О безмолвии в миру

Православный христианин
Не помню. Я потому не стал ставить в кавычки. В сети есть близкие варианты...
Похожих вариантов в сети нет и насчёт " выше первых отцов " - даже интересно, кто так заявляет и имеет возможность сравнивать кто выше.
Это исковерканные слова игумена Никона (Воробьева) :
"Не будет никаких собственных подвигов у ищущих Царствия Божия. Спасаться же будут только терпением скорбей и болезней. Почему не будет подвигов? Потому что не будет в людях смирения, а без смирения подвиги принесут больше вреда."
Без подвигов, да ещё без смирения и выше первых отцов - думаете это возможно?
 
Православный христианин
Вот нашел близкое по смыслу в сети:

"Варсонофий и Иоанн пишут, что в последние времена христиане не будут совершать такие подвиги, как христиане первых времен, но сама их вера в Бога будет великим чудом, потому что проявляться она будет среди крайнего нечестия".
 
Православный христианин
Вот нашел близкое по смыслу в сети:

"Варсонофий и Иоанн пишут, что в последние времена христиане не будут совершать такие подвиги, как христиане первых времен, но сама их вера в Бога будет великим чудом, потому что проявляться она будет среди крайнего нечестия".
Но заметьте - никто ни сравнивается кто выше и кто ниже.
 
Православный христианин
Где есть сравнения и превосходство одних на другими в любой плоскости это не есть хорошо.
 
Православный христианин
Вот мне еще подсказывают про апофтегму аввы Исхириона на эту тему в Отечнике свт. Игнатия:

Авва Исхирион​

Святые Скитские Отцы произнесли пророчество о последнем роде.
Они предложили вопрос: «Что сделали мы?» Один из них великий по жительству, авва Исхирион, сказал на это: «Мы соблюдали заповеди Божии». Отцы спросили: «Что сделают те, которые непосредственно последуют за нами?» Он отвечал: «Они будут иметь делание в половину против нашего». Отцы опять спросили: «А те, которые будут после них?» – «Эти, – отвечал авва, – отнюдь не будут иметь монашеского делания; но их постигнут напасти, и они, подвергшись напастям и искушениям, окажутся больше нас и больше отцов наших»
 
Православный христианин
ДОБРОТОЛЮБИЕ ДЛЯ МИРЯН.

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ.

Преп. Исаак Сирин

– Пока человек не примет Утешителя, потребны ему Божественные Писания для того, чтобы памятование доброго напечатлевалось в мысли его, и непрестанным чтением обновлялось в нём устремление к добру, и охраняло душу его от тонкости греховных путей; потому что не приобрёл ещё он Силы Св. Духа, которая удаляет заблуждение и берёт в плен душеполезные памятования. Когда Сила Св. Духа снизойдёт в действующую в человеке душевную силу, тогда, вместо Закона Писаний, укореняются в сердце Заповеди Св. Духа; и тогда втайне учится он у Св. Духа, и не имеет нужды в пособии вещества чувственного, потому что, пока сердце учится от вещества, непосредственно за учением следует заблуждение и забвение, а когда учение преподаётся Св. Духом, тогда памятование сохраняется невредимым.

– К Словам Таинств, Заключённых в Божественном Писании, не приступай без молитвы и испрошения помощи у Бога, но говори: «Дай мне, Господи, принять ощущение Заключающейся в них Силы». Молитву почитай Ключом к Истинному Смыслу Сказанного в Божественных Писаниях.
----------------------------------------------
"Силой" у отцов, как пишет прп. Каллист, называется источник Духа, поток исходящих из сердца божественных энергий, невидимый для окружающих, но ясно ощущаемый его причастником. Поэтому единственная цель чтения Писаний -- "принять ощущение Заключающейся в них Силы", привлечь к себе действие этого источника. Пока человек не примет этого действия Утешителя в себе, потребны ему и Божественные Писания. А когда придет это действие, то

"удаляет заблуждение и берёт в плен душеполезные памятования...тогда, вместо Закона Писаний, укореняются в сердце Заповеди Св. Духа; и тогда втайне учится он у Св. Духа, и не имеет нужды в пособии вещества чувственного, ... когда учение преподаётся Св. Духом, тогда памятование сохраняется невредимым".
 
Москва
Православный христианин
Не подскажете, чьи слова?
Я, тоже, помню, читала эти слова (о которых Вы спрашиваете). Пыталась вспомнить где читала их и не смогла вспомнить - где. Спросила у интернета и он ответил. Именно эти строки я и читала:

- Древние отцы Церкви в кратких высказываниях старались подчеркнуть то, что будущие последние времена будут тяжкие, но и милость Божия к претерпевшим будет особенная. Так в «Отечнике», составленном еще Игнатием Брянчаниновым, приводится разговор старцев: «Некогда святые отцы Египетского скита пророчески беседовали о последнем роде христиан. «Что сделали мы? — говорили они. Один из них, великий Авва Исхирион отвечал: «Мы исполнили заповеди Божий». Затем спросили: «Что сделают те, которые будут после нас?» «Они, — сказал Авва, — будут иметь делание вполовину против нас». Тогда спросили его: «А что сделают те, которые будут после них?» Авва Исхирион ответил: «Они отнюдь не будут иметь монашеского делания: но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших».
Эти слова упоминает и разьясняет в своем интервью и Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов).


И здесь упоминаются эти слова из Отчника святителя Игнатия (Брянчанинова):


***

Пишу следующие строчки, ---> не лично Вам. Просто по теме и об этих словах.--->

Смысл этих слов в том что будут гонения в последнее время на Церковь, и кто устоит в вере, претерпевая безропотно скорби во время гонений, в жизни, сохраняя веру, - и читаем слова Аввы Исхириона... «Они отнюдь не будут иметь монашеского делания: но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших» (с).
Только тут акцент бы ставить не кто выше и кто ниже будет. А как устоять в вере и сохранить её. Да благодарить бы нам наших Святых Отцов, за то, - какое они нам наследие оставили. И ещё, за их молитвы о нас, которые мы у них всё время просим...Так думаю.
 
Православный христианин
Смысл этих слов в том что будут гонения в последнее время на Церковь, и кто устоит в вере, претерпевая безропотно скорби во время гонений, в жизни, сохраняя веру, - и читаем слова Аввы Исхириона... «Они отнюдь не будут иметь монашеского делания: но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших» (с).
Только тут акцент бы ставить не кто выше и кто ниже будет. А как устоять в вере и сохранить её. Да благодарить бы нам наших Святых Отцов, за то, - какое они нам наследие оставили. И ещё, за их молитвы о нас, которые мы у них всё время просим...Так думаю.

Согласен с вами с одной оговоркой - разговор идёт о монашествующих, а обобщение до всех христиан искажает. Например, у монаха нет имущества и в миру это соблюдать не получится, поэтому примерять на себя это мирянину как то не правильно.
 
Москва
Православный христианин
Согласен с вами с одной оговоркой - разговор идёт о монашествующих, а обобщение до всех христиан искажает. Например, у монаха нет имущества и в миру это соблюдать не получится, поэтому примерять на себя это мирянину как то не правильно.
Тут я не согласна с Вами. Если речь об аскезе, молиться непрестанно сказано не одним монахам. И про - Аскезу, Святые Отцы писали и для мирян. Нестяжание, в своей мере, можно достичь и мирянину.

* " Как же нам с вами приобрести добродетель нестяжания?
- Для начала спросим - что есть нестяжание?
Как замечает святитель Игнатий (Брянчанинов) нестяжание – это «удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши и неге. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на промысл Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа и беспопечительность. Мягкость сердца»
Нас никто насильно не заставляет отказаться от всего, что мы имеем, но мы можем и в силах поставить себе целью развивать добродетель и довольствоваться самым необходимым, приобретенным нашим трудом. А Господь Бог, видя наше стремление к добродетели нестяжания, укрепит и даст сил в ее приобретении"(c)...
(c)...


Просто, есть разные книги, которые для разного устроения людей. Как говорили Святые Отцы: - Нужно читать только то что приличествует твоему жительству. А лучше не только читать но и исполнять то что прочитываешь - жизнью.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Прп. Каллист Ангеликуд

[53] О делателе и созерцателе

Заметим, что не раз уже отец противопоставляет деятельного и созерцательного. У него есть и сотница, посвященная этому вопросу. Видимо, ему не мало пришлось от ревностных не по разуму делателей претерпеть.

"51. Созерцатель от «благой части» истинного ви́дения собирает плод наслаждения, упражняясь в подвиге молчания и созерцая Иисуса. Делатель же, как не вкусивший этого наслаждения, не ведает о нем и «заботится и суетится о многом», — в псалмопении, чтении и утруждении тела".

Заметим, как отец здесь говорит о двояком наслаждении от истинного видения: о созерцании логосов Истины в глубине сердца и созерцании милости, явившейся нам в Воплощении Иисуса (речь идет о "двух основных созерцаниях всякого подвижника в Духе", как он пишет в другом месте). Первое сопровождается подвигом безмолвия, а второе происходит от любви к созерцаемому Иисусу.

"И случается, что он порицает как ленивых и нерадивых в отношении к [своим] обязанностям тех, кто возносит свое умное [начало] к умопостигаемым и недоступным чувству [вещам], заниматься которыми — неизреченное наслаждение, а [обретать в них] упокоение — невыразимая радость. [Делатель] даже не может помыслить в своем уме, как подобает, что наше наслаждение служит упокоению ни в чем не испытывающего недостатка истинного Слова Божия, как человеколюбивейшего".

Наслаждение служит к упокоению Того, Кто ни в чем не нуждается и принимает его по Своему человеколюбию. К упокоению и возрастанию Его от Младенца в сердце подвижника в "меру возраста исполнения Христова".

"Это [наслаждение] обычно рождается от созерцания Его, — Того, Кто всесовершенен и не нуждается в упокоении, доставляемом Ему нами".

"Поэтому Он и отмечает похвалой и приемлет Марию, сидящую у Его ног, и питающуюся от созерцания Его слов, и пробуждающую своего «внутреннего человека» к постижению [Божества]".

Созерцательный пробуждает своего «внутреннего человека», ум, к созерцанию Иисуса подобно Марии, сидящей у Его ног.

"[Но] Он не принимает таким же образом и Марфу, хотя она и заботилась и суетилась о многом, как повествует там Слово, не просто наставляя тогда [сестер] к лучшему, но научая вслед за ними всех людей не только не обвинять в безделье тех, кто желает созерцать и увлечен именно этим, но и спешить восхвалять их и подражать им, насколько это возможно".
 
Православный христианин
Уже не одна тема открыта Вами по Иисусовой молитве. И если правильно понимаю везъде делается акцент на созерцание, как на цель Иисусовой молитвы. Это не правильно. И в темах не вижу ссылок на наших Cвятых Отцов.
Позвольте привести цитату Максима Исповедника:
"Два есть высочайших состояния чистой молитвы. Одно случается с людьми жизни деятельной, другое – с людьми жизни созерцательной. Одно бывает в душе от страха Божия и благой надежды, другое – от Божественной любви и крайней чистоты. Признак первой меры есть тот, когда собирают ум от всех мирских помыслов, творя молитвы без развлечения и смятения, и как бы Сам Бог предстоял ему, как и предстоит действительно. Признак второй — когда в самом устремлении молитвы ум бывает восхищаем Божественным и безмерным светом и совсем не чувствует ни себя и ничего иного из сущих, кроме Единого, любовию делающего в нем таковое озарение. В сем состоянии, подвизаемый к уразумению слов о Боге, получает он чистые и светлые о Нем познания."

