тот день исчезают помышления его» (Пс.145:4). Дух же жизни у каждого таков, каким он его сохранил; таким он и предстаёт пред Духом Истины (Иоан.15:26), Духом Святым Господа Бога, ибо Он есть «Боже духов всякой плоти» (Чис.16:22), и дух определённого человека или отторгается Им во тьму внешнюю, или принимается, через освящение любовью.
Что же касается души Христа, то это отдельная история и мы коснёмся её гораздо позднее, когда придёт время проникнуть в тайны евхаристии.
 
Из того, что Бог нам открыл в Писании, следует, что вечные муки неизбежны для осуществления промысла Божьего по обожению созданного Им творения. Я усматриваю здесь два обстоятельства.

Во-первых, если допустить, что все будут спасены, в том числе и все те, которые пройдут через мучения ада, то зачем тогда жить праведной жизнью на земле, воздерживаться от грехов? Праведники в раю скажут: «Как же так? Мы терпели жертвы и всю жизнь посвятили Богу, верили Писанию и исполняли его, а тут пришли в рай грешники, которые пили, веселись и знать не хотели Бога, и они с нами»?
вы здесь рассуждаете как работники из притчи о виноградаре,который одних нанял рано утром,других в обед,третьих вечером.не помните чем заканчивается притча?все получили равную плату.поскольку разговор ушел в сферу собств.умозаключений,повторю просьбу-цитату о бесспорном существовании тьмы внешней после Страшного Суда.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
отсутствие вечное в Новом Иерусалиме любой твари с точки зрения разума противоречит воле Бога о мире само по себе, где бы отсутствующий не был в аду, геене, просто не был, т.е. обращен в ничто - так как он не может желать этого. Но и допустить этого он не может, это было бы несправедливо

Святой Ириней Лионский писал: «Всем, соблюдающим любовь к Нему, Он дает Свое общение. Общение же с Богом есть жизнь и свет и наслаждение всеми благами, какие есть у Него. А тех, которые по своему произволению отступают от Него, Он подвергает отлучению от Себя, которое сами они избрали. Разлучение с Богом есть смерть, и удаление от света есть тьма, и отчуждение от Бога есть лишение всех благ, какие есть у Него.

Посему те, которые чрез отступничество свое утратили вышеупомянутое, как лишенные всех благ, находятся во всяческом мучении, не потому, чтобы Бог Сам по Себе наперед подвергал их наказанию, но наказание постигает их вследствие их лишений всех благ. Но блага Божии вечны и без конца, поэтому и лишение их вечно и без конца, подобно тому, как относительно неизмеримого света сами себя ослепившие или ослепленные другими всегда лишены сладости света не потому, чтобы свет причинял им мучение слепоты, но самая слепота доставляет им несчастие"
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Если в аду (геене) душа нераскаявшегося грешника свободна, значит может раскаяться, или обладает свободой, но в том смысле, что обращаясь ко злу все больше - становится все менее свободной - и ее свобода тем самым стремится в ничто (раб греха).

Несомненно, что при Втором пришествии Христа, когда Он явится во всей Своей славе и величии, Его вынуждены будут признать Богом и Вседержителем даже самые упорные в неверии, закоренелые грешники. Но запоздалое раскаяние уже не принесет пользы, не оправдает их на Страшном Суде.

Святитель Иоанн Златоуст об осуждаемых на Суде пишет: «Они отвечают Ему с кротостью, но уже без всякой для себя пользы; и это вполне справедливо, так как они пренебрегли то, чего всего более Он желал» (Толкование на святаго Матфея Евангелиста, беседа 79).
Второе пришествие явит Христа как Судью и Владыку. Признание Его таковым станет лишь обнаружением очевидного факта, а не итогом личного свободного принятия Его как Спасителя.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
вы здесь рассуждаете как работники из притчи о виноградаре,который одних нанял рано утром,других в обед,третьих вечером.не помните чем заканчивается притча?все получили равную плату.
Ваша аналогия с притчей о работающих в винограднике неуместна, так как там речь идет только о работающих в поле на хозяина виноградника. Я же говорил о тех, кто отверг приглашение хозяина работать в поле. Разве хозяин заплатит им за это и даст одинаковую плату с теми, кто согласился работать? Нет, они останутся без оплаты и будут жить впроголодь. Они будут мучиться вечно, так как в аду их уже никто не будет приглашать работать ибо виноград будет уже собран.
 
Москва
Православный христианин
В православии арифметика добра и зла не действует. Здесь Бог на Суде не взвешивает добро и зло, а судит по милости. Лютый разбойник может попасть в рай, если покается, а добрейший семьянин может оказаться в аду лишь за отторжение от Бога или за ропот на Него.
Адам с Евой всего-то лишь съели яблочко. Кругом было много еды, много других яблок, но они съели именно запрещенное. Можно сказать, нарушили пост - вроде пустячок, а вселенная обрушилась и исчезло все то добро, которое они делали прежде в раю. И им пришлось делать новое добро – трудиться в поте лица, терпеть лишения, болезни и боли, чтобы вернуться к Богу и вновь обрести Его. Один малый грех может перечеркнуть все добро. Но слава Богу - искупительной жертвой Христа нам дано покаяние.

Не знаю действует арифметика добра и зла в Православии. Но что точно, это то, что Бог не творит зло.
Кроме того фраза о лютом разбойнике и семьянине не может пониматься буквально. Естественно, тайна суда не известная любому человеку, мы лишь верим что суд этот абсолютно справедлив и одновременно с этим всемилостив. Думаю это то, что вы написали "судит по милости". Конечно с этим нельзя не согласиться. Иногда мы ошибаемся в своих оценках человека, но даже и человек, и даже в падшем состоянии имеет то, что позволяет отличить хорошее от дурного, иначе было бы нелепо призывать его к ответу. Поэтому если совесть людская восстает против той или иной идеи, это не может просто откидываться безосновательно.
Что касается съедения яблока, то добро не исчезает, это неверно. Добро вечно, и все что делается доброго есть от Бога, а то, что от Бога уничтожено быть не может, только как самим Богом. А вот привести к фатальным последствиям грех безусловно может, но это не означает уничтожения добра. Думаю, это достаточно очевидно.
Все таки уверен, съедение яблока это не пустячок.
 
Москва
Православный христианин
Несомненно, что при Втором пришествии Христа, когда Он явится во всей Своей славе и величии, Его вынуждены будут признать Богом и Вседержителем даже самые упорные в неверии, закоренелые грешники. Но запоздалое раскаяние уже не принесет пользы, не оправдает их на Страшном Суде.

Святитель Иоанн Златоуст об осуждаемых на Суде пишет: «Они отвечают Ему с кротостью, но уже без всякой для себя пользы; и это вполне справедливо, так как они пренебрегли то, чего всего более Он желал» (Толкование на святаго Матфея Евангелиста, беседа 79).
Второе пришествие явит Христа как Судью и Владыку. Признание Его таковым станет лишь обнаружением очевидного факта, а не итогом личного свободного принятия Его как Спасителя.

Я в этом нисколько не сомневаюсь. Если Бог явлен с очевидностью, то о свободном выборе не может быть и речи.

Но все таки давайте не подменять одно другим. Можно вполне признавать Христа Богом и все же сотворить столько грехов, что оказаться в аду. Да и я говорил не об очевидности того, что Христос есть Бог, которая наступит по Суду, в чем сомнений быть не может, а в раскаянии в своих грехах.
Может ли грешник раскаяться после осуждения?

С другой стороны для Бога известно и прошлое и будущее, но идея, что на Страшном Суде Бог будет судить, все что было и что будет как-то непривычна.

Ведь мы можем сказать, что праведники в раю уже не смогут согрешить, и тем не менее будут оставаться свободными, т.к. свобода заключается в следовании добродетели, т.е. воле Бога, но сказать что у грешников в аду состояние будет так сказать "симметричное со знаком минус", невозможно, так как невозможность сделать добро есть как раз полное рабство и отсутствие свободы. Вот о чем я говорю.
 
Москва
Православный христианин
Из того, что Бог нам открыл в Писании, следует, что вечные муки неизбежны ...
.Во-первых, если допустить, что все будут спасены, в том числе и все те, которые пройдут через мучения ада, то зачем тогда жить праведной жизнью на земле, воздерживаться от грехов? Праведники в раю скажут: «Как же так? Мы терпели жертвы и всю жизнь посвятили Богу, верили Писанию и исполняли его, а тут пришли в рай грешники, которые пили, веселись и знать не хотели Бога, и они с нами»? Значит, если допустить спасение всех, то это будет обман со стороны Бога и нарушение справедливого Суда.

Во-вторых. Допустим, что все творение Бога будет совершенно и внешняя тьма с огненным озером, дьяволом и мучимыми там грешниками, в конце концов исчезнут и перейдут в совершенный мир, который полностью (без остатков грехов и зла) будет обожен и соединится с Богом. Но тогда исчезает и смысл создания самого человека и его жизни. Зачем вся эта возня с человеком, с неуправляемой свободной волей его, если можно было бы сразу создать совершенное творение? Если бы так было, то и нас бы не было и мы бы здесь так мило не беседовали.
...
Неискупленные грехи нераскаянных грешников не могут быть принудительно искуплены, так как это противоречит замыслу добровольного соединения творения с Богом (добровольного обожения)...Поэтому останется несовершенная часть творения, как издержки проявления свободной воли грешника, идущего против воли Бога и отказывающегося от покаяния. А что там будет в несовершенной части творения – вечной внешней тьме без богообщения можно описать лишь образно как плачь, скрежет, огонь пожирающий и т.д. Ясно только одно, что все грешники там навек лишатся благодати Божией, что само по себе и есть мучение.

Однако не исключено, что в дальнейшем, на следующем этапе, Бог создаст новое время и займется совершенствованием оставшейся несовершенной части мира. Не будем заглядывать так далеко в планы и пути Божие - нам не дано пока. Остановимся на том, что дано по Писанию. Иначе, рассматривая дальнюю перспективу, мы не заметим ближних препятствий и погибнем, мчась мимо мелких ям и кочек, которых много на нашем пути.

1) Против первого аргумента. Праведники так завопить не смогут именно потому, что они праведники. Кстати есть прекрасная притча по этому поводу как раз в Евангелии. Сын может придти к Богу и первым и последним - первый же не сможет роптать, ибо суд Бога справедлив, и то, что решил Бог и есть справедливость. Верить в это необходимое условие и праведности и спасения. Поэтому есть Бог решит, что всем грешникам достаточно конечного наказания, то это и будет справедливость. Не могут же праведники желать зла грешникам ради зла? Это невозможно. А у вас получается именно так. Праведники, если они праведники должны радоваться спасению заблудших, а не наоборот.
Праведники могут возроптать, если можно так выразиться, только при предварительном предположении, что существуют те грехи, которые заслуживают вечного наказания, а именно это и не очевидно, более того приходится признать, что из аргументов разума таких грехов просто нет. Единственное основание этого - учение Церкви, которое вполне однозначано, но вовсе не странное предположение о протестах праведников.

2) Против второго аргумента. Вы пишете: "Но тогда исчезает и смысл создания самого человека и его жизни. Зачем вся эта возня с человеком, с неуправляемой свободной волей его, если можно было бы сразу создать совершенное творение? Если бы так было, то и нас бы не было и мы бы здесь так мило не беседовали".
Признаться я совершенно не вижу почему смысл создания исчезает?
Это возня с человеком, как представляется, нужна, и вы сами ответили на это, для свободной любви творения к Творцу, любви, которой без свободы не бывает.
Поэтому "сразу" Бог сотворить необходимо следующих добру и не мог, это просто не будет добром, как вы сами и пишете.
А вот вечные муки с лишением свободы и возможности раскаяться для грешников это как раз и перечеркивает указанные вами смысл создания, о чем вам и пишут. Нельзя же рассматривать для грешника смысл его создания в вечных мучениях. Я лично не вижу никакой проблемы в том, что в итоге раскаются все и все спасутся, после того или иного срока мучений - но Церковь утверждает иначе. Она не ошибается, но смысл создания мира не известен ни мне, собственно ни вам, поэтому этот аргумент неприемлем.

3) Принудительно искуплены быть не могут, но речь шла не о принудительности, а именно о свободном выборе. Аргументы против предположения о возможности свободного выбора в геене тоже отчасти очевидны - коли речь идет о мучениях, то можно ли в этом состоянии говорить о свободном выборе?

4) И все же я так и не понял, как можно согласовать вечность мучений и скрежета и создания нового варианта творения, где им будет предоставлена возможность.
 
Москва
Православный христианин
Святой Ириней Лионский писал: «Всем, соблюдающим любовь к Нему, Он дает Свое общение. Общение же с Богом есть жизнь и свет и наслаждение всеми благами, какие есть у Него. А тех, которые по своему произволению отступают от Него, Он подвергает отлучению от Себя, которое сами они избрали. Разлучение с Богом есть смерть, и удаление от света есть тьма, и отчуждение от Бога есть лишение всех благ, какие есть у Него.

Посему те, которые чрез отступничество свое утратили вышеупомянутое, как лишенные всех благ, находятся во всяческом мучении, не потому, чтобы Бог Сам по Себе наперед подвергал их наказанию, но наказание постигает их вследствие их лишений всех благ. Но блага Божии вечны и без конца, поэтому и лишение их вечно и без конца, подобно тому, как относительно неизмеримого света сами себя ослепившие или ослепленные другими всегда лишены сладости света не потому, чтобы свет причинял им мучение слепоты, но самая слепота доставляет им несчастие"

Согласен, Бог никого сам не наказывает, это бесспорно.
Но: делать вывод из вечности благ к вечности отсутствия благ невозможно, ибо благо обладает сущностью само по себе, а его отсутствие нет. Вечность отсутствия может быть только тогда, когда отказываются от блага вечно, а возможность этого вовсе неочевидна.
 
Москва
Православный христианин
Ваша аналогия с притчей о работающих в винограднике неуместна, так как там речь идет только о работающих в поле на хозяина виноградника. Я же говорил о тех, кто отверг приглашение хозяина работать в поле. Разве хозяин заплатит им за это и даст одинаковую плату с теми, кто согласился работать? Нет, они останутся без оплаты и будут жить впроголодь. Они будут мучиться вечно, так как в аду их уже никто не будет приглашать работать ибо виноград будет уже собран.

Неубедительно. Притча вполне применима по ее смыслу. Нельзя отрицать вечность мучений, коль скоро так учит церковь, но пытаться их обосновать с точки зрения разума невозможно. Скорее наоборот.
Тем более подобными аргументами. Ограничивать смысл притчи только работающими - я не понимаю почему, тем более в вашем словоупотреблении отказаться работать вообще невозможно: работают все - отказаться работать - значит не жить вовсе, может отказаться работать только тот, с момента отказа никогда не сотворит добро - это нелепо, среди людей таких нет. Творящий же добро - работает на винограднике, так как не своей только волей делает и добро творит, но по благодати. Спорить,что самый закоренелый грешник хоть раз творил добро - невозможно.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Праведники так завопить не смогут именно потому, что они праведники. Кстати есть прекрасная притча по этому поводу как раз в Евангелии. Сын может придти к Богу и первым и последним - первый же не сможет роптать, ибо суд Бога справедлив, и то, что решил Бог и есть справедливость. Верить в это необходимое условие и праведности и спасения. Поэтому есть Бог решит, что всем грешникам достаточно конечного наказания, то это и будет справедливость. Не могут же праведники желать зла грешникам ради зла? Это невозможно. А у вас получается именно так. Праведники, если они праведники должны радоваться спасению заблудших, а не наоборот.
Действительно, праведники в раю, признавая свершившуюся Божию волю, так не скажут. Но здесь, на земле, я скажу хозяину виноградника, что меня не интересует, почему он дал равную плату пришедшим позже меня. Все наняты работать по договору, а сколько кому заплатить – это дело хозяина. Но, если хозяин даст ту же плату и тому, кто отказался работать на него, то я скажу, что это несправедливо.
Наш договор с Богом – это Новый Завет. Там сказано, что мучения грешников вечные. Если допустить, что все будут спасены, то это аналогично тому, что хозяин виноградника даст равную плату всем, в том числе и тем, кто отказался работать на него. Вы говорите «первый и последний», а если кто вообще отказывается от Бога, не хочет признавать Писания и выполнять Его заповеди, отказывается быть даже последним?

Вы все подсчитываете добро. Но эта притча и говорит о том, что количество добра не влияет на плату в Царстве Небесном, если уже попал туда. Можно сказать, что блаженство там будет бесконечным. В совершенном блаженство не имеет меры, Но в аду, то добро, которое делали грешники, будет уменьшать степень их мучений. В несовершенном, мера сохраняется. Так что добро в аду не пропадет зря, а зачтется.
 
а если кто вообще отказывается от Бога, не хочет признавать Писания и выполнять Его заповеди, отказывается быть даже последним?
Вы тут предлагаете четкое деление на праведников и грешников,которого нет и не может быть теоретически,потому что все-грешники.Все грубо говоря-бездельники-в той или иной мере.....
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Все не только грешники, но и блудные сыновья.
Тот грешник, который даже в последний момент примет предложение хозяина работать в поле, возвратится к Богу и покается, тот может спастись. Другой же грешник, который откажется работать на этом поле, несмотря на неоднократные приглашения, и пойдет работать на другого хозяина (дьявола), скорей всего не получит награды.

Четкое разделение на грешников и праведников произойдет после Суда. Если все будут спасены, то все праведники.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Алексей17
Может ли грешник раскаяться после осуждения?


Святитель Феофан Затворник писал: «Вы забываете, что там будет вечность, а не время; стало быть, и всё там будет вечно, а не временно. Вы считаете мучения сотнями, тысячами и миллионами лет, а там ведь начнется первая минута, да и конца ей не будет, ибо будет вечная минута. Счет-то дальше и не пойдет, а станет на первой минуте, да и будет стоять так»

Таким образом, дело не только в невозможности механически изменить свободно-разумное существо, но и в особом свойстве мира духовного. Душа человека, покидая бренное тело, переходит в вечность, где просто нет времени, а значит, нет и кардинальных изменений, возможных в нашем переменчивом мире (до Страшного суда бытие невидимого мира еще созвучно и симметрично нашему времени, но после Суда, по слову Писания, «времени уже не будет» (Откр. 10: 6)).

Св. Феофан Затворник- «Остается строить надежду, нет ли покаяния за гробом? – О, когда бы возможно было это! Какое бы облегчение нам грешным! Господь столько милосерд, что только покайся, хоть бы то и за гробом, непременно простит. Но то наше горе, что надежды-то такой не на чем основать: закон жизни таков, что коль скоро кто положит здесь семя покаяния, хоть бы то при последнем издыхании, то уж не погибнет .

