Иисусова молитва. Практика и опыт.

Крещён в Православии
Сделал вывод, на основе анализа советов практиков, что читать следует не более 150 молитв в день. При чтении ум постоянно заключать в слова молитвы, если его насильно не концентрировать, он рассеивается быстро.
 
Святая Русь
Православный христианин
Валерий, зависит от того окраска дела, кого просите. Духовные законы универсальны. Пример: обида даёт обиженному право на духовное воздействие (проклятие действует) "Мне отмщение и Аз воздам!" для нас сказано, чтобы не пробовали сами мстить. Читайте у Паисия Святогорца. Молитва - это тоже духовное воздействие, просьба Богородицы к Сыну "вина у них нет" в Кане Галилейской - тоже из разряда "тонкого мира", не на рынок за вином поехали! :)
Нет, дед Сергей. В таких толкованиях полная каша. Обиженный не может сам воздействовать духовно. У него 3 варианта: 1) воздействовать в физическом мире; 2) обратиться к Богу с просьбой о вмешательстве; 3) обратиться к диаволу с той же просьбой.

Прямого духовного воздействия, как пишут авторы книги "От чего нас хотят спасти" и др. священнослужители Православной Церкви, человек не может осуществить.

Просьба к Богу - она и есть просьба: Бог может выполнить, а может и отказать.
 
Православный христианин
2) обратиться к Богу с просьбой о вмешательстве;
Валерий, вглядитесь! А просьба к Богу - что? Вы Его за ризы дёргаете? Молитва и богомыслие - духовные действия ... :) Я именно пункт 2 имел в виду.
 
Святая Русь
Православный христианин
Валерий, вглядитесь! А просьба к Богу - что? Вы Его за ризы дёргаете? Молитва и богомыслие - духовные действия ... :) Я именно пункт 2 имел в виду.
Вы написали:
Пример: обида даёт обиженному право на духовное воздействие(проклятие действует)
Воздействие — активное влияние субъекта на объект.

Но другой человек, на которого вы обижены, не является для вас объектом духовного воздействия. Объектом духовного воздействия человек может являться только для Бога и его ангелов и для сатаны с его бесами.

Далее вы приводите в пример проклятие. Но это не подтверждает, что человек сам воздействовал.

Иначе были бы ложны слова из Библии: «Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется» (Притч. 26).

А кто определяет заслуженное ли проклятие? Уж явно не сатана (он бы всех уничтожил, если бы мог).

Даже для магического воздействия надо еще 2 фактора: 1) вмешательство злой бесовской силы на стороне колдуна; 2) снятие Богом благодатного защитного покрова с человека (по разным причинам). Одного желания мага-колдуна воздействовать недостаточно.

Маги, бывшие при фараоне, могли воду в кровь превращать и палицы в змей, но не могли никак духовно воздействовать не только на Моисея, но ни на одного еврея. Если бы могли повлиять на их решение, чтобы они остались в Египте, то не преминули бы этим воспользоваться.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Далее вы приводите в пример проклятие. Но это не подтверждает, что человек сам воздействовал.

Иначе были бы ложны слова из Библии: «Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется» (Притч. 26).
Спасибо, Валерий, за внимание к теме! Духовные законы установлены Богом, Бог - первый законоисполнитель. Если человек обижен несправедливо, то он может просить возмездия у Бога (в пределе - проклятие). Бог исполнит, Он слышит и молитвы, и проклятия. Актор - человек, его инициатива "толкает" процесс (эффект домино).
 
Крещён в Православии
Все ум в словах молитвы долго удерживать могут без усилий? Нет, ну значит пора еще тренироваться, нечего коронавирусы туда впускать.
 
Православный христианин
Все ум в словах молитвы долго удерживать могут без усилий?

"Когда взор ума, склоняясь внутрь сердца, видит осияние Духа, текущее из него не иссякая, тогда именно время молчания" (прп. Каллист Ангеликуд).

Ничто, кроме этого осияния, не способно удержать ум внутри сердца и в словах молитвы, и потому оно зовется у отцов (Ангеликуд, Исаак Сирин) "силой безмолвия".
 
Православный христианин
"Когда взор ума, склоняясь внутрь сердца, видит осияние Духа, текущее из него не иссякая, тогда именно время молчания" (прп. Каллист Ангеликуд).

Ничто, кроме этого осияния, не способно удержать ум внутри сердца и в словах молитвы, и потому оно зовется у отцов (Ангеликуд, Исаак Сирин) "силой безмолвия".

Об Авве Исааке прп. Иосиф Исихаст говорил так: «Если бы были утрачены все писания святых отцов-пустынников о трезвении и молитве и сохранились бы только подвижнические слова Аввы Исаака, их было бы достаточно, чтобы научить человека жизни в безмолвии и молитве с начала и до конца. Эти творения раскрывают подвижническую жизнь от А до Я, и их одних достаточно, чтобы с первых шагов наставить человека и привести его к совершенству».
Не знаю, что я мог бы написать от себя в этой теме. Наверное задать вопрос: христианству 2000 лет, Бог неизменен, но мы - то и мир вокруг очень даже изменились. Мы с паспортами, медицинскими страховками и нет пустыни, которую бы не мониторили спутники ... История почти закончилась, сделав полный оборот, если мы накануне второго пришествия, то время подобно временам Ирода Великого и огромного материального развития Израиля, строительства крепостей, расширения храма и сложных отношений с администрацией Рима. Святитель Исаак года не пробыл на кафедре, так как паства не хотела жить без компромиссов с совестью, а святитель - покрывать и оправдывать компромиссы. Масло не смешивается с водой, сколько не взбалтывай. Мне сложно сформулировать точно свою мысль, но, примерно, так: инерция 2000 лет христианства направлена на то, как человеку придти к Богу, а потреба дня - готовиться, так как Бог готов придти к нам ...
 
Крещён в Православии
Мы с паспортами, медицинскими страховками и нет пустыни, которую бы не мониторили спутники …
Во времена Господа на земле была перепись населения и медицинские страховки были у граждан Рима. Про уровень античной медицины того времени можно почитать, например, в биографии и творениях Клавдия Галена. Вы знаете откуда пошли понятия, которыми мы сейчас все пользуемся: юриспруденция, гражданин и пр. Из римского права.
Когда вы говорите пустыня, то имеете ввиду просто открытую местность с песками. Отцы же имели под понятием "пустыня" уединенное место, где нет людей, а таких мест предостаточно на земле. И я вас уверяю, до некоторых из них техника доберется еще не скоро. Например, есть горные ущелья, пещеры, которые наукой не изведаны до сих пор, и что самое любопытно, проникнуть и изучить их может только человек, а робототехника на данный момент не достигла уровня представленного в фильмах про терминаторов. Поэтому есть , где укрыться не только одному, а даже целым поселком и найдут вас нескоро.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Не найдут поверьте, спрячьтесь в ущельях Урала, Кавказа, Дальневосточный гор.
Иисусова молитва является молитвой покаяния, и не следует в ней искать ничего другого.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Ангеликуд: «Рай духовный, или же божественные блистания, врата к которым — Слово Бога, а ключ, благодаря которому эти врата открываются и становится видимо то, что [зрится] в Раю, — Дух Святой, таинственно возводящий к двойственным видениям всякого созерцателя в Духе».

Схема, если можно так выразится, здесь такая. Слово Божие, это молитва, она же ключ ко вратам рая.

Ср. прп. Исаак Сирин. Том 2. Беседа 5, 5. "О Имя Иисусово, ключ ко всем дарованиям, открой мне дверь, дабы мне войти в сокровищницу Твою. Восхвалю Тебя молитвой, которая поднимается из сердца за милости Твои, которые были на мне в конце времен, ибо Ты пришел и обновил меня знанием нового мира".

Смысл у прп. Исаака здесь в том, в Имя Иисусово отверзает глубину сердца, и из него начинает бить самодвижный источник божественных энергий.

Этот поток означает начало соединения ума с сердцем. Это то, чем удерживается ум в глубине сердца, и (покаянная) Иисусова молитва -- это ключ, открывающий действие этого источника.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Все верно, но когда молитва идет из сердца сама, она является самодвижной. Чтобы она таковой стала надо пройти все этапы ее развития. Я из одного источника узнал, что при чтении на самом первом этапе необходимо ум заключать в слова молитвы. Как птицу в клетку. При медленном чтении молитвы, неизбежно начнутся помыслы, ум будет по привычке на них реагировать. А надо, чтобы этого не происходило.
Чтобы он находился только в словах молитвы.
Например, читаешь ты "...помилуй мя грешного", а в это время приходит помысел, "надо за хлебом сходить" или "машину я сегодня помыть хотел" или "какой я святой уже стал". Так вот, какой бы помысел не пришел, какой бы он превосходный не был ум должен пребывать только в словах молитвы и более ни в чем. В этом и заключается основная трудность и вместе с тем опасность, потому что только пришел помысел тщеславия, ты отвлекся и все, легион победил.

Можно попробовать перед самим занятием призвать на помощь, например, святителя Николая с Архангельским приветствием:

"Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших". Аминь.

"О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!

Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Тропарь святителю Николаю, глас 4
Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Николаю, глас 3
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати".


А потом приступать уже к самому чтению. Можно еще 26, 90 псалмы добавить.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Об этапах молитвы

Много разных в чем-то, но по сути одинаковых, описаний этапов молитвы. Вот одно из них.

Словесная молитва -- это, на мой взгляд, молитва вслух. Исполнение правила, желательно большого. Хорошо при этом быть чтецом в храме и достаточно много лет, там можно навыкнуть словесной молитве, изучить на практике ЦСЯ, вообще воцерковиться.

Правило тоже желательно чем больше, тем лучше. Например, всю Псалтирь за раз квждый день, в течение нескольких лет. Это очень полезно, как потому стиль речи и словесные обороты Псалтири становятся твоими собственными (и в дальнейшем сильно влияет на твой стиль изложения), так и потому, что это уже переход к умной молитве, так как голоса не хватит, чтобы читать всю Псалтирь, поневоле молитва переходит в умную, (здесь, в смысле) ту, что читается умом.

Умная и устная молитва с выполнением большого правила постепенно сама собой начинает совершаться с заключением ума в слова молитвы. Это когда она звучит (устно или умно) где-то в районе гортани и верхней части груди и ум сам туда при длительном чтении опускается. Это значит, что молитва сама опускается внутрь тела и движется при этом в правильном направлении, и ум движется вслед за ней. Ум привлекает звучание слов в верхней части груди (это и есть заключение ума в слова молитвы).

В дальнейшем, образно говоря, Псалтирь, как бы, сама поселяется в груди подвизающегося и просится наружу. Когда такой человек открывает уста у него от сердца начинает говорить Пастирь, наподобие того, как сказано: "Отверзу уста моя и исполнятся Духа". Это говорится о Духе, присутствующем в Псалтири, и вообще в Писании.

Это уже признак того, что чтению начинает сочувствовать сердце, и молитва становится из умной умно-сердечной. Внимание ума перемещается тогда из района середины груди-гортани (где проговаривается умная и словесная молитвы) в район сердечного места в левой части груди. От сердца исходит этот, пока еще скрытый, источник Духа, умная Псалтирь. Ум движется по направлению к этому источнику и останавливается в сердечном месте, перед, пока еще закрытой, дверью в сердце. Этот этап можно назвать умно-сердечной молитвой. Сердце все более сочувствует молитве, ум движется по направлению к сердцу, а молитва становится временами самодвижной, источником Духа, движущимся в глубине сердца. Молитвенное (и вообще любое) делание ума временами останавливается, и в сердце начинает глаголать только один этот источник Духа, словами Псалтири, или вообще "воздыханиями неизглаголанными", которыми Дух ходатайствует ко Отцу о нашем спасении, очищающими глубину сердца.

Когда сердце становится в достаточной мере предочищено, в нем временами возникает божественный огонь, основным свойством которого является любовь к Богу и к людям, и ко всему, что тебя окружает. Это признак открывающегося сердца, и того этапа, когда источник становится постоянно действующим и видимым уму в глубине сердца. Это этап перехода к собственно сердечной молитве, когда молится только сердце, а ум содействует молитве своим вниманием.
 
Православный христианин
Творить молитву Иисусову в миру когда сердце не очищено и нет опытного в этом делании духовника не стоит. Это закончится в итоге психиатрической клиникой и ни чем иным.

Мирянин может произносить эту молитву один раз, потом должен быть перерыв. Может два или три раза, кто поопытнее. Больше не стоит. И только во время богослужения в храме.

Об этом много написано у Отцов Церкви.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Так как воплощение жизни по Евангелию требуется много внимания к себе и сосредоточенности на Библии, покидаю форум.
Вернусь, когда получится воплотить его в свою жизнь.
 
Православный христианин
Так как воплощение жизни по Евангелию требуется много внимания к себе и сосредоточенности на Библии, покидаю форум.
Вернусь, когда получится воплотить его в свою жизнь.

В таком случае вам не удастся вернуться.
 
Православный христианин
Укажите, пожалуйста, цитату или где почитать хотя бы одного Отца.

https://azbyka.org/sear/?text=иисусова+молитва&searchid=1648872&l10n=ru&web=0#1115

Только не стоит этим заниматься без благословения духовника. Иначе возможно душевное повреждение, вплоть до безумия.
 
Творить молитву Иисусову в миру когда сердце не очищено и нет опытного в этом делании духовника не стоит. Это закончится в итоге психиатрической клиникой и ни чем иным.
Мирянин может произносить эту молитву один раз, потом должен быть перерыв. Может два или три раза, кто поопытнее. Больше не стоит. И только во время богослужения в храме.
Об этом много написано у Отцов Церкви.
"Наконец обратись к законоположению православной Восточной Церкви: увидишь, что она для всех неграмотных чад своих, и монахов и мирян, установила заменять псалмопение и молитвословие на келейном правиле молитвою Иисусовою. Что же значит пред единогласным свидетельством Священного Писания и всех святых Отцов, пред законоположением Вселенской Церкви о молитве Иисусовой противоречащее учение некоторых слепцов, прославленных и прославляемых подобными им слепцами." Брянчанинов, Аскетические опыты.
 
Сверху