Позволено ли православным иметь своё мнение в духовных вопросах?

Православный христианин

++++++ОБРАЩЕНИЕ Деда Сергия++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Сергей, дружеский Вам совет: не трепещите перед любым толкованием - это не Евангелие. Сколько мирского и суетного наматывается на истину! Святую княгиню Анну Кашинскую в 17 - 18 - 19 веках "замолчали" на том основании, что старообрядцами сильно почиталась. У Вас собственное мнение по теме есть? Любая цитата - это довод в обсуждении, но Вы, кажется, "не смеете своё мнение иметь", а мне интересно Вас послушать! :)
+++++ОТВЕТ Сергея Калайды++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Мне видится этот мотив проходит через все Ваши посты.
Итак в основе вопроса стоит выделить краеугольное призывание к своему.Своему отношению к Писанию, в данном случае.
Вынужден сообщить что эта позиция изначально чисто технически присуща протестантизму.Абсолютизируя свое сиюминутное восприятие текста Писания, исходя из субъективных обстоятельств жизни, попадая или не попадая в смысл того чему оно учит, человек подчиняет себя методике-от себя, а отсюда последовательно и возникает своё собственное ощущение текста.
Sola Scriptura (только Писание) вещь опасная.

Навскидку пропишу несколько деноминаций в протестантизме.
Лютеранство, кальвинизм, анабаптизм, квакеры, плимутские братья, пятидесятники и прочая прочая прочая....Что же их еденит? Да ни что иное как свое (и это главное) прочтение Писания.
И это свое как ни странно, неким незаметным но существенным образом, подталкивает человека к пелагианству.А в нём добродетель теряет силу благодати, ибо там её нет.Её нет в честолюбии или тщеславии. При пелагианстве Вы не избежите критерий культуры, правил социума, оценки себя в этих категориях, прям находитесь в трагедии- или прощения самого себя или депрессия от самого себя.

В чем сила и слава ортодоксии? В том, что меня нет.Не в смысле нирваны конечно.Вот это вот моё любимое гномическое я, исчезает при восстановлении моей падшей природы, удобопреклонной ко греху.Исчезает через благодать которую желаю и к которой стремлюсь, наступая на своё я и постоянно борясь с ним.Страх Божий это не парализация сознания.Страх Божий это опасение Его потерять, отпасть от Него.Смирение это очень активный процесс борьбы, за самого себя.
Кто из нас был в Царствии Небесном? Не Вы ни я, ни кто либо из всех живущих на Земле.Адама и Еву в расчет не берем.Там был Христос, и Он знает этот путь, путь восхождения к Отцу Небесному, там наше Отечество.Где нет товарно-денежных отношений, культурных ценностей, и всей той самости гномического происхождения.Там всё свято, как было изначально.Трава, вода, земля, деревья и так далее.Вот у нас здесь гравитация, определяет взаимодействия со всеми материальными телами, а там-святость.Она везде.

Почему Св.Отцы не имея гаджетов, телефонов, телевизоров, радио, быстрых средств передвижения в пространстве, имея только колоссальный по нашим меркам молитвенный навык, восходили на неведомые нам высоты духовного стояния.Почему они столкнувшись с бескрайней, неизмеримой, все проникающей и пронизывающей святостью, приходили в не передаваемый словами восторг и восхищение, считая себя по отношению к пережитому, самыми последними грешниками на Земле.И только потом позже, они делились этим своим опытом с нами, дабы мы могли устоять в Истине.Соответствовать своей изначально святой природе, а отсюда и приобретать накапливать наличие у себя, своей святой воли.Создавать,созидать свое тело духовное.А где же духовное созидание без благодати,без участия Творца.

А она приходит к нам, через Предание.Писание-это интеллект, Предание-это сердечная привязанность.Писание-это что? Предание-это как.Вся церковная жизнь, подчинена обучению-как.Как исправляться, как подниматься, как удерживаться, как встречаться с Ним.Вы же не будете отрицать что у Св.Отцов опыта побольше, чем у меня и у Вас вместе взятых.

Кто может помочь этим несчастным людям,заявленных в тематике и запутавшимся в родственных взаимоотношениях, как не Бог.Одного удержит, другого подтолкнёт к правильному в данной ситуации поступку.Он сердцеведец, Он знает намного больше всех нас вместе взятых.Так зачем мне гадать на своём, когда можно припасть к Источнику Жизни.Что мной и рекомендуется.
 
Православный христианин

Мария

другиня
Команда форума
Новосибирск
Православный христианин
Не знаю, прошли ли Вы по ссылке или просто раздражённо отмахнулись от неё. Однако если всё же внимательно посмотреть малое количество сообщений в той теме и сообщение Сергея Калайды, которое возбудило вас на новую тему, то можно понять: как схем детективных сюжетов ограниченное количество, так и "своих мнений" в духовных вопросах. И эти "свои мнения" вовсе не оригинальны, т.к. попадают так или иначе в большие или меньшие группы.
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
я о личном мнении именно в ДУХОВНЫХ вопросах!
"Мы знаем, что разделения существуют везде, в любом человеческом сообществе… Но когда мы говорим о сохранении единства, мы должны понимать, о чем идет речь. Нельзя сохранять единство в вопросах второстепенных, потому что тогда человек потеряет всякую свободу, он будет вынужден делать то, чего делать не хочет. У каждого есть свой взгляд на жизнь, свои привычки, свой уровень культуры. Мы очень отличаемся друг от друга, и требовать единства во всем невозможно. Именно поэтому в послеапостольское время, в глубочайшей древности, святой Викентий Леринский дал прекрасную формулировку, которая помогает каждому понять, что означает хранить единство.
Он сказал так:
в главном и основном – единство, во второстепенном – свобода и во всем – любовь.

Вот если мы научимся из всего того, что окружает нас, выделять главное – для каждого из нас, для сохранения нашей национальной жизни, для сохранения свободы и независимости нашего Отечества, для сохранения нашей веры – и если, вычленив это главное, мы будем едины, то во всем остальном мы обретем свободу, без которой человек превращается в раба."

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Из слова после Литургии
в Никольском Морском соборе в Кронштадте,
30 июля 2017 года
 
сомневающийся
Когда есть что вспомнить, "в духовных вопросах", т.к. мнить = вспоминать https://ru.wiktionary.org/wiki/мнение#Этимология , см. этимологию. Обратите внимание на ссылку из 9 сообщ. темы, предложенной Марией, в части вера = верность, истинная вера. Слова Сергея, в части "гномическое я исчезает". См. также у преп. Исаака https://lib.pravmir.ru/library/readbook/939#part_3300 , 15 "такое состояние, которое выше молитвы. Ибо движения языка и сердца в молитве суть ключи; а что после сего, то уже есть вход в сокровенные клети. Здесь да умолкнут всякие уста, всякий язык; да умолкнут и сердце - этот распорядитель помыслов, и ум - этот правитель чувств, и мысль - эта быстропарящая и бесстыдная птица, и да прекратится всякое их ухищрение [сравн. "всякое" с "личном мнении именно"]. Здесь да остановятся ищущие, потому что пришел Домовладыка."

Евангельскую иллюстрацию "духовного вопроса" см., в ней очевидным и не очевидным образом показана метаморфоза (преображение) в т.ч. мнения https://azbyka.org/biblia/?Mk.9 . Обратите внимание на "не знал, что сказать", гному "три кущи" в синод. переводе, отсылка к возможной "пользе ближнего" https://azbyka.org/biblia/?1Cor.10:24 , и "токмо Иисуса единаго с собою (видеша)" в цсл.

Не очевидно здесь следующее (как пример "духовного вопроса"). "Токмо Иисуса единаго с собою (видеша)" значит:
а) Петр не видеша (в "финале" преображения Бога) Моисея, Илию, Иоанна, Иакова, Петра;
б) или "токмо" Моисея, Илию не "видеша", но Иоанна, Иакова, Петра "видеша"?
 
Последнее редактирование:
Святая Русь
Православный христианин
В духовных вопросах на самом деле всего 2 "мнения":
1) как это считает правильным Бог, Который бесконечная Любовь и бесконечная Премудрость, желающая нас спасти;
2) множественные мнения диавола, который по словам Евангелия, был человеконенавистник и человекоубийца изначала, который уже более 7000 лет обольщает и обманывает людей, чтобы их погубить.
А человек имеет свободу воли: выбрать ту или другую сторону. При этом надо помнить, что Истина - одна, а путей к погибели бесконечное множество.
http://bump.ru/resources/000/000/000/001/862/1862355_1024x768.jpg
1862355_1024x768.jpg
 
Православный христианин
Валерий, очень торжественно, как органная музыка ... Есть варианты: супруга (например) изменила, у мужа - 2 (ДВА) варианта действий и оба - безгрешные: простить и остаться (подвиг), простить и уйти (более лёгкий вариант). Варианты "с грехом пополам" (побить обидчиков, нанять детектива, ...) - не рассматриваются. :)
 
Православный христианин
Не очевидно здесь следующее (как пример "духовного вопроса"). "Токмо Иисуса единаго с собою (видеша)" значит:
а) Петр не видеша (в "финале" преображения Бога) Моисея, Илию, Иоанна, Иакова, Петра;
б) или "токмо" Моисея, Илию не "видеша", но Иоанна, Иакова, Петра "видеша"?
Антон, Вы напомнили о реальности, данной нам в ощущении. Пример - обращение Саула (будущий апостол Павел) на дороге в Дамаск. Он был ослеплён светом и слышал голос, а спутники - только гром. Духовные явления и дары всегда адресны, это не дождь, орошающий праведных и злых равно.
 
Православный христианин
Почему Св.Отцы не имея гаджетов, телефонов, телевизоров, радио, быстрых средств передвижения в пространстве, имея только колоссальный по нашим меркам молитвенный навык, восходили на неведомые нам высоты духовного стояния.
Наверное потому что в те времена, когда они жили ещё не изобрели гаджетов, телефонов, телевизоров, радио, быстрых средств передвижения в пространстве? Говорю это к тому что не совсем понятно как эти материальные явления коррелируются с духовной жизнью Св. Отцов? Зачем проводить такое сравнение?

Вы же не будете отрицать что у Св.Отцов опыта побольше, чем у меня и у Вас вместе взятых
Но меру того как вы реализуете этот опыт для самого себя решаете только вы сами. Своим разумением, своим волевым решением. Как бы кому не хотелось, но процесс умственной рефлексии - великий Божий дар человеку - никто не отменял. А значит вы неизбежно будете нет-нет, да порождать какую-либо собственную интерпретацию мыслей Св. Отцов и выстраивать собственный опыт стяжания благодати Божьей. За вас этого не сделает никто. Вопрос лишь в том, насколько ваша интерпретация будет укладываться в общую канву святоотеческого предания, насколько она будет оставаться в рамках догматов православия.

И это свое как ни странно, неким незаметным но существенным образом, подталкивает человека к пелагианству.А в нём добродетель теряет силу благодати, ибо там её нет.Её нет в честолюбии или тщеславии. При пелагианстве Вы не избежите критерий культуры, правил социума, оценки себя в этих категориях, прям находитесь в трагедии- или прощения самого себя или депрессия от самого себя
Сильное заявление, особенно если памятовать, что все западные христиане, начиная с блаж. Августина, а тем паче лютеране и кальвинисты, анафематствуют пелагианство. Для протестантов (кроме, кажется, арминианства) имеет смысл исключительно Божественная благодать, которая подаётся человеку по неизреченной милости Божьей в следствие жертвы Христа за нас. А принцип Sola Scriptura никак не связан с идеей того, что человек обладает какой-то особенной добродетелью или силой, которая без всякой благодати дает человеку право самостоятельно интерпретировать Св. Писание. Как раз наоборот "вера от слышания" (Рим. 10:7), и это есть проявление Божьей благодати, но никак не человеческой заслуги. Так что вы напрасно в данном случае упрекаете протестантов в пелагианстве; уж в чём в чём, а в этом их упрекнуть крайне сложно.

Почему Св.Отцы <...> восходили на неведомые нам высоты духовного стояния.Почему они <...>, приходили в не передаваемый словами восторг и восхищение, считая себя по отношению к пережитому, самыми последними грешниками на Земле.
Потому что имели дерзновение реализовать жизнь по заповедям Христа. Не прятаться за спинами других Св. Отцов и бесконечными цитатами, не заниматься постоянными выискиваниями происков "злобных еретиков" или ещё каких-либо масонов - а просто жить во Христе. И именно поэтому сказать другому "Радость моя..." для них было сущим пустяком, в отличии от нас. Иными словами, они действовали и действовали самостоятельно. В рамках православной догматики и аскетики, но самостоятельно.
 
сомневающийся
Антон, Вы напомнили о реальности, данной нам в ощущении. Пример - обращение Саула (будущий апостол Павел) на дороге в Дамаск. Он был ослеплён светом и слышал голос, а спутники - только гром. Духовные явления и дары всегда адресны, это не дождь, орошающий праведных и злых равно.
Из сказанного следует, имеет свое мнение в духовных вопросах "адресат духовного явления (дара)", в форме воспоминания. Не адресат не имеет. Напр., адресат дара последовательно исполняет соотв. условия, причины, т.н. дела веры, т.е. верен Богу, у него с Ним Завет и т.д. Не адресат Богу не верен, дел веры не исполняет, соотв. дара от Бога не получает, нет у него в памяти ни явления, ни дара, ни мнения, не позволено ему. Нет воли Бога в данном отношении, в отношении не "адресата".
цитаты из одной темы форума в другую и соотв. комменты здесь делаются так:
1. Открываете 2 вкладки в браузере. В первой тема, из которой хотите цитировать, во второй тема, в которую хотите цитировать.
2. Жмете в 1 вкладке, строку цитировать, под выбранным для цитаты сообщением.
3. См. низ страницы 1 вкладки, выделяете цитату, от первой до четвертой "квадратной" скобки включительно.
4. ctrl+c.
5. См. вторую вкладку, низ страницы, курсор в окно нового сообщ., ctrl+v.
6. Пишете после четвертой скобки комментарий.
7. Тыкаете строку расширенный режим, затем предварительный просмотр.
8. Читаете цитату, коммент свой, проверяете, не потерялись ли скобки цитатные, мысли ваши и слова, ответить в теме.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Викентий Леринский дал прекрасную формулировку, которая помогает каждому понять, что означает хранить единство.
Он сказал так:
в главном и основном – единство, во второстепенном – свобода и во всем – любовь.
Некоторые ложно приписывают это преподобному Викентию, а другие блаженному Августину.
Впервые встречается у католического архиепископа Сплита Марко Антонио де Доминису (1560 - 1624). Похожую фразу находят у лютеранского теолога Петера Мейдерлина. Предполагают, что широкое распространение формула либеральной толерантности получила благодаря пуританскому теологу Ричарду Бакстеру. Лозунг является девизом протестантской секты «моравских братьев» и американских пресвитериан, и также встречается в энциклике Иоанна XXIII «Ad Petri Cathedram».
https://dvagrada.ru/wiki/В_главном_-_единство,_во_второстепенном_-_свобода,_во_всем_-_любовь

https://ru.wikipedia.org/wiki/В_главном_—_единство,_во_второстепенном_—_свобода,_во_всём_—_любовь
Вот если мы научимся из всего того, что окружает нас, выделять главное – для каждого из нас
Что главное а что второстепенное, это Церковь решает, а не каждый сам. А то один великий гуру уже договорился, что в Библии и во Христе две линии.
 
Последнее редактирование:
Святая Русь
Православный христианин
Что главное а что второстепенное, это Церковь решает, а не каждый сам.
Согласен!
Добавлю только, что Церковь не как человеческое собрание, а просвещаемая Духом Святым через духоносных отцов, которые закрепили каноны решениями семи Вселенских соборов, а также написали много боговдохновенных книг.

Католики и протестанты, которые жили еще лет 100-200 назад, если бы сейчас воскресли, то, наверное, снова умерли бы, узнав, чему учат их "церкви" сейчас. Так резко меняется их учение из столетия в столетие.

А Православие придерживается того же учения уже второе тысячелетие именно благодаря тому, что сохранился фундамент - решения семи Вселенских соборов и богодухновенные писания святых отцов.
 
Православный христианин
Потому что имели дерзновение реализовать жизнь по заповедям Христа. Не прятаться за спинами других Св. Отцов и бесконечными цитатами
Может вы наконец объясните мне, что Вы имеете против цитат Отцов? Я ведь не могу копипастить сюда главы и тома... Копипастить не могу, а прятаться за спинами своих собственных мнений тем более. Чем вам Отцы не угодили?
Завет святителя Феофана Затворника
О чтении писаний отеческих и других душеполезных (святых) книг

"Как птица без крыльев не может взлететь на высоту, так ум без святых книг не может домыслиться, как спастись."
Имеете что возразить?
http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/feof_zatv/zavet.html
"Небо приняло в свое блаженное недро святых Отцов. Этим оно засвидетельствовало, что мысли, чувствования, деяния святых Отцов благоугодны ему. Святые Отцы изложили свои мысли, свое сердце, образ своих действий в своих писаниях. Значит: какое верное руководство к небу, засвидетельствованное самим небом, – писания Отцов." - Святитель Игнатий (Брянчанинов).
Здесь что не так? Почему надо прятаться за собственным мнением?
http://xn--80abexxbbim5e6d.xn--p1ai/tom1/6.shtml
Если собственная интерпретация противоречит святоотеческой, то
10.Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.

 
Православный христианин
Католики и протестанты, которые жили еще лет 100-200 назад, если бы сейчас воскресли, то, наверное, снова умерли бы, узнав, чему учат их "церкви" сейчас. Так резко меняется их учение из столетия в столетие.
Они отцов-основателей секты на порог не пустили бы, как еретиков...
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Что главное а что второстепенное, это Церковь решает, а не каждый сам
Церковь решает главные вопросы спасения. А регламентировать каждый шаг человека это уже какое-то иудейское фарисейство с его 613 заповедями...
 
Православный христианин
Церковь решает главные вопросы спасения. А регламентировать каждый шаг человека это уже какое-то иудейское фарисейство с его 613 заповедями...
А что, есть еще второстепенные вопросы спасения?
И как Вы можете отличить главное от второстепенного, если не в состоянии отличить фальшивую цитату от подлинной? А точнее, Вам все равно, какая она.
Вот например, имеет ли значение, ходит человек в танцевальную студию, или нет?
 
Последнее редактирование:
Святая Русь
Православный христианин
Нам часто только кажется, что мнение наше. На самом деле оно может быть ловко внушенным врагом нашего спасения.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: "Ошибаются, тяжко ошибаются те, которые хотят действовать в деле Божием силою и средствами своего падшего естества. Падшее естество заражено враждою к Богу, находится в общении и сродстве с падшими духами: как же может оно действовать в пользу дела Божия? Это — противоестественно ему! это — невозможно для него! Опыты согласно показали, что человеки, вздумавшие действовать из себя в пользу дела Божия, действовали во вред его, в пользу дела демонов." (см. "Отечник").
 
Сверху