Иисусова молитва. Практика и опыт.

Крещён в Православии
Есть предложение: давайте соберем в этой теме высказывания и мысли Отцов Церкви о практике молитвенного делания.
 

Мария

другиня
Новосибирск
Православный христианин
Есть предложение: давайте соберем в этой теме высказывания и мысли Отцов Церкви о практике молитвенного делания.
Учитывая правила форума, цитаты должны быть с комментариями:)

https://azbyka.org/sear/?searchid=1639178&text=Святые+отцы+о+молитвенном+делании#2289
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Прежде всего, надо определиться, в чем смысл этой молитвы для мирян. Некоторые ждут от нее некого созерцания, другие рассматривают ее как средство транса для явления благодати Святого Духа. Но этим нельзя заниматься самостоятельно на основе сомнительных советов из интернета. Да и нужны ли нам эти медитации, мантры и практики, полезны ли они для всех? Нет, конечно. Большинству мирянам не нужно знать, как ставить дыхание, как и куда опускать ум. Но всем нужно покаяние и это главное, что нужно обычным мирянам от этой молитвы. Не каждому дано узреть Христа в этой жизни, но каждому дается способность к покаянию.

Все эти практики, как правило, лишь отвлекают неподготовленных от смысла молитвы – от покаяния. Ведь все содержание ее заключено в словах «помилуй меня». По этим словам надо заглянуть в себя и увидеть грехи свои. А призывание имени Христа и признание Его Сыном Божием лишь подготавливает к покаянию и способствует ему. Призывая Имя Христа, вспоминаем, что Он сделал для нас, воплотившись в этот мир, и какой ценой искупил наши грехи, какие дары и милости дал нам – явил Евангелие и заповеди любви и блаженства, явил пример истинной любви, милосердия и той жизни, которой мы должны жить. А говоря Сын Божий, исповедаем Его Богом, посылающего нам Святого Духа, спасающего нас благодатью Своей.

Первые слова это подготовительные и исповедание наше, а последние слова это и есть покаяние, как признание грехов своих, своего преступления, надежда на милость Христа и благодарение Его за эту данную нам милость.

Итак, в словах же «помилуй меня» и сосредоточена наша жизнь и покаяние. В этих словах мы, прежде всего, признаем себя грешными, творящими преступления, но благодаря милости Христа, мы прощены и поэтому просим очистить грехи наши. Но если просим очистить грехи, то этим непременно даем обещание больше не грешить. Нельзя же, молясь «помилуй меня», мечтать о том, что сейчас после молитвы пойду покурить, наемся вкусненького до отвала пока не наступило время поста и прочее. Слова «помилуй меня» есть решительное покаяние и исповедание того, что Христос по милости к нам очистит грехи наши благодатью Святого Духа, а мы будем иметь решительное намерение больше не засорять свою душу грехами. С нашей стороны важно решительное и безоглядное намерение отдать всего себя в волю Бога. А если есть такое намерение, то будет и благодать Христова, дающая силу не грешить. И наоборот, если есть намерение оставить для себя какие-то лазейки и оправдания, чтобы сознательно нарушать заповеди, то молитва Иисусова будет не только бесполезна, но и может принести вред. Очистимся, но на незанятое благими делами место придут семь злейших духов и будет хуже, чем было до очищения от грехов (Матф.12:45).

Вот примерно такие мысли у меня возникают, когда молюсь этой молитвой не по инструкциям, а от всей грешной души своей.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Поиск в молитве ничего иного, как спасения, есть духовная прелесть. Всякие там созерцания и прочее, это не есть спасение души. Спасение, по крайней мере, его начальная стадия, это видение своей греховности и сожаление о ней, в различной степени.
 
Крещён в Православии
Да и нужны ли нам эти медитации, мантры и практики, полезны ли они для всех?
Да, нужны и полезны, когда человек хочет исправить свою жизнь.
Большинству мирянам не нужно знать, как ставить дыхание, как и куда опускать ум.
Прошу прощения, а что мирянам тогда нужно знать? Это основное святоотеческое духовное знание. Сейчас уму широкого круга людей предлагается такое количество соблазнительных опасных знаний, попробуйте зайти в интернет: там научат и как дыхание ставить, и как произносить слова. Но, это языческие и магические практики. Этому получается может научиться любой желающий, а истинной православной молитве нет. Я думаю, что это не правильно, скрывать сие от людей.
Если язычники и маги свои знания не скрывают, а мы должны прятать? Надо наоборот популяризировать, хотя бы в среде верующих.
 
Последнее редактирование:

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Дмитрий, Вы на слова Юрия:
...Да и нужны ли нам эти медитации, мантры и практики, полезны ли они для всех? Нет, конечно. Большинству мирянам не нужно знать, как ставить дыхание, как и куда опускать ум. Но всем нужно покаяние и это главное, что нужно обычным мирянам от этой молитвы.
пишете:
Да, нужны и полезны, когда человек хочет исправить свою жизнь.

Прошу прощения, а что мирянам тогда нужно знать? Это основное святоотеческое духовное знание.
Если язычники и маги свои знания не скрывают, а мы должны прятать? Надо наоборот популяризировать, хотя бы в среде верующих.
То есть, Вы настаиваите на том, что мирянину нужны "мантры, медитации и практики"? Мне показалось, что Ваш пост говорит, скорее о том, что Вы с Юрием согласны в том, что видение своих грехов - начало покаяния. И именно оно необходимо, а не иные какие-то "самосовершенствования". Может быть, я что-то не так поняла?

О "постановке дыхания" и "сведение ум в сердце" скажу свое сугубое мнение, возможно, неверное. Это все же не для неофитов, к коим и себя отношу, хотя не одно десятилетие стараюсь не отбиваться от Матери-церкви. Вы знаете, ну никак мне не сообразить, где у меня ум, и где сердце, в которое нужно его свести. :( Но как подумаю о любви Божией и о нашей нелепой жизни, так само собой и выходит: "Господи, помилуй".
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
ну никак мне не сообразить, где у меня ум, и где сердце, в которое нужно его свести
А и не надо. Практика исихазма, со всеми этими нюансами - исключительно монашеское (и никак иначе) делание.
Значительная часть идей исихазма была сформулирована ещё Отцами Церкви в древности, и представляла собой обоснование монашеских(!) практик, а самый известный теоретик исихазма - св. Григорий Палама, с его трудом «Триады в защиту священно-безмолвствующих».
Традиция исихазма продолжается и в настоящее время также во многих монастырях.
Но никогда к мирянам это не имело никакого отношения. Подобные желания - от самомнения идут. Соседа любить не умеем, а желаем "священно-безмолвствовать"). Прямой путь к прелести.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Святая Русь
Православный христианин
Прошу прощения, а что мирянам тогда нужно знать? Это основное святоотеческое духовное знание. Сейчас уму широкого круга людей предлагается такое количество соблазнительных опасных знаний, попробуйте зайти в интернет: там научат и как дыхание ставить, и как произносить слова. Но, это языческие и магические практики. Этому получается может научиться любой желающий, а истинной православной молитве нет. Я думаю, что это не правильно, скрывать сие от людей.
Если язычники и маги свои знания не скрывают, а мы должны прятать? Надо наоборот популяризировать, хотя бы в среде верующих.
В самом деле, можно повредиться. Не от молитвы, конечно, а от неверного истолкования. Если у магов и оккультистов логика такая: надо выполнить ритаул (или прочитать заговор, мантру и т.д.) и получить желаемый результат из тонкого мира. Ритуал, заговор или мантра - это сигнал демонам, что человек желает с ними сотрудничать. Этим он дает им право на вмешательство в свою жизнь.

В христианстве не так. В христианстве - это разговор одной личности (человека) с другой личностью (Богом). Бог от нас требует внимания во время беседы и сердечного участия (т.е. понимать то, что мы просим и понятое чувствовать). Стали бы мы во время беседы с губернатором листать смартфон? Кроме того, у нас еще выходит и лицемерие. Мы говорим: "Согрешили Господи, помилуй нас", а в глубине души думаем: "Вот я уже как древние Исихасты повторил несколько тысяч раз молитву, сейчас мне Бог благодать даст и дар Святого Духа в придачу". Бог же наши намерения знает. Представьте, что человек много раз одалживал у вас деньги. Приходит очередной раз. Думаете: пришел отдать. Но он говорит: "Прости мне, что отдать не могу последние 100 долларов и одолжи мне еще десять тысяч". Это уже наглость какая-то. Таких Бог отдает бесам, чтобы смирить эту наглость.

У монахов-подвижников же по-другому. Подвижники все время терпят страдания от поста, от холода, от недосыпания, от болезней, от бесов. Они все время на войне, на линии фронта, на передовой. Они все время на грани гибели не только тела, но и души. И они искренне умоляют: "Господи, смилуйся, пощади, не оставь, помилуй". Их молитва искренняя, от всего сердца, без мечтаний о чудотворениях, в такой скорби им уже не до превозношения. И Бог утешает их. А за верность дает большую благодать.

Нельзя жить комфортно и с помощью специальных приемов стяжать монашескую благодать.
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Валерий, очень хорошее объяснение вы дали! Совершенно верно. Не стоит мирянам заниматься монашеским деланием, ну и наоборот, соответственно. В миру - свой путь к спасению, в монастыре -свой.
 
Крещён в Православии
В самом деле, можно повредиться.
Этот посыл напоминает поговорку "волков бояться, в лес не ходить". Банальный пример, кто из вас машину водит? Бросайте это дело, знаете сколько водителей на дорогах гибнет, пусть дороги принадлежат только профессиональным гонщикам!
Если у магов и оккультистов логика такая: надо выполнить ритаул
Какова вероятность повредиться от неправильной молитвы по сравнению с вероятностью повредиться от колдовства? Знание о правильной молитве практически недоступны верующим; колдовские знания, пожалуйста, источников сотни. Информации о них банально в разы больше, она в разы доступнее по сравнению с ценным духовным опытом отцов-практиков.
Значительная часть идей исихазма была сформулирована ещё Отцами Церкви в древности, и представляла собой обоснование монашеских(!) практик, а самый известный теоретик исихазма - св. Григорий Палама, с его трудом «Триады в защиту священно-безмолвствующих».
Это не так, изучите вопрос по лучше, пожалуйста.

Валерий, очень хорошее объяснение вы дали! Совершенно верно. Не стоит мирянам заниматься монашеским деланием, ну и наоборот, соответственно. В миру - свой путь к спасению, в монастыре -свой.
Можно рассказать об этом святому Косме Этолийскому, который учил крестьян Иисусовой молитве.
Очень странная логика: исихазм - монахам; псалтирь - священникам. А остальным то что?
 
Последнее редактирование:

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
...Это не так, изучите вопрос по лучше, пожалуйста.
Можно рассказать об этом святому Косме Этолийскому, который учил крестьян Иисусовой молитве.
Дмитрий, как раз разговор и идет о том, что на первой ступени еще учимся быть:
1) очищение сердца как средоточия духовной жизни человека
Пока не до второй и не до третьей:
"Сердце чисто созижди во мне..."
 
Крещён в Православии
Дмитрий, как раз разговор и идет о том, что на первой ступени еще учимся быть:

Пока не до второй и не до третьей:
"Сердце чисто созижди во мне..."
А разве никто не задумывался, что практика Иисусовой молитвы это и есть наиболее действенный и эффективный ключ к очищению сердца.
Здесь можно цитаты Оптинских старцев привести, их довольно таки много в подтверждении этой мысли.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
А разве никто не задумывался, что практика Иисусовой молитвы это и есть наиболее действенный и эффективный ключ к очищению сердца.
Здесь можно цитаты Оптинских старцев привести, их довольно таки много в подтверждении этой мысли.
Дмитрий, так никто и не говорит, что Иисусовой молитвой молиться не надо.
 
Православный христианин
Если у магов и оккультистов логика такая: надо выполнить ритаул (или прочитать заговор, мантру и т.д.) и получить желаемый результат из тонкого мира. Ритуал, заговор или мантра - это сигнал демонам, что человек желает с ними сотрудничать. Этим он дает им право на вмешательство в свою жизнь.
Валерий, зависит от того окраска дела, кого просите. Духовные законы универсальны. Пример: обида даёт обиженному право на духовное воздействие (проклятие действует) "Мне отмщение и Аз воздам!" для нас сказано, чтобы не пробовали сами мстить. Читайте у Паисия Святогорца. Молитва - это тоже духовное воздействие, просьба Богородицы к Сыну "вина у них нет" в Кане Галилейской - тоже из разряда "тонкого мира", не на рынок за вином поехали! :)
 
Крещён в Православии
Вопрос стоит или нет заниматься этой молитвой для меня не важен, для себя уже решил, что стоит и буду.
 
Православный христианин
Я как раз сейчас читаю "О духовной жизни и молитве Иисусовой" Феофана Затворника. Его письма-ответы о.Герману о Иисусовой молитве.
 
Православный христианин
Я практикую, в меру своих сил...И на что, я в православии шестой год и многого не понимаю, знаю одно, Иисусова молитва "работает". Особенно она помогает в борьбе с помыслами.По крайней мере мне.
 
Сверху