Есть вопросы?

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Чего Вы такой пугливый?
Это как раз тот момент, когда разумость души из качества, превращается в функциональность.Когда анафема переходит в разряд пустячка, а этнофилитические мотивы, заслоняют главное.В перспективе такие тенденции не приводят к чему -нибудь хорошему.Отсюда и опасения.Но персона в них обитающая, обычно не видит опасности,в силу своего разумения.
 
Крещён в Православии
Это как раз тот момент, когда разумость души из качества, превращается в функциональность.Когда анафема переходит в разряд пустячка, а этнофилитические мотивы, заслоняют главное.В перспективе такие тенденции не приводят к чему -нибудь хорошему.Отсюда и опасения.Но персона в них обитающая, обычно не видит опасности,в силу своего разумения.
Вы не видите опасности. Согласен.

Раскол всегда является причиной закостенения ума в сознании своей русской исключительности в православном мире. Такое уже проходили. Идея «Москва-Третий Рим» привела к внутреннему расколу и синодальному периоду, который наверное самый оптимальный для иерархии Русской Цереви, ибо ограничивает ее амбиции. Идея «русского народа-богоносца и Русского Христа» привела к февральской революции. Идея «Русского мира» привела к разрыву евхаристического общения с рядом православных Церквей, что свидетельствует о шантаже и отсутствии любви.

Отсутсвие любви всегда ведёт к забвению.
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Не совсем понял Вашего восклицания в мой адрес?
Прослушал несколько курсов по философии и логике, тогда стало понятно то, что изложено в ФГ, что способствовало пониманию святителей Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Григория Паламы,
Философия вам способствовала пониманию Григория Паламы???? А он сам вот что говорил про философию-
"как словом выразить Благо, которое выше слова?"
"людям, занимающимся этим всю жизнь, охотящимся за знанием с помощью внешней учености и столь непомерно восхваляющим ее, ты, думаю, достойно и уместно дашь им понять, что «вы, любезнейшие, добываете себе этим не больше знания, чем незнания»:
Потому что хоть изучи естественную философию от Адама до самого конца, без чистоты ты будешь с не меньшим, а то и с большим успехом глупцом, чем мудрецом; наоборот, даже без философии, очистившись и избавив душу от дурных нравов и учений, ты приобретешь победившую мир Божию мудрость и в веселии навеки приобщишься к «Единому Премудрому Богу» Триады
 
Крещён в Православии
Философия вам способствовала пониманию Григория Паламы???? А он сам вот что говорил про философию-
"как словом выразить Благо, которое выше слова?"
"людям, занимающимся этим всю жизнь, охотящимся за знанием с помощью внешней учености и столь непомерно восхваляющим ее, ты, думаю, достойно и уместно дашь им понять, что «вы, любезнейшие, добываете себе этим не больше знания, чем незнания»:
Потому что хоть изучи естественную философию от Адама до самого конца, без чистоты ты будешь с не меньшим, а то и с большим успехом глупцом, чем мудрецом; наоборот, даже без философии, очистившись и избавив душу от дурных нравов и учений, ты приобретешь победившую мир Божию мудрость и в веселии навеки приобщишься к «Единому Премудрому Богу» Триады
Во-первых, ставил задачу себе понять как мыслят философы, понять принципы правильного мышления.
Во-вторых, курсы прослушал, которые как раз проводили обзоры принципов мышления древнегреческих философов, особое внимание уделил Аристотелю, логика которого используется в Философских главах.
В-третьих, не ставил себе задачу заниматься философией всю свою жизнь.
В четвёртых, из философии применяю только полученные знания о принципах философского мышления, а также понимания принципов построения определений. Философские идеи вне православного богословия мне чужды.

С учетом собственного опыта, указанного выше, который считаю положительным для себя, и других призываю к подобному самообразованию с целью научиться понимать мысли святых отцов, которые были хорошо образованы именно в философском качестве.

