Что означает термин "Богочеловек"?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Украина
Православный христианин
Интересно изложено в книге преподобного Иоанна Дамаскина точное изложение православной веры понимание Рая:

"Под древом жизни можно разуметь также то величайшее познание, которое мы почерпаем из рассмотрения всего чувственного, и тот путь, которым мы через это познание восходим к Родоначальнику, Творцу и Причине всего существующего. Это Бог и назвал «всяким древом», т.е. полным и нераздельным, приносящим одну только привязанность к добру. Древо же познания добра и зла можно понимать в смысле чувственной, доставляющей удовольствие пищи, которая хотя и кажется приятною, однако по существу является для вкушающего причиною зла; ибо Бог говорит: «от всякого древа, еже в Раи, снедию снеси»(Быт. 2:16), выражая этим, как я думаю, следующее: от всех творений восходи ко мне — Творцу и со всех них собери один плод — Меня, истинную жизнь; пусть все приносит тебе, в качестве плода, жизнь и общение со Мною полагай основой своего существования; ибо таким образом ты будешь бессмертен. «От древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в онь же аще день снесте от него, смертию умрете» (Быт. 2:17); ибо, согласно естественному порядку, чувственная пища есть восполнение утерянного, и она выбрасывается вон и истлевает; и нельзя остаться нетленным тому, кто питается чувственной пищей."

Как бы там ни было Адам и Ева нарушают заповеди Бога и приобретают тление и смерть, тоесть удаление от Бога. Если бы природа человеческая оставалась бы такой какой она была дана Богом то Адам и Ева были бы и сейчас в Раю и из него не были бы удалены. Основное повреждение природы произошло в Раю в результате непослушания и именно из-за изменения природы праотцы не могли более пребывать там.
 
Крещён в Православии
Интересно изложено в книге преподобного Иоанна Дамаскина точное изложение православной веры понимание Рая:

"Под древом жизни можно разуметь также то величайшее познание, которое мы почерпаем из рассмотрения всего чувственного, и тот путь, которым мы через это познание восходим к Родоначальнику, Творцу и Причине всего существующего. Это Бог и назвал «всяким древом», т.е. полным и нераздельным, приносящим одну только привязанность к добру. Древо же познания добра и зла можно понимать в смысле чувственной, доставляющей удовольствие пищи, которая хотя и кажется приятною, однако по существу является для вкушающего причиною зла; ибо Бог говорит: «от всякого древа, еже в Раи, снедию снеси»(Быт. 2:16), выражая этим, как я думаю, следующее: от всех творений восходи ко мне — Творцу и со всех них собери один плод — Меня, истинную жизнь; пусть все приносит тебе, в качестве плода, жизнь и общение со Мною полагай основой своего существования; ибо таким образом ты будешь бессмертен. «От древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в онь же аще день снесте от него, смертию умрете» (Быт. 2:17); ибо, согласно естественному порядку, чувственная пища есть восполнение утерянного, и она выбрасывается вон и истлевает; и нельзя остаться нетленным тому, кто питается чувственной пищей."

Как бы там ни было Адам и Ева нарушают заповеди Бога и приобретают тление и смерть, тоесть удаление от Бога. Если бы природа человеческая оставалась бы такой какой она была дана Богом то Адам и Ева были бы и сейчас в Раю и из него не были бы удалены. Основное повреждение природы произошло в Раю в результате непослушания и именно из-за изменения природы праотцы не могли более пребывать там.
Адам и Ева не покаялись в соделанном грехе, поэтому не могли вкушать от Древа Жизни, в связи с чем и были удалены из рая, ибо пребывая в нераскаянном состоянии грешников могли вкусить от Древа Жизни в своё вечное осуждение.

Так и сейчас не могут приступать к Таинству Причастия не крещённые в Церкви и не имеющие Православной веры, а так же те, кто пребывает в грехе и пока не покаются, ибо в этих случаях причастие Святых Даров всегда идёт в осуждение.

Идёт не правильное понимание природы, ибо все рассуждения о природе строятся от абстрагирования природы от вещи, в которой созерцается природное движение или покой.
В Философских главах сказано, что природа есть начало движения и покоя каждой вещи. Если перенести на человека, то природа есть движение и покоя каждого индивида. То есть природу нельзя отделять от вещи или индивида, а необходимо рассматривать природу в вещи или индивиде.

