Есть ли у Армянской Церкви духовная литература с обвинениями других церквей в ереси?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Православный христианин
А разве в православии учат о двух лицах? Два лица в одном теле? не есть ли это шизофрения? Католикос соврамши?
Изначально, вероятно, были проблемы с переводом. Однако было уже время всё выяснить, но Армянская Церковь остаётся при прежних воззрениях.
В том же материале по ссылке:
"Католикос Иоанн II, Моисей II, Авраам в своих грамотах и на соборах анафемствовали халкидонский собор, но уже в самом факте упорного приписывания этому собору такого учения, какого он не выражал, не смотря на то, что акты собора давно уже были известны в Армении, сказывается сознание истинности действительного халкидонского учения. Эти представители армянской церкви исповедовали то же самое, что и собор халкидонский, признавали Иис. Христа истинным Богом и истинным человеком, говорили, что в нем божество и человечество неизъяснимым образом соединены неслиянно и нераздельно, – словом фактически признавали догматическое учение халкидонского собора, каково оно в действительности. Обвиняя халкидонский собор в принятии несторианской ереси и притворяясь невидящими действительного его учения, армянские богословы (быть может не исключая и кат. Моисея II под конец жизни) хотели оправдать совершившееся и продолжавшееся разделение церквей, хотели свалить вину на недоразумение и устроить себе мост к отступлению без унижения и к соединению с вселенской церковью после устранения предполагаемого недоразумения."
 
Армянская Апостольская церковь
и единодушно предаем анафеме все тому подобное
Предаётся анафеме учение, собор, решение, но не церковь целиком. Об этом я задавался вопросом, что есть конкретное название всей христианской церкви словом "еретик"?
ересь халкидонская наполнила вселенную и страны наши
Сомнительно, данные слова во всём интернете содержатся только в 1 источнике: Александр Аннинский История Армянской Церкви (до XIX века). И источник этот не Армянской Церкви, а за авторством Александра Аннинского. И даже в этом одном источнике говорится о "ереси халкидонской", но церкви христианские не называются еретиками, раскольниками и прочее.
были записаны в архиве Абдельмелика, Амир-Альмумина
Опять, единственный источник информации об этом во всём интернете - Александр Аннинский История Армянской Церкви (до XIX века). Идёт ссылка на некоего "Абдельмелика, Амир-Альмумина". Этот человек какое отношение к ААЦ имеет? И почему его слова должны считаться за позицию ААЦ? Неясно, поэтому данную цитату признать за позицию ААЦ нельзя.
что начала распространяться ересь Нестория и проклятого Халкидона
Всё тот же единственный источник. В нём говорится о ереси Халкидона - имеется в виду собора. Но не употреблено слово ересь по отношению к целой христианской церкви. То есть, необходимо различать осуждение собора и осуждение целой церкви. Об осуждении целой церкви речь не идёт, исходя из присланных цитат.
собор халкидонский и послание Льва, так и мы анафематствуем всех еретиков, особенно же проклятый собор халкидонский и мерзкую грамоту Льва
Тот же источник Александра Аннинского, где чёрно по белому написано - "анафематствуем всех еретиков" - "Ария, Македония, проклятого Нестория, Евтихия" и "собор халкидонский" и "грамоту Льва". Про Ария, Нестория и прочих, еще на 3 Соборе все единогласно обозначили как ересь. Здесь разделения во мнении не было. Поэтому смело и называются еретиками эти учения осужденные собором. Далее анафема "собор" и "грамота". Но не анафема всей церкви. О том, что собор и грамота отличаются от всей церкви, думаю подробно об этом здесь писать не нужно.
анафематствовали халкидонский собор и его приверженцев

То же самое, тот же источник, анафема собора, утверждается также и об анафеме приверженцев. Нужно проверить действительность приписываемых ААЦ этих слов? Автор Аннинский ссылается на Oukht. Sécession des Ibériens, если я правильно понял. Опять таки - какое отношение имеет к ААЦ латинская и прочая литература? Мой вопрос был касаемо того, чтобы как здесь на форуме присылают ссылку на духовную литературу, где есть конкретный церковный деятель церкви, который писал работы с называнием христианских церквей "еретиками", "раскольниками" и прочее, так вот я бы хотел видеть конкретную публикацию НЕ представителей других церквей с их интерпретациями вероучения ААЦ, а представителя самой ААЦ, который был аналогично писал, к примеру, "католическая церковь еретическая", "православная церковь еретическая" и т.д. То есть открыто и в той форме, как это содержится в православной духовной литературе по отношению к ААЦ, католикам, протестантам и т.д.
Анафема халкидонскому собору и посланию Льва
То же самое, что и выше. Тот же источник, тот же объект анафеме - собор и грамота, а не церковь целиком.
Правильно ли приведены цитаты? Если да, то это и есть "духовная литература с обвинениями других церквей в ереси".
Ну собственно говоря не совсем правильные цитаты. Хотелось бы увидеть произведения армянского автора с конкретным называние словами "еретик" "раскольник" конкретную другую христианскую церковь (чуть выше в данном комментарии об этом написал уже).
 
Москва
Интересующийся
Доброго утра! Думаю, что единственный способ разрушить христианство - это изнутри. Когда все христиане между собой поругаются и прекратится совместная молитва. Когда никто не захочет нести тяготы другого. Все это сатане на руку.
А источник для взаимопонимания, сотрудничества и сохранения духовной традиции - в Священном Писании, в откровениях Святых Отцов ,в Иисусовой молитве. Это основа.
Свт. Тихон Задонский в своей книге «Об истинном христианстве» пишет:
«Не смотреть на других, что делают, кто бы они ни были, но держаться одного слова Божия и поучаться в том, чему оно учит. Ибо день ото дня вера, и с верой любовь, уменьшаются в людях, и умножаются соблазны, которые колеблют сердце наше и зачавшуюся веру хотят угасить».
Поэтому я думаю, что поиск общности - важнее поиска различий.
Так как это девиз сатаны - "Разделяй и властвуй".
i
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Нахожу для себя довольно странным видеть, как периодически в интернете, да и здесь на форуме в комментариях, присылают ссылки на православную духовную литературу, в которой обвиняются другие христианские церкви в еретичестве, в частности Армянскую Церковь (а также католиков, протестантов и других). Пример этот комментарий. Да и многие комментария из этой темы (на последующих страницах с комментариями).
Но вот возникает вопрос - а есть ли у Армянской Церкви литература, где бы обвинялись католики или православные в еретичестве? И что-то мне подсказывает, что такой литературы нет.
И вот уважаемы Сергей так сильно старается мне прислать как можно больше православной литературы, где ААЦ обвиняют в еретичестве, что не понимает суть, что мне это как раз говорит о том, что у Армянской Церкови нет подобной литературы. А это меня радует, а не огорчает. Так как я вижу как Церковь исполняла заповедь любви в своей истории и соблюдала слова "кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной" (Мф. 5:22).
Поэтому я не понимаю с какой целью некоторые так часто присылают литературу с обвинениями? Ведь это имеет обратный эффект. Получается, если в ААЦ нет духовной литературы с обвинениями православных и католиков, то это как раз предмет гордости (в хорошем понимании этого слова) во Христе. И я могу смело заявлять в таком случая, что Армянская Церковь в своей истории не занималась обвинениями в еретичестве другие христианские церкви.
Поэтому те, кто ссылаются на духовную литературу с обвинениями в расколе и еретичестве должны задаться вопросом - а вы как свидетельствуете о своей Церкви в таком случае? И какой на самом деле посыл из этого получается? И не думаете ли вы, что чем больше присылаете такую литературу тем больше свидетельствуете, что другая Церковь не занималась аналогичными обвинениями? Получается обратный эффект о чём я говорил.
Пытаясь обвинить другую Церковь, присылатель обвинений всё больше собирает свидетельства о своей Церкви, свидетельства о том, как много обвинений содержит его Церковь. Все это работает не в пользу присылателя.
Ну и по традиции - мудрости нам всем во Христе и мира!
Христос Воскрес!
Дело в том, что никакого обвинения в инакомыслии (ереси), в православной литературе нет. Это Ваши личные выводы.
В православии есть анализ того, что есть вера ортодоксальная (апостольская), а что не является апостольской верой,. то есть является ересью, инакомыслием, искажающим апостольскую веру..
Если Вы хотите разобраться, то эту тему нужно закрыть и перейти к конкретным вопросам по догматике, для поиска доказательств, имеет ли данное утверждение под собой, апостольскую веру или не имеет.
А пока, Вы пытаетесь выдавать за добродетель отсутствие анализа чистоты христианства от того, что христианством не является.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Когда предаётся анафеме учение, Собор - анафематствуется и Церковь, придерживающаяся этого учения и признающая этот Собор. Так что это неудачная отговорка.

А.И. Аннинский издал своё исследование больше 120 лет назад и всё это время оно нареканиям не подвергалось. Желаете оспорить - доказывайте документально.

Возражения на использование французской литературы странны. Греческая и египетская святоотеческая литература в серьёзных работах цитируется по французской же "Патрологии" Миня.
Тем паче французский здесь только язык.
Броссе Марий Иванович.
Выходец из Франции.
В 1835 г. министр народного просвещения России, президент Академии наук, граф С.С. Уваров, желая пополнить недочеты по части восточной филологии в нашей академии, обратился за советом к иностранным ученым, и между прочим, по рекомендации Сильвестра де-Саси, остановился на Броссе.
В 1840 – М. Броссе первым опубликовал в России каталог хранящихся в библиотеке Эчмиадзинской патриархии средневековых армянских рукописей.
Kirakos de Gantzac - Киракос Гандзакеци
Histoire de la Sionnie par Stephanos Аrbeliаn - Степан Орбелян
Oukhtanès d’Ourha - Ухтанес Себастаци.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
С Армянской Церковью, насколько помню, всё совсем не однозначно. Во всяком случае у РПЦ был с ней совместный Собор епархиального уровня в 12 веке.
 
Армянская Апостольская церковь
Христос Воскрес!
Дело в том, что никакого обвинения в инакомыслии (ереси), в православной литературе нет. Это Ваши личные выводы.
В православии есть анализ того, что есть вера ортодоксальная (апостольская), а что не является апостольской верой,. то есть является ересью, инакомыслием, искажающим апостольскую веру..
Если Вы хотите разобраться, то эту тему нужно закрыть и перейти к конкретным вопросам по догматике, для поиска доказательств, имеет ли данное утверждение под собой, апостольскую веру или не имеет.
Воистину воскрес!
Дело в том, что никакого обвинения в инакомыслии (ереси), в православной литературе нет. Это Ваши личные выводы.
Слово "еретик" как-то иначе мы можем трактовать, кроме как обвинения? Или слова "раскольник", "вероотступник" и прочее?
ерейти к конкретным вопросам по догматике
Про догматику, думаю уже есть темы на форуме. Здесь же всё таки другой вопрос поднят. Этот вопрос не касается канонов, догматов той или иной церкви и прочее, что очень важно для понимания. Вопрос стоит в этой теме следующим образом: есть ли в ААЦ аналогичная литература, если вам не нравится слово "обвинения", то хорошо - с называниями других христианских церквей "еретиками", "раскольниками" и прочее? И второй вопрос, вытекающий из первого. Если нет, то соответственно почему её нет?
 
Армянская Апостольская церковь
Греческая и египетская святоотеческая литература в серьёзных работах цитируется по французской же "Патрологии" Миня
Ни в коем случае не отвергая авторитетность иностранной литературы, всё же вопрос состоит в том, что есть ли по аналогии именно работы армянских авторов с называниями других христианских церквей "еретиками", "раскольниками" и т.д. То есть работы, публикации не представителей других церквей, а конкретно представителя ААЦ - армянского священнослужителя, армянского историка, армянского богослова и т.д.
 
Крещён в Православии
Бессмысленный спор,каждый останется при своем мнении только лишняя ругань произойдет.Ну ходит человек в армянскую церковь,тебе то что с того? Он же за руку не ловит на улице и не тянет в храм своей конфессии,чего к человеку цепляться
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Воистину воскрес!

Слово "еретик" как-то иначе мы можем трактовать, кроме как обвинения? Или слова "раскольник", "вероотступник" и прочее?

Про догматику, думаю уже есть темы на форуме. Здесь же всё таки другой вопрос поднят. Этот вопрос не касается канонов, догматов той или иной церкви и прочее, что очень важно для понимания. Вопрос стоит в этой теме следующим образом: есть ли в ААЦ аналогичная литература, если вам не нравится слово "обвинения", то хорошо - с называниями других христианских церквей "ерк,етиками", "раскольниками" и прочее? И второй вопрос, вытекающий из первого. Если нет, то соответственно почему её нет?
Это и есть ваша ошибка. Вы не знаете значение слова .....ересь....,разберитесь в нем пожалуйста.
Слово еретик, вероотступник (о раскольничестве отдельная тема), означает, что некие люди, пытаются создать свою личную версию понимания учения Христа.
Как Вы понимаете, то каждый человек имеет право знать, где ортодоксальная вера, а где личные измышления. Чтобы отделить одно от другого и употребляется греческое слово ...ересь..., что в целом означает - инакомыслие, отдельное учение или школу.
 
Православный христианин
Ни в коем случае не отвергая авторитетность иностранной литературы, всё же вопрос состоит в том, что есть ли по аналогии именно работы армянских авторов с называниями других христианских церквей "еретиками", "раскольниками"
Армянские католикосы - недостаточно? Цитаты приведены.

Или напрямую читайте "Историю Армении" Киракоса Гандзакеци, он постоянно говорит о "халкидонской ереси". Это не армянский автор?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Можно добавить.
Мовсес Каланкатуаци (Каганкатваци), армянский историк VII века.
«ИСТОРИЯ СТРАНЫ АЛУАНК»
Перевод с древнеармянского Ш.В.Смбатяна.
(Институт древних рукописей им. Маштоца – Матенадаран, Ереван, 1984 г.)
КНИГА ВТОРАЯ

ГЛАВА VII
ПОСЛАНИЕ КАТОЛИКОСА АРМЕНИИ ИОВhАННЭСА К ТЭР АБАСУ-КАТОЛИКОСУ АЛУАНКА О НЕЗЫБЛЕМОСТИ ВЕРЫ
Да и мы [теперь] проклинаем все прежние и новые ереси, ереси Ария, Павла Самосатского, Мани и Маркиана, поганого Нестория и Геодорита, а также вздорный и злодейский собор Халкидонский и еврейское послание Льва...

ГЛАВА VIII
ГОНЕНИЕ НА ЕРЕТИКОВ В АЛУАНКЕ, КОТОРЫХ ПО ПОЛУЧЕНИИ ПИСЬМА КАТОЛИКОСА АЛУАНКА ТЭР АБАС ИЗГНАЛ ИЗ СТРАНЫ
Великие смуты распространились во все концы света от Халкидонского собора, от вздорных и суетных проповедей иноверных, ложное учение которых усилилось из-за снисхождения Божьего и легкая податливость обрекла невинные души многих из народа на гибель в вечном мраке. Корень плевела этого дошел и до страны Алуанк. И тогда тэр Абас, католикос Алуанка, строго расследовав ересь, вместе со своими епископами, упомянутыми выше в послании, прогнал из Алуанка скверных проповедников той ереси – лицемерного Товмаса, псалта Елиа, Бнота, Ибаса и других. Всех сторонников их он изгнал в отдаленные места.

ГЛАВА XLVI
ВОПРОШЕНИЕ ДАВИДОМ, ЕПИСКОПОМ МЕЦ КОЛМАНКА ИОhАННА МАЙРАГОМЕЦИ ОБ ИКОНАХ И ФРЕСКАХ
Созвал Мовсэс вардапетов своей стороны и повелел им «не иметь никаких общений с ромеями, подчинившимися халкидонскому вероломному собору, и, поскольку ложны их дела, не принимать от них ни книг, ни икон, ни опресноков».
После кончины католикоса Мовсэса, после того как Хосров вновь завоевал Армению, страна объединилась. Тогда возвели на католикосский трон Абраhама, мужа праведного и избранного, который перед этим проклял и предал анафеме Халкидонский собор и лишь после этого был рукоположен [в католикосы].

ГЛАВА XLVII
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТОМ, КОГДА БЫЛ ПРЕДАН АНАФЕМЕ БЕЗБОЖНЫЙ СОБОР ХАЛКИДОНСКИЙ, КАК АЛУАНК ОСТАЛСЯ НЕПРИЧАСТНЫМ К ЭТОЙ ЕРЕСИ. ОБ ОТДЕЛЕНИИ ИВЕРОВ ОТ АРМЯН И О ТОМ, ЧТО [ПОВЕЛЕЛ] КАТОЛИКОС АБРАhАМ АЛУАНЦАМ
Спустя сто восемьдесят лет после обращения армян [в христианство], в годы армянского католикоса Бабкена, был созван собор [армянской церкви] о смутившем вселенную соборе Халкидонском. По повелению благочестивых императоров греческих Зенона и Анастасия. Греция, вся Италия, Армения, Алуанк и Иверия, объединившись, предали анафеме безбожный собор Халкидонский и послание [папы] Льва. Спустя еще восемьдесят семь лет, в годы армянского католикоса Абраhама иверы через проклятого Кюриона отделились от армян. С ними [отделились] также греки и Италия. Но Алуанк не отделился от православия и единоверия с армянами. В связи с этими событиями [католикос] Абраhам в своем окружном послании осуждает перед всеми народами отступничество Кюриона и отделяет его духовным мечом. Прежде всего он уведомляет об этом Алуанк, наставляет в своем послании следующее: «Находившиеся прежде нас на престоле армянском [католикосы писали] престолу алуанскому. Теперь же, так как они согласны с нами, то мы и алуанцы предали анафеме и низложили Кюриона согласно каноническим повелениям отцов, установленным относительно ромеев, которых придерживаемся по сей день мы и Алуанк».

Так распорядились мы и относительно иверов: вовсе не общаться с ними, не молиться вместе с ними, ни есть, ни пить, не вступать с ними в родство, не брать [и не давать] кормилиц, не ходить на паломничество ни к знаменитому Кресту, что в Мцхите, ни к другому [Кресту], что в Манглисе, не пускать их в наши церкви, не свататься. Лишь покупать у них и продавать, как евреям. Итак, если кто будет общаться с ними, невзирая на этот [запрет], да будет он проклят душой и телом, и отлучен в течение всей жизни своей. Все те, кто будет обходить это повеление да снизойдут они во мрак [вечный] и да будут преданы на съедение вечному огню».

Никаких обвинений, никаких проклятий, такая добрая и терпимая армянская церковь...
 
Армянская Апостольская церковь
Никаких обвинений, никаких проклятий, такая добрая и терпимая армянская церковь...
Ну тут опять таки речь идёт о Халкидонском соборе. На нём присутствовали Александрийский патриархат, Иерусалимский патриархат, Римский патриархат или папство, как вернее бы сказать и другие. И ААЦ не обвиняла ни одну из этих церквей, но осуждала Халкидонский собор. В этом есть разница, собор и церковь - собор - это событие, церковь - это христианская община. И есть разница между осуждением события и осуждением общины.
 
Православный христианин
В этом есть разница, собор и церковь - собор - это событие, церковь - это христианская община. И есть разница между осуждением события и осуждением общины.
Пустая отговорка. Осуждаются все, признающие Халкидонский Собор. И даже тем, кто с таковыми общаются, обещано: "да снизойдут они во мрак [вечный] и да будут преданы на съедение вечному огню".

А вот интересно, за прошедшие 14 веков это постановление армянской церковью было отменено? Можете привести такую ссылку?
 
Армянская Апостольская церковь
А вот интересно, за прошедшие 14 веков это постановление армянской церковью было отменено? Можете привести такую ссылку?
А вот это мы уже пришли к обсуждению этого вопроса: "...возможность отвергнуть все ошибочные и ложные представления друг о друге, христианские церкви должны созвать новый вселенский собор..."
 
Православный христианин
А вот это мы уже пришли к обсуждению этого вопроса: "...возможность отвергнуть все ошибочные и ложные представления друг о друге, христианские церкви должны созвать новый вселенский собор..."
Нет, не этого. Собор может созвать только одна Церковь. Свои ошибки каждая Церковь должна признать самостоятельно. ААЦ, в частности, ошибочность своей вражды к Халкидону.
 
Армянская Апостольская церковь
Нет, не этого. Собор может созвать только одна Церковь. Свои ошибки каждая Церковь должна признать самостоятельно. ААЦ, в частности, ошибочность своей вражды к Халкидону.
Никакой одной Церкви в настоящее время не существует. Не известно о чём вы пишите. И с таким подходом и дальше не будет существовать.
 
Православный христианин
Никакой одной Церкви в настоящее время не существует. Не известно о чём вы пишите. И с таким подходом и дальше не будет существовать.
Есть одна Христова Церковь, созданная Им. Других нет и быть не может.
 
Армянская Апостольская церковь
Есть одна Христова Церковь, созданная Им. Других нет и быть не может.
Алексей, все это уже прекрасно поняли, что каждый без труда может называть только свою Церковь истинной - католики свою, православные свою, армяне свою, протестанты свою. Здесь вы ничего нового не пишите. Сейчас же вопросы стоят другие - это уважение и понимание друг друга, решение возникающих вопросов и т.д. Об этом мы с вами обсуждали в другой теме. Думаю, не стоит переносить то обсуждение в данную тему.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Думаю, не стоит переносить то обсуждение в данную тему.
Соглашусь, не стоит.
По предмету этой темы, полагаю, вопросов не осталось. Книга армянского автора, излагающая воззрения армянского католикоса, переведённая армянином и изданная в Ереване - полагаю, тут возразить нечего.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху