Почему на иконах не изображается пейзаж?

Интересующийся
Изучая православную иконопись, я обратил внимание, в частности, на то, что на иконах практически не изображается пейзаж, то есть окружающая нас природа, в отличие, скажем, от картин на религиозные сюжеты, например, таких художников, как Нестеров, Иванов-Крамской и др.

Вопрос об отсутствии пейзажа на иконах возник у меня в связи с тем, что, согласно ряду комментаторов, весь мир представляет собой как бы огромную икону — реализацию предвечного творческого замысла Божественного Иконописца.

А в Библии говорится, что именно через рассматривание творений видимы вечная сила и Божество Всевышнего. И, казалось бы, логично было бы предположить, что при рассматривании изображений русской природы мысль человека могла бы достигать именно этого блаженного созерцания вечной силы Бога и Его Божества..

Вопрос темы дан в её названии.
Если возможно, проясните, пожалуйста, православный взгляд на этот вопрос -

Почему на иконах не изображается пейзаж?
 
Сергей, на житийных, иконах праздников, Св.Троицы, Св. Матроны, Св. Серафима Саровского, Св. Николая Чудотврца, Св. Апостолов, Св. Сергия Радонежского и многих других иконах, изображается пейзах... Обратите внимание...
 

Вложения

  • 1619188575_2.jpg
    1619188575_2.jpg
    161,4 KB · Просмотры: 68
  • 5344.jpg
    5344.jpg
    212,5 KB · Просмотры: 74
  • raspyatie-hrista-kopiya-starinnoj-ikony.jpg
    raspyatie-hrista-kopiya-starinnoj-ikony.jpg
    402 KB · Просмотры: 72
  • 008.jpg
    008.jpg
    103,2 KB · Просмотры: 65
Интересующийся
Сергей, на житийных, иконах праздников, Св.Троицы, Св. Матроны, Св. Серафима Саровского, Св. Николая Чудотврца, Св. Апостолов, Св. Сергия Радонежского и многих других иконах, изображается пейзах... Обратите внимание...

Спасибо за ответ, ув. Геннадий Степанов.
Но, как я понимаю, приведенные Вами изображения не являются каноническими. Я имею ввиду, что в них отсутствует иконографический канон – богословски обоснованная схема сюжета, могущая быть представленной неким обобщенным чертежом или даже словесным описанием.




Или я не прав?

Я имею ввиду изображения из жития Серафима Саровского.
А на двух других иконах пейзаж практически отсутствует, так как изображен очень схематично.
Элементы природы в них - это что-то вроде логосов-символов, развернутых к человеку созерцателю иконы. Особенно это ярко выражено в изображении распятия.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Изучая православную иконопись, я обратил внимание, в частности, на то, что на иконах практически не изображается пейзаж, то есть окружающая нас природа, в отличие, скажем, от картин на религиозные сюжеты, например, таких художников, как Нестеров, Иванов-Крамской и др.

Вопрос об отсутствии пейзажа на иконах возник у меня в связи с тем, что, согласно ряду комментаторов, весь мир представляет собой как бы огромную икону — реализацию предвечного творческого замысла Божественного Иконописца.

А в Библии говорится, что именно через рассматривание творений видимы вечная сила и Божество Всевышнего. И, казалось бы, логично было бы предположить, что при рассматривании изображений русской природы мысль человека могла бы достигать именно этого блаженного созерцания вечной силы Бога и Его Божества..

Вопрос темы дан в её названии.
Если возможно, проясните, пожалуйста, православный взгляд на этот вопрос -

Почему на иконах не изображается пейзаж?
Тов. косящий под “Интересующися”.
Вам же сказали, прежде чем начинать какую-то тему, просмотрите Алфавитный раздел на форуме:
Икона
А так где вы изучали?
Изучая православную иконопись, я обратил внимание
 
Интересующийся
Тов. косящий под “Интересующися”.
Вам же сказали, прежде чем начинать какую-то тему, просмотрите Алфавитный раздел на форуме:
Икона
А так где вы изучали?

