О духовном пьянстве

католик
Молитва и мысли уже двойная нагрузка на мозг, если скорость увеличить и постоянно молится потом голод.
Можно попасть в больничку. В первые месяцы Иисусовой молитвы Бог дает Благодать на месяц два. Вот на Благодати колосится прелесть. Или молится за нас постоянно или Господи помилуй без мя.

Для мозга полезней слабый негатив чем Благодать с мыслями. Это собственно сладкая мысль очень опасна.

Потому для умных людей, думаю, Иисусова молитва внимательная и не весь день и скорость медленная полезнее постоянной , невнимательной и на скорости.

Хотя я и против невнимательной молитвы не против, так как думаю и там есть покаяние.
Но вот стремится надо к внимательной.
Вот ругаются на католические медитации, а сами мантры изобрели)) Ну серьезно - наборы звуков, которые вертятся в голове шарманкой без мыслей, имеют самостоятельную силу, и для которых важны характеристики скорости, темпа ит.д. «чтобы нагрузки на мозг не было», правильно называются - мантрами.
Не могу удержаться, чтоб не процитировать мнение одной нашей святой: «Насколько я могу понять, ворота в замок (души) — молитва и размышление. Я говорю «умная молитва», а не «устная», ибо молитвы нет без размышления: если не думать, с Кем говоришь и чего просишь, и у Кого, и кто такой ты сам, это уже не молитва, даже если мы часто шевелим губами. Правда, иногда усилий нет, ибо есть молитвенный навык. Если же кто обращается к Богу как к рабу, не заботясь о том, как молится, и говорит что попало, повторяя, что затвердил, это, по-моему, не молитва, и не дай Бог так молиться никому из христиан! Что же до вас, сестры, уповаю, что Господь такого не попустит, ибо вы приучены к молитвенному деланию, а это поможет избежать подобного скотства»
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Вот ругаются на католические медитации, а сами мантры изобрели)) Ну серьезно - наборы звуков, которые вертятся в голове шарманкой без мыслей, имеют самостоятельную силу, и для которых важны характеристики скорости, темпа ит.д. «чтобы нагрузки на мозг не было», правильно называются - мантрами.
У нас это так же не приветствуется и к молитве не имеет отношения. Не все, что говорят на форуме, надо воспринимать как подлинное учение о молитве. Либо человек не смог правильно выразить свои мысли, либо находится в заблуждении. Мантры и бездумное бубнение той же Иисусовой молитвы св. отцы называли "звенящим барабаном" пустым внутри или "попугайством", несущим вред, но не молитвой. Не знаю о католических медитациях, но буддийские, шаманские, африканские вводят транс, то есть, в прелесть и общению с духами-бесами. Ничего общего с истинно православной молитвой эти практики не имеют.
 
католик
Не знаю о католических медитациях, но буддийские, шаманские, африканские вводят транс, то есть, в прелесть и общению с духами-бесами.
Католические в транс не вводят, наоборот - требуют ясности ума. Это форма молитвы, соединенная с размышлением, например над библейским отрывком или событием дня. Молитва - акт разума, направленный к Богу, когда контроль разума теряется, то это уже вообще нельзя назвать молитвой, это что-то другое.
 
Православный христианин
Католические в транс не вводят, наоборот - требуют ясности ума. Это форма молитвы, соединенная с размышлением, например над библейским отрывком или событием дня. Молитва - акт разума, направленный к Богу, когда контроль разума теряется, то это уже вообще нельзя назвать молитвой, это что-то другое.
Мне кажется, что хоть у католиков, хоть у нас, если молиться "неправильно", можно впасть в прелесть. Такие случаи известны.

Научись молиться Богу правильно.
Научившись молиться правильно,
молись постоянно,– и удобно

наследуешь спасение.
Святитель И. Брянчанинов


Не жди плодов от молитвы, если:
  1. Имеешь ложное представление о вере. Если придумал свою веру, как тебе кажется, а не как учит церковь, апостолы и святые отцы. Тогда ты молишься напрасно, ибо не понимаешь к кому обращаешься в молитве.
  1. Решил приступить к молитве, но не можешь простить кому-то его поступок или слова. В сердце поселилась обида, или сплетается план мести, или задумал дело недоброе против другого? Тогда твоя молитва – пустая трата времени.
  1. Не видишь в себе грехов. В сердце заключена гордость и тщеславие. Как такого услышит Господь? Сказано: Бог гордым противится. Такой не ищет помощи и спасения. Он имеет ошибочное представление о себе, находясь в плену самообольщения.
  1. Не продуктивна молитва на сытый желудок. Если плотно поел, организм сосредотачивается на переваривании пищи. В этом состоянии невозможно со вниманием молиться. Еще хуже, если начнет клонить в сон. От дебелости тела все мысли будут о земном, они не смогут воспарить к Богу.

К плодотворной молитве надо готовиться:

1. Внимание.
Первое, чему надо научиться – это вниманию. Без внимания, вместо пользы, присовокупишь себе еще один грех: обращение к Богу в суе. Нельзя просмотрев телевизор, развлекаясь в интернете, или после осуждения кого-либо, сразу приступать к молитве. Ум еще какое-то время будет находиться под впечатлением увиденного и пережитого.

Требуется использовать немалую силу воли, чтобы отрешиться от всего суетного. Если ум при молитве растекается по всему миру, остановись, соберись, заставь себя сосредоточиться на нужных словах. Не сразу, постепенно придет навык внимания в молитве. Это обязательно будет, если молишься постоянно, а не от случая к случаю.

2. Настрой молитвенного состояния. Пользуясь молитвами праведников, вникни в тот образ и состояние, которое испытывали они. Старайся настроить свои ум и сердце, максимально приблизив их к словам святых. Они этими молитвами уже угодили Богу. Он принял их обращение и наполнил Благодатью. Стремись и ты напитаться этим молитвенным Духом.

3. Нищета духа. Осознание своей греховности приводит к пониманию, что нуждаешься в исправлении. Покаяние приносит слезы. Со временем начинаешь видеть, что не в состоянии сам вести борьбу с грехами. Понимаешь,что нуждаешься в помощи Божией. Это и есть смирение или нищета духа. Все святые молились только в этом покаянном расположении души. Без смирения молитва будет бесплодна.

4. Постоянство. Важный фактор правильной молитвы – это постоянство и регулярность. Сначала надо приучить себя молиться утром и вечером. Если правило исполнять постоянно не получается, можно его сократить. Пусть будет меньше молитв, но со вниманием и с покаянным сердечным расположением.

Главное – это не оставлять молитву. Пусть не сразу получается как хотелось бы. Навык придет постепенно. Когда Господь увидит решимость и неотступность, даст благодать ,которая научит правильной молитве. Без усиленного стремления научиться, одолеет небрежение и холод. Вы перестанете молиться. На начальном этапе или при нехватке времени молитесь по краткому правилу Серафима Саровского, но постоянно, не пропуская.
 
Православный христианин
возможно Вам не хватает наблюдательности в молитве, либо мы просто друг друга неверно понимаем. Достижение "безвидного ума" очень высокий уровень.
Простите, если обидела Вас.
Вы не приступали даже, поэтому принципиально не понимаете, но я попробую) Если примитивно разложить на практике, я бы выделил три типа отвлечений
1. Расхищение, это когда для самого себя незаметно мысль приходит и осознаешь что о чем-то другом думаешь кроме молитвы. Здесь дисциплиной и навыком устраняется
2. Вторжение, когда внезапно мысль прерывает процесс молитвы, это сразу заметно, связано с эмоциями, если что-то на сердце тянет
3. "Ментальный шум", по классификации Вадима, вот это самая широкая категория, тут что угодно, об этом и у буддистов, оно не устранимо но в итоге просто не должно мешать молитве. И да это не мыслительный процесс, я вполне определенно выражался насчет мыслей, а тут просто некоторое состояние тупости, со временем и его устраняешь

