Что означает термин "Богочеловек"?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Что Вы понимаете под грехом природы? Природа есть движение всех природных сил к Богу.
Движение к Богу есть природный логос бытия человека. Разве логос человека изменился? Нет. Но человек через страстность стал укланяться к чувственному. Но при напряжении духовных сил и при помощи исполнения заповедей человек сохраняет природное движение к Богу - свой природный логос бытия.

логос - он у Бога, а в нашей падшей природе нет ничего доброго.

Что вы под логосом то разумеете? Логос - это цель ,проект Божий, если угодно, каким человек должен быть. Логос человека таков, каким его в идеале видит Бог. Нужно ли объяснять, что между идеалом и реальностью огромное различие? Ведь проблема не в Боге - Бог то, что от Него зависит, все сделал и делает, а в самом человеке... Человек должен сам себя образовывать и развивать так, чтобы направление его развития совпало с логосом (задумкой о нем Бога), тогда он будет блажен...

Нет в нашей падшей природе никакого добра... Вы сами это опытом личным знаете. Все наше достоинство - в Искупителе. Спасителе погибших.
Вы совершенно недооцениваете весь масштаб катастрофы грехопадения... "Уклонился в чувственное" у вас... Это уже следствие падения, причем не главное... А масштаб этот поистине ужасен... Кого бы вам дать и присоветовать, освежить понятия... Я найду книгу Иустина поповича... Там как раз в первой главе показан же масштаб падения... ВЫ поразитесь... Я несколько дней сам не свой ходил. А это правда. Чистая правда. Не надо недооценивать масштаб бедствия.
 
Вы отвечаете на другое. Покаяние есть изменение ума. Это только подтверждает, что ум человека и до вочеловечевания Христа Бога мог иметь природное движение к Богу. Иначе бы допотопные и ветхозаветные праведники не могли бы созерцать Бога через благодать Бога и разумно исполнять волю Бога, что всегда есть благо.

На это самое отвечаю. Ветхозаветные праведники боролись с падением, веруя в избавление грядущее... И благодать имели в залог этого будущего избавления...
Если бы не было обетование избавления, не было бы и смысла сопротивляться... Это было бы нечто подобное мазохизму или вымученной добродетели от атеиста, который верит, что все равно сгниет...
 
Разве я писал, что природа не повреждается? Нет, не писал. Писал, что природа не становится греховной.
Повреждение есть изменение тропоса из Благодатного в страстный, который мы наследуем.

Мертвенность души есть отсутствие благодати Бога, но душа сохраняет образ Бога и имеет силы не грешить, хотя, и через труд.

Например, Адам после согрешения больше не грешил, за что и получил праведность.

Я вас умоляю - Адам не грешил... Несть человек, иже поживет и не согрешит... Безгрешный же у нас был Один Иисус Господь.
Адам, может, и не грешил, в смысле, что зверских и великих грехов не делал, смертных, и это даже весьма может быть сомнительно, кто весть... Это не обязательно (в смысле, что падения могли быть... не по злонамеренности, а от немощи)... Это же реальная история, а не басня... Вот пророк Давид совершил прелюбодеяние и убийство... Не в грешности дело - она есть у всех, грешность, и немощный человек может уязвиться и впасть в весьма тяжкий грех порой нежданно негаданно. Как и с Давидом было... Самое главное - было бы покаяние... Упал - встань. Должно быть общее направление на борьбу с грехом, а не наоборот... В этой войне бывают и тяжкие поражения (не только победы), но сие не значит, что надо сдаться и отчаяться в спасении... Большие, крупные победы начинаются с новозаветных времен (и то сколько читаем про грешных монахов, которые все равно стали святыми), а ветхозаветные праведники не могли даже временами от многоженства сберечь себя... Не то что сохранить в девстве... Тем не менее, Господь их к праведникам причисляет - у них не было столько сил для борьбы, сколько есть теперь у нас, им большая скидка положена...
 
Разве я писал, что природа не повреждается? Нет, не писал. Писал, что природа не становится греховной.
Повреждение есть изменение тропоса из Благодатного в страстный, который мы наследуем.

Мертвенность души есть отсутствие благодати Бога, но душа сохраняет образ Бога и имеет силы не грешить, хотя, и через труд.

Например, Адам после согрешения больше не грешил, за что и получил праведность.

Ну с таким уточнением соглашусь. Под греховностью природы, конечно, понимаю не "грешность" и не виновность ее тем более, а очень сильную заточенность, способность на грехи, удобопреклонность к ним, страстность то есть. Сия страстность (исполняемая на деле) и рождает уже настоящие грехи...
Природа становится оскверненной, нечистой... Ну нельзя утверждать ,что став источником нечистоты, она осталась такой же "чистой" перед Богом... Это странно... Нечистота страстей делает ее удобопреклонной к греху, готовой в любой момент согрешить... А вот противоположного устроения без благодати уже не бывает (бесстрастия, то есть такого навыка в добродетелях , как у страстных в грехах и страстях - это возвышеннейшее преуспеяние, свойственное только самым совершенным).
 
