И это вера Ваша истинна,муки грешникам и демонам будут вечны и воздаяние праведникам тоже вечно.Это Точное Изложение Православной Веры прп.
Иоанна Дамаскина,это книга основа догматики св.Церкви.
Догмат этот страшен....тут даже и говорить не о чем.И поэтому эта короткая жизнь имеет
колоссальное значение для нас.
Денис, скажите, пожалуйста, если это так, то что делается со свободой воли человека? Она ведь после смерти не уничтожается, а, значит, всегда есть возможность покаяться и прийти к Богу? ""Бог и диаволу вечно подает блага(1), но тот не хочет принять" (св.
Иоанн Дамаскин "против манихеев"). Т.е. Бог принял бы даже злых духов и простил их, если бы они покаялись. Единственная причина их гибели, если верить учению Церкви - это гордыня и злоба. Тогда непонятно, почему Бог не примет покаяния грешников после смерти (не надо говорить, что время покаяния ограничено только земной жизнью, это не ответ), если свободная воля сохранится?
Разговор в теме о возможности личного покаяния,которое у человека будет навсегда отобрано после смерти и которое дано только на время земной жизни.
Денис, поясните, пожалуйста, что значит "отобрано"? У злых духов оно, по всей видимости, сохраняется.
"Однажды два беса сговорились между собой, как бы ввести в искушение преподобного Антония. Один из них сказал:
- А если бы кто из нас захотел покаяться, принял бы Господь такое покаяние?
- Никто не знает этого, кроме Антония, который нас не боится, - отвечал другой, и они решили спросить об этом святого старца.
Один из них явился к преподобному в образе плачущего грешника и на вопрос его о причине плача отвечал, что он бес, и просил святого испросить у Бога откровения, - может ли он простить диавола, ибо грехи его равны грехам диавола, и тогда он успокоится и постарается загладить их.
Подвижник обратился к Господу, и к нему явился ангел и сказал: "так говорит Господь: "почто умоляешь ты за беса Державу Мою? Он только искушает тебя..."
Когда же старец спросил, почему ему Господь сразу не открыл хитрости бесовского искушения, ангел ответил: "для того, чтобы не унывали грешники, думая, что для них нет милосердия".
- Когда придет к тебе искуситель за ответом, скажи ему: "Видишь, как милосерден Господь. Он не отвращается никогда, кто ни приходит к Нему, хотя бы и сам сатана пришел; Он и тебя готов принять, если только исполнишь повеленное от Него. Так говорит Господь: знаю Я, кто ты и откуда пришел с искушением, ты злоба древняя и не можешь быть новою добродетелью, ты изначала начальник зла, и ныне добра делать не можешь; ты ожесточился в гордости, и как ты можешь смириться в покаянии и получить помилование? Но, чтобы ты не оправдался в День Судный, чтобы не говорил - я хотел покаяться, но Бог не принял меня, се благий и милосердный Господь определяет тебе - если только сам захочешь - такое покаяние. Он говорит: стой три года на одном месте, обратясь лицом к востоку и день и ночь взывая к Богу: "Боже, помилуй мя, прелесть помраченную" - и это сто раз; и еще: "Боже, помилуй мя, мерзость запустения", тоже сто раз. Так взывая ко Господу непрестанно, ибо ты не имеешь состава телесного и потому не можешь утрудиться или изнемочь. Вот, когда сие исполнишь со смиренномудрием, тогда будешь возвращен в прежний свой чин и сопричастен к ангелам Божиим.
Так сказал ангел. На другой день диавол явился, вновь рыдая голосом человеческим. Подвижник сообщил ему волю Божию, но бес в ответ лишь расхохотался и сказал: "Злой чернец! Если бы я захотел назвать себя злобою древнею, мерзостью запустения и прелестью помраченною, то уже давно бы это сделал и был спасен; ужели ты думаешь, что я теперь назову себя древней злобой? Никогда этого не будет! И кто тебе это сказал? Да я и поныне у всех в почете, и все со страхом повинуются мне, а ты вообразил, что я назову себя мерзостью запустения или прелестью помраченною? Нет, чернец, никогда! Я еще царствую над грешниками, и они любят меня, я живу в их сердцах и они ходят по моей воле. Да чтобы я стал рабом непотребным ради покаяния? Нет, злой старик, никогда и ни за что! Никогда я не променяю своего почетного положения на такое бесчестие".
Когда после этого диавол в воплем исчез, Антоний сказал: "Истинно слово Твое, Господи, что злоба древняя не можеть быть новой добродетелью, и начальник всякого зла не будет делать добра" ("Христианское учение о злых духах" - Ташкент, 1994, стр.15-17)
http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=2705
зло не имеет сущности, зло - это не правильное использование доброго.
а причина - из-за гордыни: будете как боги. Захотелось богами стать. Сначала Люцифер захотел стать богом, потом соблазнил этим же человека.
Если зло не имеет сущности, то его бы не было, разве не так? Но мы видим, что зло может явно проявлять себя (как мысль, слово или дело). Извиняюсь, что мои мысли немного не по теме, но слова Михаила, как мне кажется, касаются фундаментальной темы: свободы воли и истока зла, а, значит, и теодицеи (как всеблагой и всемогущий Бог мог это допустить?). Владимира смущает вопрос о целесообразности вечных мук, а меня вкупе с этим и вопрос о том, как мог появиться грех в Ангелах и людях, которые были сотворены совершенными, по образу и подобию Бога (Бытие. 1:26-27)?
Но сейчас меня интересует, как вообще понимать выражение (не раз уже мной встречаемое), что зло не имеет сущности? Блаженный
Диадох Фотикийский (V век) пишет: "Зло – не есть; или вернее, оно есть лишь в тот момент, когда его совершают"
https://www.pravmir.ru/problema-zla-v-pravoslavnom-bogoslovii/ Но это неудобопонимаемое определение, которое, на мой взгляд, ничего не объясняет, а лишь порождает массу вопросов.