- Православный христианин
Основной предпосылкой психологии есть примирение с самим собой (окружающими) путем различных психотерапевтических методов, среди которых немало оккультных...
Дело в том, что "психотерапевтические методы" не имеют к собственно психологии как научной дисциплине практически никакого отношения.
В данном случае произошла двойная подмена: нам хотят навязать западное видение психологии через издание книг серии "Сам себе психолог", "Как завоевывать друзей", "Как обольщать девушек" и т. д. И мы, не задумываясь, это принимаем - но это неверно. Академическая психология, которая еще пока жива и готовит специалистов на факультетах психологии при университетах, не имеет к этому никакого отношения. Для академических психологов все эти работы - просто профанация психологии с целью получить известность, либо заработать денег (либо того и другого).
Психология - это гуманистическая религия, которая претендует выполнять работу Духа Святого по исцелению недугующих душ наших...
Западную психологию и в самом деле активно толкают по этому направлению - и можно привести много примеров, когда это удалось сделать.
По этому пути пытаются повернуть и отечественную психологию. Но удивительная вещь, несмотря на такой прессинг (экономический, политический и духовный) находится множество психологов, которые открыто выражают свое несогласие с этим! За это они получают по голове от своих коллег психологов - но это нормально. Обидно же, когда им достается от своих же, православных, которые не разбираясь в психологии, сваливают все в общую кучу: "Психология - от лукавого". Так, тогда и наука от лукавого, и искусство, и вся культура, и весь мир. Это не только слишком максималистичная, но и духовно неверная позиция. У нас в России к такому было близко старобрядчество, отколовшееся от церкви - сама же церковь не приняла этой крайности.
И это принципиально важно, поскольку по слово Божьему: "Ибо кто не против вас, тот за вас"!
Главное: сторонники интеграции психологии в христианство по сути претендуют на доминирующую роль ее...
Я лично не являюсь "сторонником интеграции психологии В христианство" и не являюсь сторонником интеграции психологии И христианства и других подобных форм "интеграции". Но, зная историю дореволюционной психологии, могу утверждать, что и с современной отечественной психологией не все потеряно: достаточные христианские корни в ней остались и после 70-летнего "египетского пленения" можно попробовать повернуть ее в сторону земли обетованной. Получится ли это - на то воля Божья, но и заведомо отрицать это никто не может.
И, кстати, я понимаю, что читать нет сил и времени, но чтобы спор на эту тему был более конструктивным, хорошо было бы ознакомиться с этим историческим обзором:
-- Трехвековой диалог психологии и религии в России // Христианское чтение. 2000, № 19, с. 82-164 (Журнал Санкт-Петербургской Православной Духовной академии).
Люди главным источником авторитета будут считать не Слово Божье и Бога, а ..."православного психолога", т.е. идет тонкая подмена конечного авторитета.
Современные православные люди легковерием не страдают, а чаще перестраховываются и в тех случаях, где без этого можно было бы и обойтись.
Сами православные психологи понимают возможность такой подмены и учитывают это при работе с людьми. Сужу об этом по личному опыту общения с многими петербургскими православными психологами (и некоторыми московскими).
Я так думаю, если кто-то из них станет придерживаться другого мнения, то все они воцерковленные православные люди и Господь поучит их и вразумит.
Кстати, психолог очень бы пригодился при каждой церкви в качестве "плохого полицейского", показывающего человеку, что он реально наступает на одни и те же грабли, исправляться и каяться не хочет, к церкви относится формально и т. д.
И такая психологическая работа помогала бы и духовной работе (а к такому психологу людей отправлял бы сам батюшка для их подготовки и "созревания" - и такие примеры в Петербурге уже есть).
А пример с грибами - это софизм, т.е. ложное умозаключение.
А в чем, собственно, софизм в фразе про грибы:
"Так и грибы бывают разные, а некоторые - очень ядовитые.
Но ведь из-за этого мы же не отвергаем грибы вообще как таковые".
Это самое, что ни на есть классическое, абсолютно логическое утверждение.
Мы не должны обобщать что-то без должного на то основания: даже если ядовитых грибов станет больше, чем нормальных, все равно мы не можем сказать: "все грибы ядовиты". Это будет ложью - а любая ложь не от Бога.
.