Их есть у меня.
Один я уже приводил: нет ни одного высказывания Монтеня, за которое его можно было бы назвать "противником христианства".
Он не нападал на христианство - он его спасал по мере сил. Доказывал, что та дикость, которую тогда можно было наблюдать - не потому, что так написано в Евангелии - а потому, что его так прочитали.
Высказывание Монтеня, которое Вы процитировали, явно мимо Православия.
Ни в коем разе. Православные люди без всякого Монтеня формулировали, что "
Заставь дурака Богу молиться - он и лоб разобьёт". И если бы только свой...
И вот, кстати, почему крайне опасно изучать христианство (и не только) в одиночку. Вполне можно додуматься до смертной казни за изучение физики и химии (
Феофан Затворник). Надо всё-таки как-то с людьми. Ну хоть виртуально. Иначе крыша едет. И это не только я говорю.
Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.
Не будем пренебрегать возможностью встречаться друг с другом, чем некоторые пренебрегают. Будем ободрять друг друга, особенно видя, что День Господа уже приближается.
Не будем оставлять наших собраний, а то у некоторых есть такая привычка. Лучше будем ободрять друг друга, и тем больше, чем ближе День Господа.
Послание к Евреям
Он жил во Франции в эпоху религиозных войн: гугенотов и католиков.
Верно. Но с чего Вы взяли, что Монтень был гугенотом - непонятно.
Католики во Франции победили и Монтеня практически анафематствовали.
Провёл денёк в Бастилии. И вытащила его оттуда, прошу заметить, Екатерина Медичи.
Как она относилась к гугенотам - см. "Варфоломеевская ночь". Вполне себе католик был - и помер на мессе...
Я осилила только первый. Вредное чтиво.
А я считаю именно первый том лучшим у Монтеня. Особенно восхищают его критика педагогики в главе "О педантизме". Вот на пробу:
Если учение не вызывает в нашей душе никаких изменений к лучшему, если наши суждения с его помощью не становятся более здравыми, то наш школяр, по-моему, мог бы с таким же успехом вместо занятий науками играть в мяч; в этом случае, по крайней мере, его тело сделалось бы более крепким. Но взгляните: вот он возвращается после пятнадцати или шестнадцати лет занятий; найдется ли еще кто-нибудь, столь же неприспособленный к практической деятельности? От своей латыни и своего греческого он стал надменнее и самоуверенней, чем был прежде, покидая родительский кров, - вот и все его приобретения. Ему полагалось бы прийти с душой наполненной, а он приходит с разбухшею; ей надо было бы возвеличиваться, а она у него только раздулась.
Как будто сегодня написано! Я пару лет назад собеседовал выпускницу Политеха - и был просто потрясён. Нет, я и так был без иллюзий по поводу Политеха - но не ожидал, что придётся сказать деве юной, что она старше меня: я не застал такой вёрстки, как у неё, потому что пришёл в веб-технологии в 2000-м.
Не, ну правда: 16 лет учат человека - а потом он(-а) бьётся, как рыба об лёд под злобные комментарии родственников: мол, мы тебя
на ноги поставили, а у тебя "хватки нет". Кого и за что хватать человеку, которого научили технологиям 25-летней давности?
Простите, что-то я от темы ушёл... Просто очень больной вопрос - образование детей... Но всё, останавливаюсь.