Теперь к Вам Анатолий вопрос, как большому начальнику. Являлся бы для Вас, как для начальника оправдательной причина, если бы Ваш подчинённый, которого Вы снабдили всеми инструментами и возможностями и условиями, не выполнил Вашу задачу, по причине винного магазина в который он и зашёл.
Виновен ли магазин? И есть ли здесь Ваша вина?
Мир Вам! Очень хорошая иллюстрация, спасибо, я сам, порой, прибегаю к подобному. Позволю себе сделать лишь несколько штрихов к Вашему примеру, не сочтите за плагиат.
Теперь относительно адресованного мне вопроса. Как-то некорректно с моей стороны вести рассуждения от первого лица, поэтому буду использовать триединый образ Хозяина-Руководителя-Начальника.
И поставил перед человеком задачу, доставить некую группу людей(человечество) до определённой точки на карте, к самому Хозяину.
Давайте определимся в ситуации. Рассматривая первоначальное искушение в раю, следовало бы заметить, что
человечества как такового еще не было, но уже существовали падшие ангелы во главе с сатаной и двое людей - Адам и его помощница Ева. Это были "Первол
Юди", а точнее, "Всел
Юди" (звучит неблагозвучно - предложите что-нибудь получше), в которых было как бы сконцентрировано все человечество, т.е. вся общечеловеческая сущность.
Группу падших ангелов и их предводителя, а также Адама и Еву можно представить как подчиненных Руководителя, но из разных подразделений, т.е. разных по своей сути и с различными возложенными на них функциями. Первая группа подчиненных была организована раньше, Адам же с Евой появились в структуре несколько позже.
Допустим, вся рассматриваемая структура создана лично Хозяином как Руководителем (хозяин - не обязательно руководитель). В то же время Хозяин как предусмотрительный Начальник знает, что группа неких Его подчиненных задалась целью посягнуть на единоначалие Руководителя. Однако для Начальника важно, чтобы именно на первоначальной стадии были вскрыты все помыслы Его подчиненных. Хозяин прекрасно знает все скрытые мысли посягателей, но хочет, чтобы те сами отказались от их воплощения. Подчиненным Он дал определенную степень свободы - относительную свободу, ибо лишь Хозяин в данном примере обладает абсолютной свободой. Пределы свободы, данной Им подчиненным, известны только Начальнику, подчиненным же известен лишь факт наличия у них свободы. И они помещены, так сказать, в "коридор возможностей" (по Деду Сергию), границы которого также известны лишь Хозяину.
Находясь в этом коридоре, предводитель мятежников возвел, скажем так, некий ликеро-водочный магазин с кабаком для искушения некоторых подчиненных и для совращения того, кто послан Хозяином с ответственнейшей
миссией - достичь заветной цели (читай - об
Ожения). Руководитель ни в коей мере не планировал открытие подобного заведения, но, не пресекая свободу сатаны, Он
позволил ему возглавить магазин и тем самым искусить группу подчиненных.
На пути следования доброго подчиненного, назовем его
"миссионер", перед поворотом к магазину Начальником был поставлен предупреждающий указатель, - некое плодовое Дерево, которое миссионер вместе с помощницей должны были просто миновать. К тому же посланники были устно предупреждены Начальником об опасности вкушения плодов Дерева. К слову, возле этого Дерева постоянно крутился один из мятежников в образе змея, который, очевидно, имел хорошо подвешенный язык, а от главаря - выучку убеждать словом.
По-моему, зная, что миссионер - высоко порядочный, весьма разумный, но недостаточно опытный человек, Руководитель позволяет ему, пользуясь дарованной ему свободой, принимать свои собственные решения по ходу выполнения миссии. Начальник предвидит все взлеты и падения человека на пути к цели и предопределяет все возможные варианты выхода из затруднительных ситуаций, в которые миссионер попадет в силу своего несовершенства и неопытности. Однако все перипетии на пути
к определенной степени (точке) совершенства человек должен по Замыслу Руководителя преодолеть самостоятельно с целью приобретения опыта.
Уточнения.
1) Знание, т.е. обладание информацией о возможности возникновения и сущности некоего события еще не означает познание этого события; познать - значит лично пережить это событие, постичь и ощутить его на собственном опыте. Можно, конечно, проявив здравомыслие, прислушаться к мнению Всеведущего Руководителя, но коль здравомыслия недостаточно, то миссионеру приходится постигать все это на собственном опыте.
2) Адам и Ева были призваны бесконечно совершенствоваться и совершенствовать Мироздание. Не прерывая свое совершенствование, они должны были достичь некой
степени совершенства, которую определил Хозяин и которая соответствовала
конкретной точке на пути их совершенствования. В этой условной точке они должны были достичь состояния "невозможность грешить" и эту точку, по-моему, мы вправе назвать моментом об
Ожения. Однако в этой точке совершенствование не прекращается, но длится бесконечно. И похоже, именно по достижении Прародителями состояния "невозможность грешить" у них должны были появиться безгрешные потомки.
Являлся бы для Вас, как для начальника оправдательной причина, если бы Ваш подчинённый, которого Вы снабдили всеми инструментами и возможностями и условиями, не выполнил Вашу задачу, по причине винного магазина в который он и зашёл.
Виновен ли магазин? И есть ли здесь Ваша вина?
Здесь сложная логическая связка. Если рассматривать меня как руководителя некой структуры, в которую затесался нерадивый безответственный водитель, то я как начальник, нанявший на работу этого водителя, несу всю ответственность за его поведение на работе, т.е. я несомненно виновен. Хозяин же магазина, если функционирование его заведения законно, - не виновен. Теперь главное: водитель для меня, руководителя, по большому счету посторонний человек - я его не создавал, извините, не рожал; возможно, мне его будет жаль, но я постараюсь с ним расстаться.
В рассматриваемой нами Библейской ситуации все намного сложнее. Хозяин создал миссионера и его помощницу, Он в них души не чает, более того, Руководитель создал и любит всю группу отступников вместе с их главарем, ибо Хозяин есть Абсолютная Любовь. Руководитель ненавидит зло, но любит как носителей добра, так и носителей зла, поскольку те
отчасти знают, но не ведают
во всей полноте, что творят:
"Ибо мы ОТЧАСТИ знаем, и отчасти пророчествуем;когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится", см., 1 Кор. 13:9, 10.
Возникает вопрос: виновен ли Хозяин, Который создал все и вся, в т.ч. и главаря отступников, открывшего магазин с кабаком? На первый взгляд, виновен, - ведь мог бы его не создавать, тогда бы и кабак не появился. Но если взглянуть глубже, то, по моему убеждению, вины хозяина в случившемся нет. Руководитель этой структуры (читай - Мироздания) даровал свободу выбора всем разумным подчиненным, которой те могли пользоваться по своему усмотрению. Главный отступник решил открыть кабак - это плохо, это злодеяние, но Хозяин использует этот злачный объект во благо. "Как это - во благо?!" - Воскликнет какой-нибудь экзальтированный неверующий. И тут возникает парадокс - злачный пункт не задуман Руководителем, - он возник по инициативе искусителя именно как "пункт искушения". И Хозяин использует этот пункт для того, чтобы миссионер и его помощница, беззаботно шагающие к своей цели, на своем собственном опыте познали, что значит ослушаться Начальника. Они по собственному свободному выбору могли, прислушавшись к предупреждению Хозяина, миновать Дерево Познания и попросту не попасть в кабак.
Однако все случилось в точности с Библейским повествованием. Миссионеры, отведав плод от Дерева, уже просто не могли сдержаться и вошли в пункт искушения. Тут бы им и пропасть безответно, но нет! Руководитель не оставляет Своих любимых подчиненных и всячески старается помочь им выбраться из кабака, вплоть до того, что посылает к ним на помощь Своего единственного Сына.
Так в чем же вина Руководителя? В том, что Он одарил Своих подчиненных свободной волей? Так это, по-моему прекрасный дар, который подчиненные должны были в
силу своей неопытности научиться использовать лишь во благо. Как научиться? Только лишь путем проб и ошибок, если не прислушиваться к увещеваниям Хозяина. Мог ли Начальник создать сразу опытных и сведущих во всех тонкостях Бытия подчиненных? Несомненно мог, ибо Хозяин - Всемогущий и понятия "мог/не мог" к Нему не применимы! Однако Руководитель попросту не создал таковых. Почему не создал? Во-первых, спросите об этом у Руководителя, во-вторых, даже в нашем грешном понимании это были бы некие заводные куклы-гуманоиды, запрограммированные на бездумное выполнение
набора определенных команд, направленных на простейшее выживание и такое же примитивное существование - а к чему больше? При этом в созданных гуманоидах можно было бы запрограммировать стандартный ответ на такой же стандартный вопрос Хозяина: "Любишь ли ты Меня, Мое создание?" - "Люблю тебя, Создатель, всем сердцем и всей душой." - И этот ответ звучал бы без всяких чувств и эмоций. Хотя, говорят, что и проявление эмоций можно запрограммировать...
Сфера выполнения миссионером и его помощницей порученной миссии - Царство Божие. Плодовое Дерево - указатель опасности и одновременно "индикатор состояния" миссионеров. Поворот к кабаку - изменение мировоззрения в результате вкушения плода. Магазин-кабак - сегодняшнее падшее Мироздание, в котором лавинообразно открываются подобные злачные магазины-кабаки как "пункты искушения". И, как я уже говорил, идет повсеместное и "поголовное" искушение человечества как собственно людьми, так и демонами. По моему глубокому убеждению во всем случившемся виноваты сатана с демонами и человек, идущий у них на поводу.
Что делать и кто виноват? Два извечных вопроса, решение которых мы постоянно пытаемся соответственно взвалить и свалить на кого-либо другого, только не на себя, самого любимого.