- Православный христианин
Зря Вы так. Слово "реклама" я вообще не употреблял. А священник у меня не "харизматичный", а "неординарный" (смыслы несколько разные).
Да и священника Вы, мне кажется, незаслуженно принижаете, отводя ему "чисто техническую" роль. Ну да ладно.
Теперь по существу. Соглашусь с Вами, что моя фраза "Выбор конкретным человеком той или иной веры - более или менее случаен" - неудачна и не верна. Признаю свою ошибку.
Но давайте обсудим другое. Путь к вере (или от одной веры к другой - как у Серафима (Роуза)) - часто (или как правило) непрост и извилист. Ясно, что на "траекторию движения" оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы - это обстоятельства жизни (на макро-, миди- и микро-уровне). Внутренние факторы - это воля, разум и чувства самого человека. Какие из этих факторов оказывают большее влияние, а какие - меньшее? При ответе на этот вопрос мы с Вами сильно расходимся. Вы считаете, что в большей степени человек сам определяет свой путь. А по моему мнению - большее значение имеют внешние факторы. Только действуют они "хитро", их влияние часто скрыто от человека, потому что он не видит "механизмов" их воздействия. Вот человек видит, что перед ним открыты ворота в православие, в католицизм, в ислам, да куда угодно. Человек размышляет, сопоставляет. Человек прислушивается к своим чувствам - что же ему ближе. И вот человек проявляет свою волю (свобода воли!), и делает шаг в сторону одной из религий. А потом ещё шаг. И ещё. Или (как вариант) к человеку внезапно приходит озарение, и он бросается в выбранную веру без сомнений. Вы говорите: "Ну вот же! Сам думал, сам решил, сам прочувствовал - и сделал свободный выбор". На что я отвечаю: "Да нет же! Человеку только кажется, что он всё делает сам. На самом деле его внутренняя жизнь в весьма значительной степени определяется внешними обстоятельствами".
Нет, вы ошибаетесь именно в пункте выбора. Это обязательно сознательный этап. И даже временное уклонение "не туда" человека действительно ищущего не остановит от поисков. Он пройдет "не туда" ровно столько, чтобы выяснить для себя, что идет не туда, и тогда он тут же бросит сей путь и начнет искать иной.
А вот для тех, кто как навоз в проруби, тому и впрямь все равно, во что они верят, тут "выбор" будет определяться сиюминутной коньюктурой или совершенно ничтожными или даже гнусными мотивами.
Господь ведь не обетовал, что ищущий себе развлечения и низменных вещей найдет истину.
Неправду вы сказали и знаете это - какие-такие внешние обстоятельства побудили имама принять православие? Прошу указать. Сейчас окажется, что с вашей точки зрения это такая чушня, что ради этого не только веру не стоило менять, но и вообще даже шевелиться... А тем более идти на разрыв со всеми соплеменниками, поклонниками и почитателями (это был, напомню, человек публичный, это же священнослужитель), с родней еще, и потом жить, все время ожидая выстрела в спину из-за угла?