По разным источникам. Если навскидку вспомнить, есть глубокие исследования у Флоренского, Трубецкого, Грабаря..

По Вашей ссылке нет ни слова о том, почему пейзаж не изображается на иконе.
Там есть раздел, в котором объясняется отличие иконы от картины, что только косвенно связано с поставленным в моей теме вопросом.

Как полагаете, возможно ли именно иконописное изображение природы, в котором, как и в традиционных изображениях за образом стоит первообраз?

Разве нельзя представить земной, видимый, чувственный мир русского пейзажа, таким, каким он видится со стороны святых: как объект Божьего Творения и Попечения; как арена духовной борьбы сил Добра и зла, так, чтобы они представляли нам и мир горний, и мир дольний, который через рассматривание творений видим?
 
Православный христианин
По разным источникам. Если навскидку вспомнить, есть глубокие исследования у Флоренского, Трубецкого, Грабаря..

По Вашей ссылке нет ни слова о том, почему пейзаж не изображается на иконе.
Там есть раздел, в котором объясняется отличие иконы от картины, что только косвенно связано с поставленным в моей теме вопросом.

Как полагаете, возможно ли именно иконописное изображение природы, в котором, как и в традиционных изображениях за образом стоит первообраз?

Разве нельзя представить земной, видимый, чувственный мир русского пейзажа, таким, каким он видится со стороны святых: как объект Божьего Творения и Попечения; как арена духовной борьбы сил Добра и зла, так, чтобы они представляли нам и мир горний, и мир дольний, который через рассматривание творений видим?
Икона
Ико́на (от греч. εἰκών (икон) — изображение, образ) – живописное изображение Святой Троицы, Иисуса Христа, Божией Матери, Ангельских Сил, святых, а также священных событий, написанное в соответствии с церковными иконописными канонами и освященное по церковному чину...
...Седьмой Вселенский Собор следующим образом сформулировал учение Церкви об иконопочитании: «…Чем чаще при помощи икон они (изображения) делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на сии иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и приобретают более любви к ним...».
7‑й Вселенский Собор имел место в Никее в 787 году, при императрице Ирине. На нем была опровергнута иконоборческая ересь и утверждён догмат об иконопочитании.

Простите, так о каком ПЕЙЗАЖЕ на иконах, может идти речь?
Мы, что почитаем ПЕЙЗАЖ???
 
Крещён в Православии
Разве нельзя представить земной, видимый, чувственный мир русского пейзажа, таким, каким он видится со стороны святых: как объект Божьего Творения и Попечения; как арена духовной борьбы сил Добра и зла, так, чтобы они представляли нам и мир горний, и мир дольний, который через рассматривание творений видим?
Здравствуйте. А в окно слабо посмотреть? и представлять ничего не нужно.
 
Православный христианин
чувственный мир русского пейзажа,
Сергей, в канонических иконах не может быть чувственного, Вам католики нужны?
Дам образчик их "икон":
это из тех, что приличнее, "Кающаяся Мария Магдалина" Корреджо:
1630256504709.png

Теперь - ИКОНА:

1630256716604.png
 
Интересующийся
Сергей, в канонических иконах не может быть чувственного, Вам католики нужны?
Дам образчик их "икон":
это из тех, что приличнее, "Кающаяся Мария Магдалина" Корреджо:Посмотреть вложение 31870
Теперь - ИКОНА:

Посмотреть вложение 31871

А почему Вы думаете, что изображение пейзажа непременно должно быть чувственным? Просто запечатлеть природу так, как она есть, чтобы дать возможность созерцающему через рассматривание творений видеть Бога.

Для меня было открытием изображение пейзажа в клеймах житийных икон, которые опубликовал во втором постинге в этой теме @Геннадий Степанов.

Вы, Дед Сергий, находите, что пейзаж, на фоне которого изображен Серафим Саровский, чувственный?

Здравствуйте. А в окно слабо посмотреть? и представлять ничего не нужно.
Приветствую Вас в теме, ув. Алексей 1963

Не у всех есть возможность созерцать ненарушенный вмешательством человека русский пейзаж из своего окна и через рассматривание его видеть Бога.
 
Православный христианин
Для меня было открытием изображение пейзажа в клеймах житийных икон
Простите, вот только не надо свое буйное воображение, переносить на Иконы?
ЖИТИЙНАЯ ИКОНА
Название иконописного произведения, где помимо изображения святого в среднике присутствуют композиции, иллюстрирующие события его Жития, деяния и чудеса. Неизвестно, когда была написана первая Ж. и. Возможно, ее появлению предшествовало изображение житийных сцен на книжных миниатюрах и в храмовой живописи. По мнению Н. Шевченко, в иконописи был разработан самостоятельный житийный цикл, более развернутый, чем в монументальной живописи. В сочинениях св. отцов встречаются высказывания об иконах, трактуемые как описание житийных образов, напр.: «Живописец, изобразив на иконе доблестные подвиги мученика… все это искусно начертав нам красками, как бы в какой изъяснительной книге ясно рассказал подвиги мученика» (Похвальное слово св. вмч. Феодору свт. Григория Нисского. Цит. по: Успенский Л. А. Богословие иконы Правосл. Церкви. М., 1989. С. 53)...
Далее по ссылке.

Понимаете, сэр, основой такой иконы является образ святого, а не ПЕЙЗАЖ?
 
Интересующийся
Икона
Ико́на (от греч. εἰκών (икон) — изображение, образ) – живописное изображение Святой Троицы, Иисуса Христа, Божией Матери, Ангельских Сил, святых, а также священных событий, написанное в соответствии с церковными иконописными канонами и освященное по церковному чину...
...Седьмой Вселенский Собор следующим образом сформулировал учение Церкви об иконопочитании: «…Чем чаще при помощи икон они (изображения) делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на сии иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и приобретают более любви к ним...».
7‑й Вселенский Собор имел место в Никее в 787 году, при императрице Ирине. На нем была опровергнута иконоборческая ересь и утверждён догмат об иконопочитании.

Простите, так о каком ПЕЙЗАЖЕ на иконах, может идти речь?
Мы, что почитаем ПЕЙЗАЖ???

Речь идёт о том, что созерцая в иконе русский пейзаж, молящийся через него рассматривает невидимое Бога, Его вечную силу и Божество.


К Римлянам 1:19-20

19. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. 20. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
 
Православный христианин
Речь идёт о том, что созерцая в иконе русский пейзаж, молящийся через него рассматривает невидимое Бога, Его вечную силу и Божество.


К Римлянам 1:19-20

19. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. 20. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
Понимаете, сэр, основой такой иконы является образ святого, а не ПЕЙЗАЖ?
 
Интересующийся
Простите, вот только не надо свое буйное воображение, переносить на Иконы?
ЖИТИЙНАЯ ИКОНА
Название иконописного произведения, где помимо изображения святого в среднике присутствуют композиции, иллюстрирующие события его Жития, деяния и чудеса. Неизвестно, когда была написана первая Ж. и. Возможно, ее появлению предшествовало изображение житийных сцен на книжных миниатюрах и в храмовой живописи. По мнению Н. Шевченко, в иконописи был разработан самостоятельный житийный цикл, более развернутый, чем в монументальной живописи. В сочинениях св. отцов встречаются высказывания об иконах, трактуемые как описание житийных образов, напр.: «Живописец, изобразив на иконе доблестные подвиги мученика… все это искусно начертав нам красками, как бы в какой изъяснительной книге ясно рассказал подвиги мученика» (Похвальное слово св. вмч. Феодору свт. Григория Нисского. Цит. по: Успенский Л. А. Богословие иконы Правосл. Церкви. М., 1989. С. 53)...
Далее по ссылке.

Понимаете, сэр, основой такой иконы является образ святого, а не ПЕЙЗАЖ?

Это само собой.
Но, по иллюстрациям в постинге #2 видно, что и пейзаж имеет также достаточно глубокое духовное значение.
И он мне напомнил пейзажи, которые творили русские художники - передвижники, которым действительно удалось приоткрыть в своих картинах природы тайну Божественного, не привнося ничего личного и не скатываясь в чувственность.

Сравните:
 

Вложения

  • 5344.jpg
    5344.jpg
    212,5 KB · Просмотры: 52
  • unnamed (1).jpg
    unnamed (1).jpg
    79,6 KB · Просмотры: 58
Православный христианин
Но, по иллюстрациям в постинге #2 видно, что и пейзаж имеет также достаточно глубокое духовное значение.
И он мне напомнил пейзажи, которые творили русские художники - передвижники, которым действительно удалось приоткрыть в своих картинах природы тайну Божественного, не привнося ничего личного и не скатываясь в чувственность.
Смотрим на житийную икону:

0U51d0iqLpo.jpg

Свт. Николай Чудотворец (Великорецкий), с житием. Икона. 2-я пол. XVI в. (ЦАК МДА)
 
Интересующийся
Смотрим на житийную икону:

0U51d0iqLpo.jpg

Свт. Николай Чудотворец (Великорецкий), с житием. Икона. 2-я пол. XVI в. (ЦАК МДА)

Это 16- й век.
Тогда построже было.
Пейзаж в икону стал активно проникать со второй половины 17- го века. Об этом есть много исследований..

В данной теме ставится вопрос о духовном обосновании изображения пейзажа на иконе без изображения человека, исходя из возможности, которую Бог предоставил - через рассматривание творений видеть Его высшую силу и Божество и, таким образом, исполнить заповедь блаженства об узрении Бога.
 
Интересующийся
Простите этот рисунок не Икона.
Взято из описания жития батюшки Серафима.

В таком случае, извините, потому что я, возможно, использовал ложную информацию, данную во втором постинге участником темы, поверив ему на слово.
Меня тоже очень удивила композиция того, что он выдал за житийную икону.
 
Православный христианин
Это 16- й век.
Тогда построже было.
Пейзаж в икону стал активно проникать со второй половины 17- го века. Об этом есть много исследований..

В данной теме ставится вопрос о духовном обосновании изображения пейзажа на иконе без изображения человека, исходя из возможности, которую Бог предоставил - через рассматривание творений видеть Его высшую силу и Божество и, таким образом, исполнить заповедь блаженства об узрении Бога.
…Нелепо сопоставлять, а тем более противопоставлять пейзаж в мирской живописи и изображение природы на иконе. Именно сознание такой нелепости и приводило к отсутствию подобного анализа, поэтому нет и соответствующей литературы….
 
Интересующийся

Да, перед открытием этой темы я читал эту статью. Но там нет ни одной ссылки на Отцов Церкви. Поэтому я надеялся, что кто-нибудь прояснит их позицию..

Вообще, тут нужно бы восстановить то, что Отцы Церкви говорили о красоте - их позиции относительно красоты не только тварного мира, но и мира божественного, что разработано в так называемой интериорной эстетике..

И я бы так поставил после этого вопрос:
Разве Фаворский свет не пронизывает земную красоту русского пейзажа?
 
Православный христианин
Да, перед открытием этой темы я читал эту статью. Но там нет ни одной ссылки на Отцов Церкви. Поэтому я надеялся, что кто-нибудь прояснит их позицию..

Вообще, тут нужно бы восстановить то, что Отцы Церкви говорили о красоте - их позиции относительно красоты не только тварного мира, но и мира божественного, что разработано в так называемой интериорной эстетике..

И я бы так поставил после этого вопрос:
Разве Фаворский свет не пронизывает земную красоту русского пейзажа?
Однако слова Евангелия говорят иначе:
весь мир лежит во зле
Именно, так и сказано:
пейзаж запечатлевает мир после грехопадения и без следов какого бы то ни было преображения.
 
Сверху