Истоки поклонения Яхве восходят, возможно, к раннему железному веку, а скорее всего, к позднему бронзовому веку, если не несколько раньше. Древнейшее правдоподобное упоминание Яхве содержится во фразе «Шасу из Йхв» (егип. , yhwꜣw) в египетской надписи времен Аменхотепа III (1402—1363 года до н. э.)[20][21]. Шасу были кочевниками из Мадиама[англ.] и Эдома в северной Аравии[22], поэтому в настоящее время принято считать, что Яхве был «божественным воином из южного региона, связанного с Сеиром, Эдомом, Фараном и Феманом». Эта точка зрения пользуется значительной, хотя и не всеобщей поддержкой, но возникает вопрос, как Яхве попал на север в Ханаан. Многие ученые считают правдоподобной кенитскую гипотезу[англ.], согласно которой Яхве был пустынным божеством почитаемым кенитами — племенем мадианитян, в частности тестем Моисея и кенитским жрецом — Иофором, который почитал Яхве. Гипотеза связывает воедино различные данные, такие как отсутствие Яхве в Ханаане, его связи с Эдомом и Мадиамом в библейских историях, а также кенитские или мадианитские связи Моисея, но её основные недостатки заключаются в том, что большинство израильтян прочно обосновались в Палестине, а не на юге. Также историчность Моисея и его роль весьма проблематична. Из этого следует, что если придерживаться кенитской гипотезы, то необходимо предположить, что израильтяне столкнулись с Яхве (и мадианитянами/кенитами) внутри Израиля и через их связь с первыми политическими лидерами Израиля. Объяснение этой проблемы говорит, что культ Яхве был завезён в Израиль торговцами по караванным путям между Египтом и Ханааном. Если Яхве действительно происходил из Северной Аравийской пустыни, это может объяснить молчание еврейской Библии о боге Косе, главном эдомитском божестве. Поскольку оба божества происходят из одной и той же области и имеют близкие черты — бога грозы, поэтому возможно, что Библия предпочитает избегать упоминания о Косе, который слишком похож на национального бога Израиля.
Источник