Сладости даже в небольшом количестве - гортанобесие?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Москва
Православный христианин
Не согласен. Путь один.

Абсолютно верно,путь -- один.
Стремление к совершенству заповедано всем Христианам, а не только монахам.

***удалена ссылка - дубль, ранее размещённая в этой теме"

Бог сказал: "Будьте святы, потому что Я свят" (1Пет. 1, 16); "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5, 48) – сказано всем Христианам.

Соотв-но, любое нравственное несовершенство противоречит воле Бога, противно Богу.

Прп. Никодим Святогорец: "Бог требует от христиан полноты совершенства, требует, т. е., чтобы мы были совершенны во всех добродетелях" ("Невидимая брань", 1).

Свт. Игнатий (Брянчанинов): "Должно достигнуть совершенства во всех добродетелях" ("Аскетические опыты", т. 2, "Слово о страхе Божием и о любви Божией").
..

Соотв-но, все принципы и стремления аскетики актуальны не только для монахов, но и для мирян. В т. ч. стремление к бесстрастию. Без которого невозможно совершенство.
..
Есть один неверный стереотип,- когда бесстрастие, т. е. полное очищение, полное исцеление от страстей полагают стремлением и уделом только монахов, а в отношении мирян довольствуются полумерой, т. е., даже признавая необходимость борьбы со страстями, не считают необходимым для мирянина стремиться к полному их искоренению, к полному очищению и исцелению от страстей, т. е. к бесстрастию.
 
Последнее редактирование модератором:

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Вместо жизни со Христом, они начинают заботиться о внешнем и гоняться по монастырям и старцам.
Так я по сути об этом и говорю.
Любой православный обязан отречься от мира, это обет при крещении - отречение от сатаны и всех дел его!
Мы не про это. В Лествице более чем определенное значение имеют понятие "отречение от мира" и "послушание". Какое у семейного мужчины "отречение от мира" и "послушание"?
Да и потом - мир (от которого отрекается инок) - это не "дела сатаны"! Это семья, социум и прочее. Вполне богоугодные вещи.
 
Москва
Православный христианин
В Лествице более чем определенное значение имеют понятие "отречение от мира" и "послушание".

К сердечному внутреннему отречению от мира призываются все Христиане.В Лестнице действительно есть некоторые главы,написанные для монахов,однако это совсем не мешает читать книгу и мирянину и правильно подвизаться в соответствии с его важнейшими советами.Пишу слово важнейшие, потому что эта книга просто уникальна по своему значению.

 
Последнее редактирование модератором:

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
не считают необходимым для мирянина стремиться к полному их искоренению, к полному очищению и исцелению от страстей
А я нигде и не писал,что не надо искоренять страсти. Я писал лишь, что есть монашеская практика и мирская, приходская жизнь. И это разные вещи. Миряне не могут молиться как монахи - их семья умрет с голода тогда, им работать надо. Миряне не могут (и не должны) поститься как монахи. И много еще каких различий.
А попытки подражать древним подвижникам - это банальная гордыня.
Ибо мы не то, что любить, даже здороваться с соседями порой забываем, зато круглый год сухоядение.
Не то, что любви, доброжелательности порой не имеем, зато сладкого не едим....Печаль...Всё с ног на голову перевернуто.
 
Крещён в Православии
Монах отправляется к мирским людям узнать, чем они его превзошли - и оказывается, тем, что никогда не ссорились.