Есть некая как предрасположенность в деятельности для практиков молитвы, так и этапы пути. Если молитва приведет к созерцанию, то разве стоит от этого отворачиваться? Естественно, что при этом ищут не "состояний", но Бога, Христа.
 
Православный христианин
+++ограничиться

Один из способов, чтобы ограничить ум, это свернуться (напр. "калачиком"), направить взгляд ума на сердце (так как в нем ум легче всего удерживается) и творить молитву или безмолвствовать в этом пространстве, отгоняя помыслы. И пребывать в этом делании хотя бы короткое время, не упорствуя безрассудно, но и не делая себе поблажек.
Представляется, что достижение хотя бы первоначальной исихии (термин взят у Новикова) неподвластно человеку, хотя он и должен пытаться и употреблять труд. Согласен. К тому, что "техника" вторична и не так критична, ИМХО

"Пусть все стоит" - хорошая характеристика исихии (в нашем, обыденном понимании).
святитель Иннокентий Пензенский
"Между тем, чтобы болезнь более не умножалась, выберите себе одну какую-либо краткую молитву и подольше держите на ней внимание. Не допускайте даже и прекрасной, по-видимому, мысли. Пусть все стоит: пусть остановится воображение и память; может быть, нужно будет, с некоторою тяжестью, удерживать и дыхание. Боритесь и терпите, и имя Иисуса Христа, как пламенное оружие в руках Серафима, не пустит в сердце никакой скверны, никакого земного падшего существа, тем более змия".
 
Православный христианин
Позвольте привести цитату Максима Исповедника:
"Два есть высочайших состояния чистой молитвы. Одно случается с людьми жизни деятельной, другое – с людьми жизни созерцательной. Одно бывает в душе от страха Божия и благой надежды, другое – от Божественной любви и крайней чистоты. Признак первой меры есть тот, когда собирают ум от всех мирских помыслов, творя молитвы без развлечения и смятения, и как бы Сам Бог предстоял ему, как и предстоит действительно. Признак второй — когда в самом устремлении молитвы ум бывает восхищаем Божественным и безмерным светом и совсем не чувствует ни себя и ничего иного из сущих, кроме Единого, любовию делающего в нем таковое озарение. В сем состоянии, подвизаемый к уразумению слов о Боге, получает он чистые и светлые о Нем познания."
Хорошая цитата, но справедливости ради надо сказать, что прп, Максим в ней говорит о более высоких состояниях (чистой молитве), чем молитва "среднего делателя" и "среднего созерцателя", которых речь у прп. Каллиста. (Внешним) признаком отличия является пребывание подвижника во время чистой созерцательной молитвы "в теле или вне тела, Бог весть".
 
Православный христианин
Представляется, что достижение хотя бы первоначальной исихии (термин взят у Новикова) неподвластно человеку, хотя он и должен пытаться и употреблять труд. Согласен. К тому, что "техника" вторична и не так критична, ИМХО
согласен
 
Православный христианин
Представляется, что достижение хотя бы первоначальной исихии (термин взят у Новикова) неподвластно человеку, хотя он и должен пытаться и употреблять труд.
Я предпочитаю византийский термин "источник Духа". Он ясно отражает тот факт, что "исихия" - это постоянно действующий в сердце источник божественных энергий. Надо хорошо, но, конечно, в меру сил, представлять себе, что это такое. У византийских отцов написано об этом гораздо больше, чем у русских.

И -- подобное привлекается подобным. Знание об источнике -- в сочетании с общеаскетическими усилиями -- может значительно удобнее и быстрее привлечь этот Дар. Многие беды подвижника, по словам тех же отцов, проистекают от невежества и "ненаученности". В большей степени, чем от недостатка аскетических усилий.
 
Православный христианин
+++По-моему, можно сказать, что Божественная Сила - это Благодать Духа Святого.

Благодать одна, а способов ее действия много. Есть, например, призывающая благодать, благодать обожения. "Силой" у отцов обычно (хотя и не всегда) называется определенный способ действия благодати, соответствующий аскетическому этапу просвещения (созерцания).
 
Сверху