Пост или диета

агностик
Всем здорово, други!
В рекомендациях ютуба вылезло у меня как-то видео с канала православного монастыря, где тётенька рассказывала про приготовления вкусного пирога с апельсином. Собственно, это видео и побудило создать данную тему.
Насколько я понимаю, суть поста не столько в механическом отказе от употребления некоторых продуктов, а прежде всего в отказе от чувственных удовольствий и наслаждений, в переключении на духовное.
И все земные ухищрения типа соевого мяса, соевого молока и т.п. - просто попытка изворотливого людского ума обойти строгий запрет, формально соблюсти правило, но на деле не следовать его духу. Это фарисейство, на мой взгляд. Просто веганская диета.
Потому рецептики постных вкусняшек, особенно публикуемые на монастырских каналах, вызывают прискорбное чувство обмирщения православия.
 
Православный христианин
Ну так не ешьте подобные вещи если у вас это вызывает эти чувства.
Но вы же агностик судя по подписи, вам то собственно говоря какая разница?

Пристальное внимание к действиям других людей - для духа еще вреднее чем любая еда.
 
агностик
Я не о осуждение. Просто печальное наблюдение. Да к тому же плохо нам, агностикам, придётся, если настоящих христиан совсем не останется. Как известно, город не стоит без десяти праведников.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Я не о осуждение. Просто печальное наблюдение. Да к тому же плохо нам, агностикам, придётся, если настоящих христиан совсем не останется. Как известно, город не стоит без десяти праведников.
Печальное, потому что вы не верите, а осуждаете. Знаете , что осуждение это печать дьявола? Православные проводят пост приятный, а вы ищите у них соблюдения строгих правил, причем желаете быть правее Господа. Думается и праведника вам найти будет сложно, вы же враз найдете у него изъян.
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Добавлю. В значении "принимаемый Богом" (от слова "приять/принять"). Как здесь: С высоты́ снизше́л еси́, Благоутро́бне, / погребе́ние прия́л еси́ тридне́вное, / да на́с свободи́ши страсте́й, / Животе́ и воскресе́ние на́ше. Го́споди, сла́ва Тебе́.
 
Православный христианин
А ещё пост именуется радостным. И даже веселым: "Время веселое поста, темже чистоты световидныя и любве чистыя, молитвы светозарныя, и вся кия иныя добродетели насытившеся богатно, светло возопиим..."

Вот такие мы, православные. Сочетаем несочетаемое. Как Христос - Бог и человек, так и пост - радостопечалие.
 
агностик
Ну не знаю. Святые отцы ели хлеб и пили воду, и то зачастую не каждый день. А Вы, товарищи, утверждаете, что заниматься в строгий пост кулинарными изысками нормально.
Касательно осуждения, то его нет. Как я могу осуждать, когда сам вообще не пощусь? Просто решил поделиться неприятным (для себя) открытием.
 
Православный христианин
Разные отцы были, разную степень поста держали.
Здесь, полагаю, уместно будет вспомнить одну историю из Древнего патерика:
"Некто, ловя в пустыне диких зверей, увидел, что авва Антоний шутливо обращается с братиями, и соблазнился. - Старец, желая уверить его, что иногда бывает нужно давать послабление братиям, говорит ему: положи стрелу на лук свой, и натяни его. - Он сделал так. - Старец опять говорит ему: еще натяни. - Тот еще натянул. - Старец опять говорит: еще тяни. - Ловец отвечает ему: если я сверх меры буду натягивать, то переломится лук. - Тогда авва Антоний говорит ему: так и в деле Божием, - если мы сверх меры будем налегать на братий, то от приражения они скоро сокрушаются. Посему необходимо иногда давать хотя некоторое послабление братии." (Гл. 10,2).
 
Чехов
Православный христианин
Святые отцы ели хлеб и пили воду, и то зачастую не каждый день
Пост это упражнение в самоограничении .Есть общие рекомендации,но у каждого они свои .Монахи постятся строже ,обычные люди не так строго и старательно.Если сильно себя ограничивать ,например,не пить и не есть пару дней,то поев хлеба с водой покажется такая еда лучше всех пирогов.Попробуйте сами поститься и молиться ,жить по заповедям Бога.Пост помогает отказаться от плохого.
 
агностик
По здравому размышлению Вы, наверное, правы. Все люди разные, в том числе по врожденным и приобретенным качествам, и по силе воли, и по здоровью.
Вот только любопытно, такая логика (главное - самоограничение; абсолютных правил нет и нужно смотреть на конкретного человека) распространяется на другие пороки, или только на чревоугодие?
Вот например, есть люди с очень горячей кровью. Если они обычно исполняют супружеский долг n раз в месяц, а во время поста будут делать это вдвое реже, то что, это можно будет назвать постом?
Вроде скользковатая дорожка.
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Крещён в Православии
Потому рецептики постных вкусняшек, особенно публикуемые на монастырских каналах, вызывают прискорбное чувство обмирщения православия.
Не встречал, это надо куда-то идти и их читать, мне неинтересно. Ютуб как-то порекомендовал рецепт, так зашел, да, постные чебуреки с кальмаром. Улыбнулся, ничего кроме иронии не вызвало, поделился ессно иронией своей видосом, тож была трапезная какого-то монастыря или храма.