Хочу ещё раз обратить внимание, что Вы мыслите крайностями, а крайности всегда периферийны от истины. Истина есть соотношение крайностей в единстве. Философия при наличии стремления жить по церковным правилам всегда приносит свои плоды.
 
Православный христианин
Вы мыслите крайностями, а крайности всегда периферийны от истины
Это не я мыслю, это Палама так пишети Вам бы не переводить на мою крайность , а самому задуматься, мы не в шахматы играем, кто кого-
"некоторые люди, сочтя маловажной стоящую перед христианами цель, обещанные нам в будущем веке несказанные блага, променяли богопознание на мирную мудрость и хотят ввести ее в собор философствующих во Христе."
"Иоанн, венец пророчества, не от младых ли ногтей до конца жизни провел в пустыне? А разве не ему как образцу должен подражать, насколько достанет сил, всякий, кто отрешается от мира? Конечно! Но где же в пустыне обучение суетной, а по словам этих людей, спасительной философии? Где толстые книги, где люди, всю жизнь корпящие над ними и склоняющие к тому других?"
Но если даже оставим этого «высшего среди рожденных женами» (Мф.11:11; Лк.7:28), который поднялся к такой высоте, нисколько не заботясь о будто бы ведущей к Богу учености, потому что он не читал даже священных книг9, если, говорю, даже оставим его, – почему Сущий прежде всех век, Явившийся после Иоанна и ради того Пришедший в мир, чтобы свидетельствовать об истине, обновить божественный образ в человеке и возвести его к небесному прообразу, почему Он не показал путь восхождения через приемы и методы внешней философии? Почему Он не сказал «Если хочешь быть совершен, займись внешней философией, старайся об изучении наук, накопи в себе знание сущего», а сказал: «Имение продай, раздай нищим, возьми крест, решись следовать за Мной»?
 
Крещён в Православии
Это не я мыслю, это Палама так пишети Вам бы не переводить на мою крайность , а самому задуматься, мы не в шахматы играем, кто кого-
"некоторые люди, сочтя маловажной стоящую перед христианами цель, обещанные нам в будущем веке несказанные блага, променяли богопознание на мирную мудрость и хотят ввести ее в собор философствующих во Христе."
"Иоанн, венец пророчества, не от младых ли ногтей до конца жизни провел в пустыне? А разве не ему как образцу должен подражать, насколько достанет сил, всякий, кто отрешается от мира? Конечно! Но где же в пустыне обучение суетной, а по словам этих людей, спасительной философии? Где толстые книги, где люди, всю жизнь корпящие над ними и склоняющие к тому других?"
Но если даже оставим этого «высшего среди рожденных женами» (Мф.11:11; Лк.7:28), который поднялся к такой высоте, нисколько не заботясь о будто бы ведущей к Богу учености, потому что он не читал даже священных книг9, если, говорю, даже оставим его, – почему Сущий прежде всех век, Явившийся после Иоанна и ради того Пришедший в мир, чтобы свидетельствовать об истине, обновить божественный образ в человеке и возвести его к небесному прообразу, почему Он не показал путь восхождения через приемы и методы внешней философии? Почему Он не сказал «Если хочешь быть совершен, займись внешней философией, старайся об изучении наук, накопи в себе знание сущего», а сказал: «Имение продай, раздай нищим, возьми крест, решись следовать за Мной»?
Как пишет один из активных участников форума, не приписывайте своих мыслей святым отцам. Хотя такая постановка вопроса манипуляционная, предполагающая, что автор данной фразы сам обладает святоотеческим мышлением, однако, я её использую её против Вас. Я неплохо знаю труды свт. Григория Паламы, поэтому понимаю, что он речь ведёт совсем о другом.
 
Православный христианин
Я неплохо знаю труды свт. Григория Паламы, поэтому понимаю, что он речь ведёт совсем о другом.

Да признаю в Триадах про философию он скорее не христианскую имеет ввиду... Но разве вы сами не знаете что Философские главы это отформатированная античная философия
А значит и многие выпады Григория Паламы применимы к ней... Я не хочу столкнуть Паламу и Дамаскина, я лишь хочу показать что философия это служанка у истинного христианства, а не путеводитель
 
Православный христианин
Именно так и я понимаю.
Если так, то приоритеты в изучении духовной литературы должны быть определены следующим образом
Евангелие и Новый завет с толкованиями к ним, затем святоотеческая аскетическая литература ( например Исаак Сирин, Макарий В, Авва Дорофей и др) а уже затем для лучшего понимания и если ум остается празден и не занят молитвой, то читать произведения на подобие ФГ..... Верно?
 
Крещён в Православии
Если так, то приоритеты в изучении духовной литературы должны быть определены следующим образом
Евангелие и Новый завет с толкованиями к ним, затем святоотеческая аскетическая литература ( например Исаак Сирин, Макарий В, Авва Дорофей и др) а уже затем для лучшего понимания и если ум остается празден и не занят молитвой, то читать произведения на подобие ФГ..... Верно?
С последовательностью не согласен.

Аскетическая литература не может быть правильно понята без знания догматики. В первую очередь необходимо получить знания об основах веры, а потом получить знания по аскетике.
Прежде образ, а потом подобие. Прежде ум, а потом разум.

Следуя прп Максиму Исповеднику необходимо сочетать ум и разум, а значит и догматику с аскетикой, предпочтение одного или другого переведёт к уклонению с православного пути или в ересь или в обрядоверие.
 
Православный христианин
Аскетическая литература не может быть правильно понята без знания догматики
А разве ФГ - это догматика? Вы всерьез считаете что если православный христианин не знает отличия между родом и акциденцией, то он впадет в обрядоверие???
Христианских догм не так много...Основные из них изложены в Символе веры и каждый православный их по многу раз на день просто обязан произносить в молитвенных правилах....А остальные достаточно раз прочитать и усвоить у того же Дамаскина ТИПВ, или если попроще то у Давыденкова, можно Киприана (Керна) Антропология..... И все, дальше вперед в практику, в аскетику и так до гроба....А философствовать об абстрактных вещах- это признавать что мы бессмертные на земле и у нас уйма времени..... А это не так скоро мы все узнаем...и не важно год нам остался или 10 или20...все равно это как миг пройдет... и там потом все узнаем.....Сейчас нам важно чаще и чаще повторять- Господи помилуй......вот вся философия и догматика....Паронимы , омонимы, акциденции- это очистит душу? или без этого святые не обошлись???? Это произведение которым могут пользоваться апологеты....да и прекрасно им пользоваться...но простому прихожанину зачем это????????
 
Крещён в Православии
А разве ФГ - это догматика? Вы всерьез считаете что если православный христианин не знает отличия между родом и акциденцией, то он впадет в обрядоверие???
Считаю, что такой православный христианин, когда начнёт рассуждать об истинах православной веры начнёт нести ахинею, которую приходится наблюдать на форумах.
Христианин, который не может словами выразить истины своей веры, уподобляется бессловесным (неразумным) животным.
Также, христианина, который не понимает отличие между сущностью и акциденцией легко сбить с истины о пресуществлении Святых Даров, внушив ему ложное понимание, например, о вохлебении.

А остальные достаточно раз прочитать и усвоить у того же Дамаскина ТИПВ, или если попроще то у Давыденкова, можно Киприана (Керна) Антропология..... И все, дальше вперед в практику, в аскетику и так до гроба....
Разные уровни изложения веры. Давыденкова вообще нужно читать очень острожно. Антропологию лучше читать у святых отцов, а не интерпретации современных богословов.

Читать надо святых отцов Церкви. А чтобы их понимать, надо изучить ФГ.
 
Крещён в Православии
Халкидонский орос утверждает, Иисус Христос есть одна Ипостась в двух природах. Именно в двух природах. То есть не только из двух природ, но обязательно в двух природах. Вы держитесь в своей вере Халкидонского ороса?
Я предельно упрощу свое исповедание:
1. Я исповедую согласно Халкидонского ороса в Иисусе Христе истинного Бога и истинного Человека сходящейся в одно Лицо и в одну Ипостась. Что это для меня значит? Значит, что Бог Слово уничижил Себя до воплощения и вочечовечевания чрез Деву Марию родившемся полноценным истинным Человеком. Парадокс заключается в том, что будучи абсолютным истинным человеком, Он(Христос) имеет Божественное Лицо. Смотря на Человека Иисуса, те кто принял Его, видят и исповедают чрез Него Бога. Я исповедую что на кресте страдал Христос Человек, теопасхизм для меня это ересь, и момент когда Христос воскричал - Боже зачем Ты оставил Меня?, я исповедую что в этот момент Его Божественность была сведена практически к нулю, но не в ноль. Многие могут меня упрекнуть в неоарианстве, поясню на этот счет - я отрицаю во Христе каково то демиурга, перворожденного или созданного Богом первосущества. Исповедаю что Сам Бог Слово, вторая ипостась Святой Троицы воплотился и вочеловечался в истинного Человека.
 
Крещён в Православии
1. Не совсем понял Вашу мысль.
2. Никогда этого не замечал, даже, не думал об этом.
3. Пресуществление реальность. Естественно не в католическом понимании.
4. Просто Вы не вмещаете того, что разжевано. Я тоже раньше не вмещал. Это естественно. Надо всю земную жизнь учиться понимать разжеванное.
1. Я не принимаю позицию Христос это Бог. Христос это Сын Божий - истинный Бог и истинный Человек. Убирая любую часть, я буду исповедовать ересь. Это не греческий Аполлон, который спустился в неба к нам. и обитал с нами будучи богом.
2. Я не сторонник Sola scriptura , но Писание для меня это стандарт(вроде госта Предания). Что я вижу читая Писание? Обороты типа /..благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа…/ (Послание к Галатам 1:3) в современных православных молитвах практически отсутствуют. Вопрос- почему?
3. Пресуществление. Когда? Есть эмпирические данные что это точно после определенной молитвы? Нас обвиняют в каннибализме, с точки зрения обычной логики так и есть. Но, если момент пресуществления будет перенесен в момент вкушения Даров, то о каком "каннибализме" может идти речь, мы Его Тело и Кровь - Церковь Его?
 
Крещён в Православии
Я предельно упрощу свое исповедание:
1. Я исповедую согласно Халкидонского ороса в Иисусе Христе истинного Бога и истинного Человека сходящейся в одно Лицо и в одну Ипостась. Что это для меня значит? Значит, что Бог Слово уничижил Себя до воплощения и вочечовечевания чрез Деву Марию родившемся полноценным истинным Человеком. Парадокс заключается в том, что будучи абсолютным истинным человеком, Он(Христос) имеет Божественное Лицо. Смотря на Человека Иисуса, те кто принял Его, видят и исповедают чрез Него Бога. Я исповедую что на кресте страдал Христос Человек, теопасхизм для меня это ересь, и момент когда Христос воскричал - Боже зачем Ты оставил Меня?, я исповедую что в этот момент Его Божественность была сведена практически к нулю, но не в ноль. Многие могут меня упрекнуть в неоарианстве, поясню на этот счет - я отрицаю во Христе каково то демиурга, перворожденного или созданного Богом первосущества. Исповедаю что Сам Бог Слово, вторая ипостась Святой Троицы воплотился и вочеловечался в истинного Человека.
Понимаете в чем дело, Павел, вся суть и гениальность Халкидонского ороса в том, что он определяет Иисуса Христа в двух природах. Например, ААЦ признает Иисуса Христа из двух природ, но не может Его исповедать в двух разных природах, ибо исповедует единую природу из двух природ.

Позвольте уточнить у Вас, возможно ли вообще воплощение без Божественной природы Иисуса Христа. Ведь воплощается не Ипостась Сына, а воплощается Его Божество, соединись с человеческой природой? Как ответите?
 
Последнее редактирование модератором:
Крещён в Православии
3. Пресуществление. Когда? Есть эмпирические данные что это точно после определенной молитвы? Нас обвиняют в каннибализме, с точки зрения обычной логики так и есть. Но, если момент пресуществления будет перенесен в момент вкушения Даров, то о каком "каннибализме" может идти речь, мы Его Тело и Кровь - Церковь Его?

Пресуществление есть замена одной сущности другой сущностью. Кто обвиняет христиан в каннибализме тот не понимает какого Тела Христа христиане причищаются. Мы причащаемся воскресшего тела Христа, которое есть огонь и свет, с сохранением всех органов тела и души.
 
Православный христианин
Также, христианина, который не понимает отличие между сущностью и акциденцией легко сбить с истины о пресуществлении Святых Даров, внушив ему ложное понимание, например, о вохлебении.
Да неужели??)))) Вы считаете что без Диалектики на основе Аристотелевской философии , православный христианин не разберется в Святых Дарах???7 Обоснуйте путем предоставления рекомендации современных богословов уровня например Иоанна (Крестьянкина)( это к примеру), которые подтвердят вашу мысль о том чтобы понимать сятых отцов нужно непременно изучить ФГ....
Жду.....
 
Крещён в Православии
Да неужели??)))) Вы считаете что без Диалектики на основе Аристотелевской философии , православный христианин не разберется в Святых Дарах???7 Обоснуйте путем предоставления рекомендации современных богословов уровня например Иоанна (Крестьянкина)( это к примеру), которые подтвердят вашу мысль о том чтобы понимать сятых отцов нужно непременно изучить ФГ....
Жду.....
Не надо подсовывать Аристотелевскую философию. Речь шла не об использовании Аристотелевской философии, а о принципах оформления суждений.
Дайте цитату от Иоанна (Крестьянкина) о присуществлении Святых Даров и покажите, как обыкновенный христианин может понять её смысл. Потом я эту цитату прокомментирую с позиций ФГ.
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Не надо подсовывать Аристотелевскую философию. Речь шла не об использовании Аристотелевской философии, а о принципах оформления суждений.
Дайте цитату от Иоанна (Крестьянкина) о присуществлении Святых Даров и покажите, как обыкновенный христианин может понять её смысл. Потом я эту цитату прокомментирую с позиций ФГ.
Я не буду играть в пинг- понг, ты мне - я тебе....Современные христиане прекрасно справлялись, справляются и будут справляться с литургической жизнью без философских напластований....
 
Крещён в Православии
Я не буду играть в пинг- понг, ты мне - я тебе....Современные христиане прекрасно справлялись, справляются и будут справляться с литургической жизнью без философских напластований....
Ваша позиция мне понятна. Я с ней не согласен. Ваша позиция свойственна многим современным христианам. Это я вижу по двум храмам, которые посещаю для службы. Прихожане малообразованны в догматическом плане, равно и в аскетическом. Но образованы в обрядоверии. Именно отрицание необходимости глубокого догматического изучения основ веры приводит к подобной ситуации. Моё глубокое убеждение, что воскресные школы, а также различные курсы по изучению основ православной веры не исправят сложившуюся ситуацию по обрядоверию. Наши священники сами не сильны в догматике, им проще говорить об аскетизме, который можно декларировать без особого его исполнения. Только личное стремление вникать в глубины ТИПВ (кладезь истины православной веры) может дать свои плоды. Но для этого необходимо потрудиться над изучением ФГ. Без веры нет спасения, ибо через неё стяжаем благодать. Верить надо правильно.
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху