Из проповедей священников, поучений и писем Святых.

Москва
Православный христианин
Из воспоминаний о батюшке Власие (Перегонцеве). Он служил в Боровском монастыре. Воспоминания взяла со странички, как понимаю, его духовного чада, в ВК: https://vk.com/olgadugush
________________________________________

Приходит ко мне женщина: «За что я страдаю?! Вся жизнь пошла под откос. Я никого не убила...Объясните, батюшка».
А я ей: «Зачем ты мне лжешь?!» - «Как так?» - «А сколько ты абортов сделала, вспомни-ка!» И все, тишина!
Это для нее как обухом по голове.

«Знаешь, - говорю, - какой это страшный грех - аборт! Это убийство. На гражданке за убийство человека дают от восьми до пятнадцати лет!»

Спрашивает, что теперь делать, как это зло исправить.

«Неси покаяние, делай добрые дела, твори милостыню, никого не осуждай, и главное - помни, что твоя милость к другим обязательно обернется милостью к тебе и к твоим чадам, которым ты не дала родиться на свет!»

И она уходит уже новой, со жгучим желанием исправлять свою жизнь.

Схиархимандрит Власий (Перегонцев)
 
Крещён в Православии
Как определиться: вступать в брак или уйти в монастырь?

"Чадо, если колеблешься, то знай: ты скорее за брак, чем за монастырь. Монашеская жизнь для тех, кто не колеблется" (святитель Николай Сербский)
 
Москва
Православный христианин
Протоиерей Артемий Владимиров

Каковы источники радости?

– Эту радость вдыхает в нас Дух Божий, ведь не случайно он именуется Утешителем. То есть как отец, беря на руки ребенка, утешает свое дитя, так и Он, Дух Святой животворит всё, к чему не прикоснется.

Но также источником радости является чистая совесть. Обретение чистой совести через покаяние, через изживание страстей и есть то благодатное детство во Христе, плод которого всегдашнее радование о Господе.
 
Москва
Православный христианин
Покаяние – это постоянное ощущение и сожаление о том , что в тебе нет любви . Вот это и есть покаяние .
Когда постоянно думаем о недостатке любви в нас , тогда и плач приходит .

Мы произносим проповеди о любви, читаем про любовь , но при первой же возможности не можем доказать делом эту любовь , и в день таких случаев у нас – сотни , и именно об этом надо плакать и в этом надо каяться . Нужно перечислять свои грехи, но еще обязательно нужно наблюдать , в каком состоянии находится наше сердце.

Монах Ермолай (Чежия)

****

Для истинного покаяния не нужны ни годы, ни месяцы, ни недели, а мгновение! Мгновение поворота - решительного поворота от грешной, нерадивой, пустой, легкомысленной жизни к жизни во Христе, к жизни истинно христианской.
Преподобный Амвросий (Оптинский)

***

На вопрос: как каяться? - Владыка Серафим ответил :
- Говори : - Боже, милостив буди мне грешной! - и потом добавил , что отец Амвросий (Оптинский), когда его спросили: - Как молиться? - ответил : - Сначала я читал много молитв , а теперь повторяю только молитву мытаря.
Святитель Серафим (Соболев)
***
Вся наши жизнь должна стать непрестанной школой покаяния. Не нужно просто так отчитываться священнику о грехах - это всё ложь.
Покаянный вопль должен идти из сердца постоянно, нужно постоянно исправляться и желать исправления.
Тогда и на исповеди мы будем каяться правильно , а не бегло , что-то пробормотали и пошли...
Схиархимандрит Зосима (Сокур)

***
Бог, дитя мое, не прячется за кустами. И не нужно карабкаться в горы, чтобы Его встретить.

Он сам приходит и находит тебя, каждый раз, когда ты прощаешь кого-то, кто тебе навредил, каждый раз, когда ты помогаешь кому-то, кому нужна помощь.
Божественную благодать можно привлечь, но нельзя притянуть.
Архимандрит Дионисий
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Протоиерей Димитрий Смирнов

В Писании сказано: «Смерть грешников люта». Почему Господь так медлит и не посылает нам смерть, а иногда даже дает нам очень долго поболеть? Вообще для чего нам болезни даются? Для того чтобы мы перестроили свою жизнь, потому что больной человек как-то вырывается немножко из мира своих страстей. И Господь медлит, потому что путь искоренения в себе грехов очень долог, а Господь не хочет нам лютой смерти.
Лютая - не значит насильственная или тяжелая. Лютость смерти человека, умершего во грехах, заключается в том, что, как только душа его отходит от тела, тучи гнездившихся в ней бесов нападают на нее и дерут ее на части. Это состояние называется мытарством, от слова «мытарь» – сборщик пошлин.
Какая же пошлина будет собираться с нашей души? Душа будет испытываться тем, чем она полна. И если она есть обитель демонов, то мы не сможем достигнуть Царствия Небесного. Бесы не допустят нас туда, они нашу душу будут воспринимать как свою. Господь говорит: «Нельзя служить двум господам», то есть немножко Богу, немножко дьяволу.
 
Крещён в Православии
Когда трудно определиться с выбором – принять решение, от которого будет зависеть дальнейшая жизнь, и молитва не помогает, и нет духовного отца, – как узнать волю Божию?

– "В таких случаях молите Господа, чтобы Он показал вам через обстоятельства вашей жизни Свою волю". (архимандрит Рафаил (Карелин))
 
Petropolis
греко-католик
Когда трудно определиться с выбором – принять решение, от которого будет зависеть дальнейшая жизнь, и молитва не помогает, и нет духовного отца, – как узнать волю Божию?

– "В таких случаях молите Господа, чтобы Он показал вам через обстоятельства вашей жизни Свою волю". (архимандрит Рафаил (Карелин))

Всегда смушал ,такой вопрос . и У Нас на проповеди сказали на это тему когда сомнения что выбрать . Нам сказали :Бог уже открыл свою волю -поступай по его заповеди и по совести . Эти и есть Его воля. и не надо искать больше Его волю

А если в решении практических вопросах , тогда посмотри противоречит ли твое решение : Писанию, Преданию Церкви и Авторитету Церковного учительства , если не противоречит можешь это делать . И даже если ты ошибёшься выборе ,Но Бог видя что ты поступил по совести и по заповеди , найдет способ как исправить не тот шаг и даст тот результат ,который полезен для тебя
 
Москва
Православный христианин
Когда Бог сядет на престоле судить мир, тогда, осуждая грешников за то, что грешили, осудит их наипаче за то, что не прибегали к Богу Всевышнему, яко немощные и грешащие по немощи, и не умоляли Его послать им свыше благодать Всесвятаго Духа, да избавит их от немощи и дарует им силу не грешить.
Преподобный Симеон Новый Богослов
 
Крещён в Православии
Всегда смушал ,такой вопрос . и У Нас на проповеди сказали на это тему когда сомнения что выбрать . Нам сказали :Бог уже открыл свою волю -поступай по его заповеди и по совести . Эти и есть Его воля. и не надо искать больше Его волю

А если в решении практических вопросах , тогда посмотри противоречит ли твое решение : Писанию, Преданию Церкви и Авторитету Церковного учительства , если не противоречит можешь это делать . И даже если ты ошибёшься выборе ,Но Бог видя что ты поступил по совести и по заповеди , найдет способ как исправить не тот шаг и даст тот результат ,который полезен для тебя
Да, но мало из людей, кто может это принять. Нам все кажется, если не по-нашему, это не от Бога. Я и сам такой же. А в итоге, когда все успокаивается, внутри и снаружи, понимаешь, все-таки от Бога, что бы ни происходило в жизни.
 
Petropolis
греко-католик
Да, но мало из людей, кто может это принять. Нам все кажется, если не по-нашему, это не от Бога. Я и сам такой же. А в итоге, когда все успокаивается, внутри и снаружи, понимаешь, все-таки от Бога, что бы ни происходило в жизни.
Да, но это и есть правильный вариант
 
Крещён в Православии
Да, но это и есть правильный вариант
Да, и тоже часто прошу у Него вразумления в том, что и как лучше. Не всегда понимаю и принимаю, что не по-моему. Гордыня, маловерие и банальная глупость бьют ключом у меня \\
 
Москва
Православный христианин

Протоиерей Димитрий Смирнов

Покаяние – это есть не стремление всё сделать по правилам.

Потому что правило должно быть только одно: возлюби Бога и ближнего.

И вот кто этого достиг, тот, значит, покаялся, кто этого достиг, значит, ему прощены грехи. Почему мы это знаем?

А потому что не может человек достичь любви, если ему не прощены грехи. Он так и будет – и злой, и завистливый, и всё время будет осуждать, и жадный, и всё время стремится себе какую-то выгоду иметь.

А в послании к Коринфянам сказано:"она не ищет своего.."(1 Кор. 13, 5) она ищет только пользы ближнего, даже если этот ближний твой враг. - Вот что такое любовь.
Поэтому достичь этого только можно по благодати Божией, а не своими какими-то усилиями. Потому что очень многие люди тужатся и стараются усилиями воли «залюбить». Это абсолютно нелепая, какая-то глупая затея.

И только и слышу: батюшка у меня не получается.

Духовная жизнь – это не фигурное катание. У человека это получаться не может.

Если бы у человека могла получиться духовная жизнь, зачем бы Отец Небесный послал на смерть своего Единородного Сына?
Он Его послал на смерть, чтобы Он нас спас Своею благодатью.

А для этого мы должны покаяться, мы должны измениться, и это изменение тоже происходит благодатью Божьей.
Потому что ни один человек на земле сам этого сделать не может.

Ну вот я жадный, как сделаться добрым?

Нужно, конечно, в этом упражняться. Сначала по мелочи, потом всё крупнее.
А потом Господь увидит – да, двадцать лет человек над собой работает, преодолевает свою жадность. Вот ему жалко, а он дал, ему не хочется, а он идёт, ему лень, а он делает.

А потом, как вот с тем человеком, который нёс раненого, поднял (такой тяжёлый), понёс. Несёт одно поприще – легче стало, несёт второе – ещё легче стало, несёт третье – смотрит, а ноши и нет. Посмотрел, нет его, куда он делся? Тогда он понял, что он нёс ангела, тот его проверял, что ради любви к ближнему он готов нести.

Он не думал о том, что ему тяжело, он его взял, оказалось – он нёс ангела. То есть Господь каждого человека видит.
И вот если человек будет делать усилие, потому что Царствие Небесное берётся только усилием, то по благодати Божией, но не собственными усилиями, человек начинает преображаться.

Возникает вот это преображение.

Как пророк сказал: «…Если грехи ваши, как багряное, – как снег убелю…» ( Ис. 1, 18), говорит Господь.
Если постоянно просить у Бога, если возненавидеть свой грех, если хотеть очиститься, если Господь увидит, что это не на словах, а действительно ты сердцем этого хочешь, тогда это и произойдёт.
 
Москва
Православный христианин
С официальной странички Архимандрита Рафаила (Каренина).


Он рассказывает о схиигумене Савве (Остапенко), одного из cтарцев Псково-Печерского монастыря. В этой части своего повествования, отец Рафаил упоминает и про отношение отца Саввы к взаимоотношениям духовного отца (духовника) и чада. В основном из-за этого и перенесла в эту тему эти воспоминания отца Рафаила. Так как много раз на форуме поднималась тема про духовное руководство. Может быть эта публикация кому-нибудь сможет быть полезной.
______________________________________

ПРОДОЛЖЕНИЕ…

Отец Савва имел особое молитвенное усердие к Пресвятой Богородице и святителю Николаю Мирликийскому. И сам он своим духовным обликом напоминал мне святителя Николая. Не случайно его мирское имя было Николай. В чем выражалось это сходство? Я думаю, во всецелой любви к Богу и в жертвенной самоотдаче людям. Отец Савва обладал редкой способностью, которая достигается немногими посредством особой внутренней аскезы: быть одновременно с Богом и людьми; с Богом - предстоя Ему в своем сердце, и с людьми - разделяя их скорби и заботы. Думая об отце Савве, я вспоминал апостола Петра, который, не утопая, шел ко Христу по бурным волнам Галилейского моря, и мне казалось, что отца Савву над бушующим житейским морем держат невидимые крылья веры.

Он ограждал себя от мира не стенами затвора, а непрестанной внутренней молитвой, словно все силы своей души он стянул в сердце, как лучи в одну точку. Этим световым центром его жизни было имя Иисуса Христа. Отец Савва видел мир через свет внутренней молитвы; он хранил себя от страстей огнем молитвы; его слова были напоены силой молитвы. Я встречался с великими старцами, но лишь у немногих видел такую внутреннюю независимость от мира и свободу от ига его условностей, какую имел отец Савва. Я даже дерзну сказать, что не встречал человека, кроме нескольких юродивых, который был бы так свободен от душевной тирании мира и от притязаний на свободу во Христе со стороны «князей» этого мира. Он служил людям, но не давал им господствовать над собой. Он был подобен пламени, которое освещало и согревало людей, но могло также обжечь тех, кто захотел бы к нему дотронуться.

Отец Савва не раз повторял слова преподобного Пимена Великого: «Чтобы иметь мир в душе, находись в своем чине». Церковь, семья, служба - все это структуры, где человек должен найти себя и определить свое место. Отец Савва не одобрял тех игуменов и игумений, которые из-за ложного смирения боятся проявить свою власть: от этого происходят нестроения в монастырской жизни. Он также считал, что духовному отцу не должно под предлогом милосердия «распускать» своих чад и самому становиться послушником у них. Он приводил слова преподобного Иоанна Лествичника о том, что монах, умирая, будет проклинать своего излишне снисходительного духовника.

Однажды я сказал отцу Савве, что не имею духовных чад, и думал, что он одобрит это. Но он строго сказал мне, что я, отказывая людям в совете и общении, от этого преподобным Антонием не стану, и что это порождение не смирения, а лености, что я горжусь тем, чего священник должен стыдиться.

Но тут же добавил, что надо уметь руководить духовными чадами и, скрывая любовь, проявлять к ним разумную строгость. Он сказал, что для решения духовных вопросов достаточно нескольких минут и нельзя позволять людям распоряжаться временем духовника, что для правильного руководства надо встречаться с человеком редко и на короткое время, объясняя ему это, например, так: «У меня есть для тебя пять минут, уложись в это время, ты не один»; или же можно сказать человеку, чтобы он написал исповедь или вопросы на бумаге - не более одной страницы.

Исключение отец Савва делал для тех, кто приезжал издалека. Очень часто он, не отвечая на вопросы, говорил: «Я помолюсь о тебе». И, как правило, человек получал ответ через тех, от кого не ожидал.

Отец Савва, беседуя с людьми, не только отвечал на их вопросы, но одновременно, и главным образом, молился за них. Он говорил, что встреча с духовным отцом должна быть для человека событием, а не обыденностью; что ни одно слово духовного отца, даже сказанное в шутку, нельзя пропускать без внимания. Он говорил, что некоторые духовные чада за три минуты пребывания с ним получают больше, чем другие за неделю.

Я как-то спросил у него: «Какая страсть самая опасная и какой грех самый губительный?». Он ответил: «Трусость и боязливость. Такой человек живет всегда двойственной, ложной жизнью, он не может довести доброго дела до конца, всегда хитрит и как бы лавирует между людьми. У боязливого кривая душа; если он не поборет в себе эту страсть, то неожиданно для себя под действием страха может стать отступником и предателем». Когда я спросил: «А как преодолеть эту страсть?» — он ответил: «Преодолевай ее в малом; не надейся на людей, в том числе на себя, а уповай на Бога. Страх перед Богом уничтожает другой страх». Затем сказал: «Молись Божией Матери. Она - наша Взбранная Воевода».

Продолжение следует…

1-ая часть: https://vk.com/club206043773?z=photo-206043773_457246..

2-ая часть: https://vk.com/club206043773?z=photo-206043773_457246..

3-я часть: https://vk.com/club206043773?z=photo-206043773_457246..

4-ая часть: https://vk.com/club206043773?z=photo-206043773_457246..

5-ая часть: https://vk.com/club206043773?z=photo-206043773_457246..

Архимандрит Рафаил (Карелин),
из книги «ВСТРЕЧА С ПРОШЛЫМ», электронная и печатная версии которой находятся здесь:
https://sulamita-orthodox.ru/Shop
 
Москва
Православный христианин

Слово Епископа Августина Анисимова

Поститесь как можно больше

- Сейчас говорят много о посте, и говорят, что можно и не поститься, или не очень строго. Я несу ответственность за свои слова и говорю: поститесь как можно больше.

Пост несет два начала.

Во-первых, пост ставит в царственное положение нашу волю и разум по отношению к телу. И тело становится бессильным, оно перестает нами управлять.

Тело говорит: «хочу это, хочу то», а человек говорит: «не мешай, успокойся – пост». И в царственное положение ставите волю, разум и ум.

Как просто, если мы с вами поймем, что мороженое - это не пища, варение - не пища... А что же пища? Каша - пища, овощи – пища, вода чистая - пища и воздух чистый - пища. И вы будете всю жизнь здоровыми, и дети ваши будут здоровы. «Каша - пища наша». Как просто! У Бога все просто!

Пост - это не голод и не сыроедение.

Посты, которые нам даются через Церковь, это просто канва, самый минимум. Сегодня люди едят в 5-6 раз больше, чем положено. Уменьшите количество еды, и вы почувствуете себя совершенно по-другому. Еще ни один человек, кому я говорил, чтобы денечек не есть совсем пищу, не сказал, что ему стало хуже.

Многие через это освободились от болезни или зависимости.
Сегодня мы не можем освободиться от этого мира, он нас держит. А освободиться нужно.

Пост усиливается в среду и в пятницу, усильтесь и вы, попоститесь еще и в понедельник за родителей своих, за детей убиенных, кто делал аборты. Это простые вещи.

Когда мы читаем жития святых, то видим, что люди, которые стали святыми, жили просто. У них пост был всю жизнь. А у многих и пищи не было. Например, Мария Египетская. Но то, чего она достигла, даже трудно себе представить: когда она молилась, она на локоть отрывалась от земли. Мария Египетская ходила по реке, как мы с вами ходим по асфальту. Вот что такое чистая жизнь.

Чем питалась Ксения Блаженная? Она в подвиге была 45 лет.
Макарий Великий питался только хлебом и только водой. Правда, добавлял соль. Жил до 105 лет.

