Вячеслав, попробую ответить кратко, но содержательно.
Цитаты святого
Иоанна Дамаскина приводились уже не раз, а поэтому все с ними могли ознакомиться. О чём же писал святой отец?
Итак, святой
Иоанн Дамаскин ставит такой вопрос: «если Сам Бог Слово, восхотев, сделался Человеком и из чистых и непорочных кровей святой Приснодевы бессеменно составил Себе плоть, то разве Он не может сделать хлеб Своим телом, а вино и воду – Своею кровью?». Следует подчеркнуть, что святой отец пишет буквально следующее: «разве Он не может сделать хлеб Своим телом, а вино и воду – Своею кровью?». Святой Иоанн вовсе не сомневается в том, что Господь это может. Однако давайте ещё раз внимательно прочитаем о том,
что же именно Господь может сделать телом Своим? Святой отец пишет – хлеб. А что же именно Господь может сделать кровью Своею? Святой отец пишет – вино и воду.
***
И действительно, Сын Божий воспринял всю нашу Общую природу, и не только воспринял нашу Общую природу, но «и из чистых и непорочных кровей святой Приснодевы бессеменно составил Себе плоть». Напомню, что святой отец не раз пояснял еретикам о том, что именно исповедуют православные христиане, и пояснял так: «и в Ипостаси Сына Божьего Природа Божества Соединилась с природой Человечества, Воплотилась же Ипостась Слова, ибо Воплощение есть принятие плоти, а Соединение – сошествие и сочетание каких-либо двух вещей в одну и ту же». Так что же конкретно исповедуют православные христиане? Божественный учитель отвечает: «мы исповедуем Ипостасное Соединение природ, и Воплощение Слова, и обожение плоти – ибо Воплощение есть причастность к плоти и её свойствам». Обратите внимание на слова, которые многие православные христиане настойчиво не хотят замечать: «мы исповедуем (а) Ипостасное Соединение природ, и (б) Воплощение Слова, и (в) обожение плоти». То есть «мы исповедуем и «первое» и «второе» и «третье». Выше я приводил слова
Феодора Абу Курры о том, что «Вечный Сын, хоть и воспринял Общую вещь (наше Общее тело, нашу Общую природу), которая является бестелесной, а именно Человеческую сущность, однако это вовсе не отрицает факт Воплощения (становления телом), то есть Воплощения и Вочеловечения».
***
Зачем я привёл все эти рассуждения? Давайте снова обратимся к словам святого
Иоанна Дамаскина: «так как люди обыкновенно употребляют в пищу хлеб, а пьют воду и вино, – Он сочетал с этими веществами Своё Божество и сделал их Своими телом и кровью для того, чтобы мы через обыкновенное и естественное приобщились тому, что выше естества». Обратите внимание, что Сын Божий «сочетал с этими веществами (с веществами хлеба, воды и вина) Своё Божество и сделал их Своими телом и кровью».
Подчеркну: в Таинстве Причастия не «с веществом людской плоти», а именно с веществами «хлеба, воды и вина» Господь сочетает Своё Божество, поэтому именно «самый хлеб и вино прелагаются в тело и кровь Божию». Ещё раз подчеркну: именно «хлеб, вода и вино» – вот что делается телом и кровью Божества. Каким же образом это происходит? Святой отец пишет: «если же ты доискиваешься способа, как (именно) это делается, то тебе достаточно, услышать, что – с помощью Святого Духа». Однако святой отец не ограничивается этими словами, но тут же приводит и важнейший пример тому «способу», каким именно хлеб, вода и вино делаются телом и кровью Христа: «подобно тому, как Господь, при содействии Святого Духа составил Себе и в Себе, плоть от святой Богородицы».
***
Иначе говоря, подобно тому, как воспринявший нашу Общую природу Сын Божий «при содействии Святого Духа составил Себе и в Себе, плоть от святой Богородицы»,
подобным же образом и в Таинстве Причастия именно «хлеб, вода и вино» делаются Истинными телом и кровью Христа. Здесь нет и речи о том, что «сущность хлеба заменяется сущностью плоти из мяса, костей, жил». Здесь речь именно о том, что
сами «хлеб, вода и вино», сами «вещества», сами «природы» именно «хлеба, воды и вина» делаются Истинными телом и кровью Христа. Святой
Иоанн Дамаскин подчёркивает это неоднократно: «хлеб предложения, вино и вода через призвание и наитие Святого Духа сверхъестественно претворяются в тело Христово и кровь и суть не два, но единое и то же самое». «Хлеб и вино суть не образ тела и крови Христовой (да не будет!), но само обожествлённое тело Господа, так как Сам Господь сказал: это есть не «образ тела», но «тело Моё», и не «образ крови», но «кровь Моя».
***
Вячеслав, прошу Вас прочитать мой пост внимательно. )))