В упрощенной форме, воспринимайте ум, как аналогию слова дух.В трихотомической схеме описания человеческой природы, дух-душа-тело, дух аналог в большинстве случаев применяемого термина-ум, в дихотомической схеме, душа-тело.
Трихотомическая схема описывает вид, (эйдос) чловека.Дихотомическая-двух природность человека.Материальную и не материальную.
Мне ближе трихотомическая, как более точно описывающая взаимосвязь духовного с душевным и телесным, но и дихотомическая схема не вызывает осложнений для восприятия.Она лаконичнее.
Там где нужно показать взаимодействие двух природ, их отличие или их взаимозависимость, дихотомия предпочтительнее, так как не возникает вопроса, а где же дух человеческий.
Вот это ранее выше сказанное
Иоанном Дамаскиным, выражено в дихтотомии.
"
Бог – руководящее начало и ума; и когда ум Христов получает позволение со стороны стоящего выше, то он показывает свою верховную власть. Но он побеждается и следует стоящему выше, и совершает то, что желает Божественная воля."
В трихотомии она звучала бы так.
"
Бог -руководящее начало и духа человеческого, и когда дух (человеческий) Христа получает позволение со стороны стоящего выше, (то бишь Бога) то он показывает свою верховную власть ( в трихотомическом составе человека.Дух вверху, под ним душа, под ней тело.) Но он дух , побеждается (Богом) и следует стоящему выше (Духу Святому), и совершает то, что желает Божественная Воля."
Поэтому Сын Человеческий всегда был безгрешен, в продолжении всей Своей жизни на земле.
"Слово «ум» чаще всего указывает на дух или созерцательную способность человека.
А слово «разум» может ассоциироваться и с одним, и с другим словом. Каково же его подлинное значение? Сближение, а порой и отождествление у святых отцов слов «ум» и «разум» обусловлено тем, что они относятся к одной и той же части человеческой природы – духу, и их различие связано со способом реализации ума.
Если ум обращен к созерцанию духовного мира и Бога, то он всегда именуется словом «ум» , ибо в этом случае его деятельность прямо соответствует божественному замыслу о нем, через эту деятельность человек обретает божественные откровения и определенное познание сущностей тварного мира, что есть истинная мудрость. Если же ум обращается к рассуждениям, построению понятий, диалогизирует, то он именуется разумом и плодом его являются знания о видимом мире. Разум – это рассуждающий ум.
Слово «рассудок» указывает на душевный аппарат мышления, способность создавать суждения, интеллект, мыслительную силу души. Если использовать трихотомическую схему описания человеческой природы, то рассудок – это душевная категория, в то время как ум относится к высшей духовной части человека, разум же – это отвратившийся от созерцания ум, взаимодействующий с рассудком, опирающийся на свои душевные силы и опыт. Поэтому в определенном контексте возможно отождествление слов «разум» и «рассудок»."
Здесь полностью статья протоиерея Вадима Леонова, будет время прочтите.Там несложно пояснены, эти путающие восприятие, понятия.
Слова «ум», «разум» и «рассудок» очень часто употребляются как синонимы, и во многих жизненных ситуациях такое словоупотребление оказывается вполне приемлемым,…
azbyka.ru