Об этапах молитвы
Много разных в чем-то, но по сути одинаковых, описаний этапов молитвы. Вот одно из них.
Словесная молитва -- это, на мой взгляд, молитва вслух. Исполнение правила, желательно большого. Хорошо при этом быть чтецом в храме и достаточно много лет, там можно навыкнуть словесной молитве, изучить на практике ЦСЯ, вообще воцерковиться.
Правило тоже желательно чем больше, тем лучше. Например, всю Псалтирь за раз квждый день, в течение нескольких лет. Это очень полезно, как потому стиль речи и словесные обороты Псалтири становятся твоими собственными (и в дальнейшем сильно влияет на твой стиль изложения), так и потому, что это уже переход к умной молитве, так как голоса не хватит, чтобы читать всю Псалтирь, поневоле молитва переходит в умную, (здесь, в смысле) ту, что читается умом.
Умная и устная молитва с выполнением большого правила постепенно сама собой начинает совершаться с заключением ума в слова молитвы. Это когда она звучит (устно или умно) где-то в районе гортани и верхней части груди и ум сам туда при длительном чтении опускается. Это значит, что молитва сама опускается внутрь тела и движется при этом в правильном направлении, и ум движется вслед за ней. Ум привлекает звучание слов в верхней части груди (это и есть заключение ума в слова молитвы).
В дальнейшем, образно говоря, Псалтирь, как бы, сама поселяется в груди подвизающегося и просится наружу. Когда такой человек открывает уста у него от сердца начинает говорить Пастирь, наподобие того, как сказано: "Отверзу уста моя и исполнятся Духа". Это говорится о Духе, присутствующем в Псалтири, и вообще в Писании.
Это уже признак того, что чтению начинает сочувствовать сердце, и молитва становится из умной умно-сердечной. Внимание ума перемещается тогда из района середины груди-гортани (где проговаривается умная и словесная молитвы) в район сердечного места в левой части груди. От сердца исходит этот, пока еще скрытый, источник Духа, умная Псалтирь. Ум движется по направлению к этому источнику и останавливается в сердечном месте, перед, пока еще закрытой, дверью в сердце. Этот этап можно назвать умно-сердечной молитвой. Сердце все более сочувствует молитве, ум движется по направлению к сердцу, а молитва становится временами самодвижной, источником Духа, движущимся в глубине сердца. Молитвенное (и вообще любое) делание ума временами останавливается, и в сердце начинает глаголать только один этот источник Духа, словами Псалтири, или вообще "воздыханиями неизглаголанными", которыми Дух ходатайствует ко Отцу о нашем спасении, очищающими глубину сердца.
Когда сердце становится в достаточной мере предочищено, в нем временами возникает божественный огонь, основным свойством которого является любовь к Богу и к людям, и ко всему, что тебя окружает. Это признак открывающегося сердца, и того этапа, когда источник становится постоянно действующим и видимым уму в глубине сердца. Это этап перехода к собственно сердечной молитве, когда молится только сердце, а ум содействует молитве своим вниманием.