Переславль Залесский
Православный христианин
а разве нельзя страстно любить Бога? Может страстность не так плоха, а корень в направленности,то есть в выбое и воле человека? Хотя выбор - это тоже благо,коль он от Бога...Бог дает возможность свободно выбрать Его волю.
 
Украина
Православный христианин
Тоесть природа повреждена, но не уничтожена, образ Божий в человеке повреждён, но всё таки может быть восстановлен Богом. Самому человеку насколько я понял невозможно исцелить повреждение или исправить образ. Отчасти и из-за этого произошло то что Бог явился во плоти. Насколько я понял природа человека повреждена крайне сильно, но вспоминается что:

Свт. Кирилл Александрийский
Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать

Закон пришел после, и таким образом умножилось преступление. То есть чтобы в подзаконных прегрешение показалось большим, потому что никто не мог оправдаться по причине слабости природы, но все словно бы подпали вине преступления. Итак, закон положен в качестве некоего обличения всеобщей слабости - чтобы проявилось, что человеческие дела нуждаются во врачевании от одного только Христа.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Ну с таким уточнением соглашусь. Под греховностью природы, конечно, понимаю не "грешность" и не виновность ее тем более, а очень сильную заточенность, способность на грехи, удобопреклонность к ним, страстность то есть. Сия страстность (исполняемая на деле) и рождает уже настоящие грехи...
Природа становится оскверненной, нечистой... Ну нельзя утверждать ,что став источником нечистоты, она осталась такой же "чистой" перед Богом... Это странно... Нечистота страстей делает ее удобопреклонной к греху, готовой в любой момент согрешить... А вот противоположного устроения без благодати уже не бывает (бесстрастия, то есть такого навыка в добродетелях , как у страстных в грехах и страстях - это возвышеннейшее преуспеяние, свойственное только самым совершенным).
Алексей, разве я этим спорю? Нет.
Я говорю о другом, что природа человека не изменилась по своему логосу (цели, принципу своего бытия) и не стала греховной, то есть не стала иметь другой логос, где цель природы - грех.

Изменился тропос природы, который свидетельствуется безславием (безблагодатностью), страстностью, стремлением к чувственному наслаждению (удобопреклонность) и подобное.

Но образ Бога в человеке сохранен, поэтому человек остаётся добрым по природе, хотя и склонным ко греху, но не злым как диавол, потому что человек имеет тело и постоянно изменчив, чем уклоняется то в добро, то в зло.

В человеке осталось добро, поэтому Бог и даёт заповеди любить Бога, ближнего, мать и отца и другие.

Если бы человек был не способен исполнять Божественные заповеди, делая природное добро, то зачем Бог дал грешному по природе человеку неисполнимые заповеди?
 
Крещён в Православии
Тоесть природа повреждена, но не уничтожена, образ Божий в человеке повреждён, но всё таки может быть восстановлен Богом. Самому человеку насколько я понял невозможно исцелить повреждение или исправить образ. Отчасти и из-за этого произошло то что Бог явился во плоти. Насколько я понял природа человека повреждена крайне сильно, но вспоминается что:

Свт. Кирилл Александрийский
Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать

Закон пришел после, и таким образом умножилось преступление. То есть чтобы в подзаконных прегрешение показалось большим, потому что никто не мог оправдаться по причине слабости природы, но все словно бы подпали вине преступления. Итак, закон положен в качестве некоего обличения всеобщей слабости - чтобы проявилось, что человеческие дела нуждаются во врачевании от одного только Христа.
Здесь речь о законе, который умножил грех тем, что определил что есть грех.

Ещё. К врачеванию способен тот, кто ещё может выздороветь, сохранив здоровые силы.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Изменился тропос природы, который свидетельствуется безславием (безблагодатностью), страстностью, стремлением к чувственному наслаждению (удобопреклонность) и подобное.

Еще одно заблуждение,умозрительно разрывать способ бытия (или тропос) от природы.Одно не существует без другого.
Согрешил Адам,и тут же его природа потеряла свое первозданное состояние.Где дух стоял во главе,подчиняя себе душу и тело.
Тело стало главным,где деторождаемые органы стыдливыми,изменился сам принцип восприятия себя.А отсюда изменился и тропос существования этой уже другой отличной от первозданной природы,а не наоборот.

Сама природа стала удобопреклонной ко греху,да еще при том что воля стала подчинена дьяволу.Неужто у гадаринского бесноватого была первозданная невинная природа и в ней мог поселятся легион бесов?
Изменилась природа человека,и под нее и никак иначе,был проклят мир.Потому что существовать в раю,она больше не могла.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
а разве нельзя страстно любить Бога? Может страстность не так плоха, а корень в направленности,то есть в выбое и воле человека? Хотя выбор - это тоже благо,коль он от Бога...Бог дает возможность свободно выбрать Его волю.
Можно, но это называется -ревность по Богу.Тут с терминологией нужно быть осторожнее в этой теме.Здесь подменяют одно другим, имено перетолковывая Св.Отеческие авторитеты в свои пелагианские сплавы,невинной природы.
 
Последнее редактирование:

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Потеря Адамом "духа" (благодати Бога) по согрешению, указывает на то, что Адам утерял естественный природный способ (тропос) бытия, именуемый "благобытие", по своей доброй воле, хотя и через искушение, пал в страстный способ (тропос) бытия, уподобившись животным, а не Богу.

Вот о чем здесь пишется?
О том что Адам потерял с изменением своей природы,первичный свой естественный для него способ бытия,и далее как верно замечено -уподобился животным.
Не существует абстрактной природы.Она может только так вот,абстрактно мыслится как нечто общее.Как предикат всего того что существует.

Логос человека,логос его духовной природы,как предвечный замысел,был закреплен там,в трансцендентности Божества,при сотворении человека по Образу и Подобию.
Самостоятельную же реализацию он получает в ипостаси,отличительной особенностью которой,яв-ся независимое бытие.

сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Быт. 1, 27)"

"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.(Быт. 2, 7)"


В первом случае-Бог,сотворил того чего еще не было (бара),во втором Бог вдунул (аса).Посему всякая природа в действительности-индивидуальна.Отсюда само существование природы связано с отличительными особенностями ипостасей.

Последнее составляет,мало того определяет,яв-ся непременным условием первого,в силу чего природа,получает реальное выражение и содержание.Это есть совокупность всех свойств,и существенных и случайных.
Посему человек по природе своей,обладает свободной волей,как самовластным движением.
Все особенности одушевленной природы,как и тропосы бытия-в действительности неотделимы от природы.


Ипостась или лицо,яв-ся носителем духовной природы,делая духовную,умственную (интеллектуальную если хотите) природу-личной.Хоть Вам и не по душе слово-личность,но имено личность яв-ся не чем иным,как тропосом (определенным образом существования) духовной природы в ипостаси.Определяя духовно-нравственную жизнь ипостаси.Личность делает свой выбор,присущий только ей,при этом не прибавляя к целостности духовной природы ничего такого,что можно было бы рассматривать как отличную от содержания природы сщественность,реальность.

Этот личный волевой выбор и именуется гномическим.И не верно подставлять воля-из воли,сказанное совсем по другому случаю.
Образ Божий формирует и содержит в человеке правильную природную волю,которую мы восстанавливаем принятием Святых Даров,обожая благодатью свою грешную природу.

Но мы можем и не волить приобщаться Телу и Крови,соблюдать посты,воспитывать в себе добродетели,не так ли?
А по своему (гномическому) волеизволению предаваться распутству,и так далее.При этом сохраняя в себе природный Образ Божий,который поругается бесами.Так как мы самовластно отдаем им природный потенциал творчества.
 
Крещён в Православии
Прошу обратить внимание на выделенные слова, которые ясно указывают, что грех происходит от злого умысла в противность воли Бога, но не от природы.

Послание Восточных Патриархов

........
Веруем, что первый человек, сотворенный Богом, пал в раю в то время, когда преслушал заповедь Божию, последовав коварному совету змия, и что отсюда распространился прародительский грех преемственно на все потомство так, что нет ни одного из рожденных по плоти, кто бы свободен был от того бремени и не ощущал следствия падения в настоящей жизни. А бременем и следствием падения мы называем не самый грех, как то: нечестие, богохульство, убийство, ненависть и все прочее, что происходит от злого человеческого сердца, в противность воле Божией, а не от природы; (ибо многие Праотцы, Пророки и другие бесчисленные, как в Ветхом, так и в Новом Завете, мужи, также божественный Предтеча и преимущественно Матерь Бога Слова и Приснодева Мария, были непричастны как сим, так и другим подобным грехам), но удобопреклонность ко греху и те бедствия, которыми Божественное правосудие наказало человека за его преслушание, как то: изнурительные труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкая до некоторого времени жизнь на земле, странствования, и напоследок телесная смерть......
https://azbyka.org/otechnik/pravila/1723/

Так же прошу обратить внимание, что многие праведники, а особенно Богородица, не были причастны грехам, хотя и наследовали от Адама и Евы страстность по телу и смертность по способу (тропосу) бытия. Это подтверждает, что каждый человек грешит по собственному произволу разума, но не по природе.
 
Последнее редактирование модератором:
Украина
Православный христианин
Вот нашел тоже интересное толкование:"
Прп. Антоний Великий
Вопрос. Что повелевает Господь, когда говорит: «От дней Иоанна Крестителя и доселе Царствие Небесное силой берется, и употребляющие силу его захватывают»? Мы знаем, что всякий захватчик достоин суда и проклятия; как мы будем понимать сказанное Господом?

Ответ. Иоанн пришел прежде того дня, проповедуя людям Царствие Небесное, и когда пришел Спаситель, то те, кто без колебаний и воистину веровал, те великой аскезой и страданиями превзошли установления природы, и перешли телом к бесстрастию и, перелетев через запинания тела, умертвили телесные похоти, ходя в добродетели по узкому и болезненному пути. Они сами себя понуждают, совершая подвиг для венка вышнего призвания, как сказал святой Апостол.

Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 196."

Не говорится ли здесь что установления природы (возможно греховной или лучше подверженой греху) преодолеваются через веру без колебаний,лишениями, страдания, умертвление телесных похотей, самопринуждение. Таким образом можно прийти к выводу что только усилием воли при обязательно сопутствующей благодати Бога можно превзойти последствия наследования нами природы падшей.
 
Крещён в Православии
Отче, почему у Вас выражение "установление природы" ассоциируется с греховной природой или природой подверженной греху?

Установление природы лучше понимать как кожаные ризы, в которые одел Бог падших прародителей, то есть тленность и смертность.

Тленность и смертность не являются грехом, ибо установленны Богом по Домостроительству как некое свойство падшей природы
 
Украина
Православный христианин
Отче, почему у Вас выражение "установление природы" ассоциируется с греховной природой или природой подверженной греху?

Установление природы лучше понимать как кожаные ризы, в которые одел Бог падших прародителей, то есть тленность и смертность.

Тленность и смертность не являются грехом, ибо установленны Богом по Домостроительству как некое свойство падшей природы
Я конечно не могу утверждать, но тут пишется о преодолении установлений природы. Я конечно понимаю что природа человеческая дана нам от Бога, но думаю что в целом она-природа заражена, как вирус заражает через кровь разные органы тела и ослабевает их, так и греховность распространяется на всю природу, не уничтожая её и возможно и не изменяя, но лучше повреждая, заражая её, так что в целом как бы весь человек поражается страшной болезнью, склонностью к безбожию и самости или гордыне. В данном случае то что может быть восстановлено Богом(природа человеческая) не может быть уничтожено, но может быть так повреждено, что самостоятельно человеком ни в коем случае не может быть исправлено. Но если подлежит исправлению и восстановлению, то всё же имеет какую то долю возможности к этому.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Я конечно не могу утверждать, но тут пишется о преодолении установлений природы. Я конечно понимаю что природа человеческая дана нам от Бога, но думаю что в целом она-природа заражена, как вирус заражает через кровь разные органы тела и ослабевает их, так и греховность распространяется на всю природу, не уничтожая её и возможно и не изменяя, но лучше повреждая, заражая её, так что в целом как бы весь человек поражается страшной болезнью, склонностью к безбожию и самости или гордыне. В данном случае то что может быть восстановлено Богом(природа человеческая) не может быть уничтожено, но может быть так повреждено, что самостоятельно человеком ни в коем случае не может быть исправлено. Но если подлежит исправлению и восстановлению, то всё же имеет какую то долю возможности к этому.
Зараженность природы - это тленность и смертность.

Восстановление природы - это возвращение ей тропоса благобытия.

Что понимать под греховностью, которая распространяется на всю природу?
 
Украина
Православный христианин
Зараженность природы - это тленность и смертность.

Восстановление природы - это возвращение ей тропоса благобытия.

Что понимать под греховностью, которая распространяется на всю природу?
Ну например следование телесным похотям, как написано у святого. Ведь в целом как бы весь человек, вся его природа участвует в падении. Не может же человек грешить телом если в этом не соучаствует душа ??? Следовательно и вся природа повреждена, не может вести человека к добру???
 
Крещён в Православии
Ну например следование телесным похотям, как написано у святого. Ведь в целом как бы весь человек, вся его природа участвует в падении. Не может же человек грешить телом если в этом не соучаствует душа ??? Следовательно и вся природа повреждена, не может вести человека к добру???
Что такое телесные похоти? Может ли человек воздерживаться от телесных похотей?
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху