Собственно из-за чего раскол и произошёл... Меня тут тыкают, что понятие филиокве не анафематствовано и на 5 Вселенском было признано верным и утверждалось, что держаться его надо было...
А тот, кто "тыкал" видимо забыл, что именно К-ль развивал эту тему про филиокве, когда делил первенство Римом. Авторитетные отцы пытались вразумить, что надо хорошенько разобраться, не надо рубить по живому, потому что это может привести к расколу. Но Рим и К-ль не желали слушать.
Первое утверждение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына было сделано во время арианских и несторианских споров. В полемике с этими двумя ересями важно было акцентировать главенствующую роль Логоса в мире, что было сделано, с одной стороны,
блаженным Августином в его трактате, направленном против ариан, «De Trinitate», а с другой святителем
Кириллом Александрийским в его борьбе против несториан.
Открытое наступление на греческий вариант Символа начинается в Каролингских книгах. В 787 г. обострились отношения между императрицей Ириной и Карлом Великим. Последний, желая утвердить себя наследником римских императоров, пытался использовать вопрос о
filioque для дискредитации православной Византийской империи. Каролингские книги обвиняли патриарха Константинопольского Тарасия в «неправославии, так как он говорит не по учению Никейского собора
(sic.): Дух, исходящий от Отца и Сына, а: через Сына». Это утверждение указывает на очевидное незнание одновременно и самого Никейского собора, и классической святоотеческой формулы ис- хождения
через Сына. Папа Адриан энергично встал на защиту греков и патриарха Тарасия, «который лишь употреблял древнюю формулу». В ответ Карл Великий посадил своих богословов, в частности Алкуина, за работу. И в 809 г. собор в Аахене ввёл
filioque в НикеоКонстантинопольский
Символ веры.
Папа Лев III объявляет, что
filioque православен, но отказывается выполнить требование франков и просит их не петь
Символа веры во время литургии, а вернуться к древнему обычаю и убрать спорное выражение из литургического употребления.
В Римской церкви
filioque был введен в
Символ веры папой Бенедиктом VIII (1012–1024), но лишь на Лионском соборе 1274 г. это учение было возведено в догмат и сопровождено анафематствованиями тем, кто его не принимает. Однако, по возвращении в Константинополь из Лиона посланников Восточных Церквей, их согласие на
filioque было отменено.
Лишь вся
Церковь в единогласии имела право определять новые
догматы или изменять
Символ веры. Присваивая себе это право, одна часть Церкви «разрушила таким образом равенство прав между отдельными общинами и значение единения духа и любви, на котором основаны были все понятия первобытной христианской общины»
263. «Так как самая гордость отдельных церквей, осмелившихся изменить Символ всей Церкви без согласия братий своих, была внушена не духом любви и была преступлением перед Богом и Святой