В "Илиотропионе" рассказывается о монахе-чудотворце, который особенно сильных подвигов не совершал, но был чудотворцем, потому что подчинялся воле Бога.
Один уважаемый писатель77 упоминает в своих письмах о богодухновенном муже монашеского чина, одежды которого многих больных исцеляли через одно прикосновение к ним; поэтому этот муж был в великом почтении и уважении между больными, а между своей братии производил немалое удивление и недоумение тем, что братия в нем не замечала каких-либо выдающихся аскетических подвигов: он вел в монастыре жизнь, ничем не отличающуюся от жизни других монахов, одно только правило он выполнял особенно строго – никогда не имел он пристрастия ни к чему другому, кроме того, чего хочет Бог, то есть он все, что случалось с ним, принимал охотно и благодарил за то Бога. Однажды, когда он лечил больных без всяких медикаментов, наместник монастыря спросил у него, как ему это удается. «И я сам удивляюсь тому, что могу возвращать им здоровье, – отвечал монах, – и мне становится стыдно, что моя одежда имеет такую силу: ибо я ни постом, ни другими подвигами монашескими не заслужил такого дара у Бога и едва ли равняюсь в этом отношении с прочей братией, но ни в каком случае не превосхожу других». «Это истинно так, – сказал наместник, – мы видим, что ты человек обыкновенный и ничем не отличаешься от других». И стал он более подробно расспрашивать исповедуемого им, желая узнать и о других его качествах и раскрыть тайну самого сердца его. На расспросы наместника так отвечал этот искусный в добродетельной жизни муж: «Я вспомнил о данной мне от Бога благодати постоянно находиться в согласии с волей Божией обо мне, чтобы мне никогда и ни о чем таком не мыслить, что противно было бы воле Божественной. Я никогда не страшусь всяких злоключений, способных поколебать мой ум, расслабить мое сердце, с тем чтобы я на что-либо пожаловался кому или открыл мою печаль. Равно и благополучные для меня происшествия не услаждают меня до такой степени, чтобы я ради них более веселился, чем в прочие дни моей жизни. Я все принимаю равно, что посылает мне рука Божия, как радостное, так и горестное, и не молю Бога о том, чтоб все сбывалось по моему желанию, но хочу, чтобы все сбывалось по воле Божией, то есть так, как совершается оно в самих происшествиях. Таким образом, ничто меня особенно не услаждает, ничто не сокрушает печалью и не смущает, ничто не делает меня счастливым, как только одна и та же воля Божественная. Поэтому во всех, без исключения моих молитвах об одном только прошу Бога: чтобы воля Божественная всегда во мне и во всех созданиях Его всецело совершалась».

Главная христианская заповедь - "возлюби".

И после этого нас убеждают, что надо строжайше ограничивать себя в еде :(
 
Россия
Православный христианин
В Лествице более чем определенное значение имеют понятие "отречение от мира" и "послушание". Какое у семейного мужчины "отречение от мира" и "послушание"?
Да и потом - мир (от которого отрекается икон) - это не "дела сатаны"! Это семья, социум и прочее. Вполне богоугодные вещи.
Социальная форма жизни - это внешнее. Вот о чем пишу. Это особенно сейчас, в условиях пандемии, должно быть понятно. Жил православный Вася с семьей, семья умерла, Вася сидит в изоляции один. Но Вася тот же Вася. Глупо привязывать фундаментальные вопросы духовной жизни к социальному состоянию, которое быстро изменяется. Понимаете?

Миряне не могут молиться как монахи - их семья умрет с голода тогда, им работать надо. Миряне не могут поститься как монахи.
Да кто вам сказал? Может мирянин трудится мало по времени, получает много и имеет больше свободного времени, чем монах? Это все внешнее, несущественное! Кто зациклится на этом, того дьяволу и злодеям легко уязвить. Монастырь разрушить, монахов отправить на мирскую работу или в лагеря и т.п. Кто же возделывает свою жизнь со Христом во внутреннем человеке, возделывает ее навсегда.

Вы озвучиваете то заблуждение, бытующее в церковной среде, которое для меня представляло большой соблазн на начальном этапе христианской жизни. Слава Богу, мне попались умные святые отцы, вроде Макария Великого или Пимена Великого, которые ясно показывают, что все эти воззрения на значимость внешнего в христианской жизни - заблуждение.

Преп. Макарий Великий опровергает ваше ложное представление о существовании двух путей, мирском и иноческом, одной фразой: «Я не монах, а только видел монахов».
 
Последнее редактирование:
Тот факт, что алкоголь там стоит на девятом месте, а не на первом, позволяет сразу выкинуть этот список в помойку, по-моему.
Почему же. Натуральное красное вино в небольших количествах, говорят, даже полезно для сердца. Другое дело, что натурального вина не найти.
 
Москва
Православный христианин
А я нигде и не писал,что не надо искоренять страсти. Я писал лишь, что есть монашеская практика и мирская, приходская жизнь. И это разные вещи. Миряне не могут молиться как монахи - их семья умрет с голода тогда, им работать надо. Миряне не могут (и не должны) поститься как монахи. И много еще каких различий.

Неправильно,не нужно разделять монахов и мирян,это одни и те же по сути Христиане.Их внешняя жизнь обычно разная,а внутренняя которая и составляет истинную жизнь человека в Боге не всегда и нередко миряне аскетическим деланием превосходят многих монахов.

Миряне не могут молиться как монахи - их семья умрет с голода тогда, им работать надо. Миряне не могут (и не должны) поститься как монахи. И много еще каких различий.

Вы вобще понимаете что такое молитва в православной аскетике?Причем здесь семья?Дайте аскетическое определение молитвы.
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Сначала постриг!
А то у нас народ готов сразу "на столп" залезть или 1000 дней на камне молиться....Тысячи и тысячи погорели на этом.

Нет,не сначала постриг.Сначала и всегда для каждого Христианина борьба со страстями и похотями.

Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. https://azbyka.org/biblia/in/?Gal.5:24&r
 
Последнее редактирование модератором:
агностик
Почему же. Натуральное красное вино в небольших количествах, говорят, даже полезно для сердца. Другое дело, что натурального вина не найти.
Ну, в небольших количествах даже яд не вреден, хотя я согласен, что алкоголь бывает разным. Но тогда и помещать его в этот список под таким общим названием неправильно
 
Москва
Православный христианин
""Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе "" (Рим. 14, 17).
Посему все эти рассуждения о варенье, мёде и пряниках - своего рода духовная прокрастинация.
Молиться - сложно, каяться тоже, бороться с тщеславием и осуждением еще сложнее.
А переключиться на рацион куда сподручнее. "Не ем сладкого" - и вроде как молодец.... - Только это всё дело десятое, и к Евангелию отношения не имеет.
"Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека" ( Мф. 15:10)

Борьба с грехом и греховными страстями (и в частности со страстью чревоугодия) это не десятое дело,а главное дело Христианина.Как это не имеет,когда ясно сказано в св. Евангелии всем Христианам,что
Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, https://azbyka.org/biblia/in/?Mt.11:12&r


Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. https://azbyka.org/biblia/in/?Mt.9:15&r


сей же род изгоняется только молитвою и постом. https://azbyka.org/biblia/in/?Mt.17:21&r


"Поднимаете труды - «не всегда по влечению, а больше по принуждению». Таков уж закон- противиться себе в худом и нудить себя на добро. Сие и означают слова Господа, что Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают его. "(Свят. Феофан Затворник)

"Какие же это нуждницы? Это люди, которые тело свое принуждают к постам, к целомудрию, к какой-либо иной добродетели, подчиняют его законам духа, делают его вспоможением и побуждением к добродетели."(Прп. Исидор Пелусиот)


"Впрочем и те, которые нуждением некиим воздерживают себя от греха делом, блаженны пред Богом, Ангелами и человеками: потому что нудящие себя суть восхитители Царствия Небеснаго (Мф. 11:12)."(Прп. Исихий)

"Отчего Царство Небесное, царство мира и радости, силою берется, и только употребляющие усилие восхищают его? Оттого, что в нас много внутреннего, природного зла, которое нужно искоренять и которое, как змея, которую хотят убить, противится и уязвляет нас;оттого что есть сильный враг Царствия Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас свое царство, царство греха, мрака, смущения, скорби и тесноты. Не удивляйся же, что к Царству света нужно всегда идти напролом. "
"Царство Небесное нудится – и царство сатанинское нудится, то есть грех непрестанно нудит нас следовать его похотям, да еще с наглостью, с силою, с ожесточением; борись с ним непрестанно: не будешь бороться – грех совсем одолеет, а Царство Божие ослабеет. (Св. прав. Иоанн Кронштадтский).
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Недавно на Спасе батюшка отвечал, что гортанобесие - это когда человек гурман. Ищет особо изысканных вкусов, стремится употреблять деликатесы и подобное. Поэтому, по-моему, конфеты есть можно, если речь об обыкновенных конфетах из магазина, но все же лучше не в пост :)
 
Москва
Православный христианин
Недавно на Спасе батюшка отвечал, что гортанобесие - это когда человек гурман. Ищет особо изысканных вкусов, стремится употреблять деликатесы и подобное. Поэтому, по-моему, конфеты есть можно, если речь об обыкновенных конфетах из магазина, но все же лучше не в пост :)

Конфеты --- это и есть сладкое гурманство,а по сути явное гортанобесие,с которым мы призваны бороться.

"Есть два вида чревоугодия. Первый, когда человек ищет приятности пищи, и не всегда хочет есть много, но желает вкусного, и случается, что таковой, когда вкушает яства, которые ему нравятся, до того побеждается их приятным вкусом, что удерживает снедь во рту, долго жует её и, по причине приятного вкуса, не решается проглотить её. Это называется по-гречески «лемаргия» - гортанобесие. Иного опять борет многоядение, и он не желает хороших снедей, и не заботится о вкусе их, но хороши ли они или нет, он хочет только есть и не разбирает, каковы они, он заботится только о том, чтобы наполнить чрево своё, это называется «гастримаргия», т. е. чревобесие.
Итак, кто желает очиститься от грехов своих, тот должен с большим вниманием остерегаться и избегать этих видов чревоугодия, ибо ими удовлетворяется не потребность тела, но страсть, и если кто предаётся им, то это вменяется ему в грех."

Прп. авва Дорофей.
 
Последнее редактирование:

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
1. Какое отношение имеет полезность продуктов (натуральность) к аскетике?
2. Овощное рагу; квашеная капуста с луком, солеными огурцами и нерафинированным маслом; вареная картошка; болгарский перец, густо посыпанный укропом - это же вкусно, ум отъешь. Я реально страдаю чревоугодием этим самым гортанобесием во время постов. Патаму что всё вкусно. Конфеты для меня не искушение. А для кого-то - искушение.
Все настолько очевидно, что непонятно, о чем дискуссия.
 
Конфеты это и есть сладкое гурманство,а по сути явное гортанобесие,с которым мы призваны бороться.
Никто же не заставляет вас их есть. Однако время от времени побаловать себя нужно, а то совсем грустно жить.
 
Крещён в Православии
Итак, кто желает очиститься от грехов своих, тот должен с большим вниманием остерегаться и избегать этих видов чревоугодия, ибо ими удовлетворяется не потребность тела, но страсть, и если кто предаётся им, то это вменяется ему в грех."

Прп. авва Дорофей.

Разъясню.

И как вы ищете знать имена исчадий моих? Изочту их, и паче песка умножатся. Но узнайте, по крайней мере, какие имена моих первенцев и самых любезных исчадий моих. Первородный сын мой есть блуд, а второе после него исчадие – ожесточение сердца. Третие же – сонливость. Море злых помыслов, волны скверн, глубина неведомых и неизреченных нечистот от меня происходят. Дщери мои суть: леность, многословие, дерзость, смехотворство, кощунство, прекословие, жестоковыйность, непослушание, бесчувственность, пленение ума, самохвальство, наглость, любовь к миру, за которою следует оскверненная молитва, парение помыслов и нечаянные и внезапные злоключения; а за ними следует отчаяние, – самая лютая из всех страстей.

Когда конфеты едят в таком количестве, что приходит выделенное - это утоление страстей и грех. Когда конфеты едят в таком количестве, что выделенного нет - нет утоления страсти, нет греха.
 
Слава Богу за всё!
Православный христианин
побаловать себя нужно...
А потом будет крайне...обидно (это если очень мягко сказать), когда это земное баловство на мытарствах окажется недостающей каплей, которая утянет туда, откуда выхода уже не будет.
 
Москва
Православный христианин
А потом будет крайне...обидно (это если очень мягко сказать), когда это земное баловство на мытарствах окажется недостающей каплей, которая утянет туда, откуда выхода уже не будет.

Кстати, о мытарствах.

4 мытарство,которое мы будем проходить после смерти(если не выкинут вниз уже на первых трех) -- это мытарство чревоугодия и вот заметьте, дорогой брат, как строго истязуется душа человека на нем...до самых мелочей,особо замечу слова преподобной,которая очень была удивлена происходящим и говорила о незнании всеми людьми сложностей,возникающих на этом мытарстве... "мне кажется, что никто из живущих на земле не знает, что здесь бывает".Без сомнения следует особо тщательно подумать над этими словами преподобной Феодоры Цареградской.Заметьте и надпись на иконе о любителях сластей.


Широ́к пу́ть зде́ и уго́дный сла́сти твори́ти,
Но го́рько бу́дет в после́дний де́нь,
Егда́ душа́ от те́ла разлуча́тися бу́дет:
Блюди́ся от си́х, челове́че, Ца́рствия ра́ди Бо́жия.
(Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Песнь 4.)



br5O5D4Axh4.jpg
 
Последнее редактирование:
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху