Из проповедей священников, поучений и писем Святых.

Москва
Православный христианин

Из Рождественcких поздравительных писем Архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

* Слыши небо и внуши земле: се бо Сын и Слово Бога и Отца, приходит родитися...

Чадца Божии!

И ныне вхожу в дом ваш, обнимая вас всех любовью и радостным светлым приветствием: Христос раждается, славите! ... Христос раждается, славите!

Радость благодатного праздника Рождества Христова да согреет сердца ваши и освятит, и просветит надвигающуюся на нас тьму враждебного Богу мира. Как хочу я вдохнуть в души ваши, дорогих и близких мне людей, дух несомненной уверенности, что С нами Бог!

Бог крепок! Властитель мира! И свет небесной святости и праведности, достигший земли Рождеством Христовым и явивший на ней земных Ангелов и небесных человеков, не угаснет до конца дней мира, и он освещает и нас, усыновляя Богу и Вечности.

А мы, земные человецы, своей верой, надеждой и любовью будем неустанно идти навстречу Небесному Свету, преобразующему тварь.

Божие благословение да сопутствует вам на пути спасения.

Ваш Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
 
Православный христианин
Поставил рис вариться.
Вода вся выкипела, а рис не подгорел, несмотря на то, что какое-то время "варился" без огня (а должен был подгореть)!

Богу всё возможно!

Слава Святому Господу Отцу Небесному!
Слава Святому Господу Иисусу Христу!
Слава Святому Господу Святому Духу!
Слава ВсеСвятой Владычице Нашей Богородице!
Слава Святой Царице Небесной!
Слава Святой Царице Милости!
Слава Святому Животворящему Кресту Господа Нашего!
 
Москва
Православный христианин
- "Да, немаловажно, что о нас скажут люди, но не зря же сказано в Писании: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо, ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк.6:26). По крайней мере, это очень плохо, когда речь идет о вопросах, которые касаются Божией правды и человеческих неправд. Нам нужно угождать не миру, но Богу и главное для нас - не что скажут люди, а что скажет Господь, увидев нас на Страшном Суде"(c).

(Из статьи Статьи председателя Cинодальнего отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина ; 2013г.)
Патриархия.ru -
 
Москва
Православный христианин
Иерей Даниил Сысоев

- Каждый раз, когда наступает гражданский Новый год, можно услышать множество всяких разговоров: - Что же обещает нам судьба в будущем году?
Но все эти мысли и размышления глупы на самом деле.
Хотите знать, что будет? Я вам скажу: будет тот же Бог, что и был в прошлом году. Этот год будет так же, как и все прежние, принадлежать Отцу, Сыну и Святому Духу и будет проходить под покровом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и всех Святых. Так же на нас будут нападать сатана и злые люди. Ничего не изменится - человек останется тем же, дьявол останется тем же.
Может упасть Россия, это теоретически возможно. Может упасть Америка. Могут рухнуть все царства мира, но никогда не рухнет Господь наш, Богородица и Святые. Их молитвы, поддержка и защита - та башня, в которую должны учиться убегать. Когда мы надеемся только на земное, оно нас обязательно подводит.
 
Москва
Православный христианин
☨ Святые отцы и старцы о молитве

Отца Гавриила спросили, как молиться о врагах. Старец ответил:

- Сперва начинай молиться о тех, кого больше всего любишь, например, о своих детях. Потом молись об остальных членах твоей семьи. Потом обо всех твоих соседях и родственниках, чтобы у тебя не было врагов. Благослови тот город, где ты живешь, но Тбилиси не один - благослови всех жителей Грузии. И Грузия не одна, она окружена другими странами - проси Бога, чтобы люди не враждовали. Теперь, когда ты помолился обо всех и остался один враг, - и его не оставляй. Проси Бога наполнить его сердце добротой, а разум - мудростью. Вот так и сможешь помолиться о своем враге.
Преподобный Гавриил (Ургебадзе)

- Молитесь за детей своих и, чем можете, помогите.
Они оба ещё не научились жить и не знают истинных ценностей в жизни, а потому и советы Ваши им сейчас не помогут, а вот молитва, творимая в тайне от них, и ожесточенное сердце умягчит.
И я вот теперь помогаю другим только молитвой и нашел, что это самая действенная помощь.
Умудри вас Бог.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

- Больше молись и меньше говори. Всем требуется много молитвы и мало слов.
Преподобный Порфирий (Кавсокаливит)

- Не Богу нужны наши молитвы! Он знает и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся... молитва необходима нам: она усвояет человека Богу.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
 
Москва
Православный христианин
☨ Схиархимандрит Зосима (Сокур)

- Бесовское существует поверие в народе: понедельник день тяжелый. Это сатанинское понятие. Наоборот, понедельник какой?! Ангельский день! Ангелу Хранителю посвящён, Михаилу Архангелу посвящён - защитнику нашему, помощнику нашему.
Тяжелый он для беса, для сатаны, потому что Михаил Архангел поразил сатану и поразит его окончательного во Второе Пришествие Христово. Почему сатана трепещет и вот этой глупостью старается осквернить этот день: «Ой, тяжелый день».
Для беса - да, тяжелый, а для христиан это самый легкий, благодатный, радостный день святого Ангела Хранителя. Я опытно по себе заметил: самые сложные вопросы стараюсь решать в жизни своей в понедельник всегда и всегда вижу помощь Ангела Хранителя, Михаила Архангела, и успех всегда вижу.
Так и вы: по духовному поступайте, и для вас понедельник чтобы никогда не был тяжелым днем, а, наоборот: легким, благодатным, ангельским днем.
 
Москва
Православный христианин
☨ Слово Пастыря

О молитве

Cхиархимандрит Зосима (Сокур)

- Молиться можно непрестанно, исполняя заповедь Божию.
Это не значит, что нужно ходить с молитвословом и с Псалтирью под мышкой, нет не нужно.
Кушать готовишь - помолись Господу, «Отче наш» почитай, чтобы вкусная пища была, добрая, хорошая, с любовью приготовь, а то злыми готовим, потом пища эта только лишь нам во вред служит, комом стоит в наших желудках.

Идешь на работу, вздохни-помолись: «Господи благослови»; идешь на базар, в магазин: «Господи благослови»; пришла: «Слава Тебе, Господи», и так бесконечно!..

Идешь по дороге, проходишь мимо селения: «И здесь же люди живут, добрые христиане, помилуй их, Господи»; едешь мимо кладбища: «Царство Небесное» сказажи усопшим, перекрестись.

Едешь мимо больницы, сколько страждущих людей мучается в этой больнице, на операциях сколько: «Господи, даруй им здравие»; в предсмертных уже муках сколько страждущих: «Помилуй их, Господи!»

Мимо детского садика идешь или яслей: «Деток сохрани, Господи», мимо роддома: «Помоги, Господи, роженицам всем благополучно разрешиться от бремени, да чтобы не было абортов этих, детоубийств».

Пришел тебе на ум какой-то человек, то ли живой, то ли мертвый, может душа его страждет в этот момент – да вздохни, да помолись за него! Может в этот момент какая-то авария происходит, или на операции лежит человек, и твоим вздохом сердечным, молитвой, Господь спасет человека, поможет ему!

Может покойник какой, в тяжких муках находящийся во аде, зовет тебя, к твоему сердцу обращается!
И вдруг ты вздохнул, и Господь даст (ему) радость этого вздоха!

Вот такая простая, добрая, чистая, светлая молитва должна быть!
 
Москва
Православный христианин
Из воспоминаний о духовнике Свято-Пафнутьево Боровского монастыря, отце Власии Перегонцеве
Со странички: https://vk.com/olgadugush

Газета "Вестник" N°9 - 2014 г.
«Спасибо батюшке, что он есть!.»
___________________________________


-Некоторые называют себя «духовное чадо» такого-то батюшки. А как они узнали, что они именно «духовные чада»?

- Не знаю, как другие, но меня батюшка однажды обнял и сказал: «Ты мой...». Вообще духовное чадство определяется тем, выполняешь ты благословения духовника или нет.

Можно бить себя в грудь и говорить, что ты духовное чадо, а благословения не выполнять.
Очень важно, выполняешь ты данное благословение или нет - это определяющий момент в таком вопросе.

Духовные болезни, как и телесные, надо лечить у одного врача. Если ты обратился к священнику и получил благословение, как идти путем спасения и что нужно делать, то не стоит искушать другого священника, который может благословить на что-то совершенно иное. И у врачей, которые лечат наше тело: у одного одна методика, у другого -
другая. Это не значит, что они противостоят друг другу - у них разный подход. То же самое в духовной жизни. Если ты обратился за духовным советом к одному священнику и получил его, то выполняй, что тебе сказали.
И не переспрашивай у другого священника, как быть, доказывая при этом: видите, вы по-другому сказали... Надо просто выполнять благословение и доводить начатое до конца.

Например, я стал священником по совету отца Власия, который благословил меня поступить в семинарию, хотя на тот момент мне это было не совсем удобно. К батюшке я обращаюсь как к духовно опытному священнику.

И для меня это определяющее начало. Бывает так, что люди к нему приезжают в ожидании какого-то чуда: мол, батюшка прозорливый - ожидают чего-то необыкновенного. А он им, по их праздному любопытству, даст какие-нибудь простые советы: не кури, телевизор не смотри, перед телевизором не ешь - и все. И люди приезжают домой разочарованными: как же так, ждали, что он нас преобразит, как Фаворский свет, а он сказал какие-то банальные вещи.

Ответ, на самом деле, очень прост: для чего мы приезжаем к батюшке?
Узнать, как спасти свою душу или за чем-то иным? Вопросы, конечно, бывают очень сложные, и если батюшка что-то посоветует, опираясь на свой житейский и духовный опыт - очень хорошо.

Но самое то главное - мы едем к нему, чтобы получить наставления о спасении: как молиться, как устраивать свою духовную жизнь, для того чтобы спастись, и попросить его молитв.
 
Москва
Православный христианин

Преподобный Варсонофий Оптинский

Старайтесь быть всегда готовыми к смерти, ибо смерть близко и к старым, и к молодым, и монахам, и мирянам одинаково, часто она приходит внезапно и неожиданно. Пусть каждый подумает, что будет с его душой(с)
__________________

Протоиерей Димитрий Смирнов

(Из проповеди отца Димитрия Смирнова. Источник: https://vk.com/pravpablic)

- Каждый человек, который мне встречался в жизни, очень беспокоится о своей душе. И что, какое у него беспокойство? В основном только одного рода. Называется это так у советских людей: "Как бы чего не случилось!". Это он так, обволакивая, говорит. Что такое? Смерти боится. Как будто не знает с детства, что существует смерть. Придёт время, или, может быть, прежде времени придётся с этой жизнью расставаться. Что значит "случится"? Это не случай, это закономерность.

Все люди, как один, обязательно умирают. Ничего тут такого случайного нет. Когда Господь видит, что этот человек либо может пользу принести, либо он ещё может приблизиться к Богу, тогда Он даёт ему возможность, пожить ещё. Чтоб была польза для окружающих его людей. Очень часто болящая мать, а Господь продлевает ей жизнь ради её детушек, чтоб она их ещё подвоспитала. Это очень часто можно наблюдать.

Или, например, древние старцы обычно жили по сотне лет. Потому что к ним люди приходили за советом, они эти советы давали – кратко, но охотно. И люди выправляли свою жизнь. И ради людей Господь давал старцам пожить дольше. Хотя, спрашивается, зачем сто лет жить? Это же очень тяжело. Но вот, опять же, крест: не хочешь, устал, а живи – ради ближнего. Почему? А с охотой потому что служили ближнему. А если б роптали, Господь бы давно прибрал. Потому что ну что человека бедного мучить? И когда человек готов в этом плане, Господь забирает его душу.

Но все боятся. Боятся, что душа покинет тело. И кто этого боится, тот душу-то свою и потеряет. Потеряет её для Евангелия, для Бога и для Царства Небесного. Переходит от тела прямо туда, где плач и скрежет зубов (Мф. 8, 12).

Почему плач? Потому что когда человек умирает, душа его прозревает и видит, что прожил он неправильно и зря.
И он плачет, потому что ему обидно.

А почему скрежет зубов? А потому что уже исправить ничего нельзя. Исправить можно, пока мы здесь, на земле. Даже если мы больные, можем только лежать, исправить можем только здесь. Исправить свою жизнь.

Потому что жизнь - это не поездки, не путешествия, не новые работы, не общение с друзьями.
Нет-нет, жизнь – это общение с Богом. По определению (с)
_________________


Преподобный Силуан Афонский

Живет только тот, кто переделывает себя
Без этого любая жизнь всего лишь - самораспад (с)
 
Москва
Православный христианин
(Полностью, по ссылке: pravoslavie.ru/61477.html)
_______________________

Об отце Василии Ермакове
Владимир Щербинин

(Здесь же и сами слова отца Василия Ермакова. Для меня (другие могут воспринимать отца Василия по-другому), отец Василий, сам был таким, как он говорил о преподобном Серафиме Вырицком (читать, ниже).
_______________________

...будучи семинаристом, Василий каждую неделю ездил к отцу Серафиму Вырицкому. Я, конечно, стал выпытывать про разные чудеса и все в таком роде.

Но отец Василий сходу охладил меня: - "Не было чудес! Он просто сам был – живое чудо. От него исходил осязаемый свет. Приедешь к нему, поговоришь о погоде, природе, а душа наполняется, будто ты целое Евангелие прочитал.

Святость, братец, не в словах или чудесах заключается. Святость – она в духе, который исходит от святого, и ты это чувствуешь ясно и радуешься будто ребенок. Потом это семя внутрь тебя попадает, и растет, растет. И ты уже не можешь жить как все, понимаешь?"...

...Я, конечно, по молодости лет не понимал тогда много. Я и теперь многого не понимаю. Единственное, что я понял, так это то, почему люди, общаясь с отцом Василием, всегда улыбались. Тот свет, который он принял от св. Серафима Вырицкого, наполнил его сердце и теперь распространялся на всех, кто с ним общался.

И всем было хорошо...

... конечно, не могу передать все его слова, потому что они были произнесены в доверительной беседе и предназначались только для меня, но что-то я могу опубликовать, потому что считаю это важным для современного православия.

"...А ведь духовная жизнь – это путь в темном подземелье. Здесь очень много острых углов и глубоких ям. Здесь важно, чтобы многоопытный проводник вел тебя за ручку, иначе упадешь-пропадешь, сам не вылезешь"...

"...Нам говорят: мало образованных христиан. А что такое образование по-христиански? Этот совсем не то, чем образование в институтах или академиях. Это когда после трудов поста, смирения и молитвы Дух Святой поселяется в человеческом сердце и ОБРАЗУЕТ новое существо...
Помни это..."

...Еще говорил мне о. Василий: - "Хуже всего, когда христианин превозносится в своем сердце над другим человеком, считает себя умнее, праведнее, лучше. Тайна спасения заключается в том, чтобы считать себя хуже, недостойнее всякой твари...

...Когда живет в тебе Дух Святой, то ты познаёшь свою малость и некрасивость и видишь, что даже самый лютый грешник лучше тебя. Если ты ставишь себя выше другого человека, значит, в тебе нет Духа, и нужно еще много работать над собой...

...Но самоуничижение – это тоже плохо. Христианин должен идти по жизни с осознанием своего достоинства, потому что он – жилище Святого Духа. Апостол так и говорит: "Вы – церкви Живого Бога". И если ты раболепствуешь перед людьми, то еще далек от того, чтобы стать таким храмом"...

"...А вообще, нам нужно только искренне, от всего сердца и всей души молиться. Молитва привлекает Дух, а Дух убирает из тебя все лишнее, безобразное, и учит, как нужно жить и как вести себя"...

"...Нам кажется, что мы – самые несчастные на земле. Мы и бедные, и больные, и никто нас не любит, и везде нам не везет, и весь мир ополчился на нас. Послушаешь иногда человека и кажется, что перед тобой Иов многострадальный. А посмотришь на него – красивый, румяный, хорошо одетый"...

"Почему мы преувеличиваем свои несчастья и беды? Может, потому что недостаточно страдаем? ...

...Люди жалуются, потому что считают, что должны быть довольны и счастливы здесь, на этой земле. Они не верят в вечную жизнь, в вечное блаженство, а поэтому хотят насытиться счастьем здесь. И если что-то малое мешает этому счастью, они кричат: как нам плохо, хуже всех на земле!"...

"...Не ищи довольства здесь. Это, конечно, трудно усваивается, но полюби боль и страдание, полюби свое "несчастье" "...

"...Пожелай Царства Божия паче всего, тогда вкусишь свет, тогда все сладкое здесь покажется горькой полынью"...

"...Помни: на земле мы живем всего одно мгновение – сегодня родился, а завтра уже могилу роют. А в Царстве Божием будем жить бесконечные веки. Боль, если сильная, то короткая, а если долгая – то можно терпеть. Потерпи немного здесь, чтобы вкусить радость вечную там"...

"...Мы, лукавые, пытаемся приспособить христианство к этому миру, чтобы наша вера была служанкой нашей обыденной жизни, чтобы нам было удобно и комфортно...

...А ведь жизнь духовная – это тесный и неудобный путь. Здесь, извини, нужно с себя шкурку содрать, и не одну, потому что грех пророс в наше естество, и божественное стало для нас противоестественным. Поэтому и нужен крест, каждому нужна своя Голгофа, чтобы умереть в страданиях греха и воскреснуть в радости духа. Это, конечно, не значит, что нужно себя истязать...

...Нужно принимать все скорби и болезни, которые обрушиваются на тебя, с благодарностью, а не с ропотом. Если жизнь бьет, значит, Господь не забыл про тебя; значит, ты стал, как раскаленное железо под ударами молота. Если увильнешь от ударов, то останешься бесформенным куском металла, а если потерпишь - будешь дивным произведением Божиих рук. Так что терпи, брат"...

"..." - слова отца Василия
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Отсюда: https://vk.com/id634563092

Священник Валерий (Духанин)


– Вспоминаю архимандрита Кирилла (Павлова) и думаю: откуда у него было столько любви – чистой, терпеливой, жертвенной, постоянной? Когда он слышал твой вопрос, то весь был с тобой, а сам ты рядом с ним чувствовал себя как в Раю. Кстати, есть и сейчас духовники (пусть простят меня, что не называю имен во избежание столпотворений), рядом с которыми ты погружаешься в это неизреченное Царство Любви. Что я замечаю в душах этих удивительных людей, источающих любовь? Замечаю то, что они забывают себя ради ближних; не имеют обид, если кто-то поступает иначе; радуются, когда у чада наступил в жизни успех; переживают, когда у чада случилась беда, и помочь стараются чем-то конкретным, а не расплывчатым сочувствием.

Почему же у них вот так? Ответ очень прост: чем ближе ты к Богу, Который есть Любовь, чем больше в тебе Божиего, а не своего, тем больше в твоем сердце любви.

Ответ прост, но исполнить непросто.

Есть, конечно, методики психологические, разработанные для преодоления конфликтов. Но, зная жизнь самих психологов и их собственные неудачи в личной жизни, их сложности в кругу близких взаимоотношений, думаю, что дело не в психологии. А дело в том, что либо ты стараешься жить духовной жизнью, либо живешь как придется.

Если я чувствую некую неприязнь к какому-то человеку, то для меня это определенный сигнал: во мне что-то не так, неправильно. То есть причина не в другом человеке, а во мне. Я начинаю рассматривать, из-за чего это пришло. В каждом случае это движение какой-либо страсти, а их ох как много оказывается. Мы не любим ближних по нашей греховной немощи. Иногда это даже просто отсутствие сострадания к человеку. Да, он ведет себя неподобающе. Но он ведь сам от себя страдает, а мы не хотим помолиться о нем, не пытаемся ему помочь теплом сердца, каким-нибудь простым добрым поступком.

Представь, что в детстве у тебя был брат (или сестра), которого ты очень любил, а потом он пропал, и ты не знал, что с ним случилось, да и жив ли он, и много времени переживал о нем. И вот спустя много лет вдруг окажется, что Бог сохранил его жизнь, даже привел его в твой город, и ты, не узнав в нем потерянного брата (или сестру), уже вступил с ним в конфликт. Когда ты обнаружишь, что он и есть твой родной, которого ты просто не узнал вовремя, то сколько же будет радости и как же мелок покажется конфликт!

Но если задуматься, каждый человек – наш брат или сестра в прямом смысле этого слова.

Все – дети Адама, кровно родные, а если сказать точнее и глубже, все – чада Божии.

Когда мы смотрим на своих маленьких деток, как они препираются друг с другом из-за каких-то мелочей, то нам ведь хочется, чтобы они любили друг друга. А теперь подумаем, каковы мы в очах Божиих, что всё время препираемся, не хотим и в малом потерпеть или хотя бы просто затворить уста и молиться Господу. Как ни крути, наши конфликты совсем не стоят того.

Чистый видит всё чистым вокруг, добрый и к другим с добром относится. Когда же ты сам противный, то противными тебе кажутся все вокруг и прежде всего тот, кто находится в непосредственной близости.

Негатив порождает негатив. Так, в замкнутых коллективах очень легко прослеживается, как колкость одного провоцирует колкость другого, сухость – сухость, жестокость и безразличие – подобное же холодное отношение.

А на любовь, доброту, теплоту откликается любое сердце.

Поймем наконец, что противными бываем прежде всего мы сами, – и будем работать над собой!
Вот он, единственный путь к созиданию любви.

А чтобы мы видели свою немощь и знали свои греховные страсти, Господь поставляет нас в такие ситуации, в которых мы с очевидностью вдруг обнаруживаем, что в нас-то любви нет.

Мы не терпим порой самых близких, выходим из себя по каким-то глупым поводам и бываем готовы поколотить тех, кто рядом, только потому, что их образ жизни не по нам.

Господь подает нам такие ситуации, чтобы мы увидели, над чем работать, в чем каяться, о чем горячо молиться, чтобы преодолеть в себе эти страсти.

Собственно, весь строй православной жизни – очищение сердца, исповедь, доброделание, богослужения – направлен к тому, чтобы стяжать любовь как венец духовных трудов. Надо только не относиться формально, а жить этим.

Представь, что ты только что с кем-то препирался и вдруг тебе дали какой-то невероятно огромный подарок, то, чего ты не чаял, чему несказанно рад. При этой вдохновенной радости непременно поблекнет,
отступит в сторону, как уже не актуальная, бывшая неприязнь. Радость настолько захлестнет, что ты на это время забудешь обиды, брезгливость, поводы для раздражения.

