Хотя я не сторонник категоричного утверждения Сократа, что плохое поведение следствие незнания, но тем не менее думаю, что определённая доля правды в этом утверждении есть. Знание последствий своих проступков - важный воспитательный фактор! Мне не обязательно испытывать мучения наркомана, что бы отказаться от такого порочного пути. А смерть и вовсе я никогда не испытывал. Мне не обязательно прыгать из окошка, что бы понять пагубность этого поступка, хотя я такого никогда не делал.
Получить знание о том, что такое боль и страдания можно не обязательно через грех, согласны? Адам и Ева могли испытать боль и просто подвернув нечаянно ногу или съев чего-нибудь подпорченного. Человеку дана способность воображения, и экстраполировать на себя демонстрируемые мучения способно большинство людей (эмпатия). То есть моя мысль проста - не обязательно грешить, что бы знать что такое боль и страдания, как последствия неправильных поступков. Поэтому возвращусь к поставленному ранее вопросу - разве нельзя представить Мир, в котором люди по своей воле никогда не грешат, зная прекрасно обо всех последствиях неправильных поступков?
Вы сами написали - "ничего не знали, или знали очень мало". Разве нельзя было им продемонстрировать последствия греха, дать временно почувствовать, что такое боль и страдания, прежде чем подвергать столь судьбоносному испытанию? Мы же не оставляем своего маленького ребёнка с оголёнными проводами под напряжением, со словами: "Везде играй, только провода не трогай!". Я, взрослый человек учившийся в школе, я понимаю последствия удара током, хотя никогда не испытывал такового, а несведущий ребёнок, наоборот может заинтересоваться именно проводами, которые ему запретили трогать... Что думаете об этом?
Маленькие дети почему из окон выпадают?
Боль в райском Эдеме? Несварение желудка в райском Эдеме? Ход мыслей Ваших мне понятен, но в таких примерах нет необходимости. Я зря использую предложенное Вами направление в полемике. Я же Вас просил не делать этого.
Транслировать ситуации про детей (или людей вообще) на наших прародителей, вообще-то, неверный прием в полемике.
Я теперь попробую в своих рассуждениях от этого уйти, потому что полной аналогии в ситуации с первыми людьми и людьми, ныне живущими, нет, и быть не может.
Но Вы, вот, тем не менее, продолжаете "
экстраполировать" ситуации, возникающие с людьми на земле, на ситуацию, возникшую с Адамом и Евой. Но даже в этом случае с Адамом и Евой как раз и произошло своего рода "
подворачивание ноги" или "
несварение желудка". Давайте не будем больше экстраполировать все, что случается с людьми на земле сейчас на то, что случилось с первыми людьми в Эдеме, это ложная экстраполяция. Постараюсь объяснить.
Вот, Вы - что думаете, что Адам с Евой не знали что Добро – это хорошо; и что Зло – это плохо? Знали. Или не знали что такое Смерть? Знали. Но не понимали ни того, ни другого. Чтоб понять, нужен был опыт, и опыт этот имел, как бы, два пути: два пути познания Добра и Зла (далее "Познание"), через познание Добра; и через познание Зла. И, как Вы выразились, "
подворачивание ноги" (т.е. опытное усвоение боли) есть опытное познание Зла. Опытное усвоение Смерти – люди испытали позже сначала на животных за пределами райского Эдема, а вскорости испытали и на себе.
Но Господь сначала предложил Адаму и Еве познать опытным путем не что такое Зло, а что такое Добро; через познание Добра. И дальше все, что не согласуется с Добром (постигнутым Адамом и Евой опытным путем, и усвоившим это) и будет являться Злом. То есть Зло – это отсутствие Добра, и никак не наоборот! Бог не делает Зла, Бог делает только Добро. И намерением Бога, чтоб люди познали Добро и Зло через постижение опытным путем Добра. Тогда у людей на пути Познания не было бы ни смерти, ни боли, ни пороков.
Что людям для этого нужно было сделать, чтоб пойти путем постижения Добра? Немногое: не быть гордыми, тщеславными и лживыми. У Вас, Дмитрий, сразу может появиться вопрос: как? еще Ева и "яблочка" не съела, а люди уже с пороками? Увы, по Библейскому изложению, именно так и получилось. Кто-то (Адам или Ева) утяжелил Заповедь Божию; Ева прельстилась словами змия; Адам, вместо того чтоб падшую уже Еву отвести к Богу, не понятно по каким причинам, вкушает "яблочка" сам из рук Евы.
Вот смотрите - воля у всех разная, качества души тоже разные - это то, что влияет на принятие решений. Плюс опыт, но он исторически приобретается исходя из воли и качеств души проявленных в той или иной ситуации, набор которых тоже у всех разный. Получается все люди изначально и в дальнейшей жизни в неравных условиях, с неравными способностями противостояния греху - в чём же справедливость такой картины Мира?
Согласен с Вами! В мире никакой справедливости и нет. С чего Вы решили, что в мире должна быть справедливость? Господа распяли, а некоторые готовы распять Его и сейчас, и еще о какой-то справедливости говорим? Но Господь сказал: хотите справедливости? – начни утверждать справедливость с себя, но не как ты, падший человек, понимаешь справедливость, а так, как о ней (справедливости) Я говорю (сказано в Евангелии).
Другими словами, тот из людей, который противостоит греху (прежде всего внутри себя) в наибольшей степени, тот наименее преуспевающ в нашем мире. Для верного Богу человека выбор не из легких.
Представьте перелётную птицу, которую лишили встроенной способности определять по магнитным полям где Север, где Юг... добавит ли это ей свободы выбора в какую сторону лететь? Она и раньше физически могла лететь в какую угодно сторону, но целью её был Юг, когда наступали холода. А теперь она лишилась встроенного компаса и на Юг может попасть только случайно.
И потом, возможность стать Идеальным Человеком только через грехопадение и дальнейшее искупление - разве это не ограничение свободы выбора? Исключается путь к задуманному Богом Идеальному Человеку на котором человек не грешит и не испытывает мук совести за свои поступки...
Неверные предпосылки для рассуждений. Не нужно приводить аналогий еще и со птицами. У современного человека роль этого "компаса" должно было выполнять знание о Добре и Зле. Цель – Добро, и никак не Зло. Человек в самом начале должен был познать, что такое Добро, не познавая Зла. Но человек сначала решил познать Зло.
Сейчас у людей таким "компасом" является
Новый Завет, и в первую очередь Евангелия и
Иисус Христос – Господь наш.