Вы либо не знаете, либо не так поняли. Тело созданного Адама не нуждалось в пище, кто вам сказал? Ваши рассуждения неверны уже в исходной точке. Выводы потому неизбежно ложные.
Отцы подчкркивают, что в Воскресении будет не только восстановленно достоинство естества человека как до грехопадения (восстановление это всегда возврат к чему то существовашему уже), но и даже еше более высокий уровень одухотворения тела. Но то, что это будет то же самое тело - без сомнений.
Вроде бы в сообщении (
#70) все изложил ясно и кратко, на основе Писания и толкований святых отцов, но Вы, Алексей Михайлович, опять не поняли и не пояснили в чем ошибочность и ложность того, что написал. И о какой исходной точке Вы пишите. Поэтому изложу подробнее.
Вы спрашиваете, кто сказал мне, что тело созданного Адама не нуждалось в пище. Так Вы же, Алексей сами и сказали это в сообщении (
#24) – «
Тело будет тоже самое, а вот свойства его будут иными, как у Адама до грехопадения, например, когда он не нуждался ни в еде, ни в питии, ни в сне, не утомлялся, не болел, не мог умереть никаким образом, даже насильственно или от стихийного бедствия».
Я же Вам доказывал в ответном сообщении (
#70), что это не так. – «
Тело воскресшего человека будет отличаться от тела созданного Адама, потому что это будет не восстановление первоначального Адама, который способен был согрешить, а преобразование его в нового Адама, который не будет способен к греху. Возврата к прежнему Адаму не будет. Будет новый плод, новый Адам, который вырастает из душевного тела первоначального Адама».
1. Тело только что созданного Адама нуждалось в пище. Иначе, зачем Бог сказал Адаму, что дал ему траву в пищу (
Быт.1:29)? Если дал ему пищу, то дал и чрево для приема этой пищи. Преподобный
Иоанн Дамаскин в книге «
Против Манихеев» отмечает, что
естественная природа человека смертная. – «
Смерть Бог не сотворил, но мы сами навлекли ее на себя. Ибо по природе все, что сложно, распадается, но поскольку Адам соединился с Богом через умозрение, он имел в себе жизнь, сверхъественно животворившую смертную его природу. Когда же он отступил от единения с жизнью, то есть с Богом, он перешел из сверхъестественной нетленности в естественный распад сложного, который и есть смерть». То есть по естественной природе человек нуждается в пище и поэтому имеет чрево. И только сверхъестественным животворящим Духом (дыханием Божьим), поддерживалась нетленность Адама. У Адама душа не была нераздельно соединена с Духом Божьим. Поэтому первозданный Адам не был святым. Он мог согрешить и умереть. И потому, как потенциальный смертник, имел чрево, ноги и многое другое, что уже не понадобится воскресшему человеку.
Воскресшее тело Адама будет телом Адама по природе его, но не такое, какое было до грехопадения, а совсем отличающимся в существенных свойствах. Это будет тело, преобразованное из душевного в духовное с совершенно иными свойствами, нежели были у тела Адама до грехопадения. Для воскресших тел ни пища не понадобится, ни чрево: – «
Бог уничтожит и то и другое» (
1Кор.6:13).
Свт. Феофан Затворник пишет: –
«Слово же « упразднит» Апостол употребил пророчественно» (Феодорит). Эта же мысль есть и у святого Златоуста. Вот слова Фотия у Экумения: «Если просто принимать брашна в значении пищи, а чрево в значении приемника съестного, то следующие за сим слова лучше принимать как пророчество о состоянии в будущем веке: Бог же и сие и сия упразднит,– как бы так: но они оба по воскресении будут упразднены, как не нужные; ибо тогда Бог преложит нас в нетление, так что ни в пище не будет нужды, ни в приемнике съестного – чреве…Какой взгляд на будущую жизнь открывает по сему слову блаженный Феодорит! Пищи не будет, чрева не будет, следовательно — и подчревных побуждений, следовательно — и брачных союзов, следовательно — и семейных отношений, следовательно — ничего житейского. Весь строй жизни там будет иной».
2. Вы также сказали, что «
восстановление это всегда возврат к чему то существовавшему уже, но и даже еше более высокий уровень одухотворения тела. Но то, что это будет то же самое тело - без сомнений».
Не согласен, что это будет восстановление тела Адама. Это же не лакировка и не косметика существовавшего душевного тела Адама до грехопадения, а коренное, принципиальное преобразование его в тело духовное.
У воскресшего человека в отличие от Адама не будет чрева. По-видимому, не будет и органов для рождения детей, так как воскресшие тела не женятся и не выходят замуж. Не будет у воскресшего тела и ног, так как они станут ненужными для мгновенного перемещения в пространстве. И в зависимости от внешних условий само воскресшее духовное тело способно будет материализоваться и принимать тот вид и тот состав, который оно пожелает при данных обстоятельствах. Примером таких явлений и изменения духовного тела представляются явления ангелов людям. Некоторые люди видят ангелов и слышат их ангельское пение. Причем, один и тот же ангел является одному в одном виде, а другому в другом виде. Некий ангел явился апостолу Петру, открыл замки и выпустил его из темницы. А Ангелы, явившиеся Авраму у Мамври́йского дуба, даже ели пищу, как ел пищу вместе с апостолами воскресший Христос. Также и духовное тело человека сможет принимать различный вид, и переноситься быстро куда захочет, и проходить сквозь стены. Мало того, духовное тело воскресшего человека, как и тело воскресшего Христа, сможет, наверное, одновременно находится во многих местах вселенной. Ведь когда мы причащаемся Плоти воскресшего Христа, то говорим, что Плоть Его находится в каждом кусочке хлеба, в плоти святых, то есть своей Плотью Христос пребывает везде.
Поэтому я и говорю, что у Адама тело существенно и принципиально отличалось от тела воскресшего человека.
Из душевного семени, каким был Адам, вырастает духовный плод – воскресший Адам. Это как из луковицы цветка вырастает плод – прекрасный цветок.
Разве можно сказать, что цветок, это возврат к прежде существующему и восстановление этой луковиц, из которой и произрос цветок? Благоухающий цветок это совсем новое тело, существенно отличное от луковицы цветка.
Итак, будет не возврат к раннее существовавшему телу Адама, а преобразование созданного Адама в нового Адама. В этом и был с самого начала замысел Божий – душевное тело созданного Адама обожить, то есть преобразовать в духовное тело. А некоторые представляют так, что якобы Адам был создан святым, но согрешив, нарушил замысел Божий о человеке. Но возражу, что, во-первых, никакой человек не может нарушить замысел Божий, а во-вторых, святой не может согрешить. Адам был создан не святым и не с духовным, а с душевным телом. У него душа пока еще не была соединена с Духом Божиим и не была причастна Ему. У воскресшего же Адама душа будет неразлучно соединена с Духом Божьим и поэтому тело существенно изменится, как я изложил выше. И Вы, Алексей Михайлович, при всем этом утверждаете, что у воскресшего Адама будет такое же тело, как у прежнего Адама, но на более высоком уровне одухотворения.
Что значит возврат к существовавшему, но на более высоком уровне? Это возврат к тому, что раньше было со всеми его свойствами, но эти свойства будут более качественными – чрево будет лучше переваривать пищу, ноги будут лучше бегать и не болеть и т.д. Это подобно тому, что посеяли семечко подсолнуха и вырастили много таких же семян подсолнуха. Выращенные семечки имеют те же самые свойства, что и посаженное семя, но за счет лучшей почвы и ухаживания выросли более крупными. Про крупные можно сказать, что они имеют качество на более высоком уровне. Это и есть пример восстановления или возврата к существовавшему, но на боле высоком уровне. Но это значит возврат к тому семени, которое посеяно, то есть возврат к душевному телу.
На самом деле в случае с сеянием душевного тела Адама будет не восстановление и не возврат к существовавшему, а преобразование существовавшего в то, что будет обладать новыми свойствами. Преобразованное и обладающее новыми свойствами тело есть новое тело по отношению к существовавшему. И о восстановлении того Адама, который был до грехопадения, не может быть и речи, потому что это есть возврат к первоначальному Адаму, у которого душа еще не была соединена с Духом Божьим.
Но о каком восстановлении говорят святые отцы?
Они говорят не о восстановлении тела первоначального Адама, в котором пребывал Адам до грехопадения, а о восстановлении сверхъестественного животворения смертной природы его, которое производило Дыхание Божье до согрешения Адама.
Св. Ириней Лионский: «
смерть, одолев человека, удалила от него жизнь и сделала мертвым, - тем более Жизнь, овладевая человеком, изгоняет смерть и восстанавливает человека живым Богу». И так как у воскресшего Адама душа будет неразлучна соединена с Духом Божьим, то это состояние бессмертия будет теперь вечно.