Почему на иконах не изображается пейзаж?

Интересующийся

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
неканоническое изображение пейзажа на иконах?
Пейзаж, природа, это только дополнение, к духовному созерцанию , к молитве. Можно конечно рассматривать икону как картину, но это на первых порах, или вне Крещения.
Природа на иконах мирная, без напряжения стихиями. Почитайте Ветхий Завет. Там явление Бога в огненной бури, со сверкающими молниями, сжигающее все на своём пути. На иконе иное-Мир всем.
Изображение лишь природы, не будет иконой, даже в друидском веровании, ими по другому поклонение природе воздается.

Так что любое, или символическое, или натуральное сопровождение образа святого человека, служит лишь дополнением, не являясь тем самым, причиной критики иконы, вынося её как бы, вне канонического понимания. Молитесь, это главное. При молитве внутри возникает другое состояние, очень далёкое от искусствоведения.
 
Интересующийся
Пейзаж, природа, это только дополнение, к духовному созерцанию , к молитве. Можно конечно рассматривать икону как картину, но это на первых порах, или вне Крещения.
Природа на иконах мирная, без напряжения стихиями. Почитайте Ветхий Завет. Там явление Бога в огненной бури, со сверкающими молниями, сжигающее все на своём пути. На иконе иное-Мир всем.
Изображение лишь природы, не будет иконой, даже в друидском веровании, ими по другому поклонение природе воздается.

Так что любое, или символическое, или натуральное сопровождение образа святого человека, служит лишь дополнением, не являясь тем самым, причиной критики иконы, вынося её как бы, вне канонического понимания. Молитесь, это главное. При молитве внутри возникает другое состояние, очень далёкое от искусствоведения.

Вы правильно пишите, но речь в теме идёт о возможности изображения на иконе пейзажа так, чтобы он был посредником для молитвы.

Эту мысль поэтически оформил Сергей Есенин вот так:

Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья.

И вот здесь о видении в пейзаже невидимого Христа:



Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.

Приемлемо ли это в Православии?
 
Москва
Православный христианин

Канонические и живописные иконы

Рукописные иконы могут различаться по стилю письма. Они могут быть написаны в каноническом или живописном стиле.

Каноническим является стиль, в котором икона пишется по определенным правилам иконописи, разработанным в древности. Именно такому письму издревле учились иконописцы. Каноническое письмо более условно, оно стремится не к реалистичности, а к отражению духовного мира. В этом стиле используется обратная перспектива, за счет которой создается ощущение, что пространство иконы расширяется, окружает зрителя и будто наплывает на него. Пишутся такие иконы традиционно темперой, изготовленной из натуральных пигментов.
Snimok-e%60krana-2018-06-06-v-16.21.28.png

В XVIII веке с Запада в Россию пришел живописный, или академический стиль иконописи и стал вытеснять каноническое письмо. Как ясно из названия, это более реалистичное письмо, которое создает конкретный образ, отражая внешние особенности. Такие изображения родственны картинам на религиозные темы. Для написания живописных икон зачастую используются масляные краски.

Сегодня два стиля сосуществуют, а выбор иконы в каком-то из стилей зависит исключительно от предпочтений конкретного человека.
Snimok-e%60krana-2018-06-06-v-15.57.33-e1528290193401.png

Сейчас в России возрождаются иконописные традиции. На исторической базе воссоздаются центры иконописи в таких старинных ремесленных поселках, как Палех и Мстера, а наряду с ними появляются и новые иконописные мастерские.

Работают иконописные факультеты при духовных академиях, в Свято-Тихоновском богословском университете и других богословских учебных заведениях, известны школы в Дубне и Курске.
***
Новозаветная Троица: Бог Отец в виде старца, Бог Сын в виде отрока и Дух Святой в виде голубя. Но такие образы были запрещены на соборах: Стоглавом (1551) и Большом Московском (1666-67), а Седьмой Вселенский Собор прямо говорит:
- Мы потому и не изображаем Отца, что Он не имеет воплощения (Бога Отца никто никогда не видел), а изображаем Сына, потому что Он был воплощен и имеет человеческий образ. Согласно Евангелию Бога Отца мы можем лицезреть только через Христа, как Он Сам и сказал:
" видевший Меня видел Отца" (Ин.14:8). И иного образа Бога нам не дано. Любой другой (человеческий) образ, кроме Христа, будет искажением веры. А ведь именно такие образы рождают неправильное представление о вере, отсюда атеистическое утверждение, что православные верят в дедушку, сидящего на облаках.
(по матералам православного портала Елицы)
 
Православный христианин
Новозаветная Троица: Бог Отец в виде старца, Бог Сын в виде отрока и Дух Святой в виде голубя. Но такие образы были запрещены на соборах: Стоглавом (1551) и Большом Московском (1666-67), а Седьмой Вселенский Собор прямо говорит:
- Мы потому и не изображаем Отца, что Он не имеет воплощения (Бога Отца никто никогда не видел), а изображаем Сына, потому что Он был воплощен и имеет человеческий образ. Согласно Евангелию Бога Отца мы можем лицезреть только через Христа, как Он Сам и сказал:
" видевший Меня видел Отца" (Ин.14:8). И иного образа Бога нам не дано. Любой другой (человеческий) образ, кроме Христа, будет искажением веры. А ведь именно такие образы рождают неправильное представление о вере, отсюда атеистическое утверждение, что православные верят в дедушку, сидящего на облаках.
(по матералам православного портала Елицы)
Знаю, что единственный ответ, который найдут оппоненты - исключение подчёркивает правило.
Известна история чудотворной иконы Богородицы "Державная", извод - не канонический, но благодать - не побрезговала:
1630387570312.png
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Приемлемо ли это в Православии?
Нет, не приемлемо. Это чувственные аллегория, не имеющие обратного духовного отклика. У Есенина, просто описательный процесс. Без страстный к взирающему на него.
Икона же, это вход в духовный мир.
 
Москва
Православный христианин
Знаю, что единственный ответ, который найдут оппоненты - исключение подчёркивает правило.
Известна история чудотворной иконы Богородицы "Державная", извод - не канонический, но благодать - не побрезговала:
Посмотреть вложение 31886
Здесь нужно обратить внимание на язык жестов.Благословляющий у Бога Отца и у Богомладенца.Также символ власти - Корона - Скипетр - Держава у Божией Матери и Трон.Что обозначает жест левой руки Богомладенца - я не знаю.В иконе всё символично,нужно обращать внимание на это.
 
Православный христианин
Здесь нужно обратить внимание на язык жестов.Благословляющий у Бога Отца и у Богомладенца.Также символ власти - Корона - Скипетр - Держава у Божией Матери и Трон.Что обозначает жест левой руки Богомладенца - я не знаю.В иконе всё символично,нужно обращать внимание на это.
Жесты - детали, Бог Отец в виде Старца - каноничен?
 
Москва
Православный христианин
Жесты - детали, Бог Отец в виде Старца - каноничен?
Изображения Бога Отца – это во многом условность, потому что – тут Вы правы – Бога действительно никто не видел, о чем можно прочитать и в Ин 1:18. Традиция изображать Бога Отца в виде старца есть, она неканонична, но существует. Видимо, в изображении Бога в виде Старца хотели подчеркнуть отеческую природу Первого Лица Троицы, Его мудрость, любовь и все, чем отличается Отец Семейства, Патриарх рода.
...(c)иконография Святой Троицы с изображением Бога Отца в виде старца является неканоничной, она стала традиционной в определенное время. Мне кажется, что не нужно уничтожать уже имеющиеся образы, но и не стоит делать новые.
 
Интересующийся
Нет, не приемлемо. Это чувственные аллегория, не имеющие обратного духовного отклика. У Есенина, просто описательный процесс. Без страстный к взирающему на него.
Икона же, это вход в духовный мир.

Так ведь иногда так засмотришься - до слез блаженных.. А на душе - радость беспечальная...
Разве это не обратный духовный отклик?
Я каждый день на каяке часа по полтора по речке хожу, знаю каждую протоку, каждую быстринку.. Рыбаки удивляются и всегда спрашивают, почему рыбы не ловлю, и не понимают, когда им говоришь, что просто природой любуюсь..

IMG-20210510-WA0000.jpg


Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.

Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

1924 г


Ну да ладно, это всё лирика. А метафизически Вы, конечно, правы..

Всего Вам доброго..
 
Последнее редактирование:
Киев
Православный христианин
Здесь нужно обратить внимание на язык жестов.Благословляющий у Бога Отца и у Богомладенца.Также символ власти - Корона - Скипетр - Держава у Божией Матери и Трон.Что обозначает жест левой руки Богомладенца - я не знаю.В иконе всё символично,нужно обращать внимание на это.
Я слышал толкование, что Богомладенец смотрит и указывает рукой на восток (если представить себе стороны света как на карте), т.е. в сторону, куда отвезли и где убили последнего Царя. Это укладывается в общую концепцию Державной иконы, как символа того, что Божия Матерь приняла на себя верховную власть над Россией после убийства Царя.
 
Москва
Православный христианин
Я слышал толкование, что Богомладенец смотрит и указывает рукой на восток (если представить себе стороны света как на карте), т.е. в сторону, куда отвезли и где убили последнего Царя. Это укладывается в общую концепцию Державной иконы, как символа того, что Божия Матерь приняла на себя верховную власть над Россией после убийства Царя.
Спасибо
 
Интересующийся



В XVIII веке с Запада в Россию пришел живописный, или академический стиль иконописи и стал вытеснять каноническое письмо. Как ясно из названия, это более реалистичное письмо, которое создает конкретный образ, отражая внешние особенности. Такие изображения родственны картинам на религиозные темы. Для написания живописных икон зачастую используются масляные краски.

Сегодня два стиля сосуществуют, а выбор иконы в каком-то из стилей зависит исключительно от предпочтений конкретного человека.






Татьяна, а какие конкретно иконописцы в настоящее время поддерживают академический стиль икон?

Как там идёт развитие традиции изображения реалистического пейзажа?​

 
Москва
Православный христианин

Татьяна, а какие конкретно иконописцы в настоящее время поддерживают академический стиль икон?​

Как там идёт развитие традиции изображения реалистического пейзажа?​

Не знаю,какие иконописцы в настоящее время поддерживают академический стиль.И как идёт развитие традиций реалистического пейзажа в этом стиле написания икон.Знаю только(по данным интернета),что - есть художники,которые,внесли существенный вклад в развитие реалистического пейзажа.Это русские художники-Васильев,Cаврасов,Шишкин,Куинджи,Левитан.
 
Интересующийся
Не знаю,какие иконописцы в настоящее время поддерживают академический стиль.И как идёт развитие традиций реалистического пейзажа в этом стиле написания икон.Знаю только(по данным интернета),что - есть художники,которые,внесли существенный вклад в развитие реалистического пейзажа.Это русские художники-Васильев,Cаврасов,Шишкин,Куинджи,Левитан.

А Ваш тезис "Сегодня два стиля сосуществуют, а выбор иконы в каком-то из стилей зависит исключительно от предпочтений конкретного человека"

из какого источника?

И как Вы прокомментируете целесообразность написания икон, подобной нижепубликуемой, где явен академический подход к написанию не только пейзажа на бэкграунде, но и в изображении действующих лиц?

Вход Господень в Иерусалим.

70х70 см, доска, масло, иконостас Дворцовой церкви святых апостолов Петра и Павла

Петергоф, 2010 год

Д. Хомяков
 

Вложения

  • vhod-gospoden-v-ierusalim.jpg
    vhod-gospoden-v-ierusalim.jpg
    394,4 KB · Просмотры: 61
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
А Ваш тезис "Сегодня два стиля сосуществуют, а выбор иконы в каком-то из стилей зависит исключительно от предпочтений конкретного человека"

из какого источника?

И как Вы прокомментируете целесообразность написания икон, подобной нижепубликуемой, где явен академический подход к написанию не только пейзажа на бэкграунде, но и в изображении действующих лиц?

Вход Господень в Иерусалим.

70х70 см, доска, масло, иконостас Дворцовой церкви святых апостолов Петра и Павла

Петергоф, 2010 год

Д. Хомяков
А Ваш тезис "Сегодня два стиля сосуществуют, а выбор иконы в каком-то из стилей зависит исключительно от предпочтений конкретного человека"

из какого источника?

И как Вы прокомментируете целесообразность написания икон, подобной нижепубликуемой, где явен академический подход к написанию не только пейзажа на бэкграунде, но и в изображении действующих лиц?

Вход Господень в Иерусалим.

70х70 см, доска, масло, иконостас Дворцовой церкви святых апостолов Петра и Павла

Петергоф, 2010 год

Д. Хомяков
Один современный старец сказал: Нужно облобызать что принято Церковью.В церковь мы ходим к Богу.И батюшки-настоятели знают какие иконы располагать в храмах.Заходите в церкви РПЦ к Богу,Божией Матери,Господу нашему Иисусу Христу,святым,веру исповедовавшим.Молитесь перед иконами и лобызайте их,ничтоже сумняшеся.
Роспись алтаря В Псково-Печерском монастыре:
b5VNiu4bq2s.jpg

Если Вам нужен пейзаж и менно реалистический - то,фамилии художников-пейзажистов-реалистов, упомянула в предыдущем комментарии.
Все мои прежние ответы подкреплены ссылками.
 
Интересующийся
Один современный старец сказал: Нужно облобызать что принято Церковью.В церковь мы ходим к Богу.И батюшки-настоятели знают какие иконы располагать в храмах.Заходите в церкви РПЦ к Богу,Божией Матери,Господу нашему Иисусу Христу,святым,веру исповедовавшим.Молитесь перед иконами и лобызайте их,ничтоже сумняшеся.
Роспись алтаря В Псково-Печерском монастыре:
b5VNiu4bq2s.jpg

Если Вам нужен пейзаж и менно реалистический - то,фамилии художников-пейзажистов-реалистов, упомянула в предыдущем комментарии.
Все мои прежние ответы подкреплены ссылками.

Ув. Татьяна.
Дело в том, что
в данной теме исследуется не реалистический пейзаж на картинах художников-пейзажистов, а реалистический пейзаж на иконах, что имеет место в академическом стиле.

Ув. Татьяна.
Дело в том, что
в данной теме исследуется не реалистический пейзаж на картинах художников-пейзажистов, а реалистический пейзаж на иконах, что имеет место в академическом стиле иконописи.
ikona-molenie-na-kamne-serafima-vyritskogo.jpg


ИконаМоление на камне Преподобного Серафима Вырицкого
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра.
2018 г. икона на доске, масло. 75 см. х 55 см.


А так же вопрос о том, насколько допустима эта тенденция с позиции ортодоксального христианского отношения к иконам.
Один современный старец сказал: Нужно облобызать что принято Церковью.В церковь мы ходим к Богу.И батюшки-настоятели знают какие иконы располагать в храмах.Заходите в церкви РПЦ к Богу,Божией Матери,Господу нашему Иисусу Христу,святым,веру исповедовавшим.Молитесь перед иконами и лобызайте их,ничтоже сумняшеся.
Роспись алтаря В Псково-Печерском монастыре:
b5VNiu4bq2s.jpg

Если Вам нужен пейзаж и менно реалистический - то,фамилии художников-пейзажистов-реалистов, упомянула в предыдущем комментарии.
Все мои прежние ответы подкреплены ссылками.
 
Москва
Православный христианин
Ув. Татьяна.
Дело в том, что
в данной теме исследуется не реалистический пейзаж на картинах художников-пейзажистов, а реалистический пейзаж на иконах, что имеет место в академическом стиле.

Ув. Татьяна.
Дело в том, что
в данной теме исследуется не реалистический пейзаж на картинах художников-пейзажистов, а реалистический пейзаж на иконах, что имеет место в академическом стиле иконописи.
Посмотреть вложение 31913

ИконаМоление на камне Преподобного Серафима Вырицкого
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра.
2018 г. икона на доске, масло. 75 см. х 55 см.


А так же вопрос о том, насколько допустима эта тенденция с позиции ортодоксального христианского отношения к иконам.
Интернет знает больше меня.Спросите у него,если Ваш вопрос остался не отвеченным.
 
Интересующийся
Православный христианин
А Ваш тезис "Сегодня два стиля сосуществуют, а выбор иконы в каком-то из стилей зависит исключительно от предпочтений конкретного человека"

из какого источника?

И как Вы прокомментируете целесообразность написания икон, подобной нижепубликуемой, где явен академический подход к написанию не только пейзажа на бэкграунде, но и в изображении действующих лиц?

Вход Господень в Иерусалим.

70х70 см, доска, масло, иконостас Дворцовой церкви святых апостолов Петра и Павла

Петергоф, 2010 год

Д. Хомяков

1630571967274.png

Нет, сразу было понятно, что стилистика будет традиционной, но возникла другая проблема: в каких одеждах изображать новомучеников-мирян? В земной жизни они носили брюки, сюртуки, но когда изображаешь одежду на иконах вот так, целиком, то это выглядит непривычно для глаз. У нас сложилось некое визуальное представление, что одежды святых – это древние одеяния, и светский костюм прошлого века может вызывать диссонанс.

Но медальоны позволяют найти компромисс: мы будем делать святых в современных им одеждах, но это будет не так заметно.

1630572275374.png
 
Сверху