О происхождении зла

Крещён в Православии
Если нет пересечения наук с богословием, тогда получается, что богословие - не наука,
На чем основано данное Ваше утверждение?
а Мироздание представляет собой набор разрозненных составляющих, исследованием которых занимаются отдельные науки, которые в свою очередь стремятся к бесконечному количественному увеличению.
Какие науки исследуют метафизические явления?
Я же всегда и всюду придерживаюсь мнения, что Мироздание - единая целостная структура, которую искусственно дробят на части.
Что Вы понимаете под Мирозданием? В каком смысле совпадает Ваше Мироздание и созданные "небо и земля"?
И тут тоже доминирует извечный принцип - "Разделяй и властвуй". Кто стоит за разделениями? Для меня ответ однозначный. И хотя мы никогда в падшем мире не постигнем истинной целостности Вселенной, но, по-моему, к этому надо стремиться и в какой-то мере приближаться.
Кто стоит за разделением?
 
Крещён в Православии
На чем основано данное Ваше утверждение?
Мир Вам! Ответы на этот и последующие вопросы - отдельная тема. Я не решаюсь ее открыть, поэтому и отвечаю отрывочно и зачастую, возможно, некорректно. Следовало бы мне собраться с мыслями, да нет времени. Не обессудьте.
 
Крещён в Православии
Мир Вам! Ответы на этот и последующие вопросы - отдельная тема. Я не решаюсь ее открыть, поэтому и отвечаю отрывочно и зачастую, возможно, некорректно. Следовало бы мне собраться с мыслями, да нет времени. Не обессудьте.
Анатолий, современная наука основана на материалистических идеях и знает только материалистический мир - материалистическое Мироздание. Интересы богословия находятся вне материалистических идей и материалистического Мироздания.
 
наличие разума однозначно предполагает необходимость цели, т.е. смысла создания чего бы то ни было. Идея же вечной материи в свою очередь не предполагает ни изначального разума, ни изначальной цели появления того же "чего бы то ни было"
Правильно! Нет никакой конечной цели. Есть процесс. А каждая локальная цель есть итог очередного этапа процесса. На базе которой процесс идет дальше.
вещество" и "материя" - тождественны,
Насколько я понял, нет. Вещество, энергия, вакуум - составляющие материи.
как тогда относиться к понятиям "темная материя" и "темная энергия"?
Неточность в названии, каких в физике немало.
Думаю что в "теории всего", будут отсутствовать такие понятия как "энергия" и "материя". Будет только пространство, которое по сути есть - ничто. И вот тут то Библия и утрет нос все "научным" атеистам". Ибо Бог создал мир из ничего.
Книга "Вселенная из ничего" вам в помощь. Библия тут вообще не при чем. Вопрос в том, что есть это самое ничто и как из него возникает нечто.
Ярким примером этого является теория сингулярности. Не желая признавать факта Творения мира из ничего, наука для замены "ничего" изобрела сущность, которую назвала сингулярностью
То же самое - см. выше.
тогда получается, что богословие - не наука
Конечно не наука.
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Конечно не наука.
Тогда и философия не наука, и психология тоже, да и вообще вся гуманитарка. С таким подходом разве что математика устоит) Физика (современная) уже вряд ли. Она уже ближе к философии стала.
 
Крещён в Православии
Нет никакой конечной цели. Есть процесс.
По-Вашему, есть бесцельный, бессмысленный процесс, стремящийся к чему попало и случайно приводящий к неким случайным событиям и таким же случайным состояниям. Вы тут же возразите, что не придерживаетесь "концепции случайности", однако вся ваша аргументация сводится именно к случайным событиям, возникающим по принципу, "как получится". Бесцельная же система нежизнеспособна априори, поскольку нарушается один из фундаментальных принципов существования - принцип дополнительности. Предположим, есть некая категория Вселенной, которая отвечает на вопрос что(?). Эта категория однозначно как-то существует, что содержит в себе вопрос как(?), имея при этом определенную цель существования, отвечающую на вопрос для чего(?). В который раз предлагаю попробовать мысленно отбросить хотя бы одно из этих взаимодополнений и убедиться в том, что любая категория Мироздания как триединая, логически связанная система если вдруг "потеряет" по крайней мере один из своих триединых элементов, то превратится в пресловутое ничто, которое попросту не существует.
Тогда и философия не наука, и психология тоже, да и вообще вся гуманитарка. С таким подходом разве что математика устоит) Физика (современная) уже вряд ли. Она уже ближе к философии стала.
Именно к этому я и веду. Богословие я считаю такой же наукой, как и философию, и филологию и т.п. "гуманитарку". Но я пытаюсь к тому же найти связь между богословием и естественными науками именно в онтологическом аспекте. Когда говорят о богословии и естественных науках, то у меня возникает вопрос-каламбур: а что, - богословие это "неестественная наука"? :)
 
Крещён в Православии
Добрый день, дорогие братия и сестры!
В новом учебном году в классе будем проходить глубоко религиозный роман (не кидайте помидорами, он действительно такой) Мастер и Маргарита. Уже прочитал и предвкушаю дискуссию.
Помнятся слова воланда (не дословно): «Что твое добро без зла? Зло - это тень добра. А тень не бывает без света». Понятно, что воланд - главный лжец (хотя в романе он иногда и говорит правду, но плоды-то какие?), посему надо «фильтровать» его слова.
Мы исповедуем, что добро и зло, не два начала, как у манихеев. Зло - искажение добра. И тут он вроде и прав, что зло - тень добра (или нет?), но дальше-то он уводит в сторону, в манихейство.
Зло - от свободной воли твари, это знаю.
Вопрос: как доказать, что зло - искажение добра, а не противоположное начало? Желательно языком, понятным в основном неправославным/невоцерковленным/противящимся?

Только давайте без футбола на 11 страниц))
Благодарю!
Смотря с какой точки посмотреть.
Если остановиться и взглянуть внутрь себя, то увидим, что з
ло это прИшлое, а добро это свое родное.
Это можно ощутить даже в мелочах если конечно не зачернил душу окончательно.
Тот самый "осадок" или не осознанный эмоциональный отпечаток, который остаётся после прочтения или просмотра нового контента.
Если постоянно кружиться в вихре страстей, то тогда конечно Мастер прав.
 
Тогда и философия не наука, и психология тоже, да и вообще вся гуманитарка. С таким подходом разве что математика устоит) Физика (современная) уже вряд ли. Она уже ближе к философии стала.
В физике, психологии, философии и т.д. хотя бы ясен предмет изучения.
Предположим, есть некая категория Вселенной, которая отвечает на вопрос что(?
Да.
Эта категория однозначно как-то существует, что содержит в себе вопрос как(?
Да.
имея при этом определенную цель существования, отвечающую на вопрос для чего(?
Нет! Именно, что нет. Мы имеем процесс преобразования (так называемое движение материи от формы к форме), у которого нет определенной, заранее обозначенной цели. Да, это противоречит обывательскому пониманию: если я делаю что-то, я это делаю для чего-то. Однако этот принцип работает не везде.
система если вдруг "потеряет" по крайней мере один из своих триединых элементов, то превратится в пресловутое ничто, которое попросту не существует.
И еще раз нет.
Когда говорят о богословии и естественных науках, то у меня возникает вопрос-каламбур: а что, - богословие это "неестественная наука"? :)
Науки бывают естественные, неестественные и противоестественные (Ландау) :)
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
В физике, психологии, философии и т.д. хотя бы ясен предмет изучения.
И как вы сформулируете предмет изучения касаемо философии? Особенно учитывая то, что там море направлений и все они так или иначе противоречат друг другу. Когда одно философское направление попросту отрицает "предмет изучения" являющийся краеугольным у другого.
Он был физик. С чего у него право на рассуждения о прочих науках?) Музыканты же не судят о живописи, а поэты не указ танцорам.
PS Хватит уже этого идолопоклонничества). А то начнем "Ландау" произносить с предыханием.) Человек как человек. Не было б его - мир бы не рухнул. Даже более того - ничего б не произошло. Ни на вас, ни на меня его теоретические измышления, пусть даже трижды гениальные, ну никак не повлияли и счастья не принесли (и не могут). А ему лично - и подавно. Хоть у него и была некая "теория счастья", но сам он несчастный человек, с несчастной судьбой, не сделавший никого счастливым. И Нобелевка не помогла....
 
Крещён в Православии
и противоестественные
Например, научный атеизм, научный коммунизм и т.п.
Однако этот принцип работает не везде.
Этот принцип - один из краеугольных камней Мироздания. Целесообразность - не случайное понятие, появившееся в результате эволюционных преобразований, а основополагающая категория, на которой базируются осознание и осознанность человека с момента его сотворения. Но если рассматривать человека как некую сущность, которая случайно, бессмысленно и бесцельно появилась из недр такой же бестолковой природы, тогда естественно :) появляются противоестественные научный атеизм, научный коммунизм, научный эволюционизм и пр. Ну изучал я все это! Старательно писал конспекты и рефераты, сдавал зачеты и экзамены, причем сдавал неплохо, мог даже достаточно веско обосновать свое тогдашнее мировоззрение.
Пример навскидку: природные катаклизмы имеют смысл и подчинены принципу целесообразности, - они возникают для того, чтобы снять излишние концентрации напряжений и соответственно сбалансировать напряженность состояний в определенных местах планеты. Та же целесообразность наблюдается и в социальных конфликтах, например, "когда верхи не могут, а низы не хотят..." - тут и возникает необходимость снять напряжение, а для этого-то происходят и революции, и мятежи, и переговоры-дебаты с целью достижения как правило неустойчивого баланса-равновесия. При этом не стоит забывать, что через некоторое время "все опять повторится сначала", - может, здесь, а может, в других местах концентрации напряжений.
И коль эта тема посвящена появлению зла, то следовало бы отметить, что все природные, социальные и т.п. катаклизмы являются следствиями дисбаланса и дисгармонии в падшем Мироздании. А дисбаланс и дисгармония в свою очередь возникли в следствие привнесения человеком зла во Вселенную. Дисбаланс создает напряженность, что в свою очередь вызывает концентрацию напряжений в различных местах, в социальных группах и в определенных состояниях Вселенной. В результате возникают катаклизмы, которые выступают как факторы, необходимые для приведения разбалансированной системы в относительно равновесное состояние. Обратите внимание, что большинство из нас считают катаклизмы злом, но ведь порождением зла явился дисбаланс в Мироздании, а катаклизмы нужны для того, чтобы резко отрегулировать систему, хотя все это часто трагически оборачивается для нас - отдельная длинная тема. Приведите, пожалуйста, пример, где принцип целесообразности не действует.
В физике, психологии, философии и т.д. хотя бы ясен предмет изучения.
На этом моменте хотелось бы остановиться подробнее, есть, по-моему, что сказать, но нет времени. Извините.
 
Крещён в Православии
Пример навскидку: природные катаклизмы имеют смысл и подчинены принципу целесообразности, - они возникают для того, чтобы снять излишние концентрации напряжений и соответственно сбалансировать напряженность состояний в определенных местах планеты.
Наука думает не так. С ее точки зрения в мире действуют законы физика и подчиняясь этим законам материя иногда приходит в напряженное состояние, а потом выходит из него, высвобождая потенциальную энергию. Катаклизмом и злом этот процесс считаем лишь мы. Потому что эти процессы в конечном итоге почти всегда приводят к тому, что в нашем организме снижается уровень дофамина, который и есть единственный настоящий смысл жизни человека. Вы ведь не считаете злом, когда где-то в миллиардах световых лет от нас взрывается сверхновая. Однако если рванет солнце - это однозначно будет злом. Потому что в этом случае инстинкты самосохранения и продолжения рода резко перекроют вам все "дофаминовые краны" до тех пор, пока проблема не будет решена. (да, наш организм очень успешно применяет к нам самые обыкновенные шантаж и манипуляцию) =)
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Наука думает не так.
Она не личность, она вообще не думает. Она, равно как и искусство, не является сущностью. Думают отдельные личности ею занимающиеся, каждый своей узенькой сферой, за пределами которой в большинстве случаев познания их ниже среднего. Это не какие то мудрецы, это просто высококвалифицированные специалисты в своей узкой сфере. Зачастую гениальный физик (или талантливый скрипач) не способны даже яичницу себе пожарить. Поэтому всё, что они там думают и считают может быть (а может и нет) весомо только в пределах их компетенции. Физик с нобелевкой бесполезен когда болит зуб)
PS А сопоставление зла, сверхновых и дофамина в одном абзаце - это уже околофилософское построение, которое косвенно затрагивает целый спектр наук, которые в базе своей вообще не пересекаются.
 
Крещён в Православии
Наука думает не так. С ее точки зрения в мире действуют законы физика и подчиняясь этим законам материя иногда приходит в напряженное состояние, а потом выходит из него, высвобождая потенциальную энергию. Катаклизмом и злом этот процесс считаем лишь мы. Потому что эти процессы в конечном итоге почти всегда приводят к тому, что в нашем организме снижается уровень дофамина, который и есть единственный настоящий смысл жизни человека. Вы ведь не считаете злом, когда где-то в миллиардах световых лет от нас взрывается сверхновая. Однако если рванет солнце - это однозначно будет злом. Потому что в этом случае инстинкты самосохранения и продолжения рода резко перекроют вам все "дофаминовые краны" до тех пор, пока проблема не будет решена. (да, наш организм очень успешно применяет к нам самые обыкновенные шантаж и манипуляцию) =)
Мир Вам! Хотелось бы расставить акценты. Есть понятие "зло", а есть понятие "проявление зла". Тут кроется, по-моему, небольшой нюанс. Как я упоминал, собственно злом является отступление Прародителей от Бога и привнесенные ими во Вселенную дисбаланс и дисгармония. Однако проявления этого самого зла в падшем Мироздании происходят по-разному, скажем так, с разной степенью интенсивности. Причем воспринимается эта интенсивность тоже по-разному. Например, землетрясение произошло в Вашем городе. Для Вас и для тех, кто рядом с Вами - это трагедия. В то же время этот же катаклизм, произошедший с той же интенсивностью (магнитудой), жителем другого континента будет восприниматься если не с равнодушием, то с неким сочувствием. Хотя кто-то может воспринять это с радостью, если, например, землетрясение произошло на территории врага. Тут кто-то может усмотреть проявление доброй воли какой-нибудь высшей силы, услышавшей чьи-то. молитвы-взывания. То же самое можно проследить и в социальных катаклизмах. Например, войны, революции, мятежи и т.п. - есть проявления дисбаланса, т.е. зла, однако они являются следствием неумения достичь консенсуса противоборствующими сторонами. И эти соц. катаклизмы совершенно необязательны, если есть добрая воля найти согласие. Однако и тут могут у кого-то возникнуть радостные чувства, если мятеж или война возникнут в стране противника и это как-то отвлечет его силы. Все относительно - зло и его присутствие в падшем мире есть неизбежный факт, но есть интенсивность проявления зла и относительность его восприятия.
 
Крещён в Православии
Она не личность, она вообще не думает. Она, равно как и искусство, не является сущностью. Думают отдельные личности ею занимающиеся, каждый своей узенькой сферой, за пределами которой в большинстве случаев познания их ниже среднего.
Вы цепляетесь к словам. Бог тоже называл евреев Израилем (человеческим именем) и даже говорил, что Израиль растолстел, подразумевая, что евреи в своем большинстве растолстели. Может и Богу предъявите то, что Он недостаточно точен в формулировках?
Я думаю эти придирки от того, что Вам просто нечего сказать по существу.
То что я описал - это мнение подавляющего большинства людей, занимающихся физикой и биологией.

PS А сопоставление зла, сверхновых и дофамина в одном абзаце - это уже околофилософское построение, которое косвенно затрагивает целый спектр наук, которые в базе своей вообще не пересекаются.
И с чего вы взяли, что объединение двух наук (физика и биология) является чем-то околофилосовским? Вы аспирин пьете? Так вот фармацевтика - это соединение химии и биологии. И она совсем не околофилосовская. И аспирин сбивает жар в 100% случаев.


Мир Вам! Хотелось бы расставить акценты. Есть понятие "зло", а есть понятие "проявление зла". Тут кроется, по-моему, небольшой нюанс. Как я упоминал, собственно злом является отступление Прародителей от Бога и привнесенные ими во Вселенную дисбаланс и дисгармония. Однако проявления этого самого зла в падшем Мироздании происходят по-разному, скажем так, с разной степенью интенсивности.
Я прекрасно знаю позицию православия по этому вопросу. Я лишь объяснил Вам позицию науки, чтобы вы не приписывали ей то, чего она не утверждает. Не вижу как Ваш ответ вообще относится к моему. Вы как будто просто развиваете свою мысль дальше, игнорируя собеседника =)
 
Православный христианин
Зачастую гениальный физик (или талантливый скрипач) не способны даже яичницу себе пожарить. Поэтому всё, что они там думают и считают может быть (а может и нет) весомо только в пределах их компетенции. Физик с нобелевкой бесполезен когда болит зуб)
Антон, полемическая вульгаризация проблемы.
Скальпель хирурга - это нож, за ним сложные технологии, хороший физик всё человечество делает выше на голову, сейчас это:
энергия, её передача: тепло в доме, тепличные овощи на столе ...
Голод и холод - это зло в нашем мире, всего должно хватать христианам ...
 
Крещён в Православии
Вы цепляетесь к словам. Бог тоже называл евреев Израилем (человеческим именем) и даже говорил, что Израиль растолстел, подразумевая, что евреи в своем большинстве растолстели. Может и Богу предъявите то, что Он недостаточно точен в формулировках?
Я думаю эти придирки от того, что Вам просто нечего сказать по существу.
То что я описал - это мнение подавляющего большинства людей, занимающихся физикой и биологией.


И с чего вы взяли, что объединение двух наук (физика и биология) является чем-то околофилосовским? Вы аспирин пьете? Так вот фармацевтика - это соединение химии и биологии. И она совсем не околофилосовская. И аспирин сбивает жар в 100% случаев.



Я прекрасно знаю позицию православия по этому вопросу. Я лишь объяснил Вам позицию науки, чтобы вы не приписывали ей то, чего она не утверждает. Не вижу как Ваш ответ вообще относится к моему. Вы как будто просто развиваете свою мысль дальше, игнорируя собеседника =)
Так ведь я и хочу, в отличие от Вас, не разделять науку и религию, но находить для начала точки соприкосновения, а затем и линии пересечения. Многие христиане и атеисты глубокомысленно заявляют, что, мол, наука не о том. При этом никто толком не может сообщить, о чем же в этом плане хотят сказать, отдельные представители науки, но не сама наука. Не понятно, что Вы, собственно, хотите обсудить. Если не сложно, то расставьте приоритеты в своих рассуждениях.
Наука думает не так.
Вот тут и Вы делаете заявление со всей категоричностью.
Я очевидно в силу своей несообразительности (на полном серьезе, без сарказма) не могу вникнуть в суть Ваших сообщений, прошу прощения.
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
это мнение подавляющего большинства людей, занимающихся физикой и биологией
Я лишь объяснил Вам позицию науки
К чему такая категоричность?). Вы же не обладатель всех ученых регалий в мире (думается, даже докторской степени нет), не вхожи в кабинеты всех ученых , и не в курсе того, что происходит в головах людей занимающихся большой наукой.
Неспроста есть выражение "От лица науки чаще всего оговорят люди не имеющие к ней отношения".
полемическая вульгаризация проблемы.
Иногда полезно встряхнуть).
не разделять науку и религию
Анатолий, безбожникам это и не нужно. В реальной жизни им и наука то особо без надобности. Для них главное - лишь бы без Бога (в лучшем случае). И наука тут вообще не при чем. Просто в наше время это модный "инструмент аргументации". Который можно "использовать" не имея к нему отношения, без спроса так сказать. Приводишь примеры великих ученых, верующих квантовых физиков, например - нее....пропускают мимо ушей, продолжая вещать "от лица науки")). Авторы этой самой науки для них авторитет, только если они атеисты. Такие вот двойные стандарты.
 
Сверху