Поэтому грешит не природа, а индивид (грешит Адам) и грешит не по природе, а по свободному склонению своих природных сил на злое, а не на доброе. И не природа становится греховной, а грешным становится Адам как лицо, совершившее преступление и изменившее своё благодатное состояние в состояние тления и смерти. А мы как потомки Адама (как множественные индивиды) рождаемся по неволе преступниками, осуждёнными на тление и смерть, то есть через плотское рождение наследуем первородный грех, а точнее его осуждение и последствия.

Адам изменил свой способ существования, но его природное движение к добру не изменилось, однако в силу помрачения ума и в силу появления неукорных страстей (голод, жажда, усталость, болезни, немощи, старость, утруждения и тп и тд) природный ум и природная воля, руководимая самовластным умом стала разрываться между добром и злом, а через множественное повторение рождения индивидов ум все больше помрачался, а воля все больше желала чувственного и злого, а не духовного и доброго. Однако любой человек, даже в последние времена, сохранит в себе природное движение к добру, но в силу своего произволения и навыка не сможет отказаться от злого.

Ещё добавлю. Нет двух воль в человеке. Гномическая воля, в правильном понимании, есть природная воля, реализованная индивидуально каждым индивидом или лицом. Гномическая воля есть индивидуальный тропос реализации природной воли, которая в силу навыка желания индивида может быть направлена или на добро или на зло.
 
Последнее редактирование модератором:
Украина
Православный христианин
Из той же книги преподобного Иоанна Дамаскина:" Отсюда следует также то, что неразумные существа не имеют свободы, ибо они скорее управляются природою, чем сами управляют ею. Поэтому они не противодействуют естественному пожеланию, но коль скоро пожелают чего-либо, стремятся к действию. Человек же, как разумное существо, скорее управляет природою, чем управляется ею. Поэтому, пожелав чего-либо, он, по произволу, имеет возможность и подавить пожелание, и последовать ему. По этой же причине неразумные существа не заслуживают ни похвалы, ни порицания; человека же и хвалят, и порицают. Должно заметить, что ангелы, как существа разумные, свободны и, как твари, изменяемы. Это показал дьявол, который от Творца создан добрым, и отпадшие вместе с ним силы, т.е. демоны, тогда как прочие чины ангелов пребыли в добре."

Можно ещё присовокупить вот это размышление:"
О том, что не в нашей власти
   Из того, что не находится в нашей власти, часть имеет свое начало или свои причины в том, что находится в нашей власти — таковы воздаяния за наши дела, как в настоящей, так и в будущей жизни, — все же прочее зависит от божественной воли, ибо бытие всего имеет свой источник в Боге, тление же произошло потом вследствие нашего греха для нашего наказания к вместе для нашей пользы; «яко Бог смерти не сотвори, ни веселится о погибели живых»(Прем. 1:13). Вернее, смерть, а равно и другие казни — от человека, то есть суть следствия преступления Адама. Все же прочее следует относить к Богу, так как наше бытие есть дело Его творческой силы; продолжение бытия — дело Его содержащей силы; управление и спасение — дело Его промыслительной силы; вечное услаждение благами — дело Его благости к тем, которые поступают сообразно с природою, на что мы и созданы."

Мне кажется что исходя из последнего отрывка нельзя приписывать человеку самостоятельную возможность безгрешной жизни или точнее самостоятельный возврат к к поступкам сообразно с той природой которой мы наделены от Бога. Только когда нами управляет Божество и вследствии Его промыслительной силы, тоесть через благодать Святаго Духа, которое нам подаётся в таинствах Христовых при нашем послушании может быть Богом воссоздана наша природа и обновлён и исправлен наш образ.
 
Украина
Православный христианин
Адам и Ева не покаялись в соделанном грехе, поэтому не могли вкушать от Древа Жизни, в связи с чем и были удалены из рая, ибо пребывая в нераскаянном состоянии грешников могли вкусить от Древа Жизни в своё вечное осуждение.

Исходя из размышлений преподобного Иоанна Адам и Ева через непослушание обрели тленность и смерть, тоесть то что было не свойственно их природе????

Бог не творил их тленными и смертными разве не так???? Мы жа сами как не будем стараться не освободим себя от смерти ?
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Исходя из размышлений преподобного Иоанна Адам и Ева через непослушание обрели тленность и смерть, тоесть то что было не свойственно их природе????

Бог не творил их тленными и смертными разве не так????
Адам и Ева были созданны безстрастными, но не имели как тленности, так и нетленности. То есть душа Адама имела благодать и благодатно содержало тленное тело в бесстрастности. Если бы Адам не согрешил, то Бог бы даровал Адаму нетленность по благодати. Адам согрешил, вкусил чувственной пищи и стал по телу тленным. Вы сами приводили слова из ТИПВ, что вкушающий тленную пищу становться тленным. Бог предупреждал Адама не вкушать тленной пищи, но Адам не послушался и приобрёл состояние тления по телу и смерти по душе.

То есть преслушанием Адам теряет благодать, в которой создан и которая соединяла его с Богом как источником жизни, преобретает духовную смерть, которую Бог не творил, в следствии чего тело становиться тленным, ибо есть сложная сущность.

PS Забыл добавить, что ни один человек не может себя освободить от тленности и смертности, которую наследует по плотскому рождению. То есть ни один человек не может самостоятельно вернуться в утерянное Адамом состояние благобытия, даже если он в своей земной жизни и не согрешит. Поэтому все праведники и пророки не могли наследовать рая, ибо по своему рождению имели осуждение на тление и смерть (смерть двоякая: духовная и телесная).
 
Последнее редактирование модератором:
Крещён в Православии
Из той же книги преподобного Иоанна Дамаскина:" Отсюда следует также то, что неразумные существа не имеют свободы, ибо они скорее управляются природою, чем сами управляют ею. Поэтому они не противодействуют естественному пожеланию, но коль скоро пожелают чего-либо, стремятся к действию. Человек же, как разумное существо, скорее управляет природою, чем управляется ею. Поэтому, пожелав чего-либо, он, по произволу, имеет возможность и подавить пожелание, и последовать ему. По этой же причине неразумные существа не заслуживают ни похвалы, ни порицания; человека же и хвалят, и порицают. Должно заметить, что ангелы, как существа разумные, свободны и, как твари, изменяемы. Это показал дьявол, который от Творца создан добрым, и отпадшие вместе с ним силы, т.е. демоны, тогда как прочие чины ангелов пребыли в добре."

Можно ещё присовокупить вот это размышление:"
О том, что не в нашей власти
   Из того, что не находится в нашей власти, часть имеет свое начало или свои причины в том, что находится в нашей власти — таковы воздаяния за наши дела, как в настоящей, так и в будущей жизни, — все же прочее зависит от божественной воли, ибо бытие всего имеет свой источник в Боге, тление же произошло потом вследствие нашего греха для нашего наказания к вместе для нашей пользы; «яко Бог смерти не сотвори, ни веселится о погибели живых»(Прем. 1:13). Вернее, смерть, а равно и другие казни — от человека, то есть суть следствия преступления Адама. Все же прочее следует относить к Богу, так как наше бытие есть дело Его творческой силы; продолжение бытия — дело Его содержащей силы; управление и спасение — дело Его промыслительной силы; вечное услаждение благами — дело Его благости к тем, которые поступают сообразно с природою, на что мы и созданы."

Мне кажется что исходя из последнего отрывка нельзя приписывать человеку самостоятельную возможность безгрешной жизни или точнее самостоятельный возврат к к поступкам сообразно с той природой которой мы наделены от Бога. Только когда нами управляет Божество и вследствии Его промыслительной силы, тоесть через благодать Святаго Духа, которое нам подаётся в таинствах Христовых при нашем послушании может быть Богом воссоздана наша природа и обновлён и исправлен наш образ.
В ТИПВ ясно сказано, что индивид управляет своей природой, направляя ее по природе на добро или против природы на зло.

Благодать Божья оказывает только вспомогательные действия, помогая индивиду направлять свою природу на добро.
 
Крещён в Православии
Кому интересно может прочитать по гномическую и природную волю здесь http://scibook.net/istoriya-filosofii/426-teoriya-volevogo-akta-volya-prirodnaya-8074.html

Вместе с тем предупреждаю, что автор статьи в последствии ушёл в раскол. Однако автор считается сильным специалистом в области патрологии.
 
Последнее редактирование модератором:
Украина
Православный христианин
В ТИПВ ясно сказано, что индивид управляет своей природой, направляя ее по природе на добро или против природы на зло.

Благодать Божья оказывает только вспомогательные действия, помогая индивиду направлять свою природу на добро.
Здесь не согласен, благодать Божия, а через неё Сам Бог непосредственно управляет душой и телом верного. Вспомните Христа сидящего на ослёнке, сыне подъяремной. Так вот ослёнок это послушный человек, которого Бог вводит в горний Иерусалим-Царство Небесное, не может сам человек управить свою повреждённую природу и сам этот ослёнок не найдёт дороги в Рай.
Как то здесь на Азбуке читал интереснейшее толкование преподобного Макария на одно пророчество из Ветхого Завета, и там тоже этот образ Господь восседает на душе человеческой и только Он может управить её .
 
Крещён в Православии
Здесь не согласен, благодать Божия, а через неё Сам Бог непосредственно управляет душой и телом верного. Вспомните Христа сидящего на ослёнке, сыне подъяремной. Так вот ослёнок это послушный человек, которого Бог вводит в горний Иерусалим-Царство Небесное, не может сам человек управить свою повреждённую природу и сам этот ослёнок не найдёт дороги в Рай.
Как то здесь на Азбуке читал интереснейшее толкование преподобного Макария на одно пророчество из Ветхого Завета, и там тоже этот образ Господь восседает на душе человеческой и только Он может управить её .
Отче, разве ослёнок не сам, не по своей природе идёт? Сам. Человек водится Господом Святым Духом, но только тот человек, который добровольно отдал себя благодати Господа Святого Духа и собственным усилием стяжает благодать (духовный насущный хлеб), чтобы следовать своей природе, уподобляясь Богу как образ Божий.


Это протестанты, исходя из неправильного католического понимания первородного греха, придумали греховную природу и то, что человек сам не может следовать добру. Может, но в поте лица своего.

Поэтому человек должен сам смирить себя до состояния осленка, но обязательно с помощью благодати Господа Святого Духа. А потом уже как смиренный ослёнок водится благодатью, отдавшись во всем на волю Божью.

Ведь не даром Господь просит человека, чтобы тот отдал ему своё сердце-ум. Мы сами должны прилагать усилия, хотя бы в своём намерении положиться во всем на волю Божью.
 
Последнее редактирование модератором:
Переславль Залесский
Православный христианин
Крещён в Православии
Ещё раз обращусь к Посланию Восточных Патриархов.

Прошу внимательно прочитать.

   Веруем, что человек, падший чрез преступление, уподобился бессловесным скотам, то есть помрачился и лишился совершенства и бесстрастия, но не лишился той природы и силы, которую получил от Преблагого Бога. Ибо в противном случае он сделался бы неразумным, и, следственно, не человеком; но он имел бы ту природу, с которою сотворен, и природную силу, свободную, живую, деятельную, так, что он по природе может избирать и делать добро, убегать и отвращаться зла. А что человек по природе может делать добро, на это указывает и Господь, когда говорит, что язычники любят любящих их (Ср. Лк.6:32, Мф.5:46), и весьма ясно учит Апостол Павел (Рим. 1:19), и в других местах, где говорит, что «языцы, закона не имущие, естеством законная творят»(Рим.2:14). Отсюда очевидно, что сделанное человеком добро не может быть грехом; ибо добро не может быть злом. Будучи естественным, оно делает человека только душевным, а не духовным, и одно без веры не содействует ко спасению, однакоже не служит и к осуждению; ибо добро, как добро, не может быть причиною зла. В возрожденных же благодатно оно, будучи усиливаемо благодатию, делается совершенным и соделывает человека достойным спасения. Хотя человек прежде возрождения может по природе быть склонным к добру, избирать и делать нравственное добро, но чтобы, возродившись, он мог делать добро духовное (ибо дела веры, будучи причиною спасения и совершаемы сверхъестественною благодатию, обыкновенно называются духовными), — для сего нужно, чтобы благодать предваряла и предводила, как сказано о предопределенных; так что он не может сам по себе творить дел, достойных жизни во Христе, а только может желать или не желать действовать согласно с благодатию.

https://azbyka.org/otechnik/pravila/1723/
 
Украина
Православный христианин
Книга Притчей Соломоновых

23:26. Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои
да наблюдают пути мои,
Тут нужно задуматься, только отдай сердце, так как если сам будешь управлять своим сердцем, то навряд ли найдёшь путь ко Господу.
 
Крещён в Православии
Тут нужно задуматься, только отдай сердце, так как если сам будешь управлять своим сердцем, то навряд ли найдёшь путь ко Господу.
Отдать сердце Богу - это и есть природное действие, которое не выполнил Адам, но выполнила в совершенстве Богородица, а так же смогли это сделать праведники, пророки и апостолы, а потом святые в Церкви.

