Прп. Каллист Ангеликуд. 115 глав. Гл. 110
--------------------------
Что такое наслаждение в собственном смысле?
"Думаю, что все, кто с рассуждением вникает в вещи, знают, что в собственном смысле «наслаждением» называется то, что, оставаясь неопределимым по природе и логосу, пребывает по большей части действуемым. Оно оставляет сердце человека полным радости и веселия даже после того, как исполнилось. Это [воздействие] далеко отстоит от так называемого плотского [наслаждения], которое призрачно и не есть в собственном смысле наслаждение. Пусть всякий желающий взыскует чистого, беспечального, умного и духовного [наслаждения], и не погрешит, а напротив, легче перенесется от земли к небесному его собственная словесная [часть души], а затем и вся душа.
Ибо это есть поистине и в собственном смысле сердечное наслаждение, неизменчивое, свойственное бессмертной разумной душе, вечно пребывающее, светлое, присно источающееся, неосуждаемое, а лучше сказать, желанное и блаженное, вместе со всеми святыми от века обитающее, лишенное смятения, мирное, благое, придающее дерзновение, уясняющее, с радостным ликом, богомудрое, прозрачное, утешительное, исполненное радости и не прекращающее действовать [в человеке] и впоследствии. Если ты насладился умно и духовно, то из [собственного] опыта, конечно же, согласишься с написанным; а если еще нет — пока принимай сказанное на веру".
-------------------------
"Думаю, что все, кто с рассуждением вникает в вещи, знают, что в собственном смысле «наслаждением» называется то, что, оставаясь неопределимым по природе и логосу..."
Речь идет о божественной энергии наслаждения божественным, которая, как и все божественные Имена, будучи неопределима по природе и логосу и будучи наслаждением-самим-по-себе, подает наслаждение всему тварному, обладающему разумом. Это поистине сердечное наслаждение, потому что проистекает из глубины сердца наподобие источника, божественное и потому неизменчивое, желанное и блаженное, вместе со всеми святыми, достигшими обожения, в Царствии Божием обитающее.
"Если ты насладился умно и духовно, то из [собственного] опыта, конечно же, согласишься с написанным; а если еще нет — пока принимай сказанное на веру"