**Первые два убираем сразу
 
католик
Мне кажется, что хоть у католиков, хоть у нас, если молиться "неправильно"
Безусловно.
У нас даже документ есть, предостерегающий от неправильных форм молитвы, написанный из-за проникновения восточных практик в христианские, вот сейчас перечитывал, даже упоминание православной практики Иисусовой молитвы нашел. Тут как раз предупреждение, чтоб не принимали психо-физические ощущения за духовные, что ведет к духовным ошибкам. Но также есть и пункты на счет того, что подход, предлагающий «удалить» из разума все чувственные представления и понятия - тоже не очень верный (а это ключевая разница в нашем подходе к молитве):
27. Молитва христианского Востока [32] давно оценила психо-физический символизм, которого недоставало молитве Запада. Это может относиться как к определенному положению тела, так и к основным жизненным функциям, таким как дыхание или биение сердца. Например, практика «Иисусовой молитвы», отвечающая естественному ритму дыхания, может, по крайней мере некоторое время, для многих быть весьма полезной [33]. С другой стороны, те же восточные учители подтвердили, что не все одинаково способны пользоваться этим символизмом, поскольку не все в состоянии перейти от внешнего материального знака к поиску духовной реальности. Неверно понятый символизм может даже превратиться в идола и препятствовать вознесению духа к Богу. Еще более трудным является переживание в молитве всей реальности собственного тела как символа. Оно может превратиться в культ тела и привести к обманчивому отождествлению возникающих впечатлений и душевных переживаний с переживаниями духовными.

28. Некоторые физические упражнения автоматически вызывают ощущение покоя и разрядки, чувство благости, а иногда — света и тепла, напоминающие духовные радости. Принимая их за подлинное утешение Святого Духа мы бы впали в абсолютно ложное понимание духовного пути. Наделение этих чувств символическим значением, типичным для мистического опыта, — при отсутствии соответствующих нравственных качеств заинтересованного, — было бы проявлением некой интеллектуальной шизофрении, которая может привести даже к психическим нарушениям, а иногда и к моральным отклонениям.

Это не означает, что подлинные медитативные практики, которые восходят к христианскому Востоку и великим нехристианским религиям, столь привлекательные для внутренне раздробленного и растерянного современного человека, не могут быть полезны для осознания молящимся Божиего присутствия и для внутренней разрядки человека среди внешних забот.

Все же необходимо помнить, что постоянное единство с Богом или внутреннее бодрствование и призывание Божией помощи, названное в Новом Завете «непрестанной молитвой» [34], может продолжаться и тогда, когда человек, в соответствии с Божией волей, предается труду и заботе о ближнем. Апостол дает нам такое поучение: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор 10, 31). Как утверждают великие учители духовной жизни, подлинная молитва пробуждает в молящихся горячую любовь, побуждающую нас к участию в миссии Церкви и служению братьям для большей славы Божией [35].

18. Поиск Бога в молитве должен быть предварен и идти в паре с аскетикой и очищением от собственых грехов и ошибок, поскольку по слову Иисуса только «чистые сердцем (...) Бога узрят» (Мф 5, 8). Евангелие стремится привести человека к нравственному очищению, стремится вернуть в его жизнь истину и любовь. Оно ведет его к очищению от всех инстинктов эгоизма, которые мешают человеку распознать и принять Божию волю в ее совершенстве. Плохи не страсти как таковые (как думали стоики и неоплатонники), но их эгоистическая направленность. Христианин должен освободиться от них, чтобы обрести состояние положительной свободы, которое в христианской древности определялось термином «apatheia», в Средние века – «impassibilitas», а в игнацианских духовных упражнениях — «indiferentia» [19].

Достижение этого состояния невозможно без радикального самоотречения. Мы видим это и в Посланиях святого Апостола Павла, который отчетливо говорит об «умерщвлении» грешных наклонностей [20]. Только благодаря такому отречению человек становится свободным, может исполнять Божию волю и участвовать в свободе Святого Духа.

19. Поэтому нужно произвести верную интерпретацию доктрины тех учителей, которые предлагают «удалить» из разума все чувственные представления и понятия, сосредотачивая полное любви внимание на Боге так, чтобы возникшая вследствии этого пустота могла быть заполнена сокровищами Божества. Пустота, в которой нуждается Бог, представляет собой отказ от эгоизма. В то же время нет необходимости отказываться от сотоворенных Богом вещей, которые Он дал нам и среди которых поместил нас. Несомненно то, что молитва требует полной концентрации на Боге и — по крайней мере настолько, насколько это возможно, — отрешения от земных дел, к которым привязывает нас наш собственный эгоизм. В этом прекрасным учителем для нас может быть Блаженный Августин: «Если желаешь обрести Бога, оставь внешний мир и войди в себя. Но не оставайся в себе, а превзойди себя, ибо ты не Бог. Он глубже и больше тебя. Я искал Его присутствия в моей душе и не нахожу Его. Но предаваясь богомысоию, я продолжал искать Бога и воздыхать к Нему. Через рассматривание творений я пытался познать 'невидимое Его'(Рим 1, 20)» [21]. «Замкнутость в себе» — вот настоящая опасность. Великий Доктор Церкви рекомендует сосредоточиться на себе, но затем превзойти собственное «я», которое есть не Бог, но творение. Бог всегда “interior intimo meo et superior summo meo» [22]. Бог действительно есть в нас и с нами, но превосходит нас в Своей тайне [23].

20. С догматической точки зрения достижение совершенной любви Бога невозможно, если не принимается во внимание данный нам Богом дар Воплощенного Сына, распятого и воскресшего. В Нем через действие Святого Духа мы получаем как чистую благодать участие во внутренней жизни Бога. Когда Иисус говорит «видевший Меня видел Отца» (Ин 14, 9), Он не говорит о внешнем созерцании и о знакомстве с Ним как с человеком («плоть не пользует нимало» Ин 6, 63). Эти слова относятся скорее к созерцанию, возможному по благодати веры: через доступного нам Иисуса познать то, что Он как Слово Отца хочет нам возвестить о Боге («Дух животворит (...). Слова, которые Я говорю вам, суть дух и жизнь», там же). При созерцании такого рода речь не идет о чисто человеческом абстрагировании Того, в Ком явил Себя Бог, но о принятии Его Божественности и вечности в Его историчности. Как говорит в «Духовных упражнениях» св. Игнатий, мы вынуждены будем стараться понять «бесконечное Божественное благоухание и сладость» (124), исходя из бесконечной Богооткровенной истины, от которой мы и начали наши рассуждения. Бог может «вознести» и «освободить» нас от всего того, что удерживает нас в этом мире, приняв в полноту троичной жизни Своей вечной любви. Это дар можно получить только «во Христе через Святого Духа», но его невозможно обрести своим собственным усилием в отрыве от Его Откровения.
 
Православный христианин

Интересное видео про духовное пьянство. Батюшка говорит, что если много молиться можно сойти с ума, поэтому нужно уделять больше внимания труду как покаянию. Он говорит это для монахов.
А как же быть мирянам? Ведь чрезмерное увлечение работой и карьерой погружает в мирскую суету.
«Фараон давал израильтянам много работы и много еды, чтобы они забыли Бога».
"Отцы-святогорцы и святогорские истории"
Прп. Паисий Святогорец
 
Православный христианин
Мне показалось, что батюшка делает акцент на труде в том смысле, что "добывать свой хлеб в поте лица", и что в этом заключается "покаяние". Т.е. работать, уставать и думать о том, что мы сами виноваты в грехопадении и теперь от тленного тела мы страдаем и так приносим покаяние. И что поэтому нужно трудиться много, а молитвам уделять не так много внимания, чтобы хорошо прочувствовать свою греховность.

Ведь по сути, что мешает монахам в миру оставаться, найти работу с минимальной зп, но нет в монастырях они могут устроить себе "хардкор", хорошо прочувствовать свою тленность и уязвимость и проще приносить покаяние.
Т.е. к примеру ты испытал страдание, боль и это тебя меняет. Ты осознаешь, что этот мир не дом твой. И уже нет такого энтузиазма впадать в радость от грехов.
Отец Тихон старался подражать святому Исааку не только исихастским духом, но и духовным благородством своих чувств, а также тем, что не отягощал собой ни одного человека. Он говорил монахам, что они должны жить аскетической жизнью, освобождать себя от попечений, а не работать, как рабочие, и не есть, как миряне, потому что трудом монаха являются поклоны, пост, молитва, и не только о себе, но и обо всем мире, о живых и об умерших. Работать же нужно немного, чтобы иметь самое необходимое и не отягощать других. Ибо от чрезмерного труда и попечений человек забывает Бога. Старец говорил:

— Фараон давал народу израильскому много труда и еды, чтобы тот забыл Бога.

"Отцы-святогорцы и Святогорские истории".
Прп. Паисий Святогорец.
 
Чехов
Православный христианин
Решил приступить к молитве, но не можешь простить кому-то его поступок или слова. В сердце поселилась обида, или сплетается план мести, или задумал дело недоброе против другого? Тогда твоя молитва – пустая трата времени.
В таких случаях молятся и просят Бога избавить от этой напасти,проблемы,злого чувства.
 
Православный христианин
Католические в транс не вводят, наоборот - требуют ясности ума. Это форма молитвы, соединенная с размышлением, например над библейским отрывком или событием дня. Молитва - акт разума, направленный к Богу, когда контроль разума теряется, то это уже вообще нельзя назвать молитвой, это что-то другое.
В этом и заключается опасность. Сходят с ума люди, у которых очень сильно развито воображение. Такой человек живет в виртуальном мире иллюзий. У него в уме не Христос, а воображаемый образ, который нарисовал он в своих фантазиях. Это ральный уход от молитвы.

Православная практика не допускает прерывания реальной встречи с Богом и перехода во вне(в помыслы). У православного христианина ум находится в области груди (в духовном сердце), и там он в реальном времени(онлайн) беседует с Богом посредством внимательной покаянной Иисусовой Молитвы(Господи, Иисусе Христе, помилуй мя).
Чего не хватает? Для чего оставлять Евангельскую Заповедь: "Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю". Ин. (14:14).
Все святые православной церкви, единогласно заповедуют, что ум при молитве нужно заключать в слова молитвы.
 
католик
В этом и заключается опасность. Сходят с ума люди, у которых очень сильно развито воображение. Такой человек живет в виртуальном мире иллюзий. У него в уме не Христос, а воображаемый образ, который нарисовал он в своих фантазиях. Это ральный уход от молитвы.