А если мы с вами едим тучно, то едва ли мы дотянем до такого возраста. Потому что, когда мы едим пищу, пища ест нас. Мы говорим слова, а эти слова нас с вами, нашу душу омрачают. Мы беседуем с людьми часами по телефону, а после этого у нас скверное настроение. Потому что эта беседа никакой пользы не несет.

Во-вторых, пост – это наше покаяние перед Богом: «Господи, прости нас! Мы больше этого не будем делать». Пост - это воздержание от греха и от того, что способствует греху, что не приближает к Богу.

Многие люди приходят на исповедь и говорят: «Я раздражаюсь». Ответ прост на раздражение. Если есть раздражение, то это означает, что в нас есть распущенность.

Раздражение – это распущенность.

Когда наши шнурки на обуви развязаны, наша обувь может спасть с ноги при ходьбе. А когда мы крепко завязали шнурки на обуви, то тогда нога находится в нормальном состоянии. Также чувства должны быть в нормальном состоянии через воздержание.

Что такое либерализм? Ты свободный от Бога, свободный от родителей, свободный от государства, свободный от традиций, свободный от своего рода, от обязанностей, от ответственности.

Пост - это начало покаяния, согласие на пересмотр всей нашей жизни. Нам нужен пост, чтобы тело стало послушным, чтобы тело больше нашим умом не управляло, затихло, успокоилось.

Во время поста появляются какие-то особые силы. Вы станете чистыми изнутри, так как вы очиститесь от ненужной шелухи. И вы почувствуете, как внутри станет просто, чувства успокоятся. Наши чувства перестанут быть страстными и порочными.

Спаси вас Господь!
 
Москва
Православный христианин

Слово Епископа Августина Анисимова

Как пост включен в реальную жизнь человека.

Если перевести понятие поста в нашу реальную жизнь, то год делится на четыре части. Перед величайшими событиями Церковь на своих чад накладывает ограничение в том, о чем мы сказали вчера.

Такие ограничения накладываются
- перед Рождеством Христовым,
- перед Пасхой,
- перед памятью апостолов Петра и Павла
- перед Успением Божией Матери, тем событием, когда Божия Матерь уходит из этого мира.
Это то, что касается годового цикла, годового круга.

Есть еще и недельный круг. Неделя имеет два постных дня.
Церковь предлагает пост в среду, так как в этот день Иуда предал Христа и в пятницу, когда Христос был распят. Эти события должны отображаться в сознании членов Церкви как дни воздержания.

Если посмотреть на реальную жизнь тех людей, которые воспринимают ее как спасение от наследственного греха, приобретенных грехов, власти диавола, погибающего в грехах мира, ада, то мы увидим, что главным условием спасения был пост.

Два важнейших алгоритма, два фундаментальных начала – пост для тела и покаяние для души - действуют в Церкви и возвращают человека в совершенно нормальное состояние.

Если бы сегодня всем человечеством и, конечно же, российским населением было осознано значение поста и покаяния, то, я думаю, что это многое бы дало, и мы стали бы другими людьми.

Господь не говорит, что мы просто должны не вкушать пищи и воздерживаться от чего-то. Господь дает нам эталон того, какими мы должны быть. Этот эталон заложен в заповедях.

Господь говорит: «Будьте святы, потому что Я свят». Иисус Христос в Нагорной проповеди говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).

Поэтому, когда человек видит заповедь, то он сравнивает свою жизнь, свои мысли, слова и поступки, в целом свое поведение с тем, чего от него ожидает Господь.

Эта разница и должна быть преодолена в посте и покаянии.

Если таким образом будет устроена жизнь человека, тогда мы поймем, что такое пост.

Спаси вас Господь!
 
Москва
Православный христианин
☨ Cлово Пастыря
Иерей Андрей Чиженко


f09f8d82.png
Ошибка чрезмерной тщательности, как правило, встречается уже у людей воцерковленных, с обостренным чувством совести и вниманием к себе.

Понятно, что и ту и другую ошибку (и формальной исповеди, и чрезмерной тщательности) пытается внушить человеку бес. Он кружит, как оса, над ним и внимательно изучает его устроение и склонности. К какому греху более склонен человек? И, как в вышеупомянутых уже случаях, бес либо старается приспать бдительность человека, вызывая у него духовную лень, и как следствие – формальную исповедь, либо, наоборот, пытается вогнать человека в горячку, в панику от количества и тяжести собственных грехов (чрезмерная тщательность), которая рождает или хроническое уныние, или духовное равнодушие, или даже психическую болезнь (своеобразную манию навязчивых состояний – idee fixe).

Рассмотрим же с Божьей помощью, что такое эта чрезмерная тщательность…

Конечно, корень ее в поврежденной грехом природе человека. Есть такие грехи, связанные с духовной жизнью человека, в которые почти неизбежно впадает православный христианин, начинающий идти духовным путем, начинающий свою активную церковную и молитвенную жизнь. Эти грехи святые отцы обозначили общей категорией «прелесть», т. е. состоянием, когда человек, причащаясь даже Святых Христовых Таин, молясь, делая добрые дела, участвуя в богослужениях, тем самым служит не Богу, а себе, воздвигая свою собственную вавилонскую башню на потеху бесам. Повторюсь, это грехи почти неизбежные. Потому что каждый из нас заражен, как раковыми метастазами, первородным грехом, ядовитые плоды которого – самомнение, эгоизм, тщеславие, гордыня. Это болезнь, которая есть у каждого человека. И начало борьбы с ней – выявление ее, осознание ее. Именно поэтому новоначальных не рукополагают во священнослужители, а к новопостриженным монахам приставляют опытных духовников. Именно поэтому нам, как вода живительная, требуется чтение поучений святых отцов, прошедших этот путь и с Божьей помощью победивших в нем, достигнув Царствия Небесного. Именно поэтому счастлив тот, у кого есть духовник – личный и опытный врач.

Человек с подобным духовным искажением имеет часто следующее внутреннее псевдоаскетическое направление, которое можно охарактеризовать как юридизм, или «торгово-экономические отношения» с Богом типа «Ты мне – я Тебе». Т. е. я прочитал утреннее и вечернее молитвенное правило, стал ближе к Богу, выше на одну ступеньку, перевел бабушку через дорогу – еще выше, причастился – сразу пролетел вверх пару этажей. Такой человек глубоко убеждает самого себя, что именно он своим собственным усилием может приблизить себя к Богу и, так сказать, «добыть» святость.

Но Творец попускает подобному человеку скорби и искушения, чтобы болезненно, но необходимо для спасения души сломать-разрушить его личную вавилонскую башню, на вершине которой его «эго» вместо Всевышнего. Такого человека очень жестоко искушает диавол, пытаясь вложить в его воображение различные прелестные или омерзительные картинки, чтобы либо увлечь душу человека за собой в ад, либо потрясти его до основания, вынуть из состояния покоя и увлечь в лабиринты страхов и диалогов с самим собой. Динамит, с помощью которого производится потрясение-взрыв внутренней жизни человека, замешан опять же на самолюбии, на мысли данного человека: «Как это я такой хороший мог подумать или сделать такое плохое?!». И все…Человек начинает кружиться в панике, основы его психики потрясаются, возникают страх, беспокойство и т. д. Причем это состояние может развиться в психическую болезнь или серьезное духовное заболевание.

Касательно Таинства Исповеди это выражается в следующем…

В двух признаках, которые мне доводилось наблюдать. «Миллион» грехов в списке на четыре страницы и после прочтения разрешительной молитвы снова подойти раз, а то и пару раз, чтобы исповедать еще какой-нибудь неисповеданный забытый грех. Третьим же признаком такого человека можно назвать то, что он боится причащаться Тела и Крови Христовых, почитая себя недостойным.

Разберем же эти три признака с Божьей помощью…

«Миллион» грехов

Человек пытается на исповеди описать грехи батюшке во всех красках, а это вредно и для него самого, и для священника. В этой описи он очень подробен, что, соответственно, вызывает словно бы переживание этого греха заново. Человек будто включает перед священником и собой словесный кинофильм.

Например, где можно сказать просто «осуждение людей», человек начинает перечислять Петю, Васю, Колю, Наташу и прочих, кого он осудил и за что, и т. д. Так же и с грехом «гнев» – начинается рассказ о своей жизни с подробным описанием, по каким причинам данный гнев возник.

Но в деле исповеди важна не симптоматика, а диагноз. Тем более если это происходит, к примеру, на воскресной великопостной Литургии, когда за данным человеком стоят еще тридцать.

Примерно то же и с грехом блудного прилога… Начинается рассказ: к кому, в каких формах и с какой пылкостью была испытана страсть. Скажи просто «блудное влечение» или блудное воззрение». Зачем в себе «оживлять» страсти?

И таким образом четыре исписанных с обеих сторон листа превратятся хотя бы в два.

Подход после исповеди сразу снова на исповедь

После исповеди человек встает словно бы очищенным, окрыленным, омытым благодатью Святого Духа. Но как только он отходит от исповедального аналоя, в памяти всплывают все новые неисповеданные грехи. Человек начинает ужасаться, почитать себя недостойным Чаши, бежать снова к священнику исповедоваться. Но снова через минуту наружу вылезают новые грехи.

Мы должны понять: это нормально. Вас Бог очистил от верхнего шара гноя да мусора, и вы увидели новый пласт. Вам он открылся. Запомните эти грехи, если нет смертных, поисповедуетесь вследующий раз. И так до смерти. На самом деле это естественный процесс, о котором писал еще святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он говорил о том, что если бы человеку внезапно Господь открыл все грехи, которые у него есть в одночасье, то человек бы не выдержал – умер бы или сошел с ума. Поэтому Господь – Милосердный и Любящий Отец – чистит наши загноившиеся раны постепенно, как опытный Врач.

Преподобный Паисий Святогорец говорил о том, что если бы у него была возможность, то он бы исповедовался каждый день. Это причащаться Святых Даров трудно каждый день или даже каждое воскресение, а исповедоваться желательно хотя бы каждую неделю.

Обращаю ваше внимание: приступая к Таинству Исповеди, а не Причастия, не нужно дополнительных молитв или постов, требуется только ваше желание.

Святые отцы отмечали, что душа часто исповедующегося человека напоминает проточный ручей, где постоянно свежая вода, а душа человека, который редко исповедуется или вообще этого не делает, напоминает затхлое болото почти с «мертвой» водой, ставшей рассадником для всякой твари, т. е. страстей да грехов.

Нужно, чтобы исповедь стала осознанной и внутренней необходимостью для человека.

Почитание себя недостойным, чтобы подходить к Чаше

Страх Божий и благоговение перед Святыней – это очень хорошее чувство.
На Литургии перед Причастием священник возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите!» В данном случае это конструктивное и позитивное чувство, отъединяющее человека от мира и дающее ему правильный настрой. Этот страх Божий начинается не в ужасе, а в любви и уповании на милосердие Божие, подобно тому, как ребенок всецело предает себя в руки отца.

Но есть и другое чувство… Не конструктивное и не положительное, но деструктивное, разрушающее, отрицательное. Я б назвал его «Иудиным чувством», когда чувство трепета и страха доводит человека до уныния и отчаяния. Такой человек истязает себя страшными терзаниями и сам для себя является судом высшей инстанции, я бы даже сказал адским судом, так как отвергает догматы Православной Церкви о том, что Господь наш Иисус Христос воплотился в страшный и грешный мир, чтобы нас, грешников, освободить от диавола, смерти и греха. Человек отвергает веру в милосердие Божие, в то, что Господь не к праведникам пришел, но к грешникам, чтобы призвать их на покаяние.

Почему же это происходит?

Ответ один: гордыня. Гордый человек отвергает Бога и впадает в уныние потому, что САМ хотел быть праведником и святым, но Господь показал ему в самом себе бездну греха и сокрушил его. И человек, вместо того чтобы смириться и последовать за Христом, обнаружив нужду в Боге, отчаялся.

Очень часто можно услышать: «Устал исповедоваться, устал впадать в одни и те же грехи, устал бороться с ними, побеждаться ими». Но, дорогой, от того ты и побеждаешься ими, что возвышаешься и видишь в православии нечто героическое и в роли героя, конечно, самого себя.

В этом, мне кажется, большое влияние западной культуры – от героев древнегреческих мифов типа Геракла, Одиссея, Ясона и до героев современных мифов – суперменов различных разрядов и форм. Современному человеку мало быть тихоней и созерцателем, ему нужно возвести, преодолеть, разрушить и победить. Но часто это не путь христианства. Вспомним евангельскую притчу о горчичном зерне…

Посеял человек и не знал, как оно росло, как развивалось, это словно бы случилось помимо его внимания, помимо его мускульных усилий.

Но выросло дерево прекрасное, в ветвях и листве которого начали укрываться птицы небесные – Святой Дух и Ангелы.

Как росло это дерево духа в человеке? Человек не знает. Не ведает. Проезжая мимо полей, мы видим сначала голую землю, потом изумрудный ковер, потом колосистое златоглаво-медное море. Но как это произошло? Мы не знаем. Мы не видим роста. Почему? Потому что Бог растит.

И в духовной жизни важно не надеяться на собственные силы, разум или мудрость. Нет. Мы все лежащие во грехе люди. В каждом из нас возможно появление зародышей абсолютно всех грехов. Чему удивляться? Наше сердце как земля, наполненная сорняками. Выполол, через минуту опять полна. Снова полешь. И так до самой смерти.

Есть очень хорошее высказывание игумена Никона (Воробьева): «Что же такое смирение? У меня к пониманию смирения был такой переход. Однажды мне пришла мысль, совершенно отчетливая и ясная: а что такое все наши дела, все наши молитвы, наше все? Надо взывать, как мытарь: ‟Боже, милостив буди мне, грешнику!”. Сердце вот тут-то у меня и поняло, поняло, что самое существенное – это милость Божия. Это было понятно не умом, а сердцем. И вот с этих пор я стал обращать в себе эту мысль, жить этой мыслью, молиться этой мыслью, чтобы Господь не отнял, а развил ее.

Это и есть начальное смирение – начальное, подчеркиваю, – (сознавать) что мы сами – ничто, а творение Божие, мы создание Божие только. Поэтому, чем нам гордиться, что нам противопоставлять Богу? Хотя Господь почтил нас величайшим достоинством – быть сынами Божиими, но это дар Божий. Потом, призывая, искупил нас для того, чтобы восстановить, усыновить Себе, но и это опять дар Божий. Грешим, грешим – Господь прощает, это дар Божий. А у нас что? У нас своего – ничего. Вот это должно войти в сердце человеческое. Не умом нужно понять, а сердцем».

Поэтому, дорогие братья и сестры, не будем превращать исповедь в некое спортивное соревнование с самим собой, не будем возводить вавилонских башен, не будем унывать и отчаиваться от собственного несовершенства. Мы все лежачие во грехе люди, а лежачий не упадет! Мы все раненые и больные. А таких не убивают. Таких жалеют. Наше начальное духовное усилие и должно состоять в том, чтобы понять, что без Бога я ничто, чтобы остро, жадно, пламенно захотеть быть с Ним, иметь в Нем нужду, открыть Ему двери своей души. И тогда Он войдет и спасет. И поведет нас тайными, загадочными, часто непонятными для нас самих тропами, но обязательно ко спасению. Главное, чтобы мы не возводили из себя «Колосса Родосского» или «египетскую пирамиду», но превратились в простое дитятко, которое имеет нужду в Отце. И здесь начинается тайна нашего спасения… когда, всматриваясь в жизнь, мы ощущаем в ней дыхание Бога рядом с собой…
 
Москва
Православный христианин

Митрополит Феогност

Когда мы успокоим ум и наш язык не будет празднословить, тогда наша жизнь – как внутренняя, так и внешняя – изменится. Благодать Божия будет пребывать в нас обильно. Когда человек топит печь, то, протопив ее, закрывает трубу.
Точно так же и мы, молясь и совершая добрые дела, должны "положить хранение" своим устам и языку. Тогда тепло благодати Божией останется в нас. И от этого будет тепло не только нам, но и находящимся рядом с нами людям. Всё просто и ясно. Нужно лишь научиться управлять языком и останавливать, хотя бы на время, течение и смятение своих мыслей. И тогда Сам Господь нас вразумит, наставит, просветит и укрепит.
 
Москва
Православный христианин

Преподобный Паисий Святогорец

Если у тебя в уме появляется помысел о каком-то деле, которое тебе предстоит сделать завтра, говори своему помыслу так: «Это дело не на сегодня. Завтра я его и обдумаю». А в случае, когда тебе предстоит принять какое-то решение, не изводи себя мыслью о том, как лучше поступить, и не откладывай принятие решения всё дальше и дальше.
Выбирай что-то, делай решительный шаг, а заботу о дальнейшем предоставь Богу. Постарайся избегать скрупулёзности, чрезмерной тщательности, чтобы не ломать себе голову.
С любочестием делай то, что тебе по силам. При этом веди себя просто и с полным доверием Богу.
 
Москва
Православный христианин

Cтарец Дионисий (Игнат)

- Будем иметь любовь к ближнему, но не любовь лицемерную, то есть когда я выбираю: этот, дескать, лукав, тот еще невесть какой. Я должен любить всех, как самого себя, ибо так повелевает мне Церковь. В этом истина и Православие. То есть чтобы мы любили всех: и турок, и арабов, и людей других религий и народов. Но Бог не повелевает мне менять свою веру по их вере или наши обычаи в угоду их страстям. Нас не интересует, что будет делать с ними Бог. Всё вокруг - Его творение, и Он будет судить каждого судом, непостижимым для нашего разума.
__________

Мы знаем истину - православную веру; будем же хранить ее и чтить, а у других свое. Тот факт, что я люблю ближнего, не означает, что я принимаю или одобряю его веру и его страсти. То же самое и с разделениями внутри Православия.
 
Москва
Православный христианин
Cо странички отца Петра (Богданова) в ВК:

* Будем же каяться, исправляться и приносить Господу плоды добрых дел. Тогда наступивший год будет действительно новым, потому что принесет нам обновление всего существа нашего, - души и тела (с).
Cвятой праведный Иоанн (Кронштадтский)

* Новый год для нас пока только по числу таков, а не по существу дела, потому что все мы остаемся старыми, со старой закваской страстей, наклонностей, привычек, – и не облеклись в нового человека (с).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

- Доброе утро мои любимые! Будем стараться, молитвами отца Иоанна! Боже наш, помилуй нас!!! - Отец Пётр (Богданов)

 
Сверху