Семя сие возрастет и плод принесет – спасение вечное. А коль скоро кто здесь не положит семени покаяния и перейдет туда с духом нераскаянного упорства во грехах, то и там навеки останется с тем же духом, и плод от него вовеки будет пожинать по роду его, Божие вечное отвержение»
 
Обоснуйте, если не трудно.


По православному учению, человек поставлен выше ангелов. И в самом деле, “ангел” — это просто вестник.
Чтобы наш дух мог повелевать телом, Бог и дал ему дар творчества. Чувственное же, соединенное с умом, создает многообразие наук, и искусств, и постижений, создает умение возделывать (культивировать) поля, строить дома и вообще создавать из несуществующего. И это все дано людям. Ничего подобного никогда не бывает у ангелов” (святой Григорий Палама).
Природа ангелов проста, и им нечем “руководить”, но человек двусоставен, и душа должна владеть телом, а для этого как минимум она должна обладать способностью к властвованию.
Лишь человек несет в себе образ Творца творцов. Способность же творить, менять мир и владычествовать над ним вменена человеку вместе с телесностью. Отсюда и важнейший этический вывод: “Ангел неспособен к раскаянию, потому что бестелесен” (преп. Иоанн Дамаскин). Поскольку способность к творчеству связана с телесностью, а раскаяние есть величайшее творчество, то вне тела раскаяние невозможно (самому-лишается воля, но есть молитва Церкви и "живых" людей). Не поэтому ли падший ангел не может покаяться? Не поэтому ли его отпадение невозвратимо и вечно? Не поэтому ли и для человека нет покаяния после выхода души из тела? Не поэтому ли Христос говорит: “В чем застану — в том и сужу”?
Свобода ангелов — одноразового пользования. Они однажды выбирают — с Творцом или против Него. И в этой однажды избранной конфигурации своей воли они остаются навсегда (в отличие от воплощенного духа — человека, который в покаянном творчестве может ежесекундно менять вектор своей жизни)

Почему существует ад, почему, сотвореными не по нашей воли из небытия, переходим в жизнь вечную?

Иоанн Златоуст и говорит: «Потому Он [Бог] и уготовал геенну, что Он – благ».
Исаака Сирина: «Он [Бог] ничего не делает ради возмездия, но взирает на пользу, которая должна произойти от Его действий. Одним из таких - является геенна», «где любовь, там нет возмездия; а где возмездие, там нет любви», "Если бы Царство и геенна с самого появления добра и зла не были предусмотрены в сознании благого Бога нашего, тогда не были бы вечными помыслы Божии о них; но праведность и грех были известны Ему прежде, чем они проявили себя. Таким образом, Царство и геенна суть следствия милости, которые в своей сущности задуманы Богом по Его вечной благости, а не [следствия] воздаяния, даже если Он и дал им имя воздаяния". Поразительно утверждение Исаака Сирина, что сама геенна есть не что иное, как последнее промыслительное средство любви, которое использует Бог в качестве спасения человека. "Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби"! Также мыслил Григорий Нисский , родной брат Василия Великого. О том же с большой силой говорится в Пасхальном слове.

Вот, оказывается, почему существует геенна: не для возмездия, не для бесконечного наказания, а как последнее промыслительное средство любви Божией, Который взирает на пользу, которая должна произойти от Его действий. Геенна уготована Богом не для бесконечных мучений человека, а для его спасения! Царство Божие и геенна огненная – суть следствия милости, а не воздаяния! Гиенское страдание - это побуждение Святым Духом к покаянию. Но придел страданий обусловлен не временем, а раскаянием. ...страдания грешников от неспособности принять огонь божественной любви, стеснённость в удовлетворении страстей, когда-нибудь побудят их оставят безумие и злое упорство своей воли...

А кто будет жить перед апокалипсисом, уже не успеют "погореть в аду", значит ущемлены в правах на спасение?
И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека. В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них (Откр. 9:4-6).

Так что же? Спасаются одни православные, а из православных спасается только горстка праведников? Бог что же, не знал, когда творил человека, что почти все погибнут?​

Но сошествие Христа в ад - акт вневременной. И с этого исторического момента Христос стал доступен всем туда сходящим. Потому и перед теми, которые по объективным причинам не смогли в своей земной жизни уверовать в пришедшего Христа и принять здесь таинства Крещения, открывается, как видим, возможность по молитвам Церкви войти в нее там путем ветхозаветного человечества - путем, как осторожно высказался святитель Григорий Богослов, огненного крещения. Он писал: «Может быть, они будут там крещены огнем – этим последним крещением, самым трудным и продолжительным, которое поядает вещество как сено и потребляет легковесность всякого греха» . И объясняет: "Иные даже не имеют возможности и принять дара [Крещения], или может быть по малолетству, или по какому-то совершенно не зависящему от них стечению обстоятельств, по которому не сподобляются принять благодати… последние не принявшие крещения не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы… Ибо не всякий… недостойный чести достоин уже наказания"
.."неудостоившиеся очищения через таинственную воду, по необходимости очищаются огнем"..Этот огонь пробуждает раскаяние, потому что душа, которая была привязана к вещественному, вдруг неожиданно прозревает и познаёт тщетность, напрасность всего, к чему она с таким усилием стремилась в земной жизни, и, по словам Григория Нисского, она с плачем кается.


Первым в рай вошел явный злодей, разбойник, в несчастной вечной участи которого никто не сомневался - вошел лишь потому, что уже на кресте, в последние минуты своей жизни осознал до глубины души всю мерзость своих деяний и покаялся! И если бы об этом не сообщил евангелист Лука, то разве пришло бы кому в голову, что этот злодей спасется? А что пишет апостол Иоанн Богослов: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Ин. 2,2).
Исаака Сирина: «Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби — тех, о ком Он знал прежде их создания во что они превратятся после сотворения, и которых Он все-таки сотворил» .

А как оценить в свете этого вопроса библейскую историю о послании Богом пророка Ионы в языческую Ниневию с проповедью покаяния (Иона 1, 2)? «И поверили ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого» (Иона 3, 5). И Бог принял покаяние язычников: «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Иона 4, 11). Кто же крестил ниневийских язычников, и насколько православной была их вера, что Бог принял их покаяние и помиловал не только здесь, но, без сомнения, и в вечности?!
Святитель Григорий Богослов говорит: «Как многие из нас бывают не от нас, потому что жизнь делает их чуждыми общему телу; так многие из не принадлежавших к нам бывают наши, поскольку добрыми нравами предваряют веру, и обладая самою вещью, не имеют только имени» христианина .
Преп. Нектарий Оптинский считал даже, что «простой индус, верящий во Всевышнего и исполняющий, как умеет, волю Его, — спасется. Но тот, кто, зная о христианстве, идет индусским путем, — нет»
Григорий Чудотворец и Григорий Нисский, родной брат Василия Великого, также считали, что вечные муки не бесконечны. Ибо понятие вечности не означает бесконечности. Множество людей, споткнувшихся на мытарствах и оказавшихся в вечных муках, по молитвам Церкви выходят оттуда и входят в Царство Божие.
"VI Вселенский Собор включил имя святителя Григория Нисского, брат святителя Василия Великого, в число “святых и блаженных отцов”, а VII Вселенский Собор даже назвал его "отцом отцов". Что же касается Константинопольского Собора 543 года и V Вселенского Собора, на которых был осужден оригенизм, то весьма показательно, что, хотя учение Григория Нисского о всеобщем спасении было хорошо известно отцам обоих Соборов, его не отождествили с оригенизмом. Отцы Соборов сознавали, что существует еретическое понимание всеобщего спасения (оригенистический апокатастасис, “находящийся в связи” с идеей предсуществования душ, круговращение бытия вселенной), но существует и его православное понимание, основанное на 1 Кор. 15: 24–28" Особенно поучителен при этом для нашего времени тот факт, что те Отцы, которые считали учение свт. Григория о всеобщем спасении ошибочным, тем не менее, никогда не причисляли ни его, ни иже с ним к еретикам.
Поразительный рассказ имеется в некоторых ранних житиях святого Григория Двоеслова - о том, как душа императора Траяна была "крещена" в аду слезами святого Григория. Траян был гонителем христиан, однако он совершил одно дело милосердия (заступился за вдову), о чем стало известно святому Григорию. Преисполненный жалости, он пошел в церковь и молился со слезами за душу гонителя до тех пор, пока не получил откровения о том, что его молитва услышана. "Пусть никто не удивляется, когда мы говорим, что он (Траян) был крещен, ибо без крещения никто не узрит Бога, а третий вид крещения - это крещение слезами", - говорят авторы жития. "Хотя это и редкий случай, - комментирует иеромонах Серафим (Роуз), - но он дает надежду тем, чьи близкие умерли вне веры".
По просьбе благочестивой царицы Феодоры отцы Церкви совершали усиленные моления о ее муже, яром иконоборце и гонителе Православия Феофиле — и получили откровение, что по их молитве и по вере Феодоры Феофилу даровано прощение.
«слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, иудею, потом и эллину! Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2, 9-16). Нет сомнения, что у апостола речь идет о спасении не только христиан, но и всех человеков, делающих доброе во всяком народе. Ибо нет лицеприятия у Бога (Деян.10:35).
Тот факт, что ветхозаветные праведники, благоразумный разбойник, многие мученики и др., не принявшие здесь таинства Крещения, тем не менее, по учению Церкви спаслись, свидетельствует, что ее границы шире ее земных канонических пределов и что, следовательно, получение дара благодати Крещения и вхождение в Тело Христово (Кол. 1,24) возможно и там. Святитель Григорий Богослов писал: младенцы "... не принявшие крещения не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы" Свт. Григорий так и продолжает свою мысль: «Ибо не всякий… недостойный чести достоин уже наказания".
Согласно с мнением святителя Иоанна Златоуста я не допускаю вечных осуждений и гибели даже для язычников, коль только скоро они не имели средств к познанию истины, но поступали в своей жизни по требованиям своей совести, тем более я должен сказать это относительно инославных христиан. ...могли, пройдя огненный искус страстей в аду, принять Спасителя и стать членами Его Церкви.... ....где небыло проповедано "истинное евангелие" - люди живут в ветхом завете...

Все это говорит о том, что состояние вечности не означает безусловной окончательности, оно может измениться, и только в положительную сторону.
"истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до по*следнего кодранта" (Мф. 5, 25-26) Святитель Феофан писал: "Господь и на страшном суде будет не то взыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была"

Кто будет мучить: Бог-любовь или?​

Бесы кричали, зачем "пришел Ты сюда прежде времени мучить нас" (Мф. 8:29), а как Иисусу их мучил, чем?
«Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 16) и любовь эта «будет… все во всем» (1 Кор. 15: 28), но для тех, кто стал воплощением ненависти, она станет адским огнем. Именно об этом говорят знаменитые слова преподобного Исаака Сирина: «Мучимые в геенне поражаются бичем любви»
слова игумена Никона (Воробьева) одному сильно пившему человеку: «Страсти в тысячу раз более сильные, чем на земле, будут, как огнем, палить тебя без какой-либо возможности утолить их» . В земной жизни со страстями можно бороться - прикрытые телесностью, они действуют, как правило, не в полную силу. А вот там, освободившись от тела, они обнаруживают всю жестокость своей природы. Их действию уже ничто не мешает: никакой сон, никакая усталость, никакое развлечение. Плюс к этому страстную душу легко прельщают злые духи, разжигая и многократно усиливая действие страсти. Словом, наступает непрерывное страдание, поскольку у самого человека нет какой-либо возможности утолить их!
Преподобный Григорий Синаит предлагает еще один образ: «Как зародыши адских мучений незримо таятся в душах грешников уже на земле, так и начатки небесных благ сообщаются в сердцах праведных через Святого Духа» - Царствие Божие (и ад) внутрь вас есть" (Лук. 17:20-21). Ад, по мысли преподобного Макария Египетского, лежит “в глубине сердца человеческого”.
...Для человека с адским состоянием души невыносимо пребывание с Богом, и Господь по Своей благости дает возможность такому существу быть вне Себя. То есть Бог, до конца сохраняя неприкосновенной свободу разумной твари, проявляет свою благость по отношению к ней тем, что предоставляет ей возможность быть "там", где она может быть. Ибо "адские муки, - как писал прот. С. Булгаков, - происходят от нехотения истины, ставшего уже законом жизни".
...Обращаясь к словам Иоанна Предтечи, сказанным им о Христе, "Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Мф. 3, 11; Лк. 3, 16), святитель Григорий говорит, что здесь Предтеча являет ту истину, что люди воспримут соответственно своему расположению либо мучающее, либо просвещающее свойство благодати.
В аду человек наказывается не Богом, а своими страстями. Там происходит процесс – духовный в самой душе. С одной стороны, все большее осознание поврежденности человеческой природы и гибельности для души ее страстей и отсюда необходимости Спасителя. С другой - этот процесс ведет к углублению познания любви Божией и возрастанию ответной любви к Нему. Всё это приводит к постепенному ослаблению действия страстей и, соответственно, демонов-мучителей, и, наконец, может привести к обретению свободы от них и возвращению к Богу.

