Добрый День Вячеслав,
Вчера я не смог закончить писать свой ответ, он пропал сам собой. Но вот он. Помните, что понятие сущности относительно предмета, к которому оно применяется, и об этом говорит сам св.
Иоанн Дамаскин ("Православная вера". I,8). Наш
Символ веры исповедует не сущность, а консубтанциальность, что означает одну и ту же субстанцию. Сущность означает начало, из которого исходит существование. Природа исходит из сущности. Можно ли сказать, что сущность исходит от природы? Разве сущность не предшествует природе? Теперь Сын и Отец не имеют одного и того же происхождения. Отец не рожден и не исходит из другой ипостаси. Сын рожден. Святой Дух исходит от Отца.
Пожалуйста, прочитайте полное объяснение ниже. Спасибо.
Есть два значения слова "сущность". Первый означает происхождение. Св.
Иоанн Дамаскин не использует его, но использует второе значение, которое означает "природа". Когда он говорит о природе Отца, то всегда в связи с Троицей, ипостасями, Богом, имея в виду, что они одной сущности с Отцом, он никогда не использует это слово для обозначения сущности Отца, потому что Отец - это сущность всего сущего, то есть начало всех вещей, у истоков Сына, Святого Духа, творения. Доказательство: Сын рожден от Отца, а Святой Дух исходит от Отца. Обратное не происходит. Природа Сына, или, во втором значении, сущность Сына, не порождает Отца. Сын обретает Свою природу, подобную сущности Отца, после Своего рождения. Все было создано Сыном только после того, как Он был рожден Отцом. Он ничего не создает Сам. Когда святой
Иоанн Дамаскин использует сущность и природу как синонимы, он говорит о сущности, полученной от Отца. Эта сущность становится истинной природой для того, кто ее принимает. Это уже не "происхождение" или "переданная" сущность, а "полученная" сущность. Таким образом, существует различие между "переданной" сущностью, которая не является природой, и "полученной" сущностью, которая является природой, подобной "переданной" сущности. Отец рождает Сына, который становится той же природы, что и Отец, т.е. сущность, полученная (Сыном), имеет природу сущности, переданной (Отцом). В этом случае вы согласитесь, что Сущность, когда она не означает природу, относится только к Отцу, который является источником всего, источником Божества, Бога, Сына, Святого Духа, человечества и Сына Человеческого.
Поэтому, используя второй прием слова сущность, полученная сущность, природа, св.
Иоанн Дамаскин говорит о природе Бога и человека, о сущности божественности и человечности. Почему это возможно? Поскольку, говоря о Боге, мы имеем в виду Троицу, Божество, которое получает свою природу от Отца, источником которого является Отец, Бог, Троица или Божество не означают одного лишь Отца. Когда мы говорим о человечестве и человеке, мы подразумеваем существа, созданные Словом Отца. Действительно, святой
Иоанн Дамаскин говорит: "Бог Отец всегда обладал Своим собственным Словом, которое исходило от Него по роду... Бог должен обладать своим собственным Словом, которое обладает всем тем, чем обладает тот, кто его порождает". ("Православная вера", I,6). В противном случае Сын обладает только тем, что передал ему Отец. Его природа не является Его собственной сущностью, но исходит из сущности Отца.