Схематически (для инославного) там все просто, поскольку духовная жизнь требует для себя воздержания(а не воздержание инициирует духовное), т. е. молитва требует поста, и только потому пост облегчает молитву(просто дает ей развиваться), то очевидно, что невоздержание молитву душит. И вообще, наслаждение вкусом, само по себе, противно духу и гастромаргия. Однако, во время праздника застолье обычная вещь, когда ″лакомство″ инкорпорировано в радость человеческого общения, то есть становится ″инструментом добродетели″ - это радость, а не гартанобесие. Это легко видеть когда человек, по здоровью, лишается возможности употреблять вкусную для него пищу, я лично встречал, человек говорит: ″Как я скучаю за <...>″. Не как я скучаю за праздничным общением с близкими и друзьями, а как я скучаю за едой… Это наслаждение вкусом пищи само по себе. На практике, конечно, такой подход оставляет много пространства для самообольщения(″праздник же, отметим!″), но как схематическое изложения принципа для агностика(нет никакой практики)))) - отлично!

И все земные ухищрения типа соевого мяса, соевого молока и т.п. - просто попытка изворотливого людского ума обойти строгий запрет, формально соблюсти правило, но на деле не следовать его духу. Это фарисейство, на мой взгляд. Просто веганская диета.
И соглашусь и не соглашусь, как понятно из схемы выше. Это легко может быть чревоугодие в рамках постных правил, пристрастие к вкусной пище.
А может быть средство праздновать в условиях поста, например именины ребенка. А само наличие праздников ″не по синайскому календарю″ не есть обмирщение.
Чревоугодие не показатель обмирщения, для поиска обмирщения обращают внимание на другие вещи.
----


А вот когда это трапезная собора, а не абстрактные(для меня) каналы и сайты с рецептами, то от фантазии можно сделать вывод о режиме питания в соборе. А из этого вывода дорог много, да, в зависимости от страстей/добродетелей личных предпочтений идущего.))) Мне неинтересно ни питаться кальмарами, ни следовать путями опирающимися на фантазию. :cool:
 
Крещён в Православии
А ещё пост именуется радостным. И даже веселым: "Время веселое поста, темже чистоты световидныя и любве чистыя, молитвы светозарныя, и вся кия иныя добродетели насытившеся богатно, светло возопиим..."

Вот такие мы, православные. Сочетаем несочетаемое. Как Христос - Бог и человек, так и пост - радостопечалие.
Здесь скорее оправдываете неоправдываемое, сочетаете чревоугодие с воздержанием.
Ведь очевидно, что радость в цитате от "чистоты", "любви", "молитвы" и "иныя добродетели", а не от пирога с апельсинами.

Тогда авва Антоний говорит ему: так и в деле Божием, - если мы сверх меры будем налегать на братий, то от приражения они скоро сокрушаются. Посему необходимо иногда давать хотя некоторое послабление братии." (Гл. 10,2).
Благоразумный настоятель, против чрезмерного истощения в условиях послушания (братия вообще не решает), накормит братию пирогом с апельсинами, я правильно понимаю?
 
Москва
Православный христианин
У всех людей своя мера. Когда-нибудь, может и можно прийти в меру, - кушать невкусное ; смешивать и первое и второе в
одно блюдо ( чтобы не услаждаться вкусом ); хлебушек с водичкой, кушать ; кушать - два или один раз в сутки.
Вот к этому приходят не сразу, если кто из мирян приходит ...

Святые отцы ели хлеб и пили воду, и то зачастую не каждый день...

... - кто от какого образа жизни приходит к вере и начинает поститься. Быть может для кого-то было привычкой кушать этот вкусный апельсиновый ( или ещё какой ) пирог по 2-3 кусочка в день, было нормой. А в пост он будет ограничивать себя одним кусочком ( или чем-то вкусным - немного ). И всё что начинающий подвижник будет делать он будет делать ради - Христа.
Любой путь начинается - с решения идти. Потом делают первый шаг. И идут бывает, очень маленькими шажками. Это медленнее, зато - надёжнее.
 
агностик
У всех людей своя мера.
Совершенно с Вами согласен. Но это подход разумный и житейский.
А с точки зрения канонической за конкретные грехи устанавливаются конкретные наказания. Честно скажу, не знаю, как там с гортанобесием, но вот прелюбодеи, например, по правилу святого Василия Великого отлучаются от причастия на 15 лет.
Между тем в современной православной (да наверное и в любой другой христианской) Церкви никто этим уже не заморачивается, часто исповедь в тяжёлых грехах и благословение на причастие в тот же день (или вскорости).
Потому и написал про обмирщение и скользкую дорожку.
 
Москва
Православный христианин
Совершенно с Вами согласен. Но это подход разумный и житейский.
Так Святые Отцы и говорят что нужно просить у Бога дара рассуждения. Что сам не сможешь рассудить, - принеси ( человек ), на совет к священнику ( духовнику ) и пойдёшь правильным путём. Найдётся своя мера поста. И подвижничества - в посту ли, в жизни ли.
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
отлучаются от причастия на 15 лет.
 
Сверху