Так муки вечные или ..?​
Мнение 1:​

Кроме того, сторонники всеобщего спасения прибегают еще к одной выдумке: они утверждают, что будто бы греческое слово «αιωνιος», употребляемое в Писании, а также и грекоязычными святыми отцами, означает на самом деле не «вечный» в смысле бесконечный, а просто «очень долгий», и потому будто бы когда говорится о «муке вечной», то имеется в виду, что она якобы все-таки не вечная, а конечная.

Подобными ухищрениями можно прельстить лишь тех людей, кто не имеет возможности их проверить. Не говоря уже о том, что данное утверждение несостоятельно само по себе: чтобы в том убедиться, достаточно заглянуть в любой словарь древнегреческого языка – процитированные выше слова святых отцов не оставляют никакого места для таких интерпретаций. Кроме того, относительно будущего наказания евангелистом употреблено точно такое же слово «αιωνιος», какое употреблено и о будущем блаженстве: «И пойдут сии в муку вечную (κ?λασιν αιωνιοv), а праведники в жизнь вечную» (ζω?ν αιωνιοv) (Мф. 25: 46). И что же, считают ли «оптимисты», что Христово Царство будущего века тоже не вечное, а просто «очень долгое» и рано или поздно закончится, как и адские муки? И еще, как они объяснят, что это же слово «αιωνιος» в Писании прилагается и к самому Богу, когда Он называется «вечным Богом» (Рим. 14: 25)? Неужели тоже станут утверждать, что это значит просто «очень долгий Бог»? Вот яркий пример того, до каких нелепиц и богохульств может довести людей упорное сопротивление истине.

В Писании существует множество мест, которые учат, что вечная жизнь - это награда праведникам (напр., Лук. 20:35,36). Также, есть много мест, которые учат, что все злые и непознавшие Бога будут уничтожены или погибнут (напр., 1Фесс. 4:13 срав. с Иоан. 3:16; 2Фесс. 1:9). Нельзя легкомысленно, по собственному усмотрению, переводить слово "айониос" как бесконечная продолжительность, которой описывается будущая жизнь праведников, и в других случаях, ограниченное по длительности наказание для недостойных. Решение должно основываться на способах употребления указанного греческого слова в иных местах Писания и учении ряда других отрывков о наградах, ожидающих праведных и нечестивых.

Слово "мука" получено в результате перевода греческого слова "коласис", означающего "обрезание, отсечение за ненадобностью". Данное греческое слово имеет происхождение от "колазо", что в свою очередь означает "сокращение, уменьшение, урезание, но обычно подобно латинскому "кастигарэ", т. е. содержать в цепях, удерживать, наказывать" (см. сноску 43). Такой смысл полностью гармонирует с учением Библии о наказании нечестивых. Иисус сказал, что они будут, подобно ветвям, брошены в огонь (Иоан. 15:6). Псалмопевец сказал, что они будут "истреблены" (Пс. 36:9) и что нечестивого "не станет" (Пс. 36:10). Малахия утверждает, что нечестивые будут сожжены подобно соломе и у них не останется "ни корня, ни ветвей" (Мал. 4:1), они будут "прахом под стопами ног ваших" (Мал. 4:3). Все это не напоминает язык, который может быть принят, как описывающий бессмертные души, подвергающиеся вечным мучениям.

Мнение 2:​
«Мука вечная»… А как это по-гречески?
Рассмотрим первое значение понятия αιωνιος. Приведем отрывок из книги прот. Александра Меня "Откровение Иоанна Богослова. Комментарии":
«(…) в слово "вечный" мы вкладываем совсем иной смысл, нежели он имел в Новом и Ветхом Завете. "Вселенная" и "вечность" в Ветхом Завете обозначались одним и тем же словом («олам» - прим. Д.Р.) на самом деле означало не "вечность", а "преходящий мир".»
«И когда говорили о вечности, имели в виду промежуток времени до конца мира (по-гречески αιων – "эон" – промежуток огромной, но конечной величины). Следовательно, когда говорится о вечных муках, подразумевается, что все это происходит в пределах этой вечности, этого бытия. По ту сторону нашего бытия уже начинается новый эон, в котором Бог будет "всяческая и во всем".

"Итак, слово «вечный» обозначает иногда «продолжительный»: так, напр., говорится, что города Восора сделаются вечно пустыми (Иер. 49:13), также, что Иисус Навин обратил Гай в вечные развалины (И. Нав. 8:28), хотя Гай впоследствии отстроился (Езд. 2:28); или, что Анхус надеялся иметь Давида слугою «вовек» (1 Цар. 27:12)" – повествует нам Библейский словарь Нюстрема.

Несмотря на то, что в Новом Завете почти повсюду используется слово "айониос", предполагающее неограниченную продолжительность, существует много употреблений того же слова в Септуагинте (где подобное еврейское слово "олам" переводится как "айониос"), в которых совершенно очевидна подразумевающаяся ограниченная продолжительность. Например:

а) "Холмов вечных ("айониос")"; "Прибежище [твое] Бог древний, и [ты] под мышцами вечными ("айониос")" (Втор. 33:15,27). Здесь, подразумевающийся смысл слова "айониос" - ограниченная длительность в первой из приведенных цитат, и, во второй цитате (в той же самой главе!), слово подразумевает неограниченную продолжительность.

б) Священство Аарона называется "вечное священство в роды их" (Исх. 40:15). Однако, его ограниченная продолжительность явно подразумевается, так как позже священство Аарона должно было быть изменено (Евр. 7:12), когда "ветхий" завет станет негодным и близким "к уничтожению" (Евр. 8:13).

в) См. также Быт. 49:26; Исх. 12:17; 21:6; Иона 2:6; Авв. 3:6 ("холмы вечные" - "айониос").

...муки будут - да, вечные, но не безконечные (еврейское слово, переведенное словом "вечный", совершенно не имеет значения "бесконечный", а имеет значение "до тех пор, пока жизнь длится")...
Вечность - это длящееся мгновение. А то что имеет свойство длится, может и заканчиваться, но существует, тем не менее, по благодати Божией (мы различаем вечность тварную и вечность как свойство божественной природы). Вечность (мучений) не означает бесконечность.
...под вечностью подразумевается отсутствие времени, а не бесконечное его течение... «времени уже не будет» (Откр. 10: 6). «Вечность во Христе Иисусе – это состояние бытия вне и выше времен»
св. Исаака Сирин: "Бог бесконечно милостив, и Его милость превыше наказания, и потому страдания грешников после смерти не могут быть бесконечными".

Так что же: загробные муки не бесконечны - поживем здесь в свое удовольствие?​

св. Исаак Сирин "Остережемся в душах наших... и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания - степень страдания в ней"
Страшный путь - войти в Царство, пройдя гееннский опыт "блага" вне Бога. Апостол пишет: "...каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня" (1Кор.3:13-15). Прекрасный образ, показывающий, что и состояние спасения может быть различным. Для одних оно со славой, честью, наградой, другой спасется, но как из огня.
Вот почему мы слышим в Священном Писании такие сильнейшие предупреждения: "...и пойдут сии в муку вечную" (Мф.25:46), "извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (Мф.8:12). Вот почему с такой настойчивостью, с такой силой, ссылаясь и на постановления Вселенских Соборов, Церковь предупреждает нас об угрозе вечных мучений. Любовь не может не сделать всего того, что можно, чтобы спасти любимого от страданий. Если утонешь, домой не возвращайся :)

Зачем Бог проповедовал грешникам два раза: при жизни и после смерти?​

Которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (спасение проповедовалось людям от начала, но они по наклонности своей к суете пренебрегали им, и в то время, как людей было бесчисленное множество, только восемь душ покорились проповеди и спаслись в устроенном ковчеге), некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. (1 Пет. 3: 19-20)
Апостол Петр пишет: "Христос... находящимся в темнице... сойдя, проповедал" (1 Петр. 3,19). Это проповедь Спасителя была обращена не только к праведникам (естественно, некрещеным), но и к "некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению", и погибшим при потопе во дни Ноя (1Петр.3;19-20), мертвым (1 Петр. 4,6), и ко всем усопшим от начала бытия человеческого и до его конца.
Преп. Максим Исповедник, объясняя слова апостола Петра (1 Петр. 3, 18-21; 4, 6) о сошествии Христа в ад, писал: «…Писание называет “мертвыми” людей, скончавшихся до пришествия Христа, например, бывших при потопе, во время столпотворения, в Содоме, Египте, а также и других, принявших в разные времена и различными способами многообразное возмездие и страшные беды божественных приговоров. Эти люди подверглись наказанию не столько за неведение Бога, сколько за обиды, причиненные друг другу. Им и была благовествуема, по словам св. Петра, великая проповедь спасения – когда они уже были осуждены по человеку плотию, то есть восприняли, через жизнь во плоти, наказание за преступления друг против друга, – для того, чтобы жили по Богу духом, то есть, будучи во аде, восприняли проповедь Боговедения, веруя во Спасителя, сошедшего во ад спасти мертвых» . Совершенно очевидно, что слова «сошедшего во ад спасти мертвых» говорят о спасении не праведников, а духовно мертвых, то есть грешников, как тех, так и всех последующих времен, которые также, будучи во аде и восприняв проповедь Боговедения, получат возможность жить по Богу духом.
Святитель Иннокентий (Борисов) делает вывод, что целью сошествия Христа во ад было выведение из него не только ветхозаветных праведников (как из иудеев, так и из всех других народов), но даже и «самых упорных душ». Вот как он говорит:
«Что было предметом проповеди во аде? Апостол не говорит об этом прямо. Но что другое могло быть предметом проповеди Спасителя, кроме спасения? Конец дела показывает и существо его. А концом проповеди во аде для самых упорных душ, каковы современники Ноя, долженствовало быть, по ясному свидетельству апостола, то, чтобы они, “суд прияв – во время потопа – по человеку плотию”, “пожили теперь – после проповеди Христовой – духом” (1 Пет. 4, 6). Те, кои ожили духом, не могли уже быть оставленными среди жилища смерти, и Победитель смерти, сошедши во ад Один, долженствовал извести с Собою многих. Если бы кто касательно сего усомнился дать полную веру аду, жалующемуся на то, что Он при сем случае “погубил еси мертвецы, имиже царствова от века”, не может усомниться в свидетельстве Церкви, которая несомненно воспевает, что сошествием Божественного Жениха ея во ад “истощены вся адова царствия”»

Почему два суда: "частный" после смерти и "всеобщий"?​

Значит что-то может изменится до этого времени? Тот кто умер за несколько секунд до апокалипсиса, блаженнее тех, кто умер в первые века христианства, т.е. будут мучаться "меньше"?
И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; (МФ. 32:44). Толковая Библия под ред. Лопухина. Новый завет:

...здесь речь только о христианах, о чем можно было бы заключать из последующего разговора Царя с подсудимыми, показывающего, что все они знают Христа (Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим.. (МФ. 25:44)
...некоторые делают уступку и говорят, что суд будет всеобщим, к нему призваны будут все без исключения люди, христиане будут судимы на основании принципов "милосердия и человеколюбия", указанных в самой речи, а все другие - или на основании естественного закона, или существовавших у них кодексов закона нравственного...
...Христос говорил Своим ученикам о том, что они не будут судимы, а будут судить вместе с Ним двенадцать колен Израилевых (Мф.19:28)...."истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" (Ин.5:24).
Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся (1Кор. 15:51).
Сам Господь, в повелении, во гласе архангелове, снидет с небесе: и мы живущии, оставшии, восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе (1 Солун. IV, 16, 17).
Эти слова совершенно ясны, суд не будет всеобщим, некоторые люди будут избавлены от суда. Таким образом, это первое и важное ограничение должно будет существовать на Страшном суде.
Из сказанного вывод остается только один: будут судимы все люди, но моменты суда будут продолжительны; некоторые раньше последнего суда перейдут в вечную жизнь.

Зачем мы молимся "о здравии" .......духовном?​

Мы молимся, прежде всего, об исцелении от страстей, которые являются причиной наших телесных и душевных страданий. Христианство обращает первостепенное внимание на состояние духа человека, ибо он обуславливает не только его вечную жизнь, но и характер земной во всех ее проявлениях. Тогда Господь, видящий наше духовное состояние, даст, по Своей Премудрости, и соответствующее благополучие земное. И молитва «об упокоении» способствует духовному очищению души усопшего. Значит, молиться за усопших — это тоже, чтобы Господь избавил их от страстей?— Да, именно. То есть мы молимся, чтобы человек увидел свои грехи? Да, это необходимое условие освобождения и исцеления человека.

А если ты крещен и веруешь и некоторые дела имеешь, то почему Господь не забирает твою душу?​

Бог, как видим, хочет, чтобы мы были не рабами, а свободными сынами, богами. Священное Писание так и говорит: «вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы» (Пс. 81, 6). Но для достижения этого величия человек должен пройти путь искушений и борьбы со злом в самом себе, чтобы показать свое произволение, свой выбор. «Не искушен – не искусен», - говорят святые Отцы. И ещё: «Если бы не было бесов, то не было бы и святых». Через познание зла человек опытно убеждается, что он творение, а не самобытное существо, что благо и истина есть Бог, а не он сам, и что Бог всегда готов избавить его от всякого зла. Познавший нищету своего духа (кто он есть на самом деле, а не в своем мечтательном воображении) и силу спасающей любви Христовой уже во веки веков не отпадет от Него, не повторит там греха Адама, т.е. приобретает непадательное состояние в вечности.

Почему Бог, будучи любовью, сотворил тех ангелов, о которых он знал, что они станут бесами и пойдут в муку вечную?​

Нам вообще неизвестна природа духов. А святые говорили, что если бы не было бесов, то не было бы и святых, поскольку они, искушая нас, фактически упражняют нас в борьбе со злом, и тем самым делают нам добро. Помните в «Фаусте» Гёте: «Я тот, кто вечно хочет зла и вечно творит благо». Нам неизвестен до конца промысл Божий о них, он открыт нам только применительно к нашему падшему состоянию, и мы не знаем ответа на тот вопрос. Но поскольку Бог есть любовь, и Он дал бытие этим ангелам, следовательно, здесь скрывается какая-то положительная тайна...
Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать (Рим. 11:32).

-------------------​

Страшным судом этот последний акт в истории человечества, открывающий и начало его вечной жизни, называется потому, что здесь при последней трубе (1Кор.15;52) каждой личностью будет принято окончательное решение – быть ли ей с Богом или навсегда уйти от Него и остаться «вне» Царства. По учению Церкви, по всеобщем воскресении человек вновь получает тело (Говорю вам тайну:не все мы умрём, но все изменимся (1Кор. 15:51.), Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; (1Кор.15:42)), восстанавливается полнота его духовно-телесной природы. Получив тело - появится воля - способность изменяться. Это возвращает человеку и волю к самоопределению, следовательно, и последнюю возможность обращения к Богу, духовного обновления и полного исцеления – в отличие от посмертного состояния души, которое полностью определялось характером земной жизни. Отсюда и страшность Последнего суда - человек навсегда решает свою вечную участь.
Трудно, конечно, представить, чтобы личность, перенесшая опыт геенны, где была бессильна самостоятельно избавиться от страданий, теперь в воскресении вновь приобретя вожделенную свободу, избрала прежний плен.

В Откровении мы находим прямые утверждения и о вечности мучений, и, одновременно, учение о их конечности и спасении всех человеков. О последнем можно привести хотя бы следующие места Священного Писания:
Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лук. 12,47-48).
Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни (Рим. 5: 18).
…каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня (1 Кор. 3; 13-15).
Когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем (1 Кор.15: 24–28).
А Христос за всех умер... (2Кор. 5, 15).
Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных (1 Тим. 4,10).
Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков (Тит.2 ,11).
О том же писал и целый ряд Отцов – и совсем не в духе осужденного Пятым Вселенским Собором оригеновского апокатастасиса, говорящего о повторяющемся восстановлении всего бытия.

У святых Отцов, как видим, нет однозначного учения о вечной участи человечества.
Чем объяснить это очевидное разноречие у Отцов, а иногда и в творениях одного и того же Отца? Общую причину очень точно выразил Н. Бердяев (+1948), когда сказал, что проблема ада «есть предельная тайна, не поддающаяся рационализации» .
Но христианство и не имеет своей целью открыть эту тайну, поскольку для человека это и невозможно, и, большей частью, не полезно.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
У святых Отцов, как видим, нет однозначного учения о вечной участи человечества.

Однозначно у всех одно и тоже,кроме размышлений Григория Нисского.Которого кстати за этот оригенизм,давным давно взевешено осудили св .Отцы.Здесь тема не о заблуждениях Григория Нисского и Н.Берядяева.

Н.Бердяев на протяжении всей жизни находился под влиянием Ницше,также можно указать на В.С. Соловьева, К. Маркса, Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.Он также приветствует Февральский переворот 1917 г.

Григорий Нисский- ему не пришлось подобно брату Василию Великому выезжать в центры просвещения.Знания приобретёные им в языческой школе в Кессарии,были потом восполнены самостоятельными научными занятиями и уроками.Однако религиозное воодушевление его не было продолжительным.Мечты о светской карьере завладели им.Св.Григорий становиться учителем красноречия увлекаеться языческой литературой.Это вызывало смущение.

"-Что с тобой сделалось мудрый муж-писал ему с дружеским укором Григорий Богослов-Не хвалят твоей бессловесной славы,твоего понемногу уклонения к худшему и этого честолюбия,которое по слову Еврипида,злее демонов....За что прогневался ты сам на себя,бросил священые удобопитаемые книги которые некогда читал народу...а взял в руки соленые и непиемые книги и захотел лучше называться ритором,а не христианином."

Еще раз повторю,сия тема не для разбора творений Григория Нисского и уж тем более Н.Бердяева.
Помните лучше Евангельские слова Христа.Он так и говорит" -муки вечные-" и кто бы,где бы. как бы. не хотел изменить.этого установленого Богом закона-не в силах.Придумок разных ослабляющих совесть,или питающих непомерное тщеславие-полным полно.Но их нужно воспринимать как басни-так учит нас Апостол Христов.
 
Сверху