Что такое православная психология?

Киев
Православный христианин
"Отхлестали"? Вам хоть легче стало? Будьте точны в формулировках. Я не рассказывала подробно как я попала в протестантизм, кстати до этого был оккультизм, так что делать какие-то выводы с вашей стороны скоропалительно. Скажу только одно, когда я наконец стала читать Библию, то результатом этого всего стало мое воцерковление в Православной церкви.
Насчет батюшек и стяжания Духа вы подзагнули, я вроде бы совсем не то писала.
Спаси Господи!
 
Киев
Православный христианин
Спаси Господи! Столько замечательных цитат и опять возвращаемся на "блевотину" "себя любимого" (Ради Бога, не воспринимайте лично). Центр внимания своего нужно перемещать на "ближнего". "ОТВЕРГНИСЬ себя, возьми крест свой и следуй за мной". Это "технология спасения". Когда мы думаем и служим другим ( не только помагаем.т.к. тут покровительственная позиция) наши "страсти", от недостатка нашего внимания "подсыхают", а мелочь по благодати и вовсе может сойти на нет. , т.к. нам не до них. "Свято место пусто не бывает". Если мы не "исполняемся Духом", мы в лучшем случае пусты и не заняты. А если начинаем в центр своего сознания помещать себя, то сами и становимся эдаким божком. Наша жизнь должна быть христоцентрична, т.е. центром нашено внимания должен быть Христос, с его словами о "малых сих" и когда нам следует кормить голодных , помогать больным, посещать заключенных в узах...Будет ли до рассуждений о какой то "разумной любви к себе, если мы все время заняты. Или неужели многие из нас ревностно исполняют это Слово? В том то и проблема, что естественно мы себя и так любим, а перемещение своего внимания на других помогает нам "забыть себя", и таким образом служить Христу. Спаси Господи!
 
Киев
Православный христианин
Бог силен лично обратиться к человеку, кстати иначе и не бывает, ведь вера - это тоже дар от Господа. Он обращается к нам через Слово ("Вера от слышания (миссионерской проповеди "ловцов человеков", "делателей"), а слышание (как процесс различения истина-неистина) от Слова Божьего"), обстоятельства, людей, скорби...Апостол Павел говорил о себе, когда древние христиане начинали спорить чьи они( Павловы ли Аполосовы), что он как и все мы Христовы.Говорил, что Бог насадил, Он же и ВЗРАЩИВАЕТ (не мы, не педагоги, психологи и люди других социальных профессий), я же (Павел) лишь поливаю (образ "садовника в Божьем саду). Да Богу нужны такие "садовники", "делатели"... -миссионеры. Каждый из нас на своем месте миссионер, но не в силу своего профессионализма (хотя свое дело нужно делать хорошо), а в силу своей мировоззренческой христианской позиции ( и этого достаточно). А кто мы,-это лишь инструмент в Божьих руках. В силу профессиональной этики и того, что Церковь у нас отделена от государства, мы не всегда можем миссионерствовать открыто, о нашей вере говорят больше наши добродетели и те плоды Духа, которые мы стяжали. Кстати, еще один святоотеческий метод борьбы со страстями и незацикливания на себе это упражнение в противоположных страстям добродетелях, которые центром приложения имеют не себя...И скажите неужели нам нужно много консультантов, чтобы признаться в собственной жадности или гневливости...? Наоборот, нам очень хочется оправдать, обосновать ( цитируя Библию), узаконить свои слабости под видом здоровой самооценки, "принятия себя", "разумной любви к себе"... Кроме слова "самолюбие", которое как правило понимается правильно, есть еще слово "себялюбие" (естественное, сросшееся с нашей природой, тяжело уловимое как свойство нашей поврежденной человечности, душевности). Освятить, обожить эту испорченную человечность под силу только Христу через Его жертву. Потому и следует от нее отрекаться, чтобы неведомыми нам путями Господь восставил нашу природу в правильной иерархии: возрождение нашего духовного человека, который будет направляющим по отношению к душе (обращаясь к психологии мы культивируем нашу душевность). "КТО ПОТЕРЯЕТ ДУШУ СВОЮ РАДИ МЕНЯ, тот СПАСЕТ ее". Спаси Господи!
 
Центр внимания своего нужно перемещать на "ближнего". "ОТВЕРГНИСЬ себя, возьми крест свой и следуй за мной". Это "технология спасения".

А если начинаем в центр своего сознания помещать себя, то сами и становимся эдаким божком.

Будет ли до рассуждений о какой то "разумной любви к себе, если мы все время заняты.



35. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
36. Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37. Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38. сия есть первая и наибольшая заповедь;
39. вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40. на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
(Св. Евангелие от Матфея 22:35-40)

Других мы должны любить как самого себя. Поэтому любовь к себе должна быть. Но это должна быть правильная любовь.
 
Киев
Православный христианин
"Правильной любви" к себе не существует, это нехристианская позиция, а психологическая. Я вижу, что Вы по профессии психолог (читала Ваши сообщения в других подразделах сайта), поэтому Ваше мнение вполне ожидаемо. По поводу любви к себе другие форумчане и я приводили очень много цитат и в этом и соответствующем разделе, показывающих в правильном контексте это Слово ( нельзя брать одно Слово и трактовать Его так, чтобы Оно противоречило Другому Слову, Их надо "увязывать"). Не хочу переписывать, если Вас интересует просмотрите или просто почитайте соответствующие разделы курса богословия. Кстати цитата, которую Вы привели не противоречит мысли, что других надо любить более себя ,если говорить о логике рассуждения. Просто, не уыязывая ее с Другим Словом, можно логически рассудить и как Вы пишете. Но если поразмыслить, то и без других цитат можно получить следующий ряд:. если для нас Бог на первом месте, то любя "ближнего", мы стараемся увидеть в нем образ Божий,- и в этом смысле Бог для нас все равно остается на 1-м месте, любя же себя, мы себя ставим на один уровень с Богом (если следовать контексту), в равнозначную позицию. Не дерзость ли это, не древнейшее ли желание "стать как боги", заняться в 1-ю очередь собой или собой наравне с Богом? Как по мне, то это очевидно. Спаси Господи!
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
"Правильной любви" к себе не существует, это нехристианская позиция, а психологическая

Как-то так принято в православии, что любую "умную" или "интересную" мысль принято подтверждать цитатами из Слова Божия и работ св. отцов. Причем последнее не есть некий довесок к первому, а раскрытие его и, опять же, подтверждение того, что мы правильно понимаем Библию, а не носимся "по ветрам ума своего".

Приведу несколько примеров "сложных" мест Библии в случае их неправильного понимания.

Если в христианстве Бог есть любовь, то как понимать те евангельские места, где говорится о ненависти. Приведем два важнейших места.

Первое: "любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную" (Ин. 12, 25). – Здесь идет речь о неправильности филической любви (а здесь использован именно такой термин – φιλων) к своей душе, к самому себе - т. е речь идет именно о самолюбии. Если по евангельскому слову (Мф. 22, 39) ближнего нужно возлюбить агапически (αγαπησεις) как самого себя, то, безусловно, здесь предполагается, что и себя надо любить именно любовью агапической; это подтверждается и тем, что такое негативное качество, как самолюбие, обозначается именно филически (φιλαυτος) (2 Тим. 3, 2). И именно борьба с этим самолюбием, со стремлением души к мирским, греховным, сиюминутным наслаждениям и позволит сохранить свою душу в жизнь вечную. Эти мирские наслаждения в известной евангельской притче очень метко и, даже, с определенным оттенком юмора сравниваются с "рожкам", которыми питались свиньи и которых захотел сын до того, как одумался и возвратился к своему отцу, чтобы вкусить специально для него приготовленного откормленного теленка (Лк. 15, 16-23).

Второе евангельское место: "если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником" (Лк. 14, 26).

На эту евангельскую мысль ссылались многие русские сектанты и раскольники, находящиеся во вражде как с государственной властью, так и с православной церковью. Они вырывали евангельскую мысль из общего смыслового контекста, так что получалось, что фактически Христос призывал к неприятию и ненависти к своим родным, самым близким людям. Но это, конечно же, не так. И известный толкователь Нового Завета Феофилакт Болгарский предостерегал: "Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо человеколюбец не бесчеловечно учит… но хочет, чтоб искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания... Напротив, когда они не препятствуют ему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания" (Феофилакт Болгарский. 1911, с. 397).
То есть речь идет о том, чтобы не принимать, отвергать мирское противление Божественной воли, когда оно исходит даже от близких, но при этом и их, конечно же, нужно любить агапической любовью - по "второй наибольшей заповеди".

------------------

Возвращаясь к теме ЛЮБВИ Е СЕБЕ, можно утверждать:

-- разные св. отцы в негативном контексте писали только о "самолюбии" (филавтии). Святоотеческих цитат о неправильности агапической "любви к себе" мне не встречалось - если кому-то они встречались, хорошо было бы их привести с указанием книжного первоисточника.

-- тогда в этом контексте библейскую заповедь "возлюби (αγαπησεις) ближнего своего, как самого себя" (Мф. 22:39) вполне правильно понимать в смысле необходимости агапической любви и к ближним, И К САМОМУ СЕБЕ.

-- но при этом просто неправильно смешивать христианскую агапическую любовь с современным пониманием любви, почти всегда антихристианским.
Агапическая любовь: разумна, целостна, свободна, чиста, пламенна, есть дар от Бога и не имеет ничего общего с розовой водицей современной "гуманистической любви".
И такая любовь может показаться современному человеку слишком категоричной и максималистичной, ибо сказано (Мф 18:9): "и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную". В этом нет никакой ненависти ни к своему телу, ни к себе самому. Но для жертвенной и целостной любви к себе здесь все понятно: требовательная любовь к себе целиком предполагает борьбу со своими страстями и тем частями души, которые еще находятся под их властью. Или в медицинской терминологии: если больной орган не удалось вылечить, его надо удалять, чтобы сохранить жизнь всему остальному.

.
 
Киев
Православный христианин
Цитата:"разные св. отцы в негативном контексте писали только о "самолюбии" (филавтии). Святоотеческих цитат о неправильности агапической "любви к себе" мне не встречалось ".
А о "правильной агапической любви к себе" Вы встречали у святых Отцов? Тоже напишите, если встречали.
Насколько я понимаю смысл слова "агапе"- "жертвенная бескорыстная любовь"- то он исключает всякий оттенок помышлений о себе, не то что любви. В самом высоком смысле себя надо забывать ради других ( хотя реально "человекам это невозможно, но возможно Богу"). От нас требуется хотя бы решимость, намерение следовать этому пути, взвалить на себя это "иго", а Господь обещает сделать его легким.
У вас противоречие: в одном месте вы говорите , что себя нужно любить филически, а ближнего агапически, получается, что себя любим меньше и вроде бы более-менее правильно.В другом месте вы говорите, что себя нужно любить агапически. Насколько я знаю для святых отцов характерна позиция : себя почитать за меньшего других ( тут даже не употребляется слово "любовь",т.к. оно слишком сильное).
Если представить, что "агапическая любовь к себе" выражается в том, чтобы радеть о своем спасении, бороться со страстями, то опять получается перекос. Во-первых, нам в систему координат не зря дан "ближний" ( ибо сказано " как ты говоришь, что любишь Бога, которого не видел, когда не любишь ближнего"? Господь называет таких лицимерами. Или мы приведем оправдание: Господи, себя ж мы любим( как ближнего) как Ты и сказал). Во-вторых, бескорыстие "агапе" подразумевает, что для себя мы не ищем никакой пользы. Получается противоречие: любим мы себя дескать агапически и для себя же ищем пользы (спасения). В-третьих, если даже представить, что других мы любим агапически, а себя меньше, филически ( вроде ж правильно) и начинаем непрестанно заботиться о других ради своего спасения, то опять налицо и своекорыстие или "дела закона", которыми "не оправдается никакая плоть". Спаси Господи!
Словом, у меня не складывается ни агапически, ни филически, никак. Спаси Господи!
 
Киев
Православный христианин
Как-то так принято в православии, что любую "умную" или "интересную" мысль принято подтверждать цитатами из Слова Божия и работ св. отцов. Причем последнее не есть некий довесок к первому, а раскрытие его и, опять же, подтверждение того, что мы правильно понимаем Библию, а не носимся "по ветрам ума своего".
.
Привожу места из книги, которую сейчас читаю, специально и не искала, открыла и как по заказу. "Опыт построения исповеди по заповедям блаженства", Иоанн (Крестьянкин)": 1)" Обидчивость происходит от "самоцена", потому что каждый из нас мнит, что он "нечто", и "нечто немаловажное". И потому. когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и обижаемся до слез и ссор и замышляем отмщение ( святитель Феофан Затворник). Вот этот "самоцен", это "нечто" и надо разорить и выбросить в окно, как говорит епископ Феофан. Тогда и образуется в духе какая-то опора внутреннего мира. А мы-то думали, что обижаемся потому, что мы такие уж необыкновенно чувствительные, нежные натуры, а кругом бесчувственные, зложелательные грубияны."
2)"Вы скажите, что сейчас нет духовных книг, нет опытных старцев, но почти у каждого из нас есть дома самая главная Книга- Евангелие ( а если у кого нет этой Книги, то это тоже признак крайней нерадивости; сейчас и неверующие люди стараются приобрести Евангелие и Библию). Эта книга содержит ВСЕ исчерпывающие ответы на все запросы духа, на все века жизни. Много ли мы читаем эту Книгу?..."
 
Томск
Православный христианин
сегодня смотрела, как по заказу, удивительный по качеству и по содержанию небезызвестный, мультфильм советский , называется "Сказка о рыбаке и рыбке".

очень поучительно, знаете ли. вот как посмотришь на себя (Старуху в смысле) глазами Старика из сказки, так очень знаете ли тоже пробирает..

такое ощущение что одни про Фому, другие про Ерему.
 
Православный христианин
"Правильной любви" к себе не существует, это нехристианская позиция, а психологическая
Чтобы возлюбить ближнего, как самого себя, предварительно нужно правильно полюбить себя...Правильная любовь к себе заключается в исполнении животворящих Христовых заповедей: «сия есть любы, да ходим по заповедем Его», сказал святой Иоанн Богослов (2Ин.1:6). Если ты не гневаешься и не памятозлобствуешь – любишь себя. Если не клянешься и не лжешь – любишь себя. Если не обижаешь, не похищаешь, не мстишь; если долготерпелив к ближнему твоему, кроток и незлобив – ты любишь себя. Если благословляешь клянущих тебя, творишь добро ненавидящим тебя, молишься за причиняющих тебе напасти и воздвигающих на тебя гонение, то любишь себя; ты – сын Небесного Отца, который Своим солнцем сияет на злых и благих, Который посылает дожди Свои и праведным и неправедным. Если приносишь Богу тщательные и теплые молитвы из сердца сокрушенного и смиренного, то любишь себя. Если ты воздержен, не тщеславен, трезвен, то любишь себя....
Полюбивший правильно самого себя может богоугодно любить ближнего...
Источник
 
Других мы должны любить как самого себя. Поэтому любовь к себе должна быть. Но это должна быть правильная любовь.

любви к самим себе в нас и так предостаточно, её не нужно культивировать нарочно, исходя из должности ея. А вот то, что это должна быть правильная любовь - можно согласиться. Но как она воспитывается? чем?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
.
Приведенная в предыдущем сообщении цитата принадлежит святителю Игнатию (Брянчанинову). Он так подробно и грамотно все описал, что как говорится, "комментарии излишни".

А вот несколько цитат на эту тему из св. отцов:


-- Ефрем Сирин (В подражание притчам): «Кто соблюдает заповеди, тот любит себя, а кто пренебрегает ими, тот вредит душе своей».

-- Антоний Великий (Письма, п.6): «…тот, кто любит себя истинно, тот и любит всех людей той же любовью».

-- Иоанн Златоуст (т.11, ч.2, беседа 7): «Кто самолюбив, тот в особенности и не любит себя; а кто братолюбив, тот и любит себя гораздо более. …Зараза и ограниченность самолюбия сокращает и умаляет любовь, которая широка и простирается на всех».

-- Василий Великий (Правила кратко изложенные, в.54): «…кто любит самого себя не настоящею любовью, тот самолюбив»

-- Николай Сербский (Кассиана, гл.6, 47): «…самого себя человек не умеет любить, не имея любви к Богу. Только в Боге человек может любить себя как тварь Божию».

.

Исходя из этого, можно утверждать, что св. отцы вслед за Библией также различали "самолюбие" и "любовь к себе".
При этом, первое оценивается однозначно негативно, а второе - нет.
Таким образом "правильная любовь к себе" существует именно в христианском, библейском и святоотеческом, контексте, а не является чьей-то "психологической позицией".

.

В качестве пост-скриптума хотелось бы отметить, без отношения к какой-либо психологии, что неправильная любовь к себе, либо нелюбовь к себе приводят в духовном и личностном плане к многим проблемам. И это не психологическая, а духовная проблема.
Кроме того христианская любовь при всей ее самоотвженности не слепа и неосознанна, а разумна и сознательна, что опять же, принципиально отличает ее от мирской любви. Мать ведь тоже любит своего единственного сына самоотверженно и отдала ему всю свою жизнь, но этой своей слепой любовью воспитала эгоиста и потребителя, который привык, что он стоит на первом месте. И многие современные матери, даже православные, любят своих детей не агапической христианской любовью, а греческой сторгической - таким образом до сих пор не дойдя до благой Евангельской вести.
.
 
Киев
Православный христианин
Чтобы возлюбить ближнего, как самого себя, предварительно нужно правильно полюбить себя...Правильная любовь к себе заключается в исполнении животворящих Христовых заповедей: «сия есть любы, да ходим по заповедем Его», сказал святой Иоанн Богослов (2Ин.1:6). Если ты не гневаешься и не памятозлобствуешь – любишь себя. Если не клянешься и не лжешь – любишь себя. Если не обижаешь, не похищаешь, не мстишь; если долготерпелив к ближнему твоему, кроток и незлобив – ты любишь себя. Если благословляешь клянущих тебя, творишь добро ненавидящим тебя, молишься за причиняющих тебе напасти и воздвигающих на тебя гонение, то любишь себя; ты – сын Небесного Отца, который Своим солнцем сияет на злых и благих, Который посылает дожди Свои и праведным и неправедным. Если приносишь Богу тщательные и теплые молитвы из сердца сокрушенного и смиренного, то любишь себя. Если ты воздержен, не тщеславен, трезвен, то любишь себя....
Полюбивший правильно самого себя может богоугодно любить ближнего...
Источник
Аминь! "Правильная любовь" к себе есть исполнение Божьих заповедей и желание спасения. Когда же мы трактуем заповедь "возлюби ближнего как сасого себя", мы трактуем ее таким образом, что наша любовь должна быть более сосредоточена на нем , а не на себе и, поступая по заповеди, мы истинно и себя тогда любим, т.к. через такое "делание" преуспеваем в деле нашего спасения.
 
Аминь! "Правильная любовь" к себе есть исполнение Божьих заповедей и желание спасения. Когда же мы трактуем заповедь "возлюби ближнего как сасого себя", мы трактуем ее таким образом, что наша любовь должна быть более сосредоточена на нем , а не на себе и, поступая по заповеди, мы истинно и себя тогда любим, т.к. через такое "делание" преуспеваем в деле нашего спасения.

Вспомним Серафима Саровского - стяжи дух мирен и вокрут тысячи спасутся.
Все святые отцы говорят о том, что надо заниматься собственным спасением. Тогда и ближние могут спастись. Но это будет их труд. Т.е. любовь к себе - это желание собственного спасения. Без этого желания Господь не может сделать с нами ничего.
Отсюда вытекает и наше соработничество с Господом в деле нашего спасения. Мы должны хотеть этого и предоставить возможность Господу делать это.
А ближние - это инструмент в руках Господа для того чтобы мы учились любить, терпеть, смиряться .....
 
Киев
Православный христианин
Вспомним Серафима Саровского - стяжи дух мирен и вокрут тысячи спасутся.
Все святые отцы говорят о том, что надо заниматься собственным спасением. Тогда и ближние могут спастись. Но это будет их труд. Т.е. любовь к себе - это желание собственного спасения. Без этого желания Господь не может сделать с нами ничего.
Отсюда вытекает и наше соработничество с Господом в деле нашего спасения. Мы должны хотеть этого и предоставить возможность Господу делать это.
А ближние - это инструмент в руках Господа для того чтобы мы учились любить, терпеть, смиряться .....
Если говорить, что "истинная любовь к себе"- это жертвенность, отвержение себя, то с такой формулировкой можно согласиться, причем "носим тяготы" ближнего мы в первую очередь, к своим "тяготам" не возвращаясь и не считая их за тяготы. В такой любви есть изначально любовь к Богу, разумное отрицание зла, в т.ч. и для себя, желание спасения и как следствие желание исполнять Божьи заповеди, что на практике должно выливаться в любовь к ближнему (из этого ряда ничего нельзя убирать или рассматривать вне взаимосвязи, иначе будут получаться перекосы, которые мы и имеем). Спасение же мы все равно получаем по благодати, а не через дела. При этом желание спасения не должно быть своекорыстным, т.е. желанием только своего спасения , используя "ближних" как "инструменты" ( в этом случае даже при благой цели мы не избегаем ловушки и поставляем свое "Я" в центр сознания так как ради себя стараемся), не должно выливаться в "дела закона". Т.е. перед желанием спасения есть еще более важное условие: любовь к Богу. Отсюда получаем: Любовь "правильная" к себе- это любовь к Богу. Нельзя формулировку "правильной любви к себе" ограничить только желанием спасения, это вырывание из контекста.
По-поводу:"стяжи дух мирен и вокрут тысячи спасутся". Здесь акцент как раз не на собственном спасении ( говорится не о спасении, а о плоде Духа), а на спасении других и для этого мы и подвизаемся, забывая себя как и Христос умер за нас. Т.е. мы искренно радеем о наших ближних, не подсчитывая свои"дивиденды", это вообще не наше дело - это дело Бога. Т.е. "думание о собственном спасении" - это не культивирование "себя", это идея-истина, которую можно воплотить в жизнь выполняя заповеди из любви к Богу, заповедь же говорит о самоотвержении и мере Христовой (т.е. в такой формулировке "любовь к себе" исчезает Христос не говорил, что Он себя любит, но пришел исполнить волю, Пославшего Его). И говорить, что это не для нас написано, а для каких-то исключительных людей абсурд. Сказано и написано для всех нас.Потому что идеалы не могут быть низкими, они всегда высоки. И если слова назидают, то примеры (Христа) влекут.
По-поводу:"святые отцы говорят о том, что надо заниматься собственным спасением". Это общая фраза. Они говорят, но также говорят и о любви к Богу, к ближнему, незлобии, самоуничижении как "инструментах" получения плода Духа...(словом об "истинной любви человека к себе" через которую как следствие мы можем иметь спасение). Т.е. заниматься собственным спасением - это самоуничижаться, жить не для себя, быть "безумными для мира " Христа ради ( без всяких адекватных, вполне не "безумных" самооценок, "принятий себя"...)Покажите человека, который себя не принимает? Самые "унывающие"(закомплексованные, якобы себя не принимающие), как учит нас Предание, самые большие гордецы, себялюбцы, обслуживающие свое неудовлетворенное Я как центр собственной вселенной, а этот центр- Божье место. иначе не видать нам спасения как собственных ушей).
Что получается в жизни (психологии). Берется термин у святых отцов "истинная любовь к себе" (также произошло и с термином "психология") и с помощью Слова, вырванного из контекста,("возлюби ближнего как самого себя") подменяется его смысл на противоположный: дескать сперва себя полюби (не Бога, себя!), а потом ближнего. Если вспомнить, провозглашая это Слово про любовь к Богу ( а мы подытожили, что "любовь истинная к себе" - это любовь к Богу со всеми выше перечисленными "последствиями"), то места для "себя" не останется. Да и Господь говорит вполне определенно: "Возлюби Господа Бога Своего всем сердцем твоим" (т.е. не надо себя любить в том смысле как люди понимают любовь: сосредоточение всех своих помыслов на предмете любви,- так нужно любить Бога). Расширение заповеди про "любовь к ближнему "дается как "проверка на вшивость"- покажи-ка любовь к реальному человеку, если ты Меня любишь (ведь абстрактно говорить легко) , да в мере как минимум не меньше себя, если не можешь любить его так как Я, до смерти крестной.
Положа руку на сердце, дорогие братья и сестры, неужели нынешнее понимание "любви к себе" такое? Читая ответы психологов и этого сайта в том числе я не вижу этой позиции . Идет постоянное вырывание из контекста и как следствие, подмена понятий для не вникающих в суть, тонкости людей, которые часто-густо трактуют эту так называемую "любовь к себе" вполне не по-христиански, подкрепляя ее цитатой в полной уверенности, что теперь их неверное понимание вполне оправдано. Поэтому я и писала, что такая трактовка нехристианская, по крайней мере сейчас и пользоваться этим термином опасно, так как большое место для своевольных и удобоваримых интерпретаций. И под этим соусом как верно подметила Ирина 08 и будет происходить "проникание чуждого духа". Здесь происходит как в старом мультфильме ( одна запятая, акцент, меняет всю цепочку рассуждений и смысл высказывания ): "Казнить нельзя, помиловать- казнить, нельзя помиловать". Спаси Господи!
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Цитата:"разные св. отцы в негативном контексте писали только о "самолюбии" (филавтии). Святоотеческих цитат о неправильности агапической "любви к себе" мне не встречалось ".
А о "правильной агапической любви к себе" Вы встречали у святых Отцов? Тоже напишите, если встречали.

Уважаемая Екатерина Юрьевна, в Ваших последующих ответах я как-то не уловил, что Вы прочитали то, что писал о любви к себе святитель Игнатий (Брянчанинов), а также древнехристианские святые - см. выше.
.

У вас противоречие: в одном месте вы говорите , что себя нужно любить филически, а ближнего агапически, получается, что себя любим меньше и вроде бы более-менее правильно.

Увы, ничего похожего я не утверждал, а наоборот писал, что и себя самого надо любить именно агапически, но никак не филически. Пожалуйста, будьте внимательны и не приписывайте другим свою путаницу.
Более того, в этом-то как раз и все дело - по Слову Божьему христианин должен любить агапически всех: Бога, ближних, жену, врагов... Изымать из этих всех себя самого нет никаких оснований - как пишут об этом св. отцы (разъясняя Слово Божье).
Повторю еще раз: и Слово Божье, и св. отцы четко различают агапическую любовь (в том числе и к себе самому) и филическую любовь (самолюбие - филавтия).
Если есть что-то возразить по существу, то пожалуйста, только без отсебятины, а исходя из Слова Божия и св. отцов.
.

Насколько я понимаю смысл слова "агапе"- "жертвенная бескорыстная любовь"- то он исключает всякий оттенок помышлений о себе, не то что любви.

Увы, Вы неправильно понимаете смысл слова "агапе" и суть агапической любви: и святитель Игнатий (Брянчанинов) и другие св. отцы не согласны с Вами - см. выше.
Повторю еще раз, что христианская любовь при всей ее жертвенности не слепа и неосознанна, а разумна и сознательна, что опять же, принципиально отличает ее от мирской любви. Мать ведь тоже самоотвержертвенно любит своего единственного сына и отдала ему всю свою жизнь, но этой своей слепой любовью воспитала эгоиста и потребителя, который привык, что он стоит на первом месте. Такая любовь является самоотверженной, но не является христианской агапической любовью, поскольку она не дала благодатного плода (а узнавать нужно именно "по плодам").
.

Словом, у меня не складывается ни агапически, ни филически, никак. Спаси Господи!

Осилит дорогу идущий! Но вот только хорошо было бы поменьше ярлыков и эмоциональных всплесков, а побольше конструктивной работы - и в первую очередь со Словом Божьим и текстами св. отцов.
Спаси Господи!
.
 
Киев
Православный христианин
Ответ Зенько Ю.М.
Для меня в том, что я пишу путаницы нет. Насчет того уловила ли о чем Вы, то то ,что я "улавливаю" мне кажется не менее путанным как впрочем и Вам мои "пассажи". Со всеми цитатами из Предания и Библии я ознакамливаюсь внимательно и не нахожу в них противоречия своим убеждениям. Насколько внимательны Вы при прочтении цитат Слова...? Я тоже неуверенна, что Вы в них вникаете. Но происходит это потому, что у нас с Вами разные убеждения и нам якобы кажется, что собеседник невнимательно читает сообщение. Просто каждый видит в нем только свое.
Насчет эмоциональных всплесков,"отсебятины" , то скажу так, каждый судит сам по себе.
Я нигде не писала, что христианская любовь слепа и неосознанна, откуда Вы взяли такой логический вывод понять не могу ( наверное из собственного примера про мать и дитя, а ведь не каждая мать любит ребенка неразумно и только жертвенно).
Суть всех моих длинных сообщений проста. На данный момент искажено понятие "правильной любви к себе" (который святые отцы употребляли, чтобы обратить людей к мыслям о спасении через любовь к Богу, ближнему, а не к любви к себе в том виде какой люди сейчас понимают,.т.е. по сути это (правильная любовь к себе) фразовый оборот за которым стоит исполнение заповедей...)как и сам термин "психология". Восстанавливать их сомнительно и опасно, так как будет происходить подмена смыслов :с христианских на те, что существуют в "миру", поскольку и сами христиане на грани утраты истинных смыслов -и у них путаницы в головах.
Дело нашего спасения (если понимать "любовь к себе" в этом ракурсе)- это подвизаться ради ближних и Христа ради. Нельзя сказать, что дело нашего спасения- это подвизаться в первую очередь ради себя (где же тут Бог?). А именно последнюю позицию я "улавливаю" в Ваших посланиях и сообщениях других психологов, обернутых в общие фразы, психологизмы и православные обороты речи. Во всех вышеприведенных цитатх святых отцов не эта позиция, слова может и те же, что Вы употребляете, а смысл другой.
"Преуспеяние в любви к Богу – бесконечно: потому что «любовь» есть бесконечный «Бог» (1Ин.4:16). Любовь к ближнему – основание в здании любви. Возлюбленный брат! Ищи раскрыть в себе духовную любовь к ближним: войдя в нее, войдешь в любовь к Богу, во врата воскресения, во врата царства небесного. Аминь." Это не мои слова, а Игнатия (Брянчанинова) ( во всем слове только и раскрывается "любовь к ближнему" как "лестница" нашего спасения да еще с цитатой И. Лествичника, что 2 любви(плотскую и духовную) совместить в себе невозможно. Просто диву даюсь как Вы умудряетесь прочитать между строк то, чего там нет?! Спаси Господи!
 
Сверху