Хорошая тема, вот только большинство из высказавшихся авторов уже лет пять не посещали форум, а жаль.
Но раз уж тема оказалась поднятой, выскажу свой взгляд на свободу воли, вдруг у кого-то ещё будет интерес ее обсудить, пусть и не в первый раз.
Думаю, все мы можем согласиться, что в любой момент времени мы свободны от одних факторов и несвободны от других. Полной свободой не обладает никто из людей, это тоже не слишком спорное утверждение, надеюсь. На нас всегда влияет как минимум наша биохимия, воспитание, наследственность, внешние обстоятельства и т.д. Вопрос лишь в степени - частично ли они влияют на нашу волю или определяют полностью.
Христианство утверждает, что Бог всеведущ, а потому заранее знает исход любого события. Это неизбежно значит, что будущее определено - иначе Богу нечего было бы знать. Если Бог видит в будущем определенное событие, то это потому, что данное событие точно произойдет, ведь он не может ошибаться.
При этом, как фокусник достает из шляпы кролика, христианство достает из этой явной предопределённости человеческую свободу воли, мол каждый человек свободен в принятии решений, а Бог просто знает об этих решениях заранее. И здесь мне хочется спросить, не корректнее ли тогда говорить про иллюзию свободы (ведь человек и правда ощущает себя свободным), а не истинную свободу? Ведь что именно можно здесь понимать под свободой? Явно не вероятность реализации иных вариантов кроме предвиденного.
Поэтому, мне кажется, правильнее было бы сказать, что мы ощущаем свою свободу, но с точки зрения всемогущего Бога у нас ее нет, в том смысле, что мы неспособны поступить иначе как поступаем в каждый конкретный момент и как было предвидено.
Более того, я не уверен, что свобода воли в таком глобальном смысле вообще должна видеться нам чем-то хорошим. Что есть свобода воли в значении полного отсутствия ее предопределённости? Если ничто не определяет нашу волю, то она совершенно беспричинна, то есть случайна, и тогда это не воля вовсе, а некое хаотичное желание, никак не связанное с нашей личностью, разумом, характером и всем прочим, что составляет наше "Я". То есть, свобода от всего, включая нас самих, ничуть не похожа на нашу волю, потому что уже не имеет с нами ничего общего, а напоминает скорее слепой бросок кубика. Тогда можно заметить, что именно зависимость, определенность воли нашими свойствами и делает ее нашей.
И свободу воли тогда можно определять не как ее полную независимость от чего либо, а лишь как независимость от внешних факторов, признавая при этом ее зависимость от внутренних, что и делает ее нашей волей.
Но вот загвоздка: внутренние факторы, определяющие нашу волю: разум, душа, характер, привычки, все это вместе - тоже неслучайны и определяются некими обстоятельствами. Почему такой вывод? По той же логике: если бы они ничем не предопределялись, то были бы беспричинными=случайными, а потому не имеющими для нас никакого интереса с точки зрения свободы воли.
Итого, какую бы часть нашей воли мы ни рассматривали, неизбежно напрашивается вывод - она либо чем-то определена, либо нет. Первое означает отсутствие свободы, второе означает полную случайность - что тоже свободой назвать трудно.
В итоге... Мы ощущаем себя свободными, поскольку чувствуем свободу выражать свое "Я" независимо от внешних обстоятельств, но при этом само наше "Я" определяется ими же, просто мы неспособны понять - как именно. Значит, с точки зрения всеведущего создателя, который может отследить все эти причинно-следственные связи, любые наши поступки - не более, чем закономерный результат предшествующих обстоятельств, и вся концепция осуждения/одобрения Богом человеческих поступков теряет смысл.
В чем я неправ? Где допустил логическую ошибку? Милости прошу, как говорится. С удовольствием прочитаю возражения.