- Православный христианин
Ну и как прикажете почитать жертву - кусок мяса? Мудрецов - да, потому что мудрость приравнивается к старости, но "святыни"?
В Православии есть. В христианстве слово "святой", "святыня" наполнено другим смыслом. Правильнее было бы сказать "почитаемые религиозные святыни" - так понятней. Да так часто и пишется. Не нужно просто привязываться к слову "отдельный", ища семантический смысл в каждом таком слове.
В Православии это тоже важнейшее значение: святой = отделенный или выделенный для Бога.Для вас, в отличие от вас, как раз важен акцент на отделенности.
Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы. (1 Пет. 2:9-10)
Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. (2 Кор. 6:16-18, Ис. 52:11)
И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее. И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее. (Откр. 18:2-4)
Также слово "святой" у нас широко употребляется в значении "освященный", "священный" на ряду с этими словами как вариант. Например, святая вода или освященная вода (т.е. есть чин освящения воды, когда священник обращается к Богу с молитвой), святые иконы - по смежности как образ, связанный со святым первообразом, или также освященные. В Ветхом Завете мы это тоже находим (земля святая, Исх. 3:5, святая гора, Пс. 3:5, святой храм, Пс. 5:8, святой город Иерусалим, Неем. 11:1 и т.д., хотя какие слова в этих случаях в еврейском тексте не знаю; например, для нефеш, руах, нешама различие у нас по тексту не читается).
Про жертвенное мясо не скажу, т.к. эта ритуальная часть Закона у нас заменена (т.е. буквально об отмене не говорим, но о замене) главной Жертвой, которую принес Собой Иисус Христос, за грехи всех, как предсказано, "чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет", Ис. 53:11, т.е. "закон был для нас детоводителем ко Христу" (Гал. 3:24). Что касается освященного или священного, так здесь, конечно, почитание есть.Ну и как прикажете почитать жертву - кусок мяса? Мудрецов - да, потому что мудрость приравнивается к старости, но "святыни"?
Здесь напрашивается вопрос: снимать обувь там, где «земля святая» (Исх. 3:5), какой смысл? Как реализуется здесь этот «вполне конкретный технический смысл»: разве что земля, отделенная и не пригодная более не для чего? Даже, допустим, если бы и так, потому что там Бог явил Свое присутствие, или еще какое-то объяснение, то тот же вопрос: а обувь снимать какой смысл?Я опираюсь только на Библию. А там слово "святыня" имеет вполне конкретный технический смысл - то, что отделено и больше не пригодно для другого использования. Почитать это нет никакого смысла.
Подробней о почитании в Православии, фрагмент с примерами (для христианских протестантских сект почитание обычно вопрос спорный), полностью здесь https://azbyka.org/forum/threads/izobrazhenija-v-ierusalimskom-xrame-ukrashenija.15169/#post-206995
«Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3:3-5). Ответьте на вопрос: почему земля стала святой, так что Моисею потребовалось снимать обувь с ног своих? Что, изменился ее химический состав?
-- Сектант: Земля стала святой, потому что там присутствовал Господь.
-- Православный: Разувайтесь, Бог Вездесущий! Сказано: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс.138:7-10). Повторяю вопрос: почему земля стала святой?
-- Сектант: Да! Бог вездесущий, но не везде Он так явно проявлял Свое присутствие, как на том месте.
-- Православный: Правильно, та материя, чрез которую Господь проявляет свое присутствие, становится святой или освященной. По отношению к ней надо было проявлять почитание: «не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих», — причина (?): «ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». И здесь надо заметить, что в Библии не говорится ни об одном случае, когда бы Бог явился людям как абсолютно чистый дух. Господь являлся или в виде облака, или в виде огненного столба: «…И вошел в средину между станом Египетским и между станом [сынов] Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь» (Исх.14:20); где «веяние тихого ветра, [и там Господь]» (3 Цар.19:12); в виде «…голубя, сходящего на Него» (Мк.1:10) и т.д. и т.п. Благодать Божия многоразлично и многообразно проявляется чрез посредство тех или иных типов материи, и всякий раз отношение к ней должно быть соответствующее. Когда муж «…Оза простер руку свою к ковчегу Божию [чтобы придержать его] и взялся за него, ибо волы наклонили его… Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия» (2 Цар.6:6-7). Известно, что царь «…Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его… В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит» (Дан.5:2, 30). С точки зрения формальной иконоборческой логики, «чашка — она и есть чашка». Но Библия учит, что эти сосуды — «священные сосуды Божии» (1 Пар.22:19). В ветхозаветные времена благодать Божия проявлялась и чрез мощи. Известно, «…что, когда погребали одного человека, то… погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар.13:21). Что воскресило человека: кости или Божия благодать?
-- Сектант: Конечно, Божия благодать!
-- Православный: Правильно. Благодать. Но чтобы мы увидели, что она может почивать на мощах святых, сказано: «…он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил». Новозаветные времена явили больший поток благодати, как сказано: «…ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин.1:17). Известно о Христе, что «…просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись» (Мф.14:36). Также плат и пояс ап. Павла исцелял болезни и изгонял злых духов. Сказано: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян.19:11-12). Даже тень проходящего ап. Петра источала благодать: «…так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян.5:15).
Последнее редактирование: