Что такое православная психология?

Сергей Воробей

Заблокирован
Донецк
Православный христианин
Православный психолог, что то типа духовника. Только духовник априори верит в Бога, а психолог нет. Психолога научат как верующие верят и он будет им помогать. Не проще будет не делегировать полномочия духовника медикам или психологам которые совсем недавно называли верующих не иначе как шизофрениками?
Странная образуется прослойка. Вам уважаемый не в церковь, Вам к психологу, православному разуметься. Или я чего то не понял……
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Православный психолог, что то типа духовника. Только духовник априори верит в Бога, а психолог нет. Психолога научат как верующие верят и он будет им помогать. Не проще будет не делегировать полномочия духовника медикам или психологам которые совсем недавно называли верующих не иначе как шизофрениками?
Странная образуется прослойка. Вам уважаемый не в церковь, Вам к психологу, православному разуметься. Или я чего то не понял……

Вероятно, что не поняли. Психиатр лечит проблемы душевные. Церковь лечит проблемы духовные, психолог помогает разобраться с предпосылками, с ситуациями и отношениями к ними. Это вкратце.

Православный психолог - это не психолог для православных, а православный человек с образованием психолога - почему это он не может, да еще и априори, верить в Бога??
 

Сергей Воробей

Заблокирован
Донецк
Православный христианин
Не знаю, странно это все. Психолог он и есть психолог. И все эти надстройки, не по мне. Тенденция новомодная. Кончиться это тем, что крутым и сейчас в церковь идти неохота со своими проблемам, толкаться там с бабушками. Возникнет трендовая весчь. Я хожу к Православному психологу!
Остается верить в одно. Что не по Богу то рано или поздно умирает. Господь все управит. Хотя то что приносит доход живет долго.
Впрочем я просто высказал свое мнение. Если кому-то помогают православные психологи это хорошо.
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Возникнет трендовая весчь. Я хожу к Православному психологу!

У меня, к примеру, такого образа, что это "модно" не возникает. Думаю, если кто-то к ним обращается, то не кичится этим, и отнюдь не от радости к ним идет.


Вот, из ссылки общества ПП:
В Общество православных психологов Санкт-Петербурга входят специалисты разных направлений, доктора и кандидаты наук, священники, в том числе и священники с психологическим образованием, опытные практики-психологи. Такое наличие разнообразных специалистов как в области психологии, так и духовной жизни, даёт возможность оказывать различные виды психологической помощи.
Мы приглашаем в Общество священников, психологов и специалистов смежных гуманитарных направлений, которым близки и интересны проблемы православной психологии.
 
Сибирь
Православный христианин
Не знаю, странно это все. Психолог он и есть психолог. И все эти надстройки, не по мне. Тенденция новомодная. Кончиться это тем, что крутым и сейчас в церковь идти неохота со своими проблемам, толкаться там с бабушками. Возникнет трендовая весчь. Я хожу к Православному психологу!
Остается верить в одно. Что не по Богу то рано или поздно умирает. Господь все управит. Хотя то что приносит доход живет долго.
Впрочем я просто высказал свое мнение. Если кому-то помогают православные психологи это хорошо.
Полностью согласен с этим постом.
Психологи появились в секулярном обществе, как некая замена духовников, в которых нуждаются люди. "Православные психологи" - странное явление.
 
Чехов
Православный христианин
Православным ,как и остальным современным людям иногда нужна помощь психолога,т.е.специалиста,который рассмотрит трудную жизненную ситуацию и даст рекомендации как из нее выйти и если эти рекомендации не будут противоречить православному христинскому вероучению или основаны на нем ,тогда наверное можно это назвать православной психологией.
 
"Православные психологи" - странное явление.

нет, нет, не православные психологи - странное явление, а православная психология. Здесь дело вот в чём: будучи мирской мудростью, психология не имеет, скажем так, стержня, осевого учения - все психологические теории либо опровергают друг друга, либо вносят в друг друга коррективы. В христианстве же, как в реальной жизни в Духе Святом, эта ось имеется - учение Церкви. Из-за того, что нет в психологии реально твёрдой опоры, но есть лишь подвешенные в воздухе вроде бы крепкие на первый взгляд платформы, возникает забавная проблема - психология не предлагает ничего иного, кроме как перепрыгивать с оных платформ - с одной на другую. Потому что невозможно подвесить в воздухе что-либо без опоры, а значит крепкие на вид психологические платформы не подвешены, а безудержно падают в бездну. И чтобы не слететь вместе с выбранной платформой в оную бездну, всегда придётся перепрыгнуть на другую платформу - ту, которая пока что ещё повыше.

А вот что предлагает православная психология?
 
Попробую внести некоторую ясность в суть православной психологии.
Дело в том, что плотники православный или нет работают одним и тем же набором инструмента. И это касается и многих остальных профессий.
В случае психолога его основной инструмент - он сам. Т.е. его жизненная позиция, его вера, его убеждения. Он должен конечно принимать любого человека, но его рекомендации или применяемые техники (слушать, говорить, убеждать) будут строится именно на том кто он есть. Поэтому православный психолог должен быть и духовно опытным человеком.
Очень часто человек не может понять почему он постоянно исповедуясь, продолжает совершать одни и те же ошибки. И для того, что бы понять что с ним происходит должна быть проведена большая внутренняя работа. Если человек общается с опытным духовником, он тему подскажет где его ошибки. Например- человек исповедуется в одном грехе, а на самом деле то, что с ним происходит совсем другого плана.
И вот тут человеку и может помочь православный психолог. Ведь говорить они будут на одном языке.
В идеальном случае православный психолог это помощник священника. Но опять повторюсь - он сам должен быть духовно опытным человеком.
 
Новокузнецк
Православный христианин
не понимаю я этого. Психология берёт своё начало из античных оккультных практик и античной философии (словоблудия). Как психологию согласовывают с Божиим откровением - не понимаю. И главное - зачем? для каких целей?
в нашем храме ведутся консультации катехизаторско-психологические, очень успешно, людям воцерковляться намного легче в том плане, что человек быстрее понимает что с ним происходит...
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
О ТЕРМИНЕ "ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ"
И ДРУГИХ, С НИМ СВЯЗАННЫХ

Обычно считают, что термин "христианская психология" в русской культуре появился только что, когда современные психологи заинтересовались христианством и "изобрели" такое словосочетание. Но это не так.
В 1901 г. вышла брошюра "Адамово наследство. Очерки христианской психологии" (Св.-Серг. Троицкая лавра, 1901).
А в 1890 г. еп. Феофан Затворник, ныне причисленный Церковью к лику святых, писал: "Самым пригодным пособием для начертания нравоучения христианского могла бы служит христианская Психология. За неимением ее приходилось довольствоваться своими о душевных явлениях понятиями, при указаниях отцев-подвижников" (Феофан Затворник. 1890, с. 7). Интересно, что святитель написал слово "психология" с заглавной буквы, показывая тем свое особое к ней отношение.
Таким образом, словосочетание "христианская психология" не есть какая-то необоснованная выдумка настоящего времени, а есть обычное православное выражение, которому к тому же уже больше ста лет!
Кстати, словосочетание "библейская психология", не менее традиционное: в 1892 г. вышла книга протоиерея Павла Яковлевича Светлова, профессора Университета св. Владимира, под названием "Пророческие и вещие сны. Апологетическое исследование в области библейской психологии" (Киев, 1892).
Кроме того, еще можно указать множество важных тем, в названии которых присутствует слово психология и которые разрабатывались отечественными авторами до революции 1917-го года:
психология веры: Введенский А. И. "Психология веры (Религиозная вера как биогенетический принцип в психологии)" (Сергиев Посад, 1899);
психология молитвы: Платонов Вениамин свящ. "Психология молитвы" (СПб.: Свет, 1913);
психология святости: Меньшиков М. "Психология святости" (Новое время. 1903, № 3);
психология греха: Соколов Л. А. "Психология греха и добродетели по учению св. подвижников древней церкви в связи с условиями пастырского душепопечения" (Вологда: Тип. К. А. Баранеева, 1905);
психология грешника: Никонов А. "Психология кающегося грешника по Псалтири" (Вера и разум. 1911, № 13, с. 21-34), Никонов А. "Психология нераскаянного грешника по Псалтири" (Вера и разум. 1911, № 12, с. 717-726);
психология раскола: Розанов В. В. "Психология русского раскола" (Его же. Религия и культура. 2-е изд. СПб., 1901, с. 23-54);
психология экстаза: Коновалов Д. Г. "Психология сектантского экстаза" (Сергиев Посад: Тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1908);
психология фанатизма: Чиж В. Ф. "Психология фанатизма" (Вопросы философии и психологии. 1905, кн. 1(76), с. 1-36; кн. 2(77), с. 149-186);
– кстати, также и психология атеизма: Владимирский Ф. "Психология атеизма" (Его же. Психологическое доказательство бытия Божия. Почаев, 1904, с. 29-33).
Словосочетания "православная психология" в этом списке нет по одной простой причине: в православной стране, каковой Россия являлась в то время, когда говорили "христианская", практически всегда подразумевали "православная" (если же речь шла о католицизме или протестантизме, то прямо так и писали).
Кроме того, словосочетание "православная психология" было употреблено архим. Киприаном (Керном) уже в 1950 г. в известнейшей его работе "Антропология св. Григория Паламы" – см. современное ее переиздание (Киприан (Керн). 1996, с. 360). Так что и ему уже больше 60-и лет – вполне, можно сказать, солидный и почтенный возраст, который необходимо уважать.

Таким образом, как нам кажется, приведенная информация вполне обоснованно показывает и доказывает следующие мысли:
-- христианская психология и как термин, и как учение имеет долгую историю и предысторию, которую надо учитывать и изучать.
-- утверждение о том, что христианская психология есть изобретение современных психологов не соответствует фактам.
 
О– психология фанатизма: Чиж В. Ф. "Психология фанатизма" (Вопросы философии и психологии. 1905, кн. 1(76), с. 1-36; кн. 2(77), с. 149-186);
–.

весьма любопытно. Особенно то, как понимается фанатизм. В данном труде
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
О работе:
Чиж В. Ф. Психология фанатизма // Вопросы философии и психологии. 905, кн. 1(76), кн. 2(77).


Автор - известный дореволюционный психиатр, доктор медицины, проф. Владимир Федорович Чиж (1855-1936). Он пытался разбирать механизм развития фанатизма
на примере архим. Фотия (Спасского) (1792-1838). Насколько прав или нет проф. Чиж - решать каждому лично, но как мне кажется его критика доверия снам и различным приметам и "откровениям", полностью согласуется со святоотеческой традицией - см. например:
СЛОВАРЬ ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

О фанатизме, как уклонении от правильного религиозного развития, писали многие дореволюционные авторы. Например:
Введенский Д. /И./ Страдания человечества // Богословский вестник. 1902, № 1, с. 2-39. - в формате djvu

Кроме того, о фанатизме пишут и современные православные авторы:
Андреев Николай диак. Фанатизм как психологический феномен (текст есть в интернете в html-ом формате).

В бумажном варианте есть интересный сборник:
О прелести и фанатизме в духовной жизни: советы православным, как избежать этого состояния. Сост. Александр Баранов. - М.: Образ, 1997. Собраны под одной обложкой работы преп. Григория Синаита, еп. Игнатия (Брянчанинова), игум. Авраама (Рейдмана) и др. авторов.
 
О фанатизме, как уклонении от правильного религиозного развития, .

фанатиками называли христиан язычники, вынося им вердикт к мучениям и смерти. Прозвание это со стороны язычников - насмешка. Как относиться к тому, что христианин называет христианина фанатиком? Насмехается ли он, становясь на место язычника, над верным и непоколебимым исповеданием брата своего? Не суть.

Все те христиане, прозванные язычниками фанатиками, - мученики и священномученики, верные свидетели. Что делать в мире, в котором верное свидетельство называется "уклонением от правильного религиозного развития"? Вероятно, презирать эдакий мир.
 
психиатр, доктор медицины... пытался разбирать механизм развития фанатизма
.

:D учёность порой не в пользу учёному. Весь механизм развития фанатизма - это осуждение язычником христианина, насмехательство язычника над христианином, надругательство язычника над христианином, мучение язычником христианина, убиение язычником христианина.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Спора нет, когда голова бежит впереди сердца - жди беды!
Но с другой стороны, когда нормальный православный человек является еще и доктором каких-нибудь наук (в том числе педагогических или психологических) я вижу в этом позитив: глядишь со временем и эти науки станут более нормальными и человеческими (а не все только при помощи науки себе деньги зарабатывать, да тешить свои амбиции).

И здесь со всей ответственностью могу сказать, что подобных людей (и православных, и ученых) в дореволюционной России было предостаточно.

В качестве яркого примера приведу профессора Санкт-Петербургской духовной академии Виталия Степановича Серебренникова (1862-). Он читал лекции по психологии студентам Академии, сохранилось несколько литографий этих курсов: (СПб., 1888; СПб., 1892; СПб., 1894). В целом для него характерен постоянный интерес к экспериментальной психологии. Этой теме посвящены его работы: "Психофизические исследования и их значение для психологии. Очерк по экспериментальной психологии" (Христианское чтение. 1895, вып. 2), "Опытная психология и ее методы" (Христианское чтение. 1899, вып. 4), "Механическое воззрение на душевную жизнь перед судом современных строго научных психологических исследований" (Христианское чтение. 1897, вып. 3). И это не случайно: для изучения именно этой тематики в 1892-1893 г. он был отправлен для стажировки за границу. В ходе которой, как он сам описывает: "1) я знакомился с институтами экспериментальной психологии, 2) посещал лекции по психологии и философии и 3) изучал по книгам историю развития экспериментальной психологии" (Отчет... 1895, с. 113). Для этого он побывал в Лейпциге (у Вундта), Геттингене, Париже, Бонне, Гейдельберге, Берлине.
Но его заграничная стажировка носила не только чисто информационный характер, она была направлена на отбор лучшего зарубежного опыта для противопоставления его вульгарному механицизму и физиологизму. На борьбу с последними и были направлены указанные его работы. Его заслуги в защите по-настоящему научных, экспериментальных исследований в психологии были признаны и академическими психологическими кругами: в 1902 г. он был избран помощником председателя Русского общества нормальной и патологической психологии.
Но его психофизиологические интересы не были самоцелью, они нужны были для выяснения более сложных проблем религиозной психологии. О последних он писал в статье "Самооткровение духа как источник его познания" (Христианское чтение. 1897, вып. 3). С его точки зрения, научное решение религиозно-психологических проблем возможно будет только тогда, когда "мы будем иметь вместо психологии человека-животного психологию человека – ОБРАЗА БОЖИЯ" (там же, с. 439). И с сожалением приходится констатировать, что в отечественной психологии до сих пор изучают человека в качестве локковской "чувствующей машины": в которой нет не только образа Божия, но и нравственности, совести, любви и т. д.
Некоторые его работы можно прочитать здесь.

См. также общий обзор:
Зенько Ю. М. Трехвековой диалог психологии и религии в России // Христианское чтение. 2000, № 19, с. 82-164 (Журнал Санкт-Петербургской Православной Духовной академии).

.
 
глядишь со временем и эти науки станут более нормальными и человеческими (а не все только при помощи науки себе деньги зарабатывать, да тешить свои амбиции).


.

а что значит та загадочная фраза? неужто нечто более, чем уже можно предположить? а предполагаю так: для того, чтобы эти, так сказать, науки стали более нормальными и человеческими, их достаточно всего лишь адаптировать к запросам и требованиям современного человека. И всё - можно будет выдернуть человека из презираемой Церкви, и привязать его к кранику мутной прелести противоречащих друг другу психологических теорий и психиатрических практик. И много времени для этого не потребуется.

Но вопрос то не в этом. Так?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
а что значит та загадочная фраза? неужто нечто более, чем уже можно предположить? а предполагаю так: для того, чтобы эти, так сказать, науки стали более нормальными и человеческими, их достаточно всего лишь адаптировать к запросам и требованиям современного человека. И всё - можно будет выдернуть человека из презираемой Церкви, и привязать его к кранику мутной прелести противоречащих друг другу психологических теорий и психиатрических практик. И много времени для этого не потребуется.
Но вопрос то не в этом. Так?

Так и грибы бывают разные, а некоторые - очень ядовитые.
Но ведь из-за этого мы же не отвергаем грибы вообще как таковые.

Так и с психологией: есть такие западные психологические (и психотерапевтические) направления, что и без подробного анализа видно, что с ними лучше дел не иметь.
Но многие психологические направления просто присвоили себе многие общекультурные идеи и психологические методы - и как бы поставили на них свой знак. Так вот в данном случае, как мне кажется, вполне уместно сам метод использовать (в нем нет ничего плохо), но при этом показывать, что данный метод не является однозначной принадлежностью критикуемого направления.

А что касается дореволюционной отечественной психологии (немного повторюсь и дополню мысль):

-- по своим критериям она была вполне "научной" - с современной точки зрения;

-- но при этом она не замыкалась сама в себе, а сохранила достаточные связи с философией и православным богословием (некоторые психологические учебники писались даже церковными иерархами).

-- конечно, там также не все было абсолютно гладко, но можно утверждать, что та психология была не против церкви, а за.

-- современная отечественная психология стоит на перепутье: после атеистического засилья советского времени ей хочется чего-нибудь другого и она либо пойдет по оккультному западному пути, либо попытается восстановить свои духовные корни.

-- но при этом, если мы, православные, будем делать это слишком по топорному, то это будет восприниматься психологами как "религиозная пропаганда". А если мы будем огульно ругать всю психологию и называть ее всякими нехорошими словами, то такой она и станет, отшатнувшись от нас от такого "вразумления"; а ведь Господь говорил, что "кто не против вас, тот за вас".

.
 
Киев
Православный христианин
Так и грибы бывают разные, а некоторые - очень ядовитые.
Но ведь из-за этого мы же не отвергаем грибы вообще как таковые.

Так и с психологией: есть такие западные психологические (и психотерапевтические) направления, что и без подробного анализа видно, что с ними лучше дел не иметь.
Но многие психологические направления просто присвоили себе многие общекультурные идеи и психологические методы - и как бы поставили на них свой знак. Так вот в данном случае, как мне кажется, вполне уместно сам метод использовать (в нем нет ничего плохо), но при этом показывать, что данный метод не является однозначной принадлежностью критикуемого направления.

А что касается дореволюционной отечественной психологии (немного повторюсь и дополню мысль):

-- по своим критериям она была вполне "научной" - с современной точки зрения;

-- но при этом она не замыкалась сама в себе, а сохранила достаточные связи с философией и православным богословием (некоторые психологические учебники писались даже церковными иерархами).

-- конечно, там также не все было абсолютно гладко, но можно утверждать, что та психология была не против церкви, а за.

-- современная отечественная психология стоит на перепутье: после атеистического засилья советского времени ей хочется чего-нибудь другого и она либо пойдет по оккультному западному пути, либо попытается восстановить свои духовные корни.

-- но при этом, если мы, православные, будем делать это слишком по топорному, то это будет восприниматься психологами как "религиозная пропаганда". А если мы будем огульно ругать всю психологию и называть ее всякими нехорошими словами, то такой она и станет, отшатнувшись от нас от такого "вразумления"; а ведь Господь говорил, что "кто не против вас, тот за вас".

.

В поддержку Мальцева. Основной предпосылкой психологии есть примирение с самим собой (окружающими) путем различных психотерапевтических методов, среди которых немало оккультных. Основная задача христианина- примирение с Богом, который дает "божий мир, который превыше всякого ума". Психология - это гуманистическая религия, которая претендует выполнять работу Духа Святого по исцелению недугующих душ наших. Действительно, многие допустимые для христианина, педагога методы описаны давным давно в Библии. И Их можно использовать в качестве миссионерской деятельности для людей, говорящих на языке психологии, чтобы "уловить хотя бы некоторых". Можно пользоваться данными экспериментальной психологии, критерий интерпретации- Слово Божие. Можно использовать некоторые тесты и подходы для дисциплинированности поведения, укрепления воли..., хотя многие из них давно известны педагогике. Главное: сторонники интеграции психологии в христианство по сути претендуют на доминирующую роль ее, т.к. они Слово Божие трактуют психологическими терминами (как высшими критериями истинности), тогда как психологию нужно рассматривать беря в руки "меч духовный- Слово Божие" и различать( для тех у кого "чувства и мысли приучены к навыку различения"), безусловно извлекая полезное ("все мне позволено, но не все мне полезно... но ничто не должно обладать мною"). И тогда будем мы "с эллином как эллин, с подзаконным как подзакооный...", чтобы приобрести хотя бы некоторых. Те кто практикуют психологию и именуют себя при этом православными должны понимать это и объяснять окружающим, т.к. главный авторитет и источник знаний для нас православных - это Бог ( "да не будет у тебя других богов пред лицем Моим..."). Кто не разумеет этого становится в позицию "сооблазнителя малых сих" и "лучше бы жернов ему на шею".
Я- бывшая протестантка и этого лукавого духа уже встречала. То от чего бежали с протестантизма, теперь с неимоверной скоростью прорастает в православии. Только у протестантов есть привычка читать Слово, и это обстоятельство помогает многим думающим людям выходить оттуда и приходить в Истинную Православную церковь Христову. А что делать православным, которые Библию читать не привыкли- да и бежать некуда? Ведь основная цель индустрии психологического душепопечения не только деньги. Эта схема уже обкатана на Западе. Люди главным источником авторитета будут считать не Слово Божье и Бога, а ..."православного психолога", т.е. идет тонкая подмена конечного авторитета. Вот и сказано об антихристе, что он "выйдет от своих, только по делам узнаем, что он не наш". "Православные психологи" рассчитаны только на верующих, т.к. для неверующего нет опасности подмены авторитета. Все банально просто: если ты психолог, работай на своем рабочем месте с рассуждением и самое главное: не скрывай своего православия, если ты действительно думаешь о душах людей и как угодить Богу, а не о куске хлеба.
А пример с грибами- это софизм,т.е. ложное умозаключение.
 
Сверху