Православная практика не допускает прерывания реальной встречи с Богом и перехода во вне(в помыслы). У православного христианина ум находится в области груди (в духовном сердце), и там он в реальном времени(онлайн) беседует с Богом посредством внимательной покаянной Иисусовой Молитвы(Господи, Иисусе Христе, помилуй мя).
Чего не хватает? Для чего оставлять Евангельскую Заповедь: "Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю". Ин. (14:14).
Все святые православной церкви, единогласно заповедуют, что ум при молитве нужно заключать в слова молитвы.
Ну Вы когда Евангелие читаете, Вы себе сюжеты не представляете? Когда Вы молитесь словами, то каждое из слов тоже имеет образ, Вы не можете не держать в голове образы тех слов, которые произносите, или это будет набор звуков. Разум по-другому не работает. Нельзя просто взять и откинуть существенную часть работы разума и претендовать на то, что ваше действие будет полностью разумным. А образы, которые возникают в разуме при чтении евангельских сюжетов к себе применять очень полезно, потому что иначе оно так и останется чем-то чуждым и историческим, в то время как оно буквально о Вас. А все, что способствует правильному пониманию и тому настрою, который поспособствует соблюдению заповедей - полезно. Мышление, воображение, эмоции - все это дано человеку, чтоб он мог достигать целей и избегать препятствий, поэтому нельзя придумать им более достойного применения, чем поставить на службу достижения высшей Цели.
Помолиться перед и после чтения Евангелия и размышления над ним и его образами (!) - это лучше, чем просто так его читать.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Католические в транс не вводят, наоборот - требуют ясности ума. Это форма молитвы, соединенная с размышлением, например над библейским отрывком или событием дня. Молитва - акт разума, направленный к Богу, когда контроль разума теряется, то это уже вообще нельзя назвать молитвой, это что-то другое.
Вот это и есть следование за своими мыслями, которые обычно отвлекают от общения с Богом.
Молитва - это обращение к Богу, а Вы предлагаете совершать акт своего домысливания.
Контроль разума как раз и сводиться к удержанию потока мыслей из вне (а именно это и есть "ваше" размышление к разговору с Богом. Не со своим разумом, а с Богом.
размышлением, например над библейским отрывком или событием дня.
Размышление над событием дня или над отрывком - уводит ум от молитвы, поэтому повторяя Иисусову молитву, мы настраиваемся на беседу с Богом, а не со своим разумом.
Такое же наблюдается и в общей молитве в храме. Не надо ничего выдумывать,, а все усилия сосредоточить на общение с Богом. Молитвы составленные святыми этому помогают, а Вы пытаетесь доказать обратное, увидев в общении - "мантру" Ум должен направлен быть к Богу, а не к себе, размышления же уведут ваш ум в сторону, причем, так далеко, что это уже будет не молитва, а мечтание. Братья и сестра,, наверно добавят из своего опыта, как это трудно удержать ум в молитве, если дать ему представлять какие то события, или представлять образы.
«Насколько я могу понять, ворота в замок (души) — молитва и размышление. Я говорю «умная молитва», а не «устная», ибо молитвы нет без размышления: если не думать, с Кем говоришь и чего просишь, и у Кого, и кто такой ты сам, это уже не молитва, даже если мы часто шевелим губами. Правда, иногда усилий нет, ибо есть молитвенный навык. Если же кто обращается к Богу как к рабу, не заботясь о том, как молится, и говорит что попало, повторяя, что затвердил, это, по-моему, не молитва, и не дай Бог так молиться никому из христиан! Что же до вас, сестры, уповаю, что Господь такого не попустит, ибо вы приучены к молитвенному деланию, а это поможет избежать подобного скотства»
Не могу согласиться с этим мнение, которое идет вразрез с опытом наших святых. Не "что попало", а слова молитвы. Бог и без нас знает, что нам надо, наша молитва это переход во внутренний мир из внешнего. Ум ищет Бога, а не бегает за образами.

"Есть молитва, которую сам человек творит; и есть молитва, которую Бог дает молящемуся (1Цар. 2, 9)... Сначала, когда приступает кто ко Господу, первое дело – молитва. Начинает он ходить в церковь и дома молиться по молитвенникам и без них. Но мысли все разбегаются. Никак с ними не управится. Чем, впрочем, больше трудится в молитве, тем больше мысли все улегаются и улегаются, и молитва становится чище.

Самое первое воздействие благодати Божией, обращающей к Богу грешника, обнаруживается устремлением его ума и сердца к Богу. Когда потом, по покаянии и посвящении жизни своей Богу, благодать Божия, со вне действовавшая, чрез таинства низойдет в него и пребудет в нем, тогда делается в нем неизменным и всегдашним и то устремление ума и сердца к Богу, в коем существо молитвы. Оно обнаруживается в разных степенях и, как всякий другой дар, должно быть возгреваемо (2Тим.1:6). Возгревается же по роду своему: трудом молитвенным и особенно терпеливым и целесообразным пребыванием в молитвах церковных. (16, 218–219)"
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
А образы, которые возникают в разуме при чтении евангельских сюжетов к себе применять очень полезно, потому что иначе оно так и останется чем-то чуждым и историческим, в то время как оно буквально о Вас.
Здесь и опасность. Вы подменяете свое понимание, на истинное, подменяете молитву, как общение с Богом, на свой монолог, свои фантазии. Чтение Евангелия - это ответ Бога на наши молитвы. Поэтому, не мы там себе ответ "рисуем" картинками, а ждем ответа от Бога. А это возможно лишь тогда, когда мы услышим Бога.
А что для этого надо?
Надо перестать слушать себя!
Ум должен перейти в сердце и там слушать, а Вы предлагаете уму оставаться в своей замкнутой "коробке", подчиняться своим образам.
 
католик
Вот это и есть следование за своими мыслями, которые обычно отвлекают от общения с Богом.
Молитва - это обращение к Богу, а Вы предлагаете совершать акт своего домысливания.
Контроль разума как раз и сводиться к удержанию потока мыслей из вне (а именно это и есть "ваше" размышление к разговору с Богом. Не со своим разумом, а с Богом.
Это все словесные спекуляции, а факт в том, что если Вы сегодня, например, будете читать о событиях вербного воскресения, Вы обязательно представите себе события, как Господь вошел в город на ослице, как жители стелили путь пальмовыми ветвями ит.д. И наверняка попытаетесь поставить себя на место этих горожан. И подумаете, как это можно применить к себе сегодняшнему. Вот это и есть размышление. И оно невозможно без образов.
Иное на практике ведет к черствости, когда нам говорят - «а давайте ка откажемся от душевного, будем духовными» (такая игра слов), а видим, что у поборников этого подхода чаще всего не выходит ни то, ни другое, они могут быть разумными, все знать, пытаться делать, но только потому что они считают это правильным теоретически, а на практике сердце не очень расположено, потому раз за разом на грабли. Хотят любовь душевную заменить на любовь разумную, а выходит, что вытравливают из себя всякую, и никакой не остается. Потому что они как-то в паре в природе работают. Первое - растопка для второй.
 
Чехов
Православный христианин
И оно невозможно без образов.
В восточной традиции воображаемые образы не одобряются и не рекомендуются.Есть иконы,канонические образы и не надо ничего воображать.В западной, римской это воображение было принято с ранних времен .Скорее всего из римских народных мистических практик.
 
католик
В восточной традиции воображаемые образы не одобряются и не рекомендуются.Есть иконы,канонические образы и не надо ничего воображать. В западной, римской это воображение было принято с ранних времен . Скорее всего из римских народных мистических практик.
Что физически невозможно, потому самообман. Потому что разум думает исключительно образами.
А то получится как в том анекдоте - "— Когда вы будете повторять за мною слова молитвы, — раздельно и громко сказал Ходжа Насреддин, — ни один из вас, ни тем более сам Джафар, НЕ должен думать о белой обезьяне!".

К слову, не римский западный святой, а восточный русский православный Иоанн Кронштадтский: "В молитве прежде всего старайся представить Божество или Ангела и святых живыми, потом — святыми и великими, а затем представь свою греховность и ничтожество: как ты без меры грешен, как мал и незначителен в кругу такого множества людей, как коротка твоя жизнь и как быстро поспешает к тебе смерть."
 
Православный христианин
Иное на практике ведет к черствости, когда нам говорят - «а давайте ка откажемся от душевного, будем духовными» (такая игра слов), а видим, что у поборников этого подхода чаще всего не выходит ни то, ни другое, они могут быть разумными, все знать, пытаться делать, но только потому что они считают это правильным теоретически, а на практике сердце не очень расположено, потому раз за разом на грабли. Хотят любовь душевную заменить на любовь разумную, а выходит, что вытравливают из себя всякую, и никакой не остается. Потому что они как-то в паре в природе работают. Первое - растопка для второй.

Душевное и Духовное видение

Может быть ты думаешь, что такое Духовное видение приобретает кто-либо душевным видением? Ни только невозможно душевным видением приять Духовное, но даже нет возможности ощутить его и чувством, и сподобиться его кому-либо из ревностно выполняющих виденья душевно. И если некоторые из них желают приблизиться к видению Духа, то пока не отрекутся от душевного, от всяких изворотов и тонкостей многосложных его способов, и не поставят себя во младенческий образ мыслей, дотоле не смогут приблизиться, хотя бы мало, к видению Духовному.

(Преп.И.Сирин)
 
католик
Душевное и Духовное видение

Может быть ты думаешь, что такое Духовное видение приобретает кто-либо душевным видением? Ни только невозможно душевным видением приять Духовное, но даже нет возможности ощутить его и чувством, и сподобиться его кому-либо из ревностно выполняющих виденья душевно. И если некоторые из них желают приблизиться к видению Духа, то пока не отрекутся от душевного, от всяких изворотов и тонкостей многосложных его способов, и не поставят себя во младенческий образ мыслей, дотоле не смогут приблизиться, хотя бы мало, к видению Духовному.
(Преп.И.Сирин)
Вот примерно понимаю, что он этим хочет сказать, потому что "душевное видение" не самоцель, и не должно путаться с "духовным". Это при условии, что это действительно писал Исаак Сирин, так как ссылка на конкретное "Слово" в источнике именно под этим отрывком магическим образом исчезла, а ведь с Исааком Сириным есть огроменная проблема, там непонятно, что его, а что не его в его переводах, не стоит забывать, что это святой несторианской церкви, и ее епископ, ровно поэтому у нас он не святой, но тут суть даже не в этом, а в том, что ему могут приписываться тексты, которые вовсе не его, по идеологическим соображениям.
Но к сути - вы хотите сказать, что евангельские сюжеты вас эмоционально никак не трогают, а если трогают, то это никак не помогает Вам в духовной жизни, не вызывает желания в конце концов следовать за Христом, и вы хотите в итоге от этого отречься? Нет ощущения, что это неверное отношение к душевной компоненте разума, которая является частью природы человека?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
К слову, не римский западный святой, а восточный русский православный Иоанн Кронштадтский: "В молитве прежде всего старайся представить Божество или Ангела и святых живыми, потом — святыми и великими, а затем представь свою греховность и ничтожество: как ты без меры грешен, как мал и незначителен в кругу такого множества людей, как коротка твоя жизнь и как быстро поспешает к тебе смерть."
К слову сказать, не выдергивайте фразу из общего контекста:
В молитве прежде всего старайся представить Божество или Ангела и святых живыми, потом – святыми и великими, а затем представь свою греховность и ничтожество: как ты без меры грешен, как мал и незначителен в кругу такого множества людей, как коротка твоя жизнь и как быстро поспешает к тебе смерть.

Когда молишься Отцу и Сыну и Святому Духу – в Троице Единому Богу, – не ищи Его вне себя, но созерцай Его в себе, как в тебе живущего, совершенно тебя проникающего и знающего.

Когда молишься Богу, представь, что вещество как бы не существует, и все твари яко не сущие, и что один только Бог всюду сущий и единый, Коему нет места, Который все Собою наполняет, объемлет, зиждет или хранит.

Как видим тут совершенно иной смысл, нежели Вы тужились показать.

"Молясь Богу, лучше не воображать Его никак, а только веровать, что Он есть – есть близ, и всё видит и слышит… К Нему, вездесущему, всевидящему и желающему вашего спасения и взывайте молитвенно, без всякого образа. Когда же размышляете о Божественном, тогда можно вообразить Господа, как потребуется… седящим на Престоле или распятым…"

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894).
Дело в том, что Вы пытаетесь подменить молитву и чтение Евангелия художественным чтением с воображением. И у вас получается искривленная картина, что можно наблюдать в плохих фильмах...
 
Сверху