- Православный христианин
В вероучение есть догматы-границы для разума, в сжатой форме они даны в Никео-Константинопольском символе веры. Если Осипов пытается их оспорить, то он еретик. Но это надо доказать, какие догматы, когда и др? Есть области не догматизированные, например, антропология (многие вопросы) и здесь присутствуют частные богословские мнения. Например:
У многих отцов Церкви, особенно ранних, говорится о трехсоставности человеческой природы. Св. Иустин Философ писал: "Тело есть жилище души, а душа — жилище духа, и эти три сохраняются в тех, которые имеют надежду и веру в Бога"[1]. Однако в том же произведении он говорит: "Человек есть животное, разумное существо, состоящее из души и тела"[2].
Сщмч. Ириней Лионский отмечает: "Совершенный человек состоит из трех: плоти, души и духа, и в коих один (дух) — спасает и образует, другая (плоть) — соединяется и образуется, а средняя между сими двумя (т. е. душа) тогда, когда следует духу, возвышается им, а когда угождает плоти, ниспадает в земные похотения"[3].
Человеческая ипостась является сложной, она заключает в себе различные природы. С этим согласны все богословы. Но сколько этих природ? В этом вопросе богословы делятся на два лагеря — трихотомистов и дихотомистов. Дихотомисты признают в человеке две природы: душу и тело. Трихотомисты признают, соответственно, три: дух, душу и тело. Они считают, что дух отличается от души не менее радикально, чем душа отличается от тела.
В пользу своей гипотезы трихотомисты (среди богословов ХХ века трихотомистом был, например, о. Сергий Булгаков) приводят следующие ссылки на Св. Писание:
"Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Евр. 4, 12).
"И ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока" (1 Фес. 5, 23).
Приму ли я точку зрения трихотомистов или дихотомистов, я не нарушаю (не выхожу за пределы догмата Церкви), т.к. вопрос этот не догматизирован.
[1] О воскресении, гл.10.
[2] Там же, гл. 8
[3] Против ересей, кн. 5
У многих отцов Церкви, особенно ранних, говорится о трехсоставности человеческой природы. Св. Иустин Философ писал: "Тело есть жилище души, а душа — жилище духа, и эти три сохраняются в тех, которые имеют надежду и веру в Бога"[1]. Однако в том же произведении он говорит: "Человек есть животное, разумное существо, состоящее из души и тела"[2].
Сщмч. Ириней Лионский отмечает: "Совершенный человек состоит из трех: плоти, души и духа, и в коих один (дух) — спасает и образует, другая (плоть) — соединяется и образуется, а средняя между сими двумя (т. е. душа) тогда, когда следует духу, возвышается им, а когда угождает плоти, ниспадает в земные похотения"[3].
Человеческая ипостась является сложной, она заключает в себе различные природы. С этим согласны все богословы. Но сколько этих природ? В этом вопросе богословы делятся на два лагеря — трихотомистов и дихотомистов. Дихотомисты признают в человеке две природы: душу и тело. Трихотомисты признают, соответственно, три: дух, душу и тело. Они считают, что дух отличается от души не менее радикально, чем душа отличается от тела.
В пользу своей гипотезы трихотомисты (среди богословов ХХ века трихотомистом был, например, о. Сергий Булгаков) приводят следующие ссылки на Св. Писание:
"Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Евр. 4, 12).
"И ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока" (1 Фес. 5, 23).
Приму ли я точку зрения трихотомистов или дихотомистов, я не нарушаю (не выхожу за пределы догмата Церкви), т.к. вопрос этот не догматизирован.
[1] О воскресении, гл.10.
[2] Там же, гл. 8
[3] Против ересей, кн. 5