Но всякая земная радость кратковременна, и чувство земной радости подобно крупной волне, поднявшейся, пошумевшей, а затем разбившейся о берег. Земные восхищения угасают.
Приобщение к Богу, приобщение небесным сокровищам совсем иного характера, и такой человек становится обителью Любви.

Кто обрел любовь, тот нашел ключик к решению всех вопросов – семейных, жилищных, профессиональных, социальных. Вообще всех вопросов, но прежде всего духовных!

Обретает же любовь только тот, кто взошел к единению с Господом.

Даруй нам, Боже, быть с Тобой и любить всех, кого Ты ставишь по жизни рядом с нами!
 
Москва
Православный христианин
Книга протоиерея Вячеслава Тулупова: - Как найти духовного отца


(Из книги, подборка):

О духовничестве

- К старцу Паисию Афонскому со всей Греции тянулись за советом реки людей. Старец не отказывал в наставлении никому. Однако у входа в каливу, в которой он жил, висел ящик. На нем была надпись: - Пишите, что хотите, и бросайте записки в ящик: вам больше помогут мои молитвы, чем многословие. Таким образом у меня будет время помочь и самым нуждающимся. Я ведь пришел сюда, чтобы молиться, а не учительствовать.

- Так что советую тебе более всего ценить в духовнике молитвенность. Если этот дар есть у твоего наставника ‒ ты в надежных руках.

Молитва духовного чада

Иеросхимонах Тихон Святогорец рекомендовал: - По дороге, пока идешь к своему духовнику, нужно молиться, чтобы Господь просветил его и он преподал тебе хорошее наставление.

Как именно молиться? Вот что по этому поводу говорят духовно опытные люди: - Когда идешь спрашивать о чем-либо духовного отца, читай молитву: - Господи Боже мой! Сотвори со мной милость и внуши духовному отцу дать мне ответ по воле Твоей.

Ты не должен быть пассивным во взаимоотношениях со своим духовником. Однако твоя активность обязана иметь строго очерченные границы и прежде всего выражаться в молитвенной помощи наставнику. Ведь его советы нужны в первую очередь тебе самому. Как бы хорошо духовник ни опекал тебя, ничто не может заменить твоей личной заботы о собственной душе.

Господу нужно твое желание спасения. Он стучит именно в твое сердце: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20). Если ты не ответишь на Его стук и не отворишь врата своего Сердца, то все старания твоего духовника будут напрасны. Сердце же человеческое отворяется Богу через молитву. Ты должен молиться и о себе, и о своем духовнике. Будь уверен, что твоя искренняя молитва будет непременно способствовать тому, чтобы духовник дал тебе правильный совет.

Чтобы убедить тебя в этом, приведу пример из жизни архимандрита Епифания (Феодоропулоса).

Однажды некая игуменья позвонила отцу Епифанию и рассказала ему об одной благoчecтивoй девушке. Эта юная особа хотела стать монахиней во вверенном ей монастыре. Однако духовник, который окормлял девушку, не был расположен к монашеству и не дал ей благословения на уход в монастырь.

– Геронда, что же делать? ‒ беспокоилась игуменья. ‒ Рекомендовать ей послушаться духовника и подавить желание стать монахиней? Или же посоветовать не обращать внимание на его мнение и поступить в монастырь без благословения?

– Послушайте, матушка, ‒ ответил отец Епифаний. ‒ Ее намерение всегда свято и достойно уважения. Но если она придет в монастырь без благословения и по той или иной причине встретит здесь трудности, то будет винить в этом свое непослушание. С другой стороны, если она и преуспеет в монашеской жизни, то все равно будет внутренне укорять себя за то, что все делает без благословения. Поэтому я советую тебе: предложи ей оказывaть послушание духовнику и молиться, чтобы Бог, если Ему угодно исполнить ее желание, изменил отношение духовника к монашеству.

Совет отца Епифания игуменья передала девушке и та стала следовать ему. Спустя полгода радостная игуменья сообщила архимандpитy Епифанию, что девушка получила долгожданное благословение своего духовника. При этом он сказал ей: - Дитя мое, поскольку, несмотря на мое длительное несогласие, ты все еще стремишься стать монахиней, значит, желание твое от Бога. Итак, иди в монастырь с моим благословением.

– Матушка игуменья, Бог вознаградит вашу знакомую за послушание! ‒ сделал вывод отец Епифаний.

А к какому заключению должен прийти ты? К тому, что твоя молитва о духовнике помогает ему получить для тебя от Бога благодатный совет.

Конечно, нам не нужно преувеличивать значение собственных молитв: мол, стоит мне помолиться и даже глупый духовник даст мне истинный совет. Кто мы такие, чтобы Господь прорекал нам, подобно Валааму, истину через ослицу?

Будь смиренным в молитве, и в ответ на твое смирение Господь даст тебе Свое наставление через духовника. Сколь бы горячи и продолжительны ни были твои молитвы, всегда приписывай благодатность совета только молитве и опытности твоего духовника. Это низведет на тебя милость Божию и впоследствии даст тебе возможность в точности и с пользой для себя исполнить наставление в жизни.

Послушай, что говорит пророк Давид : Господи! Ты слышишь желания смиренных (Пс. 9:38) и: Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет (Пс. 33:19).

(Из книги: "Как найти духовного отца", _ протоиерея Владислава Тулупова, _ электронная версия книги, по ссылке -

https://azbyka.org/otechnik/novonach...nogo-ottsa-i-zhit-pod-ego-rukovodstvom/#0_40_
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
(Полностью, по ссылке: pravoslavie.ru/61477.html)
_______________________

Об отце Василии Ермакове
Владимир Щербинин

(Здесь же и сами слова отца Василия Ермакова. Для меня (другие могут воспринимать отца Василия по-другому), отец Василий, сам был таким, как он говорил о преподобном Серафиме Вырицком (читать, ниже).
_______________________

...будучи семинаристом, Василий каждую неделю ездил к отцу Серафиму Вырицкому. Я, конечно, стал выпытывать про разные чудеса и все в таком роде.

Но отец Василий сходу охладил меня: - "Не было чудес! Он просто сам был – живое чудо. От него исходил осязаемый свет. Приедешь к нему, поговоришь о погоде, природе, а душа наполняется, будто ты целое Евангелие прочитал.

Святость, братец, не в словах или чудесах заключается. Святость – она в духе, который исходит от святого, и ты это чувствуешь ясно и радуешься будто ребенок. Потом это семя внутрь тебя попадает, и растет, растет. И ты уже не можешь жить как все, понимаешь?"...

...Я, конечно, по молодости лет не понимал тогда много. Я и теперь многого не понимаю. Единственное, что я понял, так это то, почему люди, общаясь с отцом Василием, всегда улыбались. Тот свет, который он принял от св. Серафима Вырицкого, наполнил его сердце и теперь распространялся на всех, кто с ним общался.

И всем было хорошо...

... конечно, не могу передать все его слова, потому что они были произнесены в доверительной беседе и предназначались только для меня, но что-то я могу опубликовать, потому что считаю это важным для современного православия.

"...А ведь духовная жизнь – это путь в темном подземелье. Здесь очень много острых углов и глубоких ям. Здесь важно, чтобы многоопытный проводник вел тебя за ручку, иначе упадешь-пропадешь, сам не вылезешь"...

"...Нам говорят: мало образованных христиан. А что такое образование по-христиански? Этот совсем не то, чем образование в институтах или академиях. Это когда после трудов поста, смирения и молитвы Дух Святой поселяется в человеческом сердце и ОБРАЗУЕТ новое существо...
Помни это..."

...Еще говорил мне о. Василий: - "Хуже всего, когда христианин превозносится в своем сердце над другим человеком, считает себя умнее, праведнее, лучше. Тайна спасения заключается в том, чтобы считать себя хуже, недостойнее всякой твари...

...Когда живет в тебе Дух Святой, то ты познаёшь свою малость и некрасивость и видишь, что даже самый лютый грешник лучше тебя. Если ты ставишь себя выше другого человека, значит, в тебе нет Духа, и нужно еще много работать над собой...

...Но самоуничижение – это тоже плохо. Христианин должен идти по жизни с осознанием своего достоинства, потому что он – жилище Святого Духа. Апостол так и говорит: "Вы – церкви Живого Бога". И если ты раболепствуешь перед людьми, то еще далек от того, чтобы стать таким храмом"...

"...А вообще, нам нужно только искренне, от всего сердца и всей души молиться. Молитва привлекает Дух, а Дух убирает из тебя все лишнее, безобразное, и учит, как нужно жить и как вести себя"...

"...Нам кажется, что мы – самые несчастные на земле. Мы и бедные, и больные, и никто нас не любит, и везде нам не везет, и весь мир ополчился на нас. Послушаешь иногда человека и кажется, что перед тобой Иов многострадальный. А посмотришь на него – красивый, румяный, хорошо одетый"...

"Почему мы преувеличиваем свои несчастья и беды? Может, потому что недостаточно страдаем? ...

...Люди жалуются, потому что считают, что должны быть довольны и счастливы здесь, на этой земле. Они не верят в вечную жизнь, в вечное блаженство, а поэтому хотят насытиться счастьем здесь. И если что-то малое мешает этому счастью, они кричат: как нам плохо, хуже всех на земле!"...

"...Не ищи довольства здесь. Это, конечно, трудно усваивается, но полюби боль и страдание, полюби свое "несчастье" "...

"...Пожелай Царства Божия паче всего, тогда вкусишь свет, тогда все сладкое здесь покажется горькой полынью"...

"...Помни: на земле мы живем всего одно мгновение – сегодня родился, а завтра уже могилу роют. А в Царстве Божием будем жить бесконечные веки. Боль, если сильная, то короткая, а если долгая – то можно терпеть. Потерпи немного здесь, чтобы вкусить радость вечную там"...

"...Мы, лукавые, пытаемся приспособить христианство к этому миру, чтобы наша вера была служанкой нашей обыденной жизни, чтобы нам было удобно и комфортно...

...А ведь жизнь духовная – это тесный и неудобный путь. Здесь, извини, нужно с себя шкурку содрать, и не одну, потому что грех пророс в наше естество, и божественное стало для нас противоестественным. Поэтому и нужен крест, каждому нужна своя Голгофа, чтобы умереть в страданиях греха и воскреснуть в радости духа. Это, конечно, не значит, что нужно себя истязать...

...Нужно принимать все скорби и болезни, которые обрушиваются на тебя, с благодарностью, а не с ропотом. Если жизнь бьет, значит, Господь не забыл про тебя; значит, ты стал, как раскаленное железо под ударами молота. Если увильнешь от ударов, то останешься бесформенным куском металла, а если потерпишь - будешь дивным произведением Божиих рук. Так что терпи, брат"...

"..." - слова отца Василия
Серафим Вырицкий был духовным отцом Василия Ермакова, об этом говорил духовный сын Василия Ермакова.
 
Москва
Православный христианин
☨ Слово Пастыря
Протоиерей Олег Стеняев

Православные люди не молятся по вдохновению, когда нахлынули чувства, как это практикуется во многих сектах, даже конфессиях. Мы молимся утром (читаем утренние молитвы), мы молимся вечером (читаем вечерние молитвы). Мы не импровизируем на молитве.

Пожалуй, еще одна христианская конфессия, которая этого придерживается, - римо-католики. Они тоже стараются читать молитвы церковные, но у них все-таки есть акцент на чувственность.

Многие католические святые пишут о том, как во время молитвы нахлынули чувства. Так, одна из них (на это обращает внимание Алексей Ильич Осипов) восклицала: «Христос меня зовет с Неба пронзительным свистом». Вот такой вульгаризации не должно быть в молитвенной жизни. И те люди, которые разболтали свой чувственный аппарат, им надо собрать себя в кучку для молитвы. Иначе их молитвы, как всплески нечистых помыслов, ощущений, не поднимутся выше потолка.

Потому что молитва предполагает еще и самоуничижение.
Славянское слово «молитва» однокоренное со словом «мольба», человек говорит: «Я умоляю».

Как можно дерзко умолять, криком пытаться чего-то стребовать, ожидать какой-то свист с Неба, если ты обращаешься в молитве к Создателю Вселенной?

Здесь надо сохранять благоговение, проявлять богобоязненность и свои чувства немного задвинуть в сторону, потому что не настолько они очищены, наше сердце не настолько очищено, чтобы нам доверять своим чувствованиям.

В этом тоже отличие православной молитвы от инославной. Если молитвенная жизнь у кого-то не строится, то это, скорее всего, потому, что вы стали заложниками своих чувств: у меня есть настроение – я молюсь, нет настроения – не молюсь.

Православие – это образ жизни. Православный человек ‒ тот, который утром читает утренние молитвы, вечером вечерние молитвы, старается исполнять заповеди Божии, человек, который живет богослужением.

Собственно говоря, молитва Древней Руси – это суточный круг, а также месячный круг, седмичный, годовой. А молитвослов Древней Руси – это Канонник.

Те молитвы, которые мы сейчас читаем как утренние, вечерние, – это Церковь, исходя из немощи обычных людей, своих чад, немного упростила то, что читалось в древности как повечерие (или полунощница), то есть некий молитвенный минимум нам предлагают эти молитвы.

(Со странички протоиерея Олега Стеняева: https://vk.com/protoierei_oleg_stenyaev)
 
Москва
Православный христианин
☨ Что нужно чтобы жизнь человека менялась к лучшему?
Об этом, cлова схиархимандрита Илии (Ноздрина):

* Знаете, в чем главная беда современного человека? – говорил старец - В том, что он разучился видеть руку Божию в своей жизни. Мы все время ищем чудес, а они происходят каждый день. Каждый восход солнца - это чудо. Каждая минута жизни - это дар Божий. Научитесь быть благодарными за эти простые чудеса, и вы увидите, как преобразится ваша жизнь.

* Одна из духовных дочерей старца вспоминала:
- Я пришла к батюшке с тяжелым грузом проблем и ожидала, что он будет долго со мной беседовать, давать какие-то особые советы. А он посмотрел на меня своими ясными, проникающими в душу глазами и сказал только:
- Доченька, ты слишком много думаешь о себе. Подумай о других, помоги кому-нибудь – и твои проблемы начнут решаться.
Я тогда даже обиделась – такой простой совет! Но когда я начала ему следовать, моя жизнь действительно изменилась.

(Полностью о старце схиархимандрите Илии (Ноздрине) по ссылке: https://stefmon.ru/chronic/отошел-ко-господу-старец-схиархимандрит-илий-ноздрин)

Вечная память новопреставленному схиархимандриту Илию. Да упокоит Господь душу его в селениях праведных.
 
Православный христианин
☨ Слово Пастыря
Протоиерей Олег Стеняев

Православные люди не молятся по вдохновению, когда нахлынули чувства, как это практикуется во многих сектах, даже конфессиях. Мы молимся утром (читаем утренние молитвы), мы молимся вечером (читаем вечерние молитвы). Мы не импровизируем на молитве.

Православие – это образ жизни. Православный человек ‒ тот, который утром читает утренние молитвы, вечером вечерние молитвы, старается исполнять заповеди Божии, человек, который живет богослужением.

Собственно говоря, молитва Древней Руси – это суточный круг, а также месячный круг, седмичный, годовой. А молитвослов Древней Руси – это Канонник.

(Со странички протоиерея Олега Стеняева: https://vk.com/protoierei_oleg_stenyaev)
Я вот как то настороженно к этому батюшке отношусь, а именно к его взглядам у рассуждениям на молитву Иисусову. Вот цитата из одного интервью с ним:

В древности на Руси считали, что если непрерывно читать Иисусову молитву (по возможности, все время), то памятование о Боге не покинет человека нигде: ни дома, ни на улице, и это поможет справиться с личными грехами. Но есть опасность такого чтения – оно может стать слишком механическим. Поэтому, мне думается, если человек хочет практиковать Иисусову молитву, ему надо взять благословение у священника, у которого он исповедуется, то есть у того, кто его хорошо знает.

Помню, когда я был семинаристом, пришел к своему духовнику (покойному протоиерею Димитрию Дудко) и спросил: «Можно я буду молиться по четкам?» Он сказал: «Нет, Олег, не надо тебе молиться по четкам».Я спросил: «Почему?» ‒и он ответил: «Впадешь в фарисейство». Потом еще, было дело, я к нему подошел и спросил: «А можно я “Добротолюбие” начну изучать?» И получил ответ: «Нет, тебе рано изучать “Добротолюбие”, вот будет лет за пятьдесят, тогда изучай». ‒ «Но почему?» ‒ «Впадешь в какое-нибудь саддукейство». То есть духовник – это человек, который тебя знает. Нельзя к любому священнику подойти и сказать: «Вот у меня четки, благословите». Самый лучший врач – это домашний врач. Поэтому если вы исповедуетесь относительно часто у одного и того же священника, вот с ним и можно посоветоваться, читать вам Иисусову молитву или нет.


- Странное суждение о том, что непрестанная практика Иисусовой молитвы может стать механической. А вечернее и утреннее правило у нас разве не становятся механическими?
- Почему священники в основной своей массе не благословляют Иисусову молитву христианам? Да потому, что не практикуют её сами, ведь ей не обучают в семинариях и духовных академиях.
- А к кому тогда обращаются Апостолы, призывая непрестанно молиться, а также трезвиться и бодрствовать, к монахам, которые только появятся через несколько столетий?

Но Слава Богу, есть и другие священники, практикующее внутреннее христианство. Ниже, приведу фрагменты из интервью с другим пастырем, протоиереем Сергием Барановым:

В книге «Наставник молитвы Иисусовой» о старце Харалампии Дионисиатисе, ученике преподобного Иосифа Исихаста, есть такой пример. К нему приезжает студент из Салоник и говорит: «Отче, я понял, что я как христианин должен по заповеди апостола – ‟непрестанно молитесь” (1 Сол. 5, 17) – заниматься Иисусовой молитвой. Я пошел у нас в городе к одному из священников и попросил: ‟Отче, наставьте меня в Иисусовой молитве”. А он меня отругал: ‟Категорически: не нужно тебе этим заниматься! Ты сойдешь с ума, впадешь в прелесть – не нужно!” Я не удовлетворился и пошел к другому батюшке, и он посоветовал: ‟Знаешь, я сам не очень эту тему знаю. Но ты поезжай на Афон, там это главная тема их жизни, и ты там найдешь, у кого спросить”». И тогда отец Харалампий изумился: «Как хорошо поступил второй священник, который честно признался: ‟Я не знаю, но ты пойди найди того, кто знает, и у него спроси”. И как непорядочно распорядился тот первый, который и сам не хочет этим заниматься, и тебе путь попытался закрыть».

Как же мирянину заниматься Иисусовой молитвой? Это же монашеское делание. Для мирян опасное...

– А откуда у вас такой опыт в Иисусовой молитве? Когда я слышу какое-то категоричное высказывание, всегда хочется уточнить: «А почему вы так непререкаемо это утверждаете, что мирскому нельзя заниматься, только монаху?»


– Духовник так говорит...

– А, ну, всё... Тогда – «Аминь!» Хотя я бы всё равно втихаря от него занимался. Знаете, если бы вы хотя бы по краешку прошли бы... Вот меня никто не заставит Иисусову молитву бросить. Хотя я ни с кем не буду спорить. Даже постараюсь прислушаться к тому, что до меня пытаются донести. Но заставить бросить Иисусову молитву того, кто попробовал, что это такое, – невозможно. Никогда.

Ко мне вот приезжал друг-священник: «Отец Сергий, – говорит, – ты постоянно тянешь четки с Иисусовой молитвой, а я то начну, то брошу... То опять возьмусь за правило, то не до него... Но теперь я ее не брошу». – «Почему?» – «Я почувствовал ее вкус. И мне всё остальное теперь невкусно».

Как бы я хотел, чтобы эти батюшки, которые отговаривают всех, почувствовали вкус Иисусовой молитвы. Не вкус вот этого вот: «Ты вычитал правило?» – «Вычитал!» – «Всё! Иди причащайся!» А вкус того, что Бог близок... Он настолько светел, настолько деликатен...

Я иногда говорю: представьте, если человек родился у каких-то бездомных родителей, в некоем подвале, ему с детства давали только хлеб и воду, и солнце-то он еле различал сквозь маленькое запыленное окошечко... И вдруг этого человека выводят на свежий воздух, он видит круг солнца, голубое небо, изумрудную, всю в деревьях, даль... Ему дают попробовать, что там за жизнь... И что же? Если раньше он, не зная всего этого, был доволен: главное, что перед ним вовремя поставили стакан воды с получерствой краюхой хлеба, – то теперь ему, познавшему вкус и силу жизни, возвращаться назад невыносимо.
 
Москва
Православный христианин
Я вот как то настороженно к этому батюшке отношусь, а именно к его взглядам у рассуждениям на молитву Иисусову.
Можете открыть тему об Иисусовой молитве. Или найти старые темы, каких на форуме было немало, чтобы не открывать новую. И обсудить там _ Иисусову молитву, с теми _ кто захочет принять участие в обсуждении.
 
Православный христианин
Можете открыть тему об Иисусовой молитве. Или найти старые темы, каких на форуме было немало, чтобы не открывать новую. И обсудить там _ Иисусову молитву, с теми _ кто захочет принять участие в обсуждении.
Благодарю за совет.
 
Москва
Православный христианин

☨ "...(c)...Вот, друг мой, что значит слово «мир» на языке аскетическом...

«Мир» - это совокупность страстей. Скажи же, неужели только монахи должны отрекаться от страстей? Конечно, не одни монахи.
Отречение от мира есть заповедь Господня для всех христиан. Обет отречения от мира дали и вы, миряне. Где и когда?

При крещении нас всех спрашивали тогда, отрицаемся ли мы сатаны и всех дел его. Восприемники за нас отвечали: «Отрицаюся!»

И еще спросили нас, отреклись ли мы от сатаны; и был наш ответ: «Отрекохся!». Потом мы плюнули на сатану. Ведь мы отреклись именно от того, кто в мире, по слову Христову. Мы сочетались Христу.

Жаль, что миряне, когда вырастут, даже и не смотрят чина крещения. У нас есть весьма распространенный среди мирян предрассудок, будто аскетизм - специальность монахов. Слова «монах» и «аскет» у нас употребляются в качестве синонимов. Но здесь полное недомыслие... - нам всем нужно бороться со страстями, борьба с ними и есть ведь аскетизм, отречение от мира.

Христос учил не монахов, а всех людей - и учил одному. Отрекаться от мира должен всякий, кто не хочет быть во вражде с Богом..."(c)...
 
Крещён в Православии

 
Сверху