Сны и мытарства

Ярославль
Православный христианин
Понимаю, что вопрос скорее из «фантазия на тему», но все же интересно.
Как я понял, после смерти у нас не будет воли как таковой. По крайней мере до новых тел мы будем в некоем аморфном состоянии, которое будет следствием того, как наша воля действовала при жизни. Так?
То есть на мытарствах нам будут представлены искушения и среагируем мы на них именно так как приучили себя при жизни. Так? То есть поддадимся или откажемся. И мы не сможем проявить там волю, отличную от этих проявлений при жизни.
Но ведь у нас воли нет и во снах. Мы там вполне можем поддаться тому, чему при обычной жизни сопротивляемся. Там не как таковой «борьбы». Наиболее ярко это проявляется в блудных помыслах. Как бы ты ни боролся и ни отгонял их в обычной жизни, во сне ты не только не борешься, но даже и мысли нет бороться с тем, что происходит во сне.
То есть как мы ведем себя во сне, так поведем и на мытарствах. Так?
Причем не надо говорить мне что православие говорит не обращать на сны внимания. Я знаю это. Я говорю не именно про сны. А про наши выборы во сне
 
Православный христианин
Ярославль
Православный христианин
Бррр. В первом же ответе этот вечный снобизм и снисходительное отношение, обычное для «форумов верующих».
Первое предложение мое почитайте
 
агностик
Бррр. В первом же ответе этот вечный снобизм и снисходительное отношение, обычное для «форумов верующих».
Первое предложение мое почитайте
Не обращайте внимания, Сергий_ просто местная достопримечательность, он здесь такой один.
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
А про наши выборы во сне
Мы не совершаем во снах никакого выбора (тут выбор как нравственная категория реальной духовной жизни). "Сон это небывалые сочетания былых впечатлений". (академик Павлов). Общее содержание сна может отражать лишь степень тех или иных впечатлений и переживаний человека (не рассматривая случаи связанные с психиатрией). Если вы целый день будете смотреть фильмы о ужасах войны, то и сны будут +- такого же плана. Это просто эхо. И ничего за ними нет. Как человек работая в автомастерской неизбежно пропахнет бензином и прочим. Но этот запах от него не есть его выбор, это просто следствие, "эхо" прошедшего дня.
 
Украина
Православный христианин
Понимаю, что вопрос скорее из «фантазия на тему», но все же интересно.
Как я понял, после смерти у нас не будет воли как таковой. По крайней мере до новых тел мы будем в некоем аморфном состоянии, которое будет следствием того, как наша воля действовала при жизни. Так?
Наверное возможности не будет действовать,а что касается воли, то она наверное сохранится в таком направлении в которой была при жизни. Это как в притче о десяти девах:"Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих."

Что касается сна то не понял смысла вопроса???
 
Православный христианин
Понимаю, что вопрос скорее из «фантазия на тему», но все же интересно.
Как я понял, после смерти у нас не будет воли как таковой. По крайней мере до новых тел мы будем в некоем аморфном состоянии, которое будет следствием того, как наша воля действовала при жизни. Так?
То есть на мытарствах нам будут представлены искушения и среагируем мы на них именно так как приучили себя при жизни. Так? То есть поддадимся или откажемся. И мы не сможем проявить там волю, отличную от этих проявлений при жизни.
Но ведь у нас воли нет и во снах. Мы там вполне можем поддаться тому, чему при обычной жизни сопротивляемся. Там не как таковой «борьбы». Наиболее ярко это проявляется в блудных помыслах. Как бы ты ни боролся и ни отгонял их в обычной жизни, во сне ты не только не борешься, но даже и мысли нет бороться с тем, что происходит во сне.
То есть как мы ведем себя во сне, так поведем и на мытарствах. Так?
Причем не надо говорить мне что православие говорит не обращать на сны внимания. Я знаю это. Я говорю не именно про сны. А про наши выборы во сне
Проблема в том, что тут даже вопрос корректно поставить невозможно. Что есть "воля"? - вопрос более чем сложный.
Единственный серьезный мыслитель, занимавшийся этой проблемой именно в православии - Максим Исповедник. После него, более тысячи лет - тишина...
Вы выдвигаете тезис, вполне согласующийся с учением прп. Максима о волях. Но есть две проблемы:
1. По Максиму Исповеднику воля, изначально присущая нашей человеческой природе, - лучше, чем наша личностная воля. (Я, с этим категорически не согласен)
2. Воля не отвечает на вопрос "что?". Следовательно, - не может быть предметом научного изучения. Со всеми вытекающими из этого последствиями.
Из более современных мыслителей, занимавшихся данной проблематикой: безусловно Хайдеггер. Но его читать невозможно. Из русских - пожалуй, только Карсавин. Кстати, в его "Поэме о смерти" где-то в середине, завуалировано дается ответ на тезис Ивана Карамазова (Я в этот мир не просился. Поэтому "билетик, почтительнейше возвращаю"). По Карсавину получается, что все-таки просился... Но это было не "когда" и не "где".
И когда начинаешь пытаться говорить о таких областях, словарный запас очень быстро стремиться к нулю.
Поэтому Витгенштейн forever: "О чем невозможно говорить, о том следует молчать"...;)
 
Православный христианин
Бррр. В первом же ответе этот вечный снобизм и снисходительное отношение, обычное для «форумов верующих».
Первое предложение мое почитайте
Меня одно удивляет, почему в личке сплошь “православные”, но на деле о ПРАВОСЛАВИИ ничего не знают, от слова СОВСЕМ?
«Если человек не живет Богом и не имеет в себе Его Духа, то он наяву находится во власти страстей, пристрастий, беспокойства и суеты. Иначе говоря, он находится во власти или под влиянием лукавого духа, который непрерывно всевает в него мысли и чувствования.
То же продолжает делать злой дух с человеком и во сне. Здесь ему еще легче владеть душой, потому что воля человека ослаблена. Как бы насмехаясь над бедной, порабощенной ему душой, злой дух заставляет ее переживать нелепые, иногда грязные положения, в соответствии с той нечистотой мыслей и чувствований, которые допускала душа наяву.
Вот почему святые отцы в качестве общего правила запрещают придавать снам какое-либо значение и тем более рассказывать их другим, считая их за откровения из потустороннего мира.
Но не то значение будут иметь сны для людей, живущих живой верой и в бодрствовании стремящихся всегда удержать в себе Духа Святого Божия».

Далее по ссылке...
 
Православный христианин
Возможно, воцерковляющиеся, которые уже считают себя не только крещёнными, но и православноверующими, потому что приходят на Исповедь и Причащение)
 
Крещён в Православии
Мы не совершаем во снах никакого выбора (тут выбор как нравственная категория реальной духовной жизни). "Сон это небывалые сочетания былых впечатлений". (академик Павлов). Общее содержание сна может отражать лишь степень тех или иных впечатлений и переживаний человека (не рассматривая случаи связанные с психиатрией). Если вы целый день будете смотреть фильмы о ужасах войны, то и сны будут +- такого же плана. Это просто эхо. И ничего за ними нет. Как человек работая в автомастерской неизбежно пропахнет бензином и прочим. Но этот запах от него не есть его выбор, это просто следствие, "эхо" прошедшего дня.
Все это так, есть и такое, как по Павлову, но не совсем. Есть что-то во снах - неразгаданное. Что-то совершенно не укладывающееся в научные выкладки. Не могу передать свои ощущения на пороге сна и бодрствования. Это состояние сравни просветлению, откровению. Как будь - то появляется какое -то некое знание, о всём и сразу, и сопутствует этому совершенное беззлобие и смирение и интерес к людям. Всё происходит на уровне ощущений, мир меняется незримо. Но стоит на мгновение осознать это рассудком, человеческим, житейским, тут же всё исчезает, и ты уже в прежнем своём состоянии.
Сон очень богатая палитра чувствований. Мне постоянно во сне приходиться делать выбор. Если конечно это не сон бреда, послепохмельного, а трезвый и здоровый. Причём события сновидений, находятся в зависимости от физического и нравственного состояния организма. Если находишься в мерзком состоянии злобы или ссоры, давно не причащался, в ропоте в отчаянии. Видишь соответствующие сны - это ад, адские заводы, где работают безразличные и угрюмые и недоброжелательные люди.
И наоборот, когда находишься в замечательном состоянии, и нравственном, и физическом. и духовном, после вечерней молитвы, сняться райские, зелёные города, с прекрасными храмами, с прекрасными иконами и такими добрыми священниками и прихожанами, что по ощущениям после сна понимаешь, что это ангелы. Все жители этих небольших зелёных и тёплых городков, необычайно доброжелательны и все молодые и совершенно ненавязчивы.
Очень часто приходиться во сне делать выбор. Причём грех во сне во сто крат мерзок. Падение сладкое и необратимо - мучительно. Ощущение нечистоты и грязи от таких снов, преследует и отравляет очень долго. Напротив когда удаётся победить во сне грех, это наполнят огромной чистотой и силой. я бы мог написать о снах целую книгу, сон не может быть просто физиологическим явлением. Мы огромную часть жизни проводим во сне, поэтому сводить сон, просто к психике, не правильно мне кажется.


Вот что пишет о сне русский философ Павел Флоренский;
Сон – вот первая и простейшая, т. е. в смысле нашей полной привычки к нему, ступень жизни в невидимом. Пусть эта ступень есть низшая, по крайней мере чаще всего бывает низшей; но и сон, даже в диком своем состоянии, невоспитанный сон, – восторгает душу в невидимое и дает даже самым нечутким из нас предощущение, что есть и иное, кроме того, что мы склонны считать единственно жизнью. И мы знаем: на пороге сна и бодрствования, при прохождении промежуточной между ними области, этой границы их соприкосновения, душа наша обступается сновидениями.
Вот ещё интересное обозрение про сон по Павлу Флоренскому;
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Вот что пишет о сне русский философ Павел Флоренский;
Сон – вот первая и простейшая, т. е. в смысле нашей полной привычки к нему, ступень жизни в невидимом. Пусть эта ступень есть низшая, по крайней мере чаще всего бывает низшей; но и сон, даже в диком своем состоянии, невоспитанный сон, – восторгает душу в невидимое и дает даже самым нечутким из нас предощущение, что есть и иное, кроме того, что мы склонны считать единственно жизнью. И мы знаем: на пороге сна и бодрствования, при прохождении промежуточной между ними области, этой границы их соприкосновения, душа наша обступается сновидениями.
Вот ещё интересное обозрение про сон по Павлу Флоренскому;
Сказано!!!
Съ преподо́бнымъ преподо́бенъ бу́деши, и съ му́жемъ непови́ннымъ непови́ненъ бу́деши, и со избра́ннымъ избра́нъ бу́деши, и со стропти́вымъ разврати́шися(Пс.17:26-27).
Так зачем ссылаться на мистиков?
...По сведениям из России, напечатанным в свое время в «Студенческом вестнике», свящ. Флоренский от студентов-богословов на экзаменах по его предмету требовал обязательного знания двух книг: своей – «Столп и утверждение истины» и Булгакова – «Свет Невечерний». Это означает, что он смотрит на обе эти книги как на взаимно родственные. Но кто изучал вопрос этот, тот не может этим ограничиться. Он знает, что и сам Флоренский не оригинален. Его «софиология» выросла из «софиологии» Владимира Соловьева, а самая «софиология» В. Соловьева коренится и основывается на «софиологии» немецких мистиков, то есть не церковной...
Подробне по ссылке.

Еще св. Игнатий (Брянчанинов) предупреждал:
(Полное собрание творений святителя Игнатия (Брянчанинова). Том VIII «Mосква. Паломникъ. 2007»)
№39 (стр. 212-216)
«...Святые Отцы постановили непременным правилом для желающего спастись – последование нравственному преданию Церкви. Для этого они заповедуют желающему жить благочестиво и благоугодно руководство наставлениями истинного учителя или руководство писаниями отеческими, соответствующими образу жизни каждого. По прошествии восьми столетий по Рождестве Христовом начинают Церковные святые писатели жаловаться на оскудение духовных наставников, на появление множества лжеучителей. Они заповедуют по причине недостатка в наставниках обращаться к чтению Отеческих писаний, удаляться от чтения книг, написанных вне недра православной Церкви...».
(Полное собрание творений святителя Игнатия (Брянчанинова); Том VIII; Письма святителя Игнатия к друзьям и знакомым; №39 (стр. 214).
 
Православный христианин
Так зачем ссылаться на мистиков?
Затем, чтобы не ссылаться на безграмотных "преподобных", которые с высоты училища стройбата сначала пишут об учебнике догматики мтрп. Макария "к сожалению, это лучшее, что у нас есть", а потом, когда их носом тычут в то, что ересь несут, начинают кричать: "так ведь в учебнике догматики написано!"
Вообще, ссылка на убийцу (пусть и по неосторожности), который пишет о "нравственном предании Церкви", уже комична...
 
Православный христианин
Затем, чтобы не ссылаться на безграмотных "преподобных", которые с высоты училища стройбата сначала пишут об учебнике догматики мтрп. Макария "к сожалению, это лучшее, что у нас есть", а потом, когда их носом тычут в то, что ересь несут, начинают кричать: "так ведь в учебнике догматики написано!"
Вообще, ссылка на убийцу (пусть и по неосторожности), который пишет о "нравственном предании Церкви", уже комична...
Мыта́рства — (“таможенные посты”) — 1) места посмертного испытания души, на каждом из которых особыми демонами, мытниками, взыскиваются определенные виды грехов; 2) посмертное испытание души, обнаруживающее её нравственное состояние, совершаемое перед оком Беспристрастного Судьи, при непосредственном участии ангелов и демонов, влияющее на определение Частного Суда.
Мытарства – это образное, символическое представление частного суда: осознание итогов земной жизни при посредстве падших духов, которым Бог попускает действовать орудиями своего правосудия.
Следуя православному учению, после смерти человеческого тела ведомая ангелами душа христианина восходит к Богу. На этом пути человеческую душу встречают падшие духи, родоначальники всех грехов и пороков. Они препятствуют ее восхождению своими обвинениями. Процесс этого обвинения назван мытарствами или истязаниями.
Истязателями (мытарями) на нем выступают падшие духи. Они обличают человеческую душу в содеянных ею грехах, стремясь обнаружить гнездящиеся в ней страсти. Изобличая греховные страсти человеческой души, они «стараются найти в ней сродство с собою, свою греховность, свое падение и низвести ее во ад» (свт. Игнатий (Брянчанинов)). На мытарствах человеческие грехи «признаются заглаженными противоположными добрыми делами или соответственным покаянием» (свт. Феофан Затворник).
Мытарства – удел христианских душ, обнаруживающих на них верность или измену своему Спасителю и Искупителю – Богочеловеку Иисусу Христу. «Неверующие же во Христа и вообще все не ведающие истинного Бога этим путем не восходят, потому что во время земной жизни живы только телом, а душой уже погребены во аде. И когда они умирают, бесы без всякого испытания берут их души и низводят в геенну и пропасть». (Рассказ блаженной Феодоры о мытарствах)
«Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать».
cвятитель Феофан Затворник
Подробнее:
Все, что и может быть общее снов с мытарствами, это то, что бесы которые и навевают сны, потом на мытарствах вам же и предъявят, что вы на них обращали внимание, что вы не Божий а именно их слуга.
...Вот почему святые отцы в качестве общего правила запрещают придавать снам какое-либо значение...
 
Православный христианин
Не понял о какой ссылке идёт речь? о каком убийце?
 
Православный христианин
Так смысл вашей ссылки в чем?
Очернить.
Так если бы он сам был лично виноват, да и еще скрыл это?
дорожный рабочий испугал лошадь моего экипажа, которая, выскочив из постромок, его задела, уронила, от чего он и умер.
Так это именно и показывает,что он ХРИСТИНИН:
...Дав знать о сем куда следует, я возвратился в монастырь, сраженный болезнию и сердечною и телесною...
https://azbyka.org/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/delovaja-perepiska/#sel=437:41,437:56
Так, что ваше стремление очернить прошло мимо.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Так смысл вашей ссылки в чем?
Очернить.
Так если бы он сам был лично виноват, да и еще скрыл это?

Так это именно и показывает,что он ХРИСТИНИН:
...Дав знать о сем куда следует, я возвратился в монастырь, сраженный болезнию и сердечною и телесною...
https://azbyka.org/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/delovaja-perepiska/#sel=437:41,437:56
Таке что ваше стремление очернить прошло мимо.
Кто он это отдельный вопрос.
Просто сейчас "невиноватых и нескрывающих" после любого ДТП в запрет отправляют и сана лишают. Это в Церкви. А гражданские суды ещё и сажают. Нет сейчас, к сожалению, императорского двора, через связи с которым, можно было бы не только наказания избежать, но ещё в епископы пробиться.
А смысл ссылки в том, что бы перед тем, как ссылаться на кого-либо, очень было-бы неплохо не только полностью с трудами и биографией познакомиться, но и мало мальский анализ прочитанного провести...
 
Православный христианин
Просто сейчас "невиноватых и нескрывающих" после любого ДТП в запрет отправляют и сана лишают.
Мил человек, вы о чем несете?
А смысл ссылки в том, что бы перед тем, как ссылаться на кого-либо, очень было-бы неплохо не только полностью с трудами и биографией познакомиться, но и мало мальский анализ прочитанного провести...
Так для этого откройте отдельную тему.
И докажите, что св. Игнатий виноват в том, что испугавшаяся лошадь:
которая, выскочив из постромок, его задела, уронила, от чего он и умер.
Была направлена св. Игнатием????
 
Православный христианин
Несу я о том, что вы протестовали против ссылок на мистиков.
Вопрос: Брянчанинов сам себя специалистом в области мистики считал?
Ответ: не просто считал, а объявлял свои домыслы в этой области "учением Церкви".
Так против чего вы протестовали?

И ещё. Перефразируя одного киногероя вполне можно напомнить: Не всё то свято, что синодальный комиссией в Минеи вмято.
 
Сверху