Прп Максим Исповедник

Разумная сила движется самовластно, по [собственному] произволению,.....
http://azbyka.org/otechnik/Maksim_Ispovednik/mistagogiya/#0_6

Очень интересная ссылка о природном движении ума и разума.
 
Украина
Православный христианин
Хотя человек прежде возрождения может по природе быть склонным к добру, избирать и делать нравственное добро, но чтобы, возродившись, он мог делать добро духовное (ибо дела веры, будучи причиною спасения и совершаемы сверхъестественною благодатию, обыкновенно называются духовными), — для сего нужно, чтобы благодать предваряла и предводила, как сказано о предопределенных; так что он не может сам по себе творить дел, достойных жизни во Христе, а только может желать или не желать действовать согласно с благодатию.

https://azbyka.org/otechnik/pravila/1723/

Посмотрите часть приводимого Вами текста внимательнее, Вы придаёте чрезмерное положение возможностям человека, хотя в данном тексте отчётливо видно, что все дела человеческие не могут быть достойными жизни во Христе. Поэтому и праведники и Пресвятая Дева всегда велись и благодатью Божией и направлялись ангелами, тоесть без промыслительных действий Творца спасение невозможно. Да желание отдать сердце это прекрасно, но и это желание также неспроста, в этом желании также есть помощь Господа.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Адам и Ева не покаялись в соделанном грехе, поэтому не могли вкушать от Древа Жизни, в связи с чем и были удалены из рая, ибо пребывая в нераскаянном состоянии грешников могли вкусить от Древа Жизни в своё вечное осуждение.

Так и сейчас не могут приступать к Таинству Причастия не крещённые в Церкви и не имеющие Православной веры, а так же те, кто пребывает в грехе и пока не покаются, ибо в этих случаях причастие Святых Даров всегда идёт в осуждение.

Идёт не правильное понимание природы, ибо все рассуждения о природе строятся от абстрагирования природы от вещи, в которой созерцается природное движение или покой.
В Философских главах сказано, что природа есть начало движения и покоя каждой вещи. Если перенести на человека, то природа есть движение и покоя каждого индивида. То есть природу нельзя отделять от вещи или индивида, а необходимо рассматривать природу в вещи или индивиде.

Поэтому грешит не природа, а индивид (грешит Адам) и грешит не по природе, а по свободному склонению своих природных сил на злое, а не на доброе. И не природа становится греховной, а грешным становится Адам как лицо, совершившее преступление и изменившее своё благодатное состояние в состояние тления и смерти. А мы как потомки Адама (как множественные индивиды) рождаемся по неволе преступниками, осуждёнными на тление и смерть, то есть через плотское рождение наследуем первородный грех, а точнее его осуждение и последствия.

Адам изменил свой способ существования, но его природное движение к добру не изменилось, однако в силу помрачения ума и в силу появления неукорных страстей (голод, жажда, усталость, болезни, немощи, старость, утруждения и тп и тд) природный ум и природная воля, руководимая самовластным умом стала разрываться между добром и злом, а через множественное повторение рождения индивидов ум все больше помрачался, а воля все больше желала чувственного и злого, а не духовного и доброго. Однако любой человек, даже в последние времена, сохранит в себе природное движение к добру, но в силу своего произволения и навыка не сможет отказаться от злого.

Ещё добавлю. Нет двух воль в человеке. Гномическая воля, в правильном понимании, есть природная воля, реализованная индивидуально каждым индивидом или лицом. Гномическая воля есть индивидуальный тропос реализации природной воли, которая в силу навыка желания индивида может быть направлена или на добро или на зло.

Что же Вы Иустина Поповича не обзвали самоувереным,неразумным человеком?Он ведь говорит ни что иное.
Да,по пелагианству.Редко какой пьяница согласиться с тем,что он пьяница.Так и все еретики.Слепы и раздражительны.Только обнажи их пристрастие,как сразу налет воспитанности слетает.
 
Последнее редактирование:

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Кому интересно может прочитать по гномическую и природную волю здесь http://scibook.net/istoriya-filosofii/426-teoriya-volevogo-akta-volya-prirodnaya-8074.html

Вместе с тем предупреждаю, что автор статьи в последствии ушёл в раскол. Однако автор считается сильным специалистом в области патрологии.

Из ссылки.Уважаемого Вами автора.(Не чета мне конечно)
Вероятно Вы и его перестанете уважать вскоре.

"Первое определение говорит о том, что для каждого из нас обладать «гноми» есть общее свойство природы («заложенное в нас»), благодаря которому мы становимся способными осуществлять выбор, то есть благодаря чему мы обладаем произволением. Выбор этот индивидуален, но сама способность к нему природна—аналогично тому, как ипостасные идиомы людей индивидуальны, но способность иметь те или иные ипостасные идиомы—природна.

Второе определение детализирует первое с учетом данного ранее определения произволения как суммы из трех слагаемых (того «стремления», которым является природная воля, а также хотения и рассуждения): когда все три слагаемых налицо, «стремление», которым является какая бы то ни было природная воля, приобретает такое «расположение»—разумеется, индивидуальное,—в котором она называется «гноми».

И еще одно определение «гноми», поясняющее первые два:

[3] «"Гноми" относится к произволению в том же смысле, в каком состояние относится к действию (энергии)» (OTP 1, 17С).

Это определение можно изложить другими словами: «гноми» относится к произволению как потенциальность к актуальности. Ведь если потенцией св. Максим считает природную человеческую волю, то «гноми»—это и есть та самая потенция, но ограниченная хотением и рассуждением индивидуума.

Из второго определения «гноми» делается очевидным смысл еще одного важного термина св. Максима: «гномическая воля» это природная воля, получившая «гномическое» расположение в индивидууме."

P.S.Просто уже и грустно и смешно наблюдать как с Вами развлекаются бесы.
 
Крещён в Православии
Посмотрите часть приводимого Вами текста внимательнее, Вы придаёте чрезмерное положение возможностям человека, хотя в данном тексте отчётливо видно, что все дела человеческие не могут быть достойными жизни во Христе. Поэтому и праведники и Пресвятая Дева всегда велись и благодатью Божией и направлялись ангелами, тоесть без промыслительных действий Творца спасение невозможно. Да желание отдать сердце это прекрасно, но и это желание также неспроста, в этом желании также есть помощь Господа.
Отец Михаил, разве я с этим спорю, что человек при жизни во Христе может жить без благодати? Разве я спорю, что сам человек без Христа может спастись? Нет, не спорю.

Я только пишу, что природа падшего человека, не стала греховной, что человек и в падшем состоянии может творить добро, а не только одно зло, что Бог одарил человека силами и в падшем состоянии оставаться человеком, хотя и душевным, а не духовным.

Очень странно, что Вы меня не понимаете, хотя моя позиция аргументированно православным пониманием.

Прошу только ответить, чтобы закрыть эту тему: Вы исповедуете, что человек по природе не грешит, что природа не стала греховная, что человек в падшем состоянии может иметь природное движение на добро?
 
Последнее редактирование модератором:
Крещён в Православии
Ещё добавлю из православного исповедания веры святителя Пётра Могилы, где ясно говорится, что природная воля человека осталась неповрежденной в отношении добра и зла, хотя в одних соделалась более преклонной ко злу, а в других - к добру. А так же, что благодать Бога не связывает свободу человека следовать добру или злу. Самовластный разум, пребывающий в неведении после согрешения, часто принимает зло за добро.

   Вопрос 27. Что есть свобода?
   Ответ. Свобода человека есть произвольное, независимое желание, происходящее от разума или разумной души, делать добро или зло. Ибо разумные твари должны иметь природу самовластную и действовать свободно при руководстве разума. Сей разум, когда человек находился в состоянии невинности, т.е. прежде, нежели согрешил, был неповрежден в совершенстве своем, но грех повредил его. Воля, хотя и осталась неповрежденною по отношению к желанию добра или зла, впрочем соделалась в одних более преклонною к злу, в других — к добру. О сем Василий Великий так говорит: “По собственному желанию и произволу каждый может быть или семенем святым, или противным тому. Послушай, что говорит Павел: «во Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих» (1 Кор. 4:15). Послушай, что и еще сказано: «елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти» (Ин. 1:12)». Сей Святый Учитель показывает, что хотя человеческая воля и повредилась от первородного греха, но при всем том еще и теперь в воле каждого состоит — быть добрым и чадом Божиим, или злым и сыном диавола. Все сие зависит от выбора и власти человека, но так, что к добру благодать Божия наклоняет человека, а от зла отклоняет его, не делая однако принуждения его свободе.
https://azbyka.org/otechnik/Petr_Mog...icheskoj-i-apostolskoj-tserkvi-vostochnoj/1_1
 
Последнее редактирование модератором:
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху