«Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего».
Что такое "покаяние" в Вашем понимании? Ответьте одним предложением.
Пимен Великий говорил: "Поверьте, братие, куда будет ввержен сатана, туда буду ввержен я"
Ну вот, смотрите, один из его афоризмов:
"Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн."
С одной стороны - это похоже на Евангельский момент.
3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4 Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
Только Евангелие призывает вынуть бревно и понять как вынуть сучок из глаза брата. Афоризм же - не говорит этого!!! И как поступит человек - незнающий Евангелие, но прочитавший афоризм святого отца?
А Иисус заповедовал:
15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
...
Антоний Великий: «Все лучше меня. Все спасутся, один я достоин гибели за грехи мои».
Это для любого христианина так должно быть. Все лучше - один я - грешный, прости меня. Но дальше то что - после того, как Богу услышит и простит? Человек - грешным и остается?
я, грешный Серафим -
Серафим Саровский.
Это он сказал - умирая?...
Это лишь известные цитаты.А если читать Святых Отцов,то у всех это льется лейтмотивом!Все они считали себя грешными,потому что видели греховною природу человека!
Человек так устроен, что не может осознавать всего - не может осознавать сразу всех грехов. Но каждое осознание - должно вести к покаянию. Жизнь человека коротка, чтобы зависнуть на решении проблемы одного греха. То есть - каяться и грешить вновь. Это стояние на месте. Праведность состоит не в том, чтобы не грешить вовсе, а в том, чтобы постоянно удаляться от зла, постоянно устремляться к Богу. И когда человек проникается первой заповедью, когда понимает - что такое - существование с Богом, - тогда ему становится легче преодолевать свои грехи. Потому что есть цель - любовь к Богу. А Бог помогает за это, и в то же время - дает новые жизненные задачи, решение которых - зависит от знания Библии и от личных качеств человека. И человек, живя с Богом - продвигается вперед, отсекает от себя всё то, что не нужно там. И в конце концов, он становится готовым войти в Царствие Небесное. Но если человек останавливается на одном грехе - он не может узнать что дальше. И возникает тупиковая ситуация - начинается придумывание грехов.
Но опять же - даже в преклонном возрасте, даже когда вся жизнь удалась, и лет много, верующий человек, уже не способен назвать себя праведником, потому что он всю свою жизнь посвятил на отсечение зла от себя (а иногда и от близких - например уча членов семьи, или людей приходящих). И остановка с печатью "праведность" невозможна в принципе. За всю жизнь - уже сформировалась привычка, что завтра - станет понятным новый грех и его надо будет научиться отсекать. И вот, когда всё, уже когда идут последние вздохи, человек все равно считает себя грешным человеком. И что же тогда? А тогда - должны быть мысли о суде - что несешь на суд - что сделал в жизни - какие заповеди понял и исполнил?
Так что, мне кажется отцы - говорили именно об этом, что человек останется грешным до последних дней, потому что не может он знать всех грехов своих.
Посмотрите на жизнь отцов, которые называли себя грешными - Вы сами то видите - в чем они грешны? Но ведь, если Вы заглянете в труды отцов, - наверно найдете там - как бороться с теми или иными грехами.? А это значит - что грех ими был побежден, что бревно вынуто и дан план брату - как вынуть у него сучок.