- Православный христианин
Мария, как понимаете данные слова из Философских глав?Вот это да, ясно. Я просто не понимаю, почему про Адама (ил про всех людей?) пишут, что у него (или у всех) две природы (какие?) и ипостась (одна? какая? скорее сущность. Ипостась - это ведь, можно сказать, "одна из сторон". В случае Троицы это понятно, в случае человека - совершенно нет).
«Так, человек разделяется на Петра, Павла, Иоанна и прочих отдельных людей, которые уже не суть виды, но ипостаси. В самом деле, виды, как мы сказали, не принимают определения друг друга: например, тело не принимает определения бестелесного существа, человек не принимает определения лошади. Петр же, Павел и Иоанн принимают одно определение, определение человека. Подобным же образом дело обстоит и с прочими отдельными людьми, так что они не суть виды человека, но индивиды, или ипостаси.
Затем вид, при разделении, сообщает тому, что ему подчинено, и имя, и определение. Петр же, если его разделить на душу и тело, ни душе, ни телу не сообщает своего имени и определения, ибо Петр не есть только душа и только тело, но то и другое в соединении».
https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Damaskin/filosofskie_glavy/10#sel=11:380,12:47
И эти:
«Петр, Павел и Иоанн не суть виды, но индивиды, или ипостаси. Равным образом и человек не есть род Петра и прочих ипостасей, но вид. Вследствие этого человек есть низший вид. Он есть вид в отношении высшего, поскольку обнимается им, и вид в отношении низшего, поскольку он обнимает его, ибо то, что обнимается родом, есть вид, равно как видом является и то, что обнимает индивиды, т.е. ипостаси. Таким образом, низшим видом будет такой вид, который служит ближайшим высшим понятием для индивидов, почему его и определяют следующим образом: низший вид есть то, что сказывается в отношении многих и различающихся численно предметов, отвечая на вопрос: что есть предмет? Подобным образом и лошадь, и собака, и др. животные суть низшие виды. То же, что лежит между самым общим родом и низшим видом, суть подчиненные роды и виды – виды в отношении высшего и роды в отношении низшего».
https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Damaskin/filosofskie_glavy/10#sel=11:380,12:47;13:57,13:199
И это:
В собственном же смысле индивидом называется то, что, хотя и разделяется, однако после деления не сохраняет своего первоначального вида. Например, Петр делится на душу и тело. Но ни душа сама по себе не есть уже полный человек или полный Петр, ни тело. Философы и говорят об индивиде в этом смысле, согласно которому он обозначает основывающуюся на субстанции ипостась.
https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Damaskin/filosofskie_glavy/11#sel=7:65,7:121
И это:
Предметы бывают единоипостасными (ὁμουποστατα), когда две природы соединяются в одной ипостаси и производят одну сложную ипостась и одно лицо; таковы, например, душа и тело.
https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Damaskin/filosofskie_glavy/48#sel=11:1,11:26
Последнее редактирование модератором: