"Правильной любви" к себе не существует, это нехристианская позиция, а психологическая
Как-то так принято в православии, что любую "умную" или "интересную" мысль принято подтверждать цитатами из Слова Божия и работ св. отцов. Причем последнее не есть некий довесок к первому, а раскрытие его и, опять же, подтверждение того, что мы правильно понимаем Библию, а не носимся "по ветрам ума своего".
Приведу несколько примеров "сложных" мест Библии в случае их неправильного понимания.
Если в христианстве Бог есть любовь, то как понимать те евангельские места, где говорится о ненависти. Приведем два важнейших места.
Первое: "любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную"
(Ин. 12, 25). – Здесь идет речь о неправильности филической любви (а здесь использован именно такой термин – φιλων) к своей душе, к самому себе - т. е речь идет именно о самолюбии. Если по евангельскому слову
(Мф. 22, 39) ближнего нужно возлюбить агапически (αγαπησεις) как самого себя, то, безусловно, здесь предполагается, что и себя надо любить именно любовью агапической; это подтверждается и тем, что такое негативное качество, как самолюбие, обозначается именно филически (φιλαυτος) (2 Тим. 3, 2). И именно борьба с этим самолюбием, со стремлением души к мирским, греховным, сиюминутным наслаждениям и позволит сохранить свою душу в жизнь вечную. Эти мирские наслаждения в известной евангельской притче очень метко и, даже, с определенным оттенком юмора сравниваются с "рожкам", которыми питались свиньи и которых захотел сын до того, как одумался и возвратился к своему отцу, чтобы вкусить специально для него приготовленного откормленного теленка
(Лк. 15, 16-23).
Второе евангельское место: "если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником"
(Лк. 14, 26).
На эту евангельскую мысль ссылались многие русские сектанты и раскольники, находящиеся во вражде как с государственной властью, так и с православной церковью. Они вырывали евангельскую мысль из общего смыслового контекста, так что получалось, что фактически Христос призывал к неприятию и ненависти к своим родным, самым близким людям. Но это, конечно же, не так. И известный толкователь Нового Завета
Феофилакт Болгарский предостерегал: "Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо человеколюбец не бесчеловечно учит… но хочет, чтоб искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания... Напротив, когда они не препятствуют ему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания" (
Феофилакт Болгарский. 1911, с. 397).
То есть речь идет о том, чтобы не принимать, отвергать мирское противление Божественной воли, когда оно исходит даже от близких, но при этом и их, конечно же, нужно любить агапической любовью - по "второй наибольшей заповеди".
------------------
Возвращаясь к теме ЛЮБВИ Е СЕБЕ, можно утверждать:
-- разные св. отцы в негативном контексте писали только о "самолюбии" (филавтии). Святоотеческих цитат о неправильности агапической "любви к себе" мне не встречалось - если кому-то они встречались, хорошо было бы их привести с указанием книжного первоисточника.
-- тогда в этом контексте библейскую заповедь "возлюби (αγαπησεις) ближнего своего, как самого себя"
(Мф. 22:39) вполне правильно понимать в смысле необходимости агапической любви и к ближним, И К САМОМУ СЕБЕ.
-- но при этом просто неправильно смешивать христианскую агапическую любовь с современным пониманием любви, почти всегда антихристианским.
Агапическая любовь: разумна, целостна, свободна, чиста, пламенна, есть дар от Бога и не имеет ничего общего с розовой водицей современной "гуманистической любви".
И такая любовь может показаться современному человеку слишком категоричной и максималистичной, ибо сказано (Мф 18:9): "и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную". В этом нет никакой ненависти ни к своему телу, ни к себе самому. Но для жертвенной и целостной любви к себе здесь все понятно: требовательная любовь к себе целиком предполагает борьбу со своими страстями и тем частями души, которые еще находятся под их властью. Или в медицинской терминологии: если больной орган не удалось вылечить, его надо удалять, чтобы сохранить жизнь всему остальному.
.