Феофан Затворник лишь констатирует что муки и блаженства вечны. На вопрос: какой смысл в вечных муках - он ответ не даёт.
Я верю этому толкованию, что нет возможности потом покаяться и что ад и рай вечен. Меня интересует какой смысл в вечных муках?
Знаете, дьявол Вам запросто расскажет, что в аду не так уж и плохо. В конце концов это лишь мнение Бога, что в аду плохо. Может быть дьявол даже сам искренне уверен, что ему в аду хорошо, а если и плохо, то это виноват жестокий Бог.
Мы ведь это уже проходили, не так ли?
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи,
и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание;
и взяла плодов его и ела;
и дала также мужу своему, и он ел.
И только потом Адам с Евой убедились, что Бог был прав и грех ведёт к смерти и причиняет страдания.
Грех, как Вы видите, представляется как альтернативное добро. Всегда, когда мы грешим мы чаще всего думаем, что делает что-то хорошее, нужное, правильное. И думаю и дьявол уверен, что поставь он свой престол выше звёзд и займи он место Бога то всё было бы супер-пупер. Но вот только это онтологический невозможно, потому, что Бог - Объективное Добро. Альтернативой Объективности будет только ложь, Добру - зло, Жизни и Блаженству - смерть и страдание. Хоть бы эти альтернативы и пытались бы выглядеть положительными.
Вот и весь смысл вечных мучений - не может быть другой альтернативы Объективному Блаженному Бытию Бога. Не может быть второго Бога, не может и быть второго Счастья. Радость греха иллюзорна. И если дьявол будет Вам рассказывать, что в его аду хорошо, то он врёт и Вам и может самому себе.
А если скажет, смотри, какой Бог жестокий, не даёт нашей воли быть хорошей и давать нам счастье, то и на это можно ответить тем же: второго Абсолюта быть не может. Не может быть Добра со знаком минус. Сама мысль об альтернативном "добре" лжива, альтернативное "добро" означало бы отсутствие добра как такового. Дьявольская попытка создать свою альтернативную реальность и представить её альтернативно хорошей - шизофрения, попытка устроить хаос в мире Порядка, бесполезная попытка подвинуть Абсолют, причём даже в этом дьявол будет входить в противоречие с самим собой используя понятия Бога. Что ты плачешь, дьявол, говоря, что Бог жесток? Или ты признал, что жестокость это плохо? Если же жестокость это плохо, что же ты, сатана, мучаешь людей и желаешь людям страданий? Если жестокость - плохо, значит Бог прав, а ты лжец.
Вот, так Владимир, попытка "отключить" вечные муки приводит к логическим абсурдам: к нравственному нигилизму, к хаосу, к шизофрении вселенского масштаба, отрицанию собственно добра, отрицанию Абсолюта, что в итоге приводит к противоречивости собственных "альтернатив". Полное, дьявольское безумие плакать о "жестоком" Боге, хохоча над
тофетами с сожжёнными детьми. Вот она
геена огненная. Помойка за Иерусалимом, где сжигали детей. И если уже и совесть не помогает, то хоть остатки здравого смысла показывают, как сказал, неизбежную противоречивость попытки назвать смрад этой помойки хорошим.
И всё упирается в представления об Объективном Добре, Жизни, Истине, Радости и Счастью. И альтернатива Сущей Любви - не может не быть адом и страданием. И дьявольская попытка опровергнуть Сущего будет неизбежно сама по себе противоречива. Если уж зло не зло, то и страдание не страдание. И дьяволу в своём зле не на что опереться, лишь бесконечно беситься, делая вид, что всё хорошо.
И лишь забился в угол и орал сатана, когда Человеколюбец Господь Иисус сошёл во ад и протянул руку всем желающим выйти из ада. Вечная Слава Господу нашему Иисусу Христу на руках выносящему нас из ада.