О безмолвии в миру

Православный христианин
Помыслы как собаки крутятся вокруг перикарда (по выражению прп. Иосифа Исихаста, имеется ввиду духовное сердце), облаивают его со стороны, мечтая обратить на себя внимание, вступить в собеседование с умом подвижника, за счет этого попасть внутрь сердца и разорить его.
Мне кажется здесь можно уточнить понятие "помысла". У вас речь идет скорее о "прилоге" и это уже мера "сердечной молитвы" или около нее. Помыслы же рассудочные - кружение мыслей - уходят еще на уровне "умной молитвы", когда ум начинает опускаться "в себя" и приближается к сердцу. Именно это "опускание" и можно назвать "первичной исихией", когда человек испытывает "непривычную" ему пока тишину (словно заложены уши) и некоторую "резкость" взгляда во внутрь.
Как вы выше заметили, что можно термин "первичная исихия" заменить на "источник духа", то сдается мне (чисто субъективное мнение), что первое состояние возможно при, условно, "умной молитве", второй же есть признак "сердечной".
 
Православный христианин
Прп. Каллист Ангеликуд. [52] О ви́дении

"50. Наш ум есть как бы некое место, приемлющее зарю божественного явления".

Так оно и есть. Ум созерцателя, как бы, стоит — в определенном месте сердца — на берегу океана и встречает там зарю божественного явления. Место это называется сердечным входом, океан состоит из логосов, а заря предшествует явлению в сердце Спасителя. Потому что первое, что ум созерцает в духовном мире, это его логосы, их недомыслимое совокупное движение в покое и безмолвии. И чем больше ум себя стесняет, останавливая собственное движение, тем лучше их движение воспринимает. Пока, наконец, не удержит всякое свое движение и не узрит Бога.

"Названное свойство [ума] удивительно, и видно, что с ним происходит [нечто] противоположное тому, что [бывает] с материальным местом. Ибо [последнее], чем более пространно, тем бо́льший предмет может вместить. А ум — наоборот: чем больше он себя стесняет и сосредоточивается, тем больше становится способен воспринять. И когда [ум], стеснив, удержит всякое свое движение — рассудочное, умное и любое другое, — тогда узрит то великое, что превыше всего, — [то есть] Бога".
 
Православный христианин
Мне кажется здесь можно уточнить понятие "помысла". У вас речь идет скорее о "прилоге" и это уже мера "сердечной молитвы" или около нее. Помыслы же рассудочные - кружение мыслей - уходят еще на уровне "умной молитвы", когда ум начинает опускаться "в себя" и приближается к сердцу. Именно это "опускание" и можно назвать "первичной исихией", когда человек испытывает "непривычную" ему пока тишину (словно заложены уши) и некоторую "резкость" взгляда во внутрь.
Как вы выше заметили, что можно термин "первичная исихия" заменить на "источник духа", то сдается мне (чисто субъективное мнение), что первое состояние возможно при, условно, "умной молитве", второй же есть признак "сердечной".
Согласен. Я говорю о том, что можно условно назвать в русской классификации сердечной-самодвижно-созерцательной молитвой. В византийской классификации это просто созерцательная молитва. Русский исихазм (и по сию пору) самобытный, со своей терминологией, что отчасти можно объяснить недостаточным знакомством с наследием византийских отцов в силу ряда исторических причин.
 
Православный христианин
+++океан состоит из логосов?

Движенье логосов в источнике трудноописуемо. Один сирийский аскет написал об этом:

«Мое сердце только что возмутилось против моего пера; я едва не сломал его, поскольку оно не может описать здесь дивные красоты. (В самом деле) я вижу реки воды живой, текущие из Источника Блаженства, и они, хотя являются предо мною, пребывают покрытыми и сокрытыми безмолвием».

Отдельные струи в этой реке -- это логосы, энергии Божии. Они неслитно и нераздельно недвижимо движутся в Божественной вечности подобно рекам воды живой.
 
Православный христианин
Согласен. Я говорю о том, что можно условно назвать в русской классификации сердечной-самодвижно-созерцательной молитвой. В византийской классификации это просто созерцательная молитва. Русский исихазм (и по сию пору) самобытный, со своей терминологией, что отчасти можно объяснить недостаточным знакомством с наследием византийских отцов в силу ряда исторических причин.
Спасибо за информацию. Полезно.
Боюсь только на таком уровне собеседников - практиков, здесь будет очень сложно найти.
 
Православный христианин
+++Некоторые аскеты поистине видят духовным зрением, которое выше физического и где физические законы уже невластны.

Я бы и сам хотел хоть что-нибудь увидеть. Но читая отцов и восхищаясь их видением, надо сохранять и трезвение. Где мы и где они? И надо полагаться во всем на Бога, Который подаст в свое время, если Ему будет угодно, и видение логосов,и гораздо более того, лицезрение Себя Самого.

Вот еще прп. Исаак Сирин пишет по поводу созерцания логосов:

"Тогда созерцатель восходит через умную деятельность выше начала существования мира, когда творение еще не существовало и не было ничего: ни неба, ни земли, ни ангелов, ничего из вещей, которые пришли в бытие".

Были одни лишь логосы в Предвечном Замысле Божием.

+++Где возможно увидеть «неслитно и нераздельно, недвижимо движутся»

В своем сердце.

«Что за удивительное явление: человек ограничен мерой и количеством, а место в его сердце безгранично! В самом деле, чем больше ум входит туда, тем большее пространство раскрывается перед ним».

+++Как бы хоть сколько духовно возрасти?

Я и сам задаю себе этот вопрос. Мне кажется, надо ждать пока Спаситель Сам придет и очистит сердце для принятия Духа, Который научит всему Сам. А тем временем предочищать сердце христианской жизнью и обязательно читать отцов обо всем этом, потому что "подобное привлекается подобным" и "в несмысленное сердце разум не приходит".
 
Православный христианин

+++Значит, нужно больше умом стремиться в сердце?

Есть технические приемы для отыскания сердечного места, они хорошо известны. Сердечное место -- это там, где творится внутренняя молитва, сама по себе. Я ими не пользуюсь, потому что знаю, где оно у меня находится. В таком случае ум сам сходит в потаенную клеть сердца в ответ на действие внутренней молитвы.

"Желающий сказать сколько-нибудь подобающее о внимании и молитве, пусть знает, что он явно стремится сказать о милости Божией и, очевидно, о таинственном причастии Духа. Ибо ум у того, кто имеет это, неизреченно низводит взор в потаенную клеть (μυχόν) сердца [и взирает] простым видением (ὁράσει ἁπλῇ), если же угодно — [то и] безвидным (ἀνειδέῳ). А из той сердечной потаенной клети тотчас же, духовно или огневидно, я же прибавил бы, что и рачительно (любовно: ἐρωτικῶς), дивно возносится божественная молитва благодатию животворящего Духа" (прп. Каллист Ангеликуд).

А пока ум не знает этого места, нужно его отыскивать, в том числе и с помощью технических приемов. В таком случае ум движется, как бы, навстречу внутренней молитве. Внутренняя молитва - это Дар благодати, но в некотором смысле можно сказать, что он присутствует у всех христиан, если они его не угасили своим невниманием к нему.
 
Православный христианин
+++О логосах

Для начала об устройстве умопостигаемого мира:

"...И это есть, несомненно, мир умопостигаемый, через четыре как бы элемента, обладающие двояким качеством, как было сказано, сводимый воедино (συμβιβαζόμενος) и в отношении себя единовидно созерцаемый, [состоящий из] чувственных творений, творений умопостигаемых, умопостигаемых нетварных и нетварного Единого [Которое] превыше ума" (прп. Каллист Ангеликуд).

чувственных творений -- это весь вещественный мир
творений умопостигаемых -- это ангелы
умопостигаемых нетварных -- это логосы-энергии и Имена Божии
нетварное Единое [не путать с Единым неоплатоников] превыше ума -- после которого начинается внутрибожественная жизнь, непостижимая умом, но все-таки как-то описуемая = Царствие Божие в отличие от Царствия Небесного = ангелы + логосы и Имена.
 
Православный христианин
Прп. Симеон Новый Богослов об источнике
--------------------------
Если бы некий слепой человек, который никогда не видел источник воды или не знал, что вода именно такова, поскольку не трогал ее и не пробовал, обнаружил бы [такой источник], то ты бы сам принялся объяснять ему природу воды, что она прекрасна, что наполняет водоемы, колодцы, моря и реки. Он бы в свою очередь попросил рассказать о природе, виде,
качестве воды, о том, сколько ее, как она движется, откуда берется, почему
повсеместно разливается, но не иссякает. Что бы ты ответил на это? Я полагаю,
что даже если бы [этот человек] имел самый проницательный и способный
к созерцанию разум, ты никак не смог бы изобразить в слове начало, сущность
и движение воды, и был бы не в силах хоть как-то научить, какова она по количеству и качеству, того, кто не имел опыта причастия [воде] и ее созерцания. Если же о текучей, видимой и подвластной сущности мы ничего не можем сказать, и объяснить спрашивающим нас, какова ее природа, откуда она и из каких
элементов состоит, то каким образом [даже] кто-то из ангелов и всех святых
сможет в полноте научить тому, каков давший всему бытие, что относится к Его
сущности и славе, тех, кто не знает о Боге и о том, что Ему свойственно? Это
совершенно невозможно. Но тот, кто хотя бы в малой мере удостоился видеть
Бога в неприступной славе Его бесконечного и божественного света, тем способом, о котором мы сказали выше, не нуждается в обучении от другого. Ведь он имеет Его, целиком в нем самом пребывающего, движущегося, глаголющего, и тайноводствующего его к этому сокровенному таинству по изреченному
Им святейшему слову: «Таинство мое мне и моим».
-------------------------
 
Православный христианин
Из другой темы

«Мое сердце только что возмутилось против моего пера; я едва не сломал его, поскольку оно не может описать здесь дивные красоты. (В самом деле) я вижу реки воды живой, текущие из Источника Блаженства, и они, хотя являются предо мною, пребывают покрытыми и сокрытыми безмолвием».

Отдельные струи в этой реке -- это логосы, энергии Божии. Они неслитно и нераздельно недвижимо движутся в Божественной вечности подобно рекам воды живой.

Это и есть "единовидное и простое ведение" Адама, в котором он созерцает частные логосы. Единовидное и простое оно потому, что исходит из единого источника. А многообразное оно от потому, что каждая струя в нем, логос, имеет свою собственную форму, но стоит обратить на нее внимание, как она тут же сменяется другой. Подвижник, остановивший ум в этом созерцании, может созерцать и отдельный логос. И от него переходить обратно, к созерцанию всеобщего Логоса.
 
Православный христианин
Из другой темы

«Мое сердце только что возмутилось против моего пера; я едва не сломал его, поскольку оно не может описать здесь дивные красоты. (В самом деле) я вижу реки воды живой, текущие из Источника Блаженства, и они, хотя являются предо мною, пребывают покрытыми и сокрытыми безмолвием».

Отдельные струи в этой реке -- это логосы, энергии Божии. Они неслитно и нераздельно недвижимо движутся в Божественной вечности подобно рекам воды живой.

Это и есть "единовидное и простое ведение" Адама, в котором он созерцает частные логосы. Единовидное и простое оно потому, что исходит из единого источника. А многообразное оно от потому, что каждая струя в нем, логос, имеет свою собственную форму, но стоит обратить на нее внимание, как она тут же сменяется другой. Подвижник, остановивший ум в этом созерцании, может созерцать и отдельный логос. И от него переходить обратно, к созерцанию всеобщего Логоса.
Евгений, какой синоним можно подобрать тут к слову 'логос' или как раскрыть смысл этого слова в данном контексте?
 
Православный христианин
+++О логосах

Для начала об устройстве умопостигаемого мира:

"...И это есть, несомненно, мир умопостигаемый, через четыре как бы элемента, обладающие двояким качеством, как было сказано, сводимый воедино (συμβιβαζόμενος) и в отношении себя единовидно созерцаемый, [состоящий из] чувственных творений, творений умопостигаемых, умопостигаемых нетварных и нетварного Единого [Которое] превыше ума" (прп. Каллист Ангеликуд).

чувственных творений -- это весь вещественный мир
творений умопостигаемых -- это ангелы
умопостигаемых нетварных -- это логосы-энергии и Имена Божии
нетварное Единое [не путать с Единым неоплатоников] превыше ума -- после которого начинается внутрибожественная жизнь, непостижимая умом, но все-таки как-то описуемая = Царствие Божие в отличие от Царствия Небесного = ангелы + логосы и Имена.
Здесь написано, что логосы = нетварные энергии Божии, по сути, это различные градации Света. Весь умопостигаемый нетварный мир (Небесное Царство если с ангелами) -- это различные градации Света (как пишет СНБ в богословских главах).

А в предыдущем сообщении логосы описываются как струи воды в источнике. Противоречие? Нет, созерцаний логосов великое множество. Это могут быть, например, небесные обители, райские сады, океан... -- все это различные градации Света, логосы, из которых состоит Небесное Царство.

Одно дело богословский язык, а другое аскетический. Эти языки пересекаются друг с другом и взаимодополняют, но не совпадают (полностью). Язык энергий -- это, скорее, богословский язык. Воды источника, небесных обителей и др. -- скорее, аскетический. Света -- и тот, и другой. Логос -- слово многозначное, описуемое в разных терминах, но всегда это один и тот же логос.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
А в предыдущем сообщении логосы описываются как струи воды в источнике. Противоречие? Нет, созерцаний логосов великое множество. Это могут быть, например, небесные обители, райские сады, океан... -- все это различные градации Света, логосы, из которых состоит Небесное Царство.
Я бы сказал, что это наверное , как умный свет , имеющий отражение качеств Бога Творца.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
А пока ум не знает этого места, нужно его отыскивать, в том числе и с помощью технических приемов. В таком случае ум движется, как бы, навстречу внутренней молитве. Внутренняя молитва - это Дар благодати, но в некотором смысле можно сказать, что он присутствует у всех христиан, если они его не угасили своим невниманием к нему.
Технический прием, скорее фигура речи. Опытный подвижник, понимает устроение и движение души, психики, нрава своего... Это скорее рефлексия на то или иное проявление или движения ума, устремления внимания на образы или некое место, вызывающее психосоматические переживания, необходимые для восприятия более тонких контактов с духовным. Но при опытном и частом погружении внимания в область сердечного переживания, этот переход становится быстрым и естественным, то есть переходит в разряд рефлексии...
 
Православный христианин
"5. Внимание есть непрестанное от всякого помысла безмолвие сердца, в коем оно Христом Иисусом, Сыном Божиим и Богом, и Им Одним всегда, непрерывно и непрестанно дышит, Его призывает, с Ним мужественно ополчается против врагов, и Ему, имеющему власть оставлять грехи, исповедует свои прегрешения. Такая душа чрез призывание часто объемлет Христа, Единого тайноведца сердец, от людей же всех всячески старается скрыть свою сладость и свой внутренний подвиг, чтобы враг лукавый как-нибудь не дал удобного в нее входа злу и не уничтожил добрейшего ее делания" (прп. Исихий Иерусалимский).

Дышит -- потому что бессловесная Иисусова молитва тогда, как дыхание, исходит из сердца.
Призывает -- когда видит приближающихся врагов и мужественно ополчается против них.
Объемлет -- когда Христос появляется на небосклоне сердца, любовью к Нему.
Старается -- скрыть от людей сладость этого созерцания, но не может.
 
Последнее редактирование:
Переславль Залесский
Православный христианин
"5. Внимание есть непрестанное от всякого помысла безмолвие сердца, в коем оно Христом Иисусом, Сыном Божиим и Богом, и Им Одним всегда, непрерывно и непрестанно дышит, Его призывает, с Ним мужественно ополчается против врагов, и Ему, имеющему власть оставлять грехи, исповедует свои прегрешения. Такая душа чрез призывание часто объемлет Христа, Единого тайноведца сердец, от людей же всех всячески старается скрыть свою сладость и свой внутренний подвиг, чтобы враг лукавый как-нибудь не дал удобного в нее входа злу и не уничтожил добрейшего ее делания" (прп. Исихий Иерусалимский).

Дышит -- потому что бессловесная Иисусова молитва тогда, как дыхание, исходит из сердца.
Призывает -- когда видит приближающихся врагов и мужественно ополчается против них.
Объемлет -- когда Христос появляется на небосклоне сердца, любовью к Нему.
Старается -- скрыть от людей сладость этого созерцания, но не может.
степень внимания в молитве,действительно важна вещь. И от умения владеть им зависит сама молитва. Ее сердечность и чистота. Внимание способно направлять молитву,делать ее гибкой и живой, оберегая ее от воздействия помыслов или прилогов или иных вещей создающих препятствие и помехи. Внимание способно преобразить свою силу благодаря сердечному импульсу, чувственному искреннему переживанию мгновения.
 
Православный христианин
Прп. Каллист Ангеликуд. 115 глав. Гл. 110
--------------------------
Что такое наслаждение в собственном
смысле?

"Думаю, что все, кто с рассуждением вникает в вещи, знают, что в собственном смысле «наслаждением» называется то, что, оставаясь неопределимым по природе и логосу, пребывает по большей части действуемым. Оно оставляет сердце человека полным радости и веселия даже после того, как исполнилось. Это [воздействие] далеко отстоит от так называемого плотского [наслаждения], которое призрачно и не есть в собственном смысле наслаждение. Пусть всякий желающий взыскует чистого, беспечального, умного и духовного [наслаждения], и не погрешит, а напротив, легче перенесется от земли к небесному его собственная словесная [часть души], а затем и вся душа.

Ибо это есть поистине и в собственном смысле сердечное наслаждение, неизменчивое, свойственное бессмертной разумной душе, вечно пребывающее, светлое, присно источающееся, неосуждаемое, а лучше сказать, желанное и блаженное, вместе со всеми святыми от века обитающее, лишенное смятения, мирное, благое, придающее дерзновение, уясняющее, с радостным ликом, богомудрое, прозрачное, утешительное, исполненное радости и не прекращающее действовать [в человеке] и впоследствии. Если ты насладился умно и духовно, то из [собственного] опыта, конечно же, согласишься с написанным; а если еще нет — пока принимай сказанное на веру".
-------------------------
"Думаю, что все, кто с рассуждением вникает в вещи, знают, что в собственном смысле «наслаждением» называется то, что, оставаясь неопределимым по природе и логосу..."

Речь идет о божественной энергии наслаждения божественным, которая, как и все божественные Имена, будучи неопределима по природе и логосу и будучи наслаждением-самим-по-себе, подает наслаждение всему тварному, обладающему разумом. Это поистине сердечное наслаждение, потому что проистекает из глубины сердца наподобие источника, божественное и потому неизменчивое, желанное и блаженное, вместе со всеми святыми, достигшими обожения, в Царствии Божием обитающее.

"Если ты насладился умно и духовно, то из [собственного] опыта, конечно же, согласишься с написанным; а если еще нет — пока принимай сказанное на веру":)
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Прп. Каллист Ангеликуд. 115 глав. Гл. 110
--------------------------
Что такое наслаждение в собственном
смысле?

"Думаю, что все, кто с рассуждением вникает в вещи, знают, что в собственном смысле «наслаждением» называется то, что, оставаясь неопределимым по природе и логосу, пребывает по большей части действуемым. Оно оставляет сердце человека полным радости и веселия даже после того, как исполнилось. Это [воздействие] далеко отстоит от так называемого плотского [наслаждения], которое призрачно и не есть в собственном смысле наслаждение. Пусть всякий желающий взыскует чистого, беспечального, умного и духовного [наслаждения], и не погрешит, а напротив, легче перенесется от земли к небесному его собственная словесная [часть души], а затем и вся душа.

Ибо это есть поистине и в собственном смысле сердечное наслаждение, неизменчивое, свойственное бессмертной разумной душе, вечно пребывающее, светлое, присно источающееся, неосуждаемое, а лучше сказать, желанное и блаженное, вместе со всеми святыми от века обитающее, лишенное смятения, мирное, благое, придающее дерзновение, уясняющее, с радостным ликом, богомудрое, прозрачное, утешительное, исполненное радости и не прекращающее действовать [в человеке] и впоследствии. Если ты насладился умно и духовно, то из [собственного] опыта, конечно же, согласишься с написанным; а если еще нет — пока принимай сказанное на веру".
-------------------------
"Думаю, что все, кто с рассуждением вникает в вещи, знают, что в собственном смысле «наслаждением» называется то, что, оставаясь неопределимым по природе и логосу..."

Речь идет о божественной энергии наслаждения божественным, которая, как и все божественные Имена, будучи неопределима по природе и логосу и будучи наслаждением-самим-по-себе, подает наслаждение всему тварному, обладающему разумом. Это поистине сердечное наслаждение, потому что проистекает из глубины сердца наподобие источника, божественное и потому неизменчивое, желанное и блаженное, вместе со всеми святыми, достигшими обожения, в Царствии Божием обитающее.

"Если ты насладился умно и духовно, то из [собственного] опыта, конечно же, согласишься с написанным; а если еще нет — пока принимай сказанное на веру":)
Да, действительно эту тему многие богословы обходят стороной. Или даже не принято говорить об этом, как о конечном даре благодати. Эти темы редко кто поднимает и разбирает... Стесняясь к ней прикасаться.
 
Сверху