Что такое православная психология?

Томск
Православный христианин
скажите, по какому принципу мы непременно должны классифицировать, то, что практикующие специалисты назвали "православной психологией".
это какие - то нормы в научно - образовательной деятельности? (я не компетентна)

и кстати, Е.Ю., Вм задали вопрос там выше, Вы имеете какой-то "гнусный" опыт с "православным" психологом или это "лирика"?
 
Православный христианин
скажите, по какому принципу мы непременно должны классифицировать, то, что практикующие специалисты назвали "православной психологией".
это какие - то нормы в научно - образовательной деятельности? (я не компетентна)
мне тоже интересно. .. норм, кажется, нет, а поэтому: из-за чего сыр-бор?

по мне православная психология - это та же психология, только не симптоматическая (то есть пытающаяся устранить лишь симптомы), а воздействующая на причину психологических проблем......просто более качественная
 
Киев
Православный христианин
Никакого опыта с православным психологом у меня не было. Будучи еще протестанткой и обучаясь на психолога, я была христианским душепопечителем в протестантском формате. И хотя пртестантизм насквозь пропитан психологией, даже там практиковалась молитва с нуждающимся и за него. Т.е. все-таки было понимание, что самое главное. В варианте консультирования православного психолога мы имеем психолога, декларирующего свою православность, которую как вы или я можем проверить? По крайней мере на этом сайте идет обычный психологический инструктаж с учетом православной тематики, с вопросами вроде бы и правильными (когда были на причастии...), но реально мы не знаем насколько они "плодны" эти вопросы: в результате беседы с психологом пошел ли человек в храм например. Получается заговаривание самого важного и в итоге психолог "сбивается" на обычную психологическую риторику, которая как я писала очень сомнительна для человека верующего. И если самый плохой священник может благословить, то психолог этой власти не имеет, а вот сбить человека с толку может.т.к. в психологии действительно "много истины", если можно так выразиться, но в этом и есть соблазн, т.к. уводит от Истины (Христа). Даже в оккультизме много истинного, проблема в том, что Бог не хочет, чтобы мы к этому стремились и практиковали( есть место Писания, где говорится, что Бог разделил душу и дух человека, т.е мы утратили многие способности, бывшие у Адама...), т.к. это культивирует гордость( опору на свои силы), непокорность ( в Писании трактуется как колдовство)...
Я немного не поняла вопрос о критериях. Что поняла, попробую сформулировать. На данный момент есть светская наука психология, подразделом которой в светском варианте вполне может быть и православная психология или психология религии(православия) .У каждой науки выделяется свой предмет, объект, задачи, методы... Можете взять любой учебник и вы увидете, что первая глава его посвящена этим вопросам для любой науки. Такой специалист будет консультировать как я описала выше. Но даже декларация о его православности не спасает от его заблуждений, т.к. основное напрвление светской психологии "примирить человека с собой" в противовес цели христианства "примирить человека с Богом" ( один из главных маркеров того, что с вами говорит в первую очередь психолог, а не православный христианин). Но для светской психологии в этом нет ничего предосудительного, честное выполнение своей работы. Проблема, когда человек верующий начинает играть в эти игры: психолог, который "сооблазняет" и сооблазняется сам да и его пациент. Ведь православные сторонники православной психологии не определили себя как часть светской науки ( по крайней мере мне еще не ответили на этот вопрос, но я думаю, что они сами не знают на него ответ). Повторюсь, Слово Божие не нуждается в параллельной, объясняющей его структуре. в виде христианской психологии ( именно на это претендуют сторонники православной психологии, говоря о ней как о "некоем религиозном учении"). Оно самодостаточно ( единственный случай, наверное, когда можно употребить слово на "само"), является тем наивысшим критерием, о котором Вы спрашивали для христианина для любой ситуациии различения, А ПОНИМАЕМ МЫ ЕГО ПО МЕРЕ ТОГО КАК ДУХ ЕМУ ВЕДОМЫМИ СПОСОБАМИ НАС ПРОСВЯЩАЕТ ( через чтение Библии, Предания, людей, обстоятельства...), и об этом тоже написано в Библии.
В моем понимании, если бы действительно, было движение христиан, которые имеют профессию психолога и близкие профессии, которые ставили бы целью проповедь Евангелия доступными в своей работе и возможными для совести средствами, то такое движение можно было бы условно назвать "православной психологией", но поскольку под этим термином такая пропасть, то лучше назвать так как есть "движение православных психологов". В конце концов каждый из нас имеет это поручение от Господа :"Идите и научите все народы..." Только показывать нужно на Бога, а не на "православную психологию", которая объяснит вам то, что батюшка не объяснил... Кстати есть замечательный психолог Нина Крыгина, ныне монахиня, которая говоря на языке психологии направляет людей в храм, к Господу... Спаси Господи!
 
Православный христианин
Екатерина Юрьевна;Сообщение о философии пришло мне на почту, поэтому я восприняла его лично и возмутилась.Прошу прощения за невнимательность и резкое слово.
Принимается.
"Неэтические приемы" дискуссии мною процитированы с одной из лекций Андрея Ткачева.
Желательно избегать высказываний и цитат, которыми нарушается золотое правило: не делай другому того, чего не желаешь себе.
Вера без разума быть не может, наука без веры в Бога вполне может.
А по мне так возможно и то и другое и третье. И вера без разума - бывает, и не по разуму бывает, и много что в этой жизни бывает, такие хитросплетения в умах, что делать жестких утверждений скорей всего не стала бы.
Определитесь, что такое христианская психология: наука или религиозное учение ( или это смотря когда и для каких оппонентов). Если наука, то четко пропишите предмет, объект, задачи , методы, приемы для интересующихся. Касаемо второй трактовки, то сама она звучит еще более дико, чем "православная психология", без всяких объяснений что под этим подразумеваются.
а может Вы правы, когда написали в скобках - Смотря для каких оппонентов. Сами ссылались на слова Ап. Павла "С эллинами-как эллин,с иудеями-как иудей" С психологами - как психолог, с ученым - как ученый...
Все, что было до "христианской психологии" описано в Библии и святоотеческой литературе ( и продолжает описываться в святоотеческой традиции) и не нуждается в психологической трактовке, более нуждается в просветлении для нас через Духа Святого.
Не нуждается в психологической трактовке, совершенно верно. Должно происходить наоборот, психологических трактовок у психолога будет становиться все меньше и меньше. Опять же приведу сравнение с философией, так как здесь более ярко выражена граница. Философ до тех пор философ, восхваляемый миром, пока он не стал богословом. Все, потом мир уже этого философа на руках не носит. Однажды была изумлена, как преподаватель философии расхваливал идеи одного философа, пока он не стал священником. Задаю вопрос, что мол человек ( тот гениальный философ) которого так хвалят, после того как стал священником, он что больше не писал? На что преподаватель ответил, писал, но все, что он после того как принял сан, написал не вошло в философию, и мол такое бывает с гениальными людьми, некоторые из них сходят с ума.... Продолжу рассуждение. Психологи, которые стремятся стать православными христианами - они уже сошли с ума и продолжают сходить. Их идеи не будут представлять никакого интереса для науки( академической и общей психологии), они ничего не привнесут "нового" и "прогрессивного"- так как мир это отвергнет, как всегда отвергал святоотеческое учение о человеке, о грехе, о покаянии, слезах, скорбях, страстях...
Поэтому на мой взгляд переживать по поводу еще одного раздела психологии как науки с названием -"православная психологи" - нет смысла. Екатерина Юрьевна, с точки зрения православного христианина, науки с названием "православная психология" - действительно нет. С точки зрения мирской - есть такой подраздел психологии -"православная психология". Вот такой парадокс. Но - это только мои рассуждения, (кстати я не психолог), приму аргументированные возражения, критику, :eek:

Вот так.
 
Томск
Православный христианин
Никакого опыта с православным психологом у меня не было. Будучи еще протестанткой и обучаясь на психолога, я была христианским душепопечителем в протестантском формате. И хотя пртестантизм насквозь пропитан психологией, даже там практиковалась молитва с нуждающимся и за него. Т.е. все-таки было понимание, что самое главное. В варианте консультирования православного психолога мы имеем психолога, декларирующего свою православность, которую как вы или я можем проверить? По крайней мере на этом сайте идет обычный психологический инструктаж с учетом православной тематики, с вопросами вроде бы и правильными (когда были на причастии...), но реально мы не знаем насколько они "плодны" эти вопросы: в результате беседы с психологом пошел ли человек в храм например.
На сайте человек задает вопрос, и ему отвечают. Наверно, было бы фарсом, если бы на протестантский манер психологи бы ПИСАЛИ -молитесь, аллилуйя.
Если бы ВЫ прочитали труд, на кот я давала ссылку, то мне кажется, что выдуманный Вами императив-установка, что «Но даже декларация о его православности не спасает от его заблуждений, т.к. основное напрвление светской психологии "примирить человека с собой" в противовес цели христианства "примирить человека с Богом" ( один из главных маркеров того, что с вами говорит в первую очередь психолог, а не православный христианин).» как то бы снялась..И молятся, и в храм отсылают, и причастие и исповедь являются неотъемлемой частью работы с «клиентом».
Вы пишите: Повторюсь, Слово Божие не нуждается в параллельной, объясняющей его структуре. в виде христианской психологии ( именно на это претендуют сторонники православной психологии, говоря о ней как о "некоем религиозном учении"). При этом святоотеческое учение Вы не отрицаете (Слава Богу), а это чем не «объясняющая структура» Слова Божьего?
Оно продолжает обсуждаться и поясняться людьми, которые имеют в себе дар слова, в целях душепопечительства, прежде всего руководствусь Священным Словом и опытом Церкви.
В каком-то смысле «православная психология» вспоможение батюшкам, которые конечно не справляются со «стадом» (делателей мало). И через психолога, назвавшегося «православным», какая- нибудь «заблудшая овца» наконец-то найдет Пастыря и Хозяина.
Может быть, все-таки мы говорим об одном предмете с разным мировоззренческих позиций, и в этом проблема.
Несмотря на то, что Вы хотите «до нас достучаться» я решительно не могу включится на Вашу волну, и понять в чем проблема иметь это направление в психологии.
Могу лишь объяснить себе так, что ВЫ опасаетесь, что «психолог» по своей , скажем так, «неопытности», может человека поднять в собственных глазах, укрепив его самость, и таким Образом, отвратив от Христа, с его непременной жертвенностью. Но вот на практике как это может выглядить у Православного психолога, я вообще не понимаю! Если человек исповедует Христа и Его Крест, то КАК он может напортить?- не пойму.
С таким же успехом, можем напортить и мы с вами своих собеседником, оппонентов и пр. С таким же успехом и батюшки могут напортить (и портят ведь бывает, так?)….
Вобщем я в вашей позиции совсем не улавливаю «момента истины», хотя вроде и пытаюсь.
(Так, в некоторых здесь дебатах часто пытаюсь понять позицию оппонирующего большинству, и улавливаю, в данном случае не могу уловить).
Так же Вы пишите, что отстаиваете свою позицию прежде всего на тот случай, если с Вас спросит Господь, почему промолчала. Это мне кажется вообще совсем противным христианскому деланию, потому что не припомню заповеди, что во всем замеченных случаях расхождения своей позиции с установшимся, вполне безобидным порядком (ну прав псих – это же не ювенал юстиция) ты должен это заявить, дабы Царствие Небесное унаследовать. У Вас что по всем остальным фронтам (зависть, осуждение и пр по списку) полное алиби????
 
Киев
Православный христианин
Если бы было все так просто как вы пишите. По- моему я много написала по этому вопросу. Я видела вы заходили в раздел сайта "любовь к себе". Посмотрите на ответы психологов на эту тему. Эта позиция противоречит христианскому учению. И это сознательная позиция. К какому Христу приведет такой психолог неверующего, если учение искажается в самой первооснове? ( Такой человек изначально будет неправильно понимать Слово). Ну а для христианина это вообще шаг назад. Какой бы ни была вторая "объясняющая структура" (Святое Предание), она находится в лоне Церкви (Библия же расценивается как наивысшая форма Предания). Психология же в лоне Церкви не находится, по вполне понятным идеологическим расхождениям, о которых я писала выше, поэтому она и не может быть авторитетным источником истины для христианина, а как неким расширением кругозора, который нужно рассматривать сквозь призму Православия, выбирая "зерна"...Для профессиональных психологов может быть это и полезно, которые так сказать еще в мировоззренческих поисках, а христианам следует любить по совету апостола Павла "чистое словесное молоко". Самое плохое, когда неустоявшиеся в своих поисках психологи начинают учить других людей ("слепые вожди"). Ведь когда мы спрашиваем у них совет, мы ставим себя в позицию условно ученика, а их учителей жизни.Может для человека далекого от веры это свет в окне, но зачем это нужно христианину? Якоббы потому что батюшки не справляются? Я поняла бы ситуацию, когда психолог, будучи православным христианином, ПРАВИЛЬНО трактующий Писание, не афишируя свою профессию будет помогать батюшке. На практике психологи учительствуют самостоятельно, искажая Слово Божье, вырывают его из контекста, усекают, а то и вовсе неправильно трактуют ( многие места Библии имеют дихотомичность, т.е. нельзя трактовать одно место без другого). При этом стараются и батюшку "подлечить" от эмоционального выгорания. Я при этом не понимаю батюшек, которые должны укрепляться в Духе Святом дабы сие помазание доходило бы и до нас, паствы. Словом говорить можно долго. Для меня это очевидные вещи. Я вижу эту подмену, для вас подмены нет, не знаю почему ( может у нас разный смыловой язык) Спорить нехорошо. Я остаюсь при своем мнении. Буду думать о других аргументах, причинах взаимного недопонимания (хотя варианты у меня уже есть, но это тема отдельная).
Я читала, что вам психолог дал совет отметать в зародыше порождения гнева. Но это давно описано в святоотеческой традиции как помыслы и прилог. А посоветовали ли вам почитать святоотеческую литературу на эту тему?
Кстати, когда я слушала проповеди А.Ткачева, первая реакция у меня на некоторые вещи была как резкое несогласие, на некоторые мягче ( батюшка загнул), но по прошествии времени осадка не оставалась. В любом случае я понимала, что мне лично ничего не желают, а это метод убеждения, если хотите. Словом,если я понимала. что это правда, я не обижалась. Как правило возмущение возникало в том месте, где имелась личная проблема.
Свое "поле брани" описывать не имеет смысла,т.к. мы общаемся виртуально и для вас оно все равно будет голословно и неубедительно. Да и у меня действительно те же проблемы, что и у других. Спаси Господи!
 
Томск
Православный христианин
Я видела вы заходили в раздел сайта "любовь к себе". Посмотрите на ответы психологов на эту тему
мне кажется, что Вас смутил совет "принять себя". Если я конечно не ошибаюсь(могу ошибаться).
не знаю, что ВЫ вкладываете в понятие принять себя, но для меня опять таки очевидно, что если не принять себя, то вообще все дальше не пойдет, все останеться на той самой "невротической расшепленности", о которой говорила Марина.

вот например, по молодости многие страдают темой полноты, говорят "ой я толстая", а попробуй скажи такой "да ты толстая", она же "глаза выцарапает" за такую "неправду" (ну или расстроится очень как вариант от такого "поклепа").
вот такой примитивный пример механизма расшепленности, на мой взгляд.

вот человек не принявший себя, может там где-то на задворках своей личности предполагать о жадности например, а скажи ему что "ты жмот"..ооо...

а если принял, да я жадный, и по христианскому порядку- это грех, и я должен его вытравливать из своей души (с Божией помощью, тут понимаем что сами ничего не можем- это первый класс, вторая четверть).

как может быть по другому у прав. психолога?

ставит психолог проблему не так же как мирской, по типу (как Вы видимо имеете ввиду) да ты жадный, но посмотри - ведь все такие, ну кто не жадный - то, так и ты не хуже других.

но не так у Прав. псих - поэтому и назвались тем самым.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Ребенок рассказывает:
"Сначала папа защищал диссертацию,
потом ее обмывал,
а теперь ею прикрывается".

Вполне понятная жизненная ситуация и последовательные звенья одной цепи.

Нечто похожее произошло и с "христианской психологией" на Западе.
Там уже разочаровались в ней и пишут о ее конце - см. переведенную на русский язык работу (читал в бумаге, где-то в интернете есть электронный вариант):

Бобган Мартин, Бобган Дейдре. Конец "христианской" психологии: ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос / Пер. с англ. – СПб.: Шандал, 2005.

А все дело в том, что сначала у протестанских авторов было очень много надежд на "просто психологию", причем не в ее академическом, университетском варианте, а в практическо-прикладном варианте - надо же быть "ближе к жизни". Но ближе к жизни не психология как таковая а околопсихологические работы типа "сам себе психолог", а также различные консультатиционные и терапевтические направления - которых на Западе пруд пруди.
И в эту "христианскую психологию", как пчелки в улей стали стаскивать различные методы то из психоанализа, то глубинной психологии Юнга, то "телесноориентированной" психологии и других оккультных с христианской и маргинальных с психологической точки зрения направлений.
Причем делали это не профессиональные, академические психологи, а опять же просто интересующиеся психологией протестанты, либо их руководители, которые увидели в психологии интрумент для работы с людьми.

Так что конец такой "христианской психологии" вполне закономерен и правилен - как с христианской, так и с психологической точек зрения.

Ну и что из этого следует дальше?
Для кого-то это конец христианской психологии вообще, поскольку такого быть не может и "история это показала".
А для кого-то (и я отношусь к ним), это только урок как НЕ НАДО делать и призыв Господа к тому, как НАДО делать: и в самом деле меньше заниматься отсебятиной, а для начала ознакомиться с той христианской психологией, которой столько же лет, сколько и христианской церкви.

Кстати, для меня лично сказать "христианское учение о душе", либо "христианская психология" практически одно и то же, поскольку исторически в христианском контексте "психо-логия" обозначала и обозначает именно и дословно "учение о душе". Там, где мы в русском переводе грекоязычного св. отца читаем "учение о душе" в греческом подлинники и будет стоять слово "психология". И, кстати, у древних греков это слово систематически еще не использовалось в таком контексте, поэтому совершенно неверно, как кто-то писал на форуме, что оно имеет древнеязыческие и оккультные корни.

Поэтому дореволюционные православные богословы совершенно правильно не боялись термина "психология" и свободно использовали его в различных чисто христианско-православных контекстах - многочисленные примеры св. выше, повторяться не буду.

А дальше в России сложилась следующая ситуация: произошла октябрьская революция и всю науку стали загонять в "научный атеизм".
Это же произошло и с психологией - сторонников нормальной, христианско-ориентированной психологии просто поувольняли - как было с Челпановым, директором основанного им первого в России Психологического института (в Москве).
Но христианские понятия такая психология принять не могла: и стали критиковаться и отвергаться понятия совести, самопознания, религиозных чувств и т. д. - и конечно же самой души. Для такой психологии души как таковой нет - это "поповские выдумки".
Но само название своего "научного направления" они вынуждены были оставить старое "психология" ("учение о душе"!), а потом все время оправдываться - что никакой души нет и мы материалистическое учение.

Московский христианский психолог, доктор психол. наук, Б. С. Братусь так комментирует эту ситуацию: "Действительно история научной психологии – это история утрат, первой и главной из которой была утрата души. Психология единственная, наверное наука, само рождение, весь арсенал и достижения которой связаны с доказательством, что то, ради чего она замышлялась – псюхе, душа человеческая, – не существует вовсе" (там же, с.4).

А вот известный дореволюционный философ и психолог, последний председатель Московского психологического общества (большевики его закрыли) Франк писал об этой ситуации: "...современная так называемая психология есть вообще не психология, а физиология. Она есть не учение о душе, как сфере некой внутренней реальности... а именно учение о природе, о внешних, чувственно-предметных условиях и закономерностях сосуществования и смены душевных явлений" (Франк. 1995, с.422-423).
И дальше он же пишет, имеющий уши да слышит: "Прекрасное обозначение "психология" – учение о душе – было просто незаконно похищено и использовано, как титул для совсем иной научной области" (там же, с.423).

Но в последнее время отечественные психологи со все увеличивающимся интересом относятся к душе: "Психология, надеюсь, станет наукой не об отсутствии, а о присутствии души" (Зинченко. 1994, с.43). И к этому мнению одного из старейших наших психологов, нам кажется, нельзя не прислушаться.
Тема души появляется и в отношении русских психологов к западной психологии. В. П. Зинченко и А. И. Назаров в своем предисловии к "Когнитивной психологии" Р. Солсо писали по поводу отсутствия в когнитивной психологии очень многих собственно психологических тем: "Когда когнитивная психология научится все это учитывать и исследовать, она станет просто Психологией – наукой о душе, к чему медленно но верно идут сколько-нибудь уважающие себя направления психологической науки" (см.: Солсо. 1995, с.19). К традиции психологии, как душеведения активно примыкают Б. Братусь и А. Пузырей. Вслед за последними и В. М. Розин считает, "что новая психология должна быть не только наукой о психике, но и учением о душе" (Розин. 1995, с.15).
Подобная позиция, конечно же, не понравится многим современным психологам, еще воспитанным на "диамате и истмате", но если отечественная психология захочет по-настоящему самостоятельно развиваться, а не только копировать западные образцы, то она вынуждена будет учитывать, что "подлинные успехи психологии были обусловлены обостренным религиозно-нравственным сознанием" (Франк. 1995, с.425)
По мнению одного из старейших отечественных психологов: "Признание духовного опыта, погружение в него вовсе не означает отказа от реальных достижений научной психологии. Напротив, это приведет к ее обогащению, сделает ее более интересной и привлекательной, а, соответственно, более деятельной и действенной..." (Зинченко. 1997, с.268).

Таким образом, делая основные выводы, можно утверждать:

-- отечественная академическая психология не потеряна для христианства и не является вся оккультной и плохой. Она стоит на перепутье и от нас зависит, куда она направится. И если мы, православные люди, будем с пеной у рта причитать, что вся психология - оккультная и сплошная бесовщина (что является ложью перед Богом и перед людьми), то этим мы явно не поможем психологии и психологам избрать правильный путь - к Богу и церкви.

-- давно существовала и существует "христианская (православная) психология" как церковное "учение о душе" и ее спасении. Это учение актуально и необходимо для каждого православного христианина - как в теоретическом, так и еще больше, в практическом плане. И если для помощи в этом появится специальный "православный психолог" (психолог по образованию и христианин по вероисповеданию), так хуже от этого не будет (поскольку, как в том анекдоте - "хуже уже некуда"). Главное, чтобы сами христианские психологи поменьше выдумывали отсебятины, больше ориентировались на учение церкви, а из психологических методов использовали самые традиционные и проверенные (а не западные и оккультные).

-- сформируются ли реально уже существующие православные психологии в некую научную или околонаучную "православную психологию", покажет время.
Уже есть психологи, которые отвергли свое образование и, например, пошли в монашество. И дело здесь не в психологии, а во внутреннем призвании - и всем идти в монашество не рекомендуется (а некоторым и просто противопоказано).

Где-то в Библии сказано, что каждый должен служить Господу в том звании, в каком призван. И это в то время понималось так: неважно, ты военный начальник, или сапожник, или раб - главное, чтобы ты служил Господу, и при этом не надо впадать в максимализм, все бросать и "уходить от мира", отказываться от своей профессии или звания.
Так же и с психологом: он с помощью Божьей может в рамках своей професии принести много пользы людям и быть реальным мостиком для них к церкви. Только делать это надо без морализаторства и ложного катехизаторства: "идите в церковь и все ваши проблемы решаться". Сами проблемы не решаться, с ними надо работать "на всех фронтах": и духовном, и психологическом (не подменяя одно другим, но и не сводя одно к другому).


ЛИТЕРАТУРА

Зинченко В. П. Возможна ли поэтическая антропология? – М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1994.
Зинченко В. П. Посох Мандельштама и Трубка Мамардашвили: К началам органической психологии. – М.: Новая школа, 1997.
Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. Отв. ред. Б. С. Братусь. – М.: Наука, 1995.
Розин В. М. Психологическая помощь. – М.: Изд-во РОУ, 1995.
Солсо Р. Когнитивная психология. Пер. с англ. – М.: Тривола, 1995.
Франк С. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. – СПб.: Наука, 1995 (М., 1917).
 
Киев
Православный христианин
Вы правильно уловили, что меня смутило. Насколько я понимаю христианская позиция должна быть :"ОТВЕРГНИСЬ себя, возьми крест свой и следуй за мной", а не "прийми себя". Как же мы увидим свои грехи? "Без Меня не можете делать ничего" (даже видеть свои грехи). Просвещающая благодать Духа Святого, действующая в нас будет мало-помалу проводить эту работу. Если человек неверующий стремится к совершенствованию, личностному росту, он будет это делать своими человеческими силами ( или с помощью психологии или других "гуру"...), а это нехристианская позиция. Правда все мы ее в полной мере в своей жизни не избегаем ("надеемся на человека"). Но Бог учит нас через различные обстоятельства полагаться на Него. По моему важно прочувствовать эту точку отсчета. Словом, для меня слишком много психологической риторики, игры словами. Я вполне согласна вникать в святоотеческую терминологию и мне не нужна еще одна кодификация основных христианских понятий в психологических терминах. Есть православное учение о душе и Слава Богу! Зачем заменять его словом "психология"? Да дословный перевод совпадает. Но сейчас в это слово вкладывается далеко не только смысл его дословного перевода. Идет тонкая подмена смыслов. И возвращаться ни к чему не надо, так как в лоне православной церкви всегда эти истины хранились: бери и пользуйся, разумей... Для меня все это как "дежавю". Протестанты кричат: мы, дескать, возвращаемся к первоистокам апостольской церкви. Православные ответствуют: дак мы же церковь, ведущая свое летоисчисление с апостольских времен. Точно так и с христианской психологией.
Словом сколько я ни читала ответов и рекомендаций на различных христианских сайтах, везде одно и то же : психологическая риторика, приправленная православными понятиями, на которую в моем мозгу сразу вспыхивает с пяток цитат из Писания абсолютно опровергающих данные "советы". Вообщем как я не увидела "поклонения в Духе и Истине" в протестантизме Христу, так и за всеми этими психологическими рассуждениями я не вижу Бога. На сайте есть несколько категорий людей: почти всегда моя позиция совпадает с людьми, не использующих наукообразных психологических заморочек. И как я заметила они дают, как правило, христианские,библейские..., а не психологические комментарии. Правда есть и такие, которые умудряются совмещать в себе и то и другое. Спаси Господи!
 
Киев
Православный христианин
У врачей ( читайте психологов) есть расхожий анекдот: нет здоровых, есть необследованные. Так что мы все "расщепленные невротики" в таком варианте. Девочке, которая "страдает темой полноты своей" следует меньше зацикливаться на себе...
 
Томск
Православный христианин
Девочке, которая "страдает темой полноты своей" следует меньше зацикливаться на себе

вашими бы устами да мед пить..
все то у Вас по полочкам.

вот с Вашим подходом к людям, так ВАс надо так "отхлестать" (ну образно)) за то что в протестанты записались!!
как посмели??!!! разве не написано в Свящ Писании, что Церковь одна. и не может быть их сто пятьдесят, куда смотрели Ваши глаза, когда читали????!!

у ВАс мощное категорирование, вот истина, вот не истина, тчк.

как может быть самозаедающаяся толстушка, не имеет права, читать Св Писание, Духа СВятаго стяжать..
Батюшка "профессионально выгорает" - не имеет права, как посмел, Духа Св стяжать,
Любовь с себе? не имеем права, только терзать и рыдать о грехах..

ну я специально так тоже категорично пишу, чтобы выразить свою мысль.

каждый человек, это тот самый "полутон", который придет через свой путь ко Христу, вот вы через протестантов, а кто-то через Прав псих.
Зачем же это отрицать, если мы "всему верим, всего надеемся"..

спаси Господи!
 
Православный христианин
Для профессиональных психологов может быть это и полезно, которые так сказать еще в мировоззренческих поисках,Самое плохое, когда неустоявшиеся в своих поисках психологи начинают учить других людей ("слепые вожди")
Дело в том, что многие молодые люди стремятся к профессии психолога, может ошибусь, но не сильно, по моему уже в каждом Вузе готовят психологов. И вся эта армия выпускников ни капли не сомневаясь идет в народ "учить" других, "помогать" другим, смело вмешиваются во внутренний мир другого человека, занимаются самоанализом не имея элементарных правил "техники безопасности" и можно продолжать. Очень многие из этих юношей и девушек искренние, хорошие ребята с горячим сердцем, самоотдачей, готовы к самопожертвованию ради другого человека. Православный христианин ( особенно психолог) не может равнодушно смотреть, как через эту "лазейку" проникает чуждый дух в наше общество. Екатерина Юрьевна у меня ни в коем случае нет цели Вас переубедить, наоборот не хотела бы этого, особенно зная свой "талант" как вы пишите - правда есть и такие, которые умудряются совмещать в себе и то и другое. И я здесь в этой ветке тоже размышляю, и да у меня еще нет четкой позиции по этому вопросу, как Вы правильно смогли заметить. Стараюсь не впадать в крайности. Согласна с цитатой: "Прекрасное обозначение "психология" – учение о душе – было просто незаконно похищено и использовано, как титул для совсем иной научной области" Похищено и используется как приманка для неоперившихся птенцов, которые летят на свет, а их ловят в сочки. Призываю всех к спокойному мирному диалогу. Тема не простая.
 
Томск
Православный христианин
я мирно!! не подумайте, что тут 'наезд'!

это для быстроты.
совсем мало времени, вот пытаюсь по существу вопроса, что называется.
поймите меня правильно.
 
Томск
Православный христианин
кажется, размышляя с собой, я уловила "идею" Е.Ю.
мысль такая - не должно быть никаких посредников между человеком и Богом и Церковью в духовном поиске. так коротко?

но ведь (если это то) это же утопия.
если не будет "посредников" православного толка, то нас обскачут и задавят другие шустрые посредники.

и мы потеряем всех, кто своими исканиями не упражнялся, не искал, а радостно и несупротивливо следовал за ложью, хотя мог, по случаю наличия альтернативы ( ну вот прав псих) оказаться в их поле деятельности и войти в Корабль Спасения.

кстати, давно хочу спросить, кто нибудь имеет "мнение"))) о Данилове Александре Геннадьевиче?

я его слушаю по радио России, и на сайте его иногда, но так и не поняла, он с нами или как???)
 
Томск
Православный христианин
это его проект
http://serebniti.ru/

у него там в прошлом году был курс лекций (тренинговый цикл Метафизика с подразделами) , я слушала с большим любопытством и выводами. но он такой "мутный" , прямо не горит о своем праволсавии, косвенно есть признаки, но на радио может "заворачивать" о каких нибудь чакрах, но у меня складывается впечатление что он юродствует для серой массы (так сказать)))

у негу дивный разбор книги Пиннокио, и собственно книга "воспитание пиннокио".

вобщем не понятно..
 
Психология - это гуманистическая религия, .

это не совсем точно. Дело в том, что религия, на самом то деле, во всей вселенной всего лишь одна - это та самая функция Церкви Божией, которая выполняется ею для восстановления связи верующих с Богом. Всё остальное, что предлагается различными сектами и организациями под видом религий, - это вовсе не религии, а лжерелигии. Ведь мы прекрасно знаем, что путь Христов един, нет никаких многочисленных троп, которые ведут к одному и тому же Богу истинному. А раз так, то почему мы по сию пору величаем лжерелигии религиями?

Я тоже раньше полагал, что психология - это гуманистическая религия. Но всё просто: психология - это псевдорелигия, и не всегда гуманистическая. Псевдорелигией психология является потому, что в её объекты и предметы исследований тоже следует вначале верить, хотя при этом целью психологии обожение не является. В любой дисциплине прежде всего следует верить в её объекты. Хотя бы для того, чтобы понимать. В книге пророка Исайи Господь приоткрывает завесу тайны познания и говорит, что если не верить, то невозможно и понять.

Что ж, во что мне следует верить, исходя из этого: "Психология - это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой_формы_жизнедеятельности." ?

Надо ли мне верить в существование психики? Вероятно, надо. Ведь она есть объект психологии. А что такое психика? "Психика - это системное свойство высокорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности."

Мило. Чтобы поверить в психику, как некое свойство, требуется вначале разобраться, что это за высокоорганизованная материя и что за материя имеется ввиду.

Душа же определяется психологией как "понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику" (то есть на свойство высокорганизованной материи)...

К слову, материя тленна. Это уж фактично так. Не всякая, разумеется, ведь Господь воскресит нас в нетленных телах да в нетленном мире.

Пока что у меня выходит, что психология изучает рефлекс организма. Душа опять где-то в стороне. Впрочем, душевно-телесные страсти мои и есть причина рефлекса организма. Можно предположить, что областию православной психологии является начальствующая над телом и душой часть человека - дух, устремленный к Богу. При этом православная психология представляется в высочайшем свете.

Надо же...
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
это его проект
http://serebniti.ru/

у него там в прошлом году был курс лекций (тренинговый цикл Метафизика с подразделами) , я слушала с большим любопытством и выводами. но он такой "мутный" , прямо не горит о своем праволсавии, косвенно есть признаки, но на радио может "заворачивать" о каких нибудь чакрах, но у меня складывается впечатление что он юродствует для серой массы (так сказать)))

у негу дивный разбор книги Пиннокио, и собственно книга "воспитание пиннокио".

вобщем не понятно..

Если человек сам не заявляет о своем православии, то не надо бы слишком поспешно его туда и причислять.
Тем более, что восточное учение о чакрах не имеет никакого отношения к православию, а идея "лечения соматических болезней с помощью воображения" (это с указанного сайта), очень сомнительно с православной точки зрения - поскольку св. отцы, наоборот, всегда рекомендовали ограничивать и минимизировать роль воображения. А современные психологии, что западные, что отечественные, наоборот, видят в воображении чуть ли не панацею от всех бед.

Кстати, когда я так "пламенно защищал" христианскую психологию, я совсем не утверждал, что в ней нет проблем и что все радужно и безоблачно.
Я сам давно собираю и анализирую эти проблемы на основе трудов св. отцов и Библии. Проблем собралось достаточно много - их описание и критический разбор можно посмотреть на сайте "Христианская психология и антропология" в разделе
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ

--------------

В частности хотелось бы высказаться по поводу нескольких, уже прозвучавших, проблем:

ЛЮБОВЬ К СЕБЕ -- САМОЛЮБИЕ

Мы православные до сих пор словосочетание "любовь е себе" воспринимаем очень негативно и путаем его с "самолюбием". Давайте обратимся к Слову Божьему, где они четко разделены.

"Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы (φιλαυτοι), сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны..." (2 Тим. 3, 1-2).

Здесь употребляется греческий филический глагол любви, который является производным от греческого слова "филиа" (φιλια) – любовь, привязанность, дружба. Оно имело широкое и часто не очень дифференцированное употребление: от дружбы с товарищем до любви к пищевым деликатесам. Кроме того, φίλία означает любовь в смысле естественной склонности, в виде аффекта с оттенком непроизвольности.

Дело в том, что "самолюбие" (греч. "филавтия") есть самолюбование, самопревозношение и т. д. и всегда понимается в негативном контексте - поскольку оно есть спутник гордыни, главной страсти, через которую пал и дьявол. Об этом подробно писали и многие св. отцы.
Более того, св. отцы называли самолюбие даже матерью страстей: "Хочешь ли за раз избавиться от страстей? – Отрешись от матери страстей – самолюбия" (Фалассий авва. 1900, с. 292).

------------------------------

Но совсем другое дело "любовь к себе".

По евангельскому слову (Мф. 22:39): "возлюби (αγαπησεις) ближнего своего, как самого себя".

Здесь используется агапический глагол любви, который обозначает любовь жертвенную, пламенную, чистую и т. д., но при этом разумную, сознательную, т. е. принятую самим человеком, а не некий неосознанный эмоциональный порыв.

Именно это понятие употребляется в подавляющем большинстве евангельских мест для обозначения любви Бога к человеку и любви человека к Богу или другим людям.

Приведем наиболее важные их них:
– "Нет больше той любви (αγαπην), как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15. 13);
– "Как возлюбил (ηγαπησεν) Меня Отец, и Я возлюбил (ηγαπσα) вас" (Ин. 15. 9);
– "Заповедь новую даю вам, да любите (αγαπατε) друг друга; как Я возлюбил (ηγαπησα) вас, так и вы да любите (αγαπατε) друг друга" (Ин. 13. 34);
– "Я говорю вам: любите (αγαπατε) врагов ваших" (Мф. 5. 44);
– "возлюби (αγαπησεις) Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим" (Мф. 22. 37);
– "возлюби (αγαπησεις) ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22. 39);
– "Ибо так возлюбил (ηγαπησεν) Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного" (Ин. 3. 16);
– "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви (αγαπην) не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий" (1 Кор. 13. 1) (и все последующие стихи о любви);
– "Ибо весь закон в одном слове заключается: люби (αγαπησεις) ближнего твоего, как самого себя" (Гал. 5. 14);
– жена "спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви (αγαπη) и в святости с целомудрием" (1 Тим. 2. 15);
– "Мужья, любите (αγαπατε) своих жен, как и Христос возлюбил (ηγαπησεν) Церковь и предал Себя за нее" (Еф. 5. 25);
– "Кто любит (αγαπων) брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна" (1 Ин. 2. 10);
– "Бог есть любовь (αγαπη), и пребывающий в любви (αγαπη) пребывает в Боге, и Бог в нем" (1 Ин. 4. 16).

В полном смысле этого слова можно сказать, что христианство явилось именно как откровение о любви, но такой любви, какой еще никогда прежде не знал мир. Эту любовь явил Собой Бог-Сын, принеся Себя в жертву за грехи мира и освободив человека из-под власти греха.

Что же тогда есть АГАПИЧЕСКАЯ любовь к самому себе?
Это есть стремление к познанию своих немощей и страстей.
Покаяние в грехах, борьба со страстями, очищение от них сердца и всей души.
Стяжание христианских добродетелей, которые являются противоположностью имеющимся страстям: гордыня - смирение, уныние - надежда, ненависть - любовь и т. д.
Или, выражаясь богословским языком: очищение заложенного в нас образа Божьего и стремление к "причастию Божества" по благодати.

Таким образом, точно так, как агапическая любовь к другим людям, есть помощь им на их пути к Богу, точно также и агапическая любовь к себе есть поддержание в себе всего того, что помогает на пути к Богу и борьба с тем, что этому мешает (страсти).

Или выражаясь психологическим языком (читать только психологам ;)) - нужно принять на себя ответственность за то состояние, в которым ты теперь находишься (а не так, как обычно говорят: "все так делают", "это из-за плохого воспитания" и т. д.). Осознать, что основная причина проблем в собственных грехах и страстях (и в психологическом нежелании с ними разбираться). Проработать эти "психологические защиты" и выйти на стоящие за ними страсти (а дальше со страстями бороться церковными методами под окормлением своего духовника).
.

Кому интересно, есть подробная статья
"Евангельское понятие любви-αγαπε и актуальные проблемы христианской антропологии и психологии"
.
 
Томск
Православный христианин
ли выражаясь психологическим языком (читать только психологам ;)) - нужно принять на себя ответственность за то состояние, в которым ты теперь находишься (а не так, как обычно говорят: "все так делают", "это из-за плохого воспитания" и т. д.). Осознать, что основная причина проблем в собственных грехах и страстях (и в психологическом нежелании с ними разбираться). Проработать эти "психологические защиты" и выйти на стоящие за ними страсти (а дальше со страстями бороться церковными методами под окормлением своего духовника).

+++
ну вот да!!
 
Сверху