Как пережить охлаждение веры?

Казахстан. Семей
Православный христианин
I got the power! Это счастливое чудо. Воспоминание о котором уже не даст сойти с пути.
А по русски - никак?

Откуда же эти силы взять?
Хороший вопрос: "откуда взять"?
Источник источнику - рознь.

Прежде всего - от попутчиков. И от наставника, который добрым словом укрепит в минуту отчаяния.
Прежде всего - от Бога. Один у нас Наставник.
Рассказав, что он тоже хотел сойти с пути... И что вот это охлаждение - это нормально, ибо путь нелёгок.
Путь Отцов.

Друзья и наставник - вот то, что нужно!

Слово Божие и Святые Отцы - вот единственные верные наставники. По ним сверяем встречных.
 

Мария

другиня
Команда форума
Новосибирск
Православный христианин
Мир Вам, Георгий!
Могу сказать о себе, что за 10 лет охлаждения в духовной жизни я уже полностью забыл о том состоянии, когда я со страхом спрашивал у духовника не в прелести ли я.
В смысле охлаждение длилось 10 лет или я неправильно поняла?
К сожалению, не на всю жизнь. Где то у святых отцов читал мысль о том, что даже те, кто испытал духовные состояния, если вознерадят о спасении, то со временем забывают о том, что они испытывали.
Конечно, ничто не вечно, потому и написала, что надо стараться, усердствовать, т.е радеть.
Самой ощущение пройдёт, оно не останется столь же ярко и остро ощутимым как в первые дни, однако будут воспоминания об этом. Я надеюсь на это :)

Извините, а что тут кто подразумевает под "деланием"/"неделанием"?
Я опять согласна с тем, что Георгий написал на ваши вопросы.
Просто когда охлаждение, то и там же уныние (грусть) и ропот. Хочется посидеть, "крылышки сложить", пожалеть себя.

Что мне помогло, дало силы?
Максимально возможное посещение богослужений и участие в них: молитвой, пением.
Участие в молебнах великомученику и целителю Пантелеимону
Участие в чтении акафиста святителю и чудотворцу Николаю из Мир Ликийских. особенно понравилось, что читали все, кто пришёл, по небольшому кусочку.
Тщательная подготовка к исповеди, участие в Таинствах Соборования, Исповеди и ,конечно, Евхаристии.
Просто у меня так сложилось, по милости Божией, я оказалась вдали от семьи и каких-либо житейских забот на некоторое количество дней и потому смогла употребить сей факт во благо.
Благослови Господь, отца Андрея и радушных, скромных тружениц маленького сельского храма Антонину, Наталью и других, чьи имена Ты знаешь.
Слава Богу за всё!
 
Православный христианин
В смысле охлаждение длилось 10 лет или я неправильно поняла?
Да, примерно 10 лет. Но правильней сказать - длится до сих пор. Нет того умиления при молитве, когда с трудом сдерживаешь слёзы. Нет того внимания, когда текст богослужения заполняет всю душу, вытесняя любые посторонние мысли. Нет той тихой радости, которая временами переполняла душу после молитвы, независимо от моего желания и оставалось лишь молиться Господу о том, что хватит, ибо я больше не вынесу. Нет какой-то блокировки чувства возмущения и осуждения ближних, но оправдание и любовь, как бы фактически человек не был бы виноват. И жил я так с полгода. А сейчас каждый даже маленький внешний шаг к Богу делается через большое нехочу и постоянное уныние. Потому внешние шаги делаются лишь минимальные, а о изменении мыслей и чувств в сторону Бога я уже даже не мечтаю. Потому и на этом форуме появился, т.к. решил, что лучше поболтать о духовном, чем разгонять скуку в спорах на светских форумах, через игры, кино, чтение новостей и сон.
 
агностик
А по русски - никак?

Ну почему. Можно. Но по-моему, будет хуже: не будет контекста, который окружает эту цитату - музыки и энергетики Майкла Джексона.
Ну и если перевести power как "сила" - исчезнет оттенок. Но если Вас раздражают иностранные цитаты - скажите, буду иметь ввиду при общении с Вами.

Прежде всего - от Бога. Один у нас Наставник.

Но с Ним-то не пообщаться, особенно неофиту. Иначе зачем бы тогда церковь и священники, если можно было бы напрямую обращаться и слышать ответы.

Слово Божие и Святые Отцы - вот единственные верные наставники. По ним сверяем встречных.

Но если внимать им в одиночку - можно забрести в такие глубины зла, куда и безбожники-то не сунутся.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Да, примерно 10 лет. Но правильней сказать - длится до сих пор. Нет того умиления при молитве, когда с трудом сдерживаешь слёзы. Нет того внимания, когда текст богослужения заполняет всю душу, вытесняя любые посторонние мысли. Нет той тихой радости, которая временами переполняла душу после молитвы, независимо от моего желания и оставалось лишь молиться Господу о том, что хватит, ибо я больше не вынесу. Нет какой-то блокировки чувства возмущения и осуждения ближних, но оправдание и любовь, как бы фактически человек не был бы виноват. И жил я так с полгода. А сейчас каждый даже маленький внешний шаг к Богу делается через большое нехочу и постоянное уныние. Потому внешние шаги делаются лишь минимальные, а о изменении мыслей и чувств в сторону Бога я уже даже не мечтаю. Потому и на этом форуме появился, т.к. решил, что лучше поболтать о духовном, чем разгонять скуку в спорах на светских форумах, через игры, кино, чтение новостей и сон.

Святитель Феофан Затворник пишет интересные вещи на эту тему:

"Потом благодать скрывает себя от спасаемого, и хотя пребывает в нем и действует, но так, что тот не замечает сего, и до того не замечает, что нередко считает себя оставленным от Бога и гибнущим, от чего впадает в тугу, сетование и даже легкое нечаяние. Так, святой Диадох, после приведенных пред сим мест, продолжает: «Впрочем, долго потом скрывает драгоценность сего животворного дара, чтобы мы, хотя исполним все добродетели, считали себя совершенно ничем, потому что не обратили еще святой любви как бы в навык себе»30,"


"«И помучит его в наказании своем» – долго продержит его в сем сокровенном и строгом своем обучении. По святому Макарию, «благодать многоразличными образами, по своему произволению и сообразуясь с пользою человека, все располагает, держит его во многих искушениях и таинственном ума испытании и прочее37."

И вообще страшные слова

"Замечено уже было, что в разнообразии действий благодатных возбуждений особенного достоин замечания тот образ действия ее16, какой употребляет она в отношении к грешнику, уже испытавшему сии возбуждения и опять отпавшему в грех, решительным падением в обычные свои смертные грехи. Чем чаще повторяются сии отпадения, тем слабее становится возбуждение, потому что к нему сердце как бы привыкает, и оно переходит в ряд обычных явлений душевной жизни. Вместе с таким умалением оно из чувства энергического, каким характеризуется в настоящем своем виде, все более и более приближается к мысли и наконец переходит в одно простое помышление и воспоминание. Это помышление до поры до времени принимается с согласием, потом только терпится, хотя без неудовольствия, но холодно, без особого внимания, а затем уже становится докучливым, его спешат поскорее сбыть и, наконец, от него чувствуют неприятность и отвращение; его уже не любят, а ненавидят, преследуют, гонят. Соответственно сему падает убеждение в необходимости лучшей духовной жизни; сначала необходимость сия представляется только вероятною; далее закрывается сомнениями, в виде вопросов о разных сторонах своих; еще далее ненужность и излишность ее становится более чем вероятною; наконец, внутри полагается решение: «Живи, как живется, и так можно прожить; все другое – излишние хлопоты». Здесь человек приходит в глубину зол и нерадит, состояние, сходное с состоянием и того, кто ни однажды не принимал возбуждения."
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Но с Ним-то не пообщаться, особенно неофиту. Иначе зачем бы тогда церковь и священники, если можно было бы напрямую обращаться и слышать ответы.
Если утверждать себя в скепсисе - не пообщаться. Но если держать сердце открытым, то можно, и неофиту - не в последнюю очередь!
В книге "Несвятые святые..." владыки Тихона Шевкунова есть про это. Ему, новокрещенному, сказали:
"Моя крестная, уборщица в этом храме, сказала:

— У тебя будет несколько очень благодатных дней, береги их.

— Как это — благодатных? — спросил я.

— Бог будет очень близко. Помолись, пожалуйста, обо мне. У тебя, пока не растеряешь, будет очень действенная молитва.

— Какая молитва? — снова переспросил я.

— Сам увидишь..."

Что до того, зачем нужна Церковь... Церковь - это Евхаристия! В ней мы соединяемся с Господом, вне Церкви - это невозможно...
 
Православный христианин

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, все.
Наблюдала за темой и не хотела в нее "встревать" до этого момнета. Здесь мне показалаось, что Юрий не совсем разбирается с православными "цитатами".

Ну почему. Можно. Но по-моему, будет хуже: не будет контекста, который окружает эту цитату - музыки и энергетики Майкла Джексона.
Ну и если перевести power как "сила" - исчезнет оттенок...
Юрий, вполне понимаю просьбу Аники, мне пришлось погуглить, прежде, чем понять, что и к чему Вы процитировали. Не все являются поклонниками таланта Майкла Джексона. И не обязаны, кстати сказать. У людей могут быть другие музыкальные предпочтения.
Мне захотелось кое-что уточнить о других словах и терминах. Вы пишете:
Но с Ним-то не пообщаться, особенно неофиту. Иначе зачем бы тогда церковь и священники, если можно было бы напрямую обращаться и слышать ответы.
Вот здесь разрешите с Вами не согласиться. С Ним-то общаться именно что можно и нужно напрямую. Способ прямой связи - молитва. Способ обратной связи - участие в Таинствах и чтение Святого Писания (Бог разговаривает с нами через Писание, приобщает Себе через Таинства: зримо, ощутимо, чувственно, можно сказать - материально).
А священники? Они, безусловно, нужны. Для совершения Таинств: Крещения, Евхаристии, Покаяния. Это - самое главное. И, если нам повезет, то и для руководства в духовной жизни. Но даже простой совет от священника - это ценно, хотя и не 100% обязательно совет этот выполнять.
Но если внимать им (святым отцам) в одиночку - можно забрести в такие глубины зла, куда и безбожники-то не сунутся.
Не думаю. Творения святых отцов Церкви (ими называют святых подвижников прошлых веков) одобрены Церковью, их толкования на Священное Писание выверено, поэтому, когда встречается в Писании не вполне понятное место, следует обращаться к толкованиям.

Ну вот, Юрий расшифорвал свою цитату, я попыталась расшифровать "православные цитаты". :)
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
агностик
И как? Увидел?


Здесь мне показалаось, что Юрий не совсем разбирается с православными "цитатами".
Охотно верю. И вот, кстати, зачем нужно общаться - чтоб разбираться вместе, а не в одиночку.

Юрий, вполне понимаю просьбу Аники,
Нет проблем - не будет больше от меня без необходимости иностранных цитат.

Способ обратной связи - участие в Таинствах и чтение Святого Писания (Бог разговаривает с нами через Писание, приобщает Себе через Таинства: зримо, ощутимо, чувственно, можно сказать - материально).
Но иногда по какой-то причине делает это не очень охотно. Об этом и тема, верно?

И вот тут-то и нужна поддержка от "собрания своего".

Творения святых отцов Церкви (ими называют святых подвижников прошлых веков) одобрены Церковью, их толкования на Священное Писание выверено, поэтому, когда встречается в Писании не вполне понятное место, следует обращаться к толкованиям.

Способность истолковывать самые ясные слова как угодно известна со средних веков: Признаемся: ведь мы ее [религию] направляем куда нам заблагорассудится! Разве мы не лепим, как из воска, сколько угодно противоположных образов из столь единого и твердого вероучения? (Мишель Монтень, "Опыты").

И вот тут-то очень важен кто-то, кто бы сказал: ты, братушка, куда-то не туда заехал.

 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
...Способность истолковывать самые ясные слова как угодно известна со средних веков:..
Вот тут-то, когда не туда заехали, и помогут творения Святых отцов (живших, кстати, в большинстве своем до средних веков https://azbyka.org/svyatye-otcy ).
А так-то, Юрий, конечно, я с Вами согласна, что и прямое общение со своими современниками необходимо.
 
агностик
Ну согласитесь: и обращаться к Богу с такой молитвой как-то неуважительно, и чудо не такое уж и чудесное - встретить человка по дороге к его дому...

Но было у меня приключение, из-за которого я верю в силу молитвы. Расскажу.

Было это лет 15 назад. Ехал я в поезде из Москвы и трясся: не успел деньги через банк послать самому себе. Ну и боялся, что ограбят бандиты в погонах - с той или другой стороны границы. Заказал в купе обед. Такого гнусного обеда я давно не видел. Он реально пах тухлятной. И принёс его подвыпивший официант с нескрываемой насмешкой. И ушёл. Я заявил, что пойду вылью это в туалет, чтоб не воняло. И тут старушка напротив говорит: если я не буду есть, может, ей бы оставить, она бы съела.

Я говорю, что я какой ни есть, а человек, и не допущу, чтоб она это ела. Говорю, вот скоро будут Сухиничи, там еду носят, куплю ей что-то нормальное. Она с лёгкой укоризной сказала, что она не нищенка и деньги у неё есть, только испортились от ношения на теле. И смех был в том, что у неё денег оказалось ровно столько, сколько стоил мой обед.

У меня созрел план мести. Я устроил обмен 1:1. Новенькие, ароматные купюры отдал взамен совершенно непотребных бумажек. И расплатился ужасными, но сохранившими реквизиты платёжности зловонными обрывками. "Как ты накормил, так я и расплатился". Скандал был громкий и долгий, но победа осталась за мной. А тут и Сухиничи - смогли наконец накрыть стол и разговоились. Старушка ехала в монастырь где-то на Брянщине. И мы очень интересно поговорили о православии. Больше такого удовольствия от беседы о вере я не получал ни до, ни после.

Ближе к вечеру она мне и говорит: мол, её молитвы имеют силы, и у меня есть возможность одну просьбу в её молитву вставить. Потому как выручил с деньгами - их же никто не брал. Я вежливости ради и отвечаю: если не очень трудно, пусть попросит помочь мне проехать мимо бандитов. Она вышла где-то перед Брянском, ну а я заснул.

Проснулся от толчка проводника: "Киев!". Как??? А погранцы? А таможня одна и другая???

- Были все, и менты ходили, но тебя как будто не замечали. Я ещё такого не видел...
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Ну почему. Можно. Но по-моему, будет хуже: не будет контекста, который окружает эту цитату - музыки и энергетики Майкла Джексона.
Ну и если перевести power как "сила" - исчезнет оттенок. Но если Вас раздражают иностранные цитаты - скажите, буду иметь ввиду при общении с Вами.
Гугл переводчик переводит power как "сила". Мало кто находится с Майклом Джексоном в единстве и потому им безразлично его энергетика.
Но с Ним-то не пообщаться, особенно неофиту.
С Богом общение идёт через молитву. Господь спрашивает:"!чего ты хочешь?", "чего вы хотите от Меня?".
Иначе зачем бы тогда церковь и священники, если можно было бы напрямую обращаться и слышать ответы.
Священник затем, что Сын Божий поставил их на служение Себе и людям. Им дана власть отпускать исповеданные грехи или не отпускать.

Но если внимать им в одиночку - можно забрести в такие глубины зла, куда и безбожники-то не сунутся
.
Внимайте Отцам, испросив помощи Божией.
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Признаемся: ведь мы ее [религию] направляем куда нам заблагорассудится! Разве мы не лепим, как из воска, сколько угодно противоположных образов из столь единого и твердого вероучения? (Мишель Монтень, "Опыты").
Слова протестанта.
Но, Мишель Монтень выступал противником христанства. Католическая церковь внесла его "Опыты" в список запрещённых книг.
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/757/МОНТЕНЬ
 
агностик
Но, Мишель Монтень выступал противником христанства.
Словари вводят Вас в заблуждение.

Я перечитал все три тома "Опытов". Нет там ничего против христианства. Вот совсем ничего. Он выступал против мракобесия, которое прячется за христианство. Надо же видеть разницу! Но советские "философы" 30-х этой разницы не видели. И понаписали - "атеистические взгляд Монтеня". А теперь все у них ученически переписывают. "Выступал противником христианства"... Попробовал бы он в те годы выступить против христианства - богобоязненные соотечественники показали бы ему кузькину мать!

На правах кандидата философских наук (1997, Москва) призываю Вас не повторять больше ошибки словарей про Мишеля Монтеня.
 
Православный христианин
Хочу поддержать Юрия. Если бы одного лишь участия в таинствах и чтения св. отцов было бы достаточно для движения по пути спасения, то не нужны были бы духовники и старцы. Но история Церкви говорит о другом - все века существования Церкви верующии искали старцев и опытных духовников. Наличие духовника являлось и является одним из ключевых условий здоровой духовной жизни. Причём духовник далеко не всегда имеет священный сан и отпускает грехи. Мне рассказывали, что на Афоне является вполне нормальной ситуация, когда духовник братства (он же и настоятель) не имеет сана, а грехи отпускает имеющийся в братстве иеромонах. За неимением опытного наставника свт. Игнатий (Брянчанинов) советует общаться с единодушной братией. Нередко св. отцы цитируют и комментируют следующии цитаты Писания: «имже и несть управления, падают аки листвие, спасение же есть во мнозе совете» (Притч.11:14), «Горе тому единому, егда падет и не будет втораго воздвигнути его» (Еккл. 4, 10).
 
Последнее редактирование:
Казахстан. Семей
Православный христианин
На правах кандидата философских наук (1997, Москва) призываю Вас...
Ой бай, Юрий. Вы не на трибуне съезда КПСС. Здесь православный форум.
Аргументы требуются.

Высказывание Монтеня, которое Вы процитировали, явно мимо Православия.
Он жил во Франции в эпоху религиозных войн: гугенотов и католиков.
Католики во Франции победили и Монтеня практически анафематствовали.

Я перечитал все три тома "Опытов".
Я осилила только первый. Вредное чтиво.
 

Мария

другиня
Команда форума
Новосибирск
Православный христианин
Мир Вам, Георгий!
Ваше последнее сообщение какое-то противоречивое.
Хочу поддержать Юрия.Если бы одного лишь участия в таинствах и чтения св. отцов было бы достаточно для движения по пути спасения, то не нужны были бы духовники и старцы.
Невозможно участвовать в Таинствах без духовников. Если, конечно, мы говорим об истинной Церкви. Православной.
ДУХОВНИК
Причём духовник далеко не всегда имеет священный сан и отпускает грехи. Мне рассказывали, что на Афоне является вполне нормальной ситуация, когда духовник братства (он же и настоятель) не имеет сана, а грехи отпускает имеющийся в братстве иеромонах.
Георгий, не скажу как на Афоне, но, насколько мне известно, прощает грехи Бог :)
Однако именно пастырям Церкви Господь дал обязанность принимать исповедь и право произносить разрешительную молитву над раскаявшимся и исповедовавшимся.
СВЯЩЕНСТВА ТАИНСТВО
 
Последнее редактирование:
агностик
Аргументы требуются.
Их есть у меня.

Один я уже приводил: нет ни одного высказывания Монтеня, за которое его можно было бы назвать "противником христианства".
Он не нападал на христианство - он его спасал по мере сил. Доказывал, что та дикость, которую тогда можно было наблюдать - не потому, что так написано в Евангелии - а потому, что его так прочитали.

Высказывание Монтеня, которое Вы процитировали, явно мимо Православия.

Ни в коем разе. Православные люди без всякого Монтеня формулировали, что "Заставь дурака Богу молиться - он и лоб разобьёт". И если бы только свой...

И вот, кстати, почему крайне опасно изучать христианство (и не только) в одиночку. Вполне можно додуматься до смертной казни за изучение физики и химии (Феофан Затворник). Надо всё-таки как-то с людьми. Ну хоть виртуально. Иначе крыша едет. И это не только я говорю.

Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.
Не будем пренебрегать возможностью встречаться друг с другом, чем некоторые пренебрегают. Будем ободрять друг друга, особенно видя, что День Господа уже приближается.
Не будем оставлять наших собраний, а то у некоторых есть такая привычка. Лучше будем ободрять друг друга, и тем больше, чем ближе День Господа.

Послание к Евреям

Он жил во Франции в эпоху религиозных войн: гугенотов и католиков.

Верно. Но с чего Вы взяли, что Монтень был гугенотом - непонятно.

Католики во Франции победили и Монтеня практически анафематствовали.

Провёл денёк в Бастилии. И вытащила его оттуда, прошу заметить, Екатерина Медичи.
Как она относилась к гугенотам - см. "Варфоломеевская ночь". Вполне себе католик был - и помер на мессе...

Я осилила только первый. Вредное чтиво.

А я считаю именно первый том лучшим у Монтеня. Особенно восхищают его критика педагогики в главе "О педантизме". Вот на пробу:

Если учение не вызывает в нашей душе никаких изменений к лучшему, если наши суждения с его помощью не становятся более здравыми, то наш школяр, по-моему, мог бы с таким же успехом вместо занятий науками играть в мяч; в этом случае, по крайней мере, его тело сделалось бы более крепким. Но взгляните: вот он возвращается после пятнадцати или шестнадцати лет занятий; найдется ли еще кто-нибудь, столь же неприспособленный к практической деятельности? От своей латыни и своего греческого он стал надменнее и самоуверенней, чем был прежде, покидая родительский кров, - вот и все его приобретения. Ему полагалось бы прийти с душой наполненной, а он приходит с разбухшею; ей надо было бы возвеличиваться, а она у него только раздулась.

Как будто сегодня написано! Я пару лет назад собеседовал выпускницу Политеха - и был просто потрясён. Нет, я и так был без иллюзий по поводу Политеха - но не ожидал, что придётся сказать деве юной, что она старше меня: я не застал такой вёрстки, как у неё, потому что пришёл в веб-технологии в 2000-м.

Не, ну правда: 16 лет учат человека - а потом он(-а) бьётся, как рыба об лёд под злобные комментарии родственников: мол, мы тебя на ноги поставили, а у тебя "хватки нет". Кого и за что хватать человеку, которого научили технологиям 25-летней давности?

Простите, что-то я от темы ушёл... Просто очень больной вопрос - образование детей... Но всё, останавливаюсь.
 
Последнее редактирование:
Сверху