- атеист
Значит, он этими же законами и ограничен. Т.е. не всемогущий. Потому что если он захочет их изменить, рухнет весь созданный мир.Бог детерминирован только Сам Собой, законами, которые учредил ...
Значит, он этими же законами и ограничен. Т.е. не всемогущий. Потому что если он захочет их изменить, рухнет весь созданный мир.Бог детерминирован только Сам Собой, законами, которые учредил ...
Это не может быт, потому что не может быть никогда.Бог детерминирован только Сам Собой, законами, которые учредил ...
Антон, признаюсь, не в первый раз встречая ваше возражение на тему антропоморфизма, я всё-таки не могу понять, как оно хоть что-то меняет или решает.Думается, она тут одна. Впрочем, она всегда одна в подобных конструктах. Это своего рода антропоморфизм.
Придание Богу черт и свойств нашей поврежденной природы (и ума соответственно) и последующие выводы уже с этой позиции. Хотя понятно, что это уже невозможно сделать верно. Ибо входные данные тут - это наши собственные, а не Бога.
Вы пишите "заранее знает" и т.п. - у Бога нет никакого "заранее", нет вчера\сегодня\завтра. Бог вне времени. Поэтому рассуждения о Его всеведении в контексте времени невозможно соотнести с нашим представлением, которое напрямую от него (времени) зависит. Он создал время, и Он не может от него зависеть. А наше представление о свободе и "ведении" никак иначе кроме временных рамок нами не воспринимаются и не анализируются.
Одинаковых куч сена не бывает. Одна из них окажется для осла более привлекательной по той или иной причине, не важно сколь малой. Мы не всегда знаем, почему именно мы делаем тот или иной выбор, отсюда иллюзия его случайности (свободы).Известный в философии Буриданов осёл был силою обстоятельств поставлен перед двумя копнами сена и не знал от какой трапезничать ... Чем детерминирован выбор? Только невозможностью есть одновременно от двух ... Так слева или справа начать? Вот в чём вопрос!
Поправьте, если ошибаюсь, но разве абсолютное всемогущество и всезнание не являются неоспоримыми свойствами Бога для христиан? Потому что я исхожу именно из этого.Доброго!
Изначально посыл/утверждение ошибочно. Идеии "фатума" /судьбы/предопределенности и пр. - это не про Бога христиан. Творец (из Его откровения нам о Самом Себе) вовсе не так всемогущ и всезнающ, как Вы описываете.
Когда границы проводятся самостоятельно, Вы остаётесь господином положения (на этом софизме Вы - попались ) "если он захочет их изменить, рухнет весь созданный мир" если захочет передвинуть, то передвинет и ВСЁ изменится (нас, кстати, предупредили).Значит, он этими же законами и ограничен. Т.е. не всемогущий. Потому что если он захочет их изменить, рухнет весь созданный мир.
Изменение того, что "пошло не так" = нарушение свободной человеческой воли. А это насилие и с Любовью ну никак не совместимо. Это первый аспект.может ли тогда Бог изменять то, что для нас является прошлым? И если да, почему не изменить то, что пошло не так?
Чем определяется, какой выбор человек совершит? Ответ "его волей" лишь добавит лишнее звено в этот вопрос: чем тогда определяется его воля? Ничем - значит, она случайна. Чем-то - значит, она детерминирована.Изменение того, что "пошло не так" = нарушение свободной человеческой воли. А это насилие и с Любовью ну никак не совместимо. Это первый аспект.
Я не спорю с тем, что иллюзия свободы выбора существует, я лишь говорю, что каждое действие выбора по определению либо детерминировано, либо случайно.Второй: человек не способный "поступить не так" уже перестает быть человеком. У него, в таком случае, даже выбора нет. А у нас он есть. Даже на этом форуме люди часто спрашивают, советуются, советуют, спорят. Т.е. предлагают варианты действий (=выбор есть).
Идентичных ситуаций не бывает, поэтому и поступают по-разному. Точно так же, как одна и та же математическая функция при разном значении переменных даст разные результаты. И она может быть в полной уверенности, что выдает результат свободно. А разные люди, к тому же, это разные функции, сформированные их различным прошлым.А про "внешние обстоятельства" можно провести аналогию даже обыденной жизнью. В одной и той же ситуации люди поступают по разному, порой радикально отлично. Кто-то из тяжелых обстоятельств выносит полезные уроки и навыки, кто-то наоборот. У них есть выбор и воля.
Это я и имел в виду, говоря, что корректнее тогда это называть иллюзией свободы, а не собственно свободой.Люди не могут знать о Божественном предопределении будущего, поэтому в рамках своей свободы и неведения своего будущего люди могут поступать согласно своему свободному желанию.
Не согласен. Свобода есть то, что в нашей власти. Власть основа свободы. Другое дело, что неправильное использование свободы прийдется расплачиваться.Это я и имел в виду, говоря, что корректнее тогда это называть иллюзией свободы, а не собственно свободой.
Есть ли у вас власть поступить вопреки божественному предопределению/предведению/промыслу? Пусть вы и не знаете, в чем оно заключается, но даже случайно, возможно ли такое в принципе? Нет, потому что это сделало бы такое предведение ошибочным.Не согласен. Свобода есть то, что в нашей власти. Власть основа свободы.
Воля человека – сила души, руководимая разумом. А состояние нашей души и разума это продукт нашей (не чужой) жизнедеятельности.чем тогда определяется его воля?
Личность не описывается математикой. Математика, при все уважении, это наука о примитивизации процессов, создание крайне упрощенных моделей. К тому же моделей окружающего мира, а не мира духовного. Зависть, предательство, дружбу не описать функциями. В них больше а-логичного.математическая функция при разном значении переменных даст разные результаты.
Да! Именно разные. Они по разному сформировали приоритеты, привычки, навыки, способы реакций. Это разные личности с разным духовным уровнем. Разный духовный уровень=разная степень разума=разная воля.разные люди
Объяснюсь, если человека сравнивать с программой (искусственный интеллект), то наличие программы ДНК наводит на мысль о детерминированности коридоров возможностей для человека. Много исследований близнецов (полных копий) показывает, что живя отдельно, они женятся в одно время, спутниц выбирают схожих, "параллельных" участков судеб очень много, но есть и отличия (души разные). Отсюда и обилие аргументов Александра: есть доля истины в его построениях, но он не оперирует "полной картиной" действующих сил, создавая плоскую проекцию человека, исключая силы души, пытаясь детерминировать душу (вывести её, как производную, из материального тела).Это я и имел в виду, говоря, что корректнее тогда это называть иллюзией свободы, а не собственно свободой.
Вы свободно ошибаетесь или вынужденно?Есть ли у вас власть поступить вопреки божественному предопределению/предведению/промыслу? Пусть вы и не знаете, в чем оно заключается, но даже случайно, возможно ли такое в принципе? Нет, потому что это сделало бы такое предведение ошибочным.
Всегда вынужденно, так как детерминирован, пусть и бесконечно (ДНК) сложно ...Вы свободно ошибаетесь или вынужденно?
Вынужденно, но не на том уровне, на котором обычно используется это слово, а потому и смысл иной. "Детерминированно" здесь подходит лучше.Вы свободно ошибаетесь или вынужденно?
Я понимаю ваш аргумент, и он хороший. Мол, над всем нашим детерминированным материальным существом есть душа, не зависящая от всех этих факторов и выражающая нашу чистую независимую волю.Объяснюсь, если человека сравнивать с программой (искусственный интеллект), то наличие программы ДНК наводит на мысль о детерминированности коридоров возможностей для человека. Много исследований близнецов (полных копий) показывает, что живя отдельно, они женятся в одно время, спутниц выбирают схожих, "параллельных" участков судеб очень много, но есть и отличия (души разные). Отсюда и обилие аргументов Александра: есть доля истины в его построениях, но он не оперирует "полной картиной" действующих сил, создавая плоскую проекцию человека, исключая силы души, пытаясь детерминировать душу (вывести её, как производную, из материального тела).
Наша жизнедеятельность сама зависит от нашей воли и внешних обстоятельств. Где же первопричина? Копать до нее можно бесконечно глубоко, но на каком бы уровне вы ее ни нашли, к ней все равно будет применим вопрос: а чем определяется эта первопричина?Воля человека – сила души, руководимая разумом. А состояние нашей души и разума это продукт нашей (не чужой) жизнедеятельности.
Вовсе не утверждаю, что личность можно описать математикой. Но в рамках данного мной примера эта аналогия вполне работает, чтобы показать мою мысль.Личность не описывается математикой. Математика, при все уважении, это наука о примитивизации процессов, создание крайне упрощенных моделей. К тому же моделей окружающего мира, а не мира духовного. Зависть, предательство, дружбу не описать функциями. В них больше а-логичного.
Потому что были рождены в разных местах, с разной генетикой, получили разное воспитание и жизненный опыт. Все это никак не противоречит детерминизму.Да! Именно разные. Они по разному сформировали приоритеты, привычки, навыки, способы реакций. Это разные личности с разным духовным уровнем. Разный духовный уровень=разная степень разума=разная воля.
Как общие/базовые понятия, на этапе катехизации - да.Александр93 написал(а):Поправьте, если ошибаюсь, но разве абсолютное всемогущество и всезнание не являются неоспоримыми свойствами Бога для христиан? Потому что я исхожу именно из этого.
Кстати, не только ДНК. Человек - это открытая система, получающая и перерабатывающая новую информацию в течение всей жизни. Количество факторов, детерминирующих поведение, вовсе не ограничивается чистой генетикой и практически стремится к бесконечности.Всегда вынужденно, так как детерминирован, пусть и бесконечно (ДНК) сложно ...
Если вынужденно, то не свободно. Если детерминированно, то не свободно. Если не свободно, тогда не может быть и ошибочности, ибо вынужденный или детерминированный поступок не является ошибкой, а является природным действием.Вынужденно, но не на том уровне, на котором обычно используется это слово, а потому и смысл иной. "Детерминированно" здесь подходит лучше.
Симметричный вопрос вам. И от чего именно вы свободны в своем выборе?
В механике есть понятие системы: https://helpiks.org/1-14705.htmlНо этот аргумент разбивается, по-моему, о все тот же поставленный вопрос: чем определяется эта независимая воля?
Ничем - значит, она беспричинна и случайна.
Чем-то - значит, она этим чем-то детерминирована.
Зависит от того, как именно понимать слово "ошибка". Я не уверен, что этот термин обязательно должен предполагать свободу воли. В чисто бытовом смысле я называю ошибками поступки, о которых впоследствии сожалею.Если вынужденно, то не свободно. Если детерминированно, то не свободно. Если не свободно, тогда не может быть и ошибочности, ибо вынужденный или детерминированный поступок не является ошибкой, а является природным действием.
Мне кажется, этим сообщением вы уже полностью исключили личную свободу воли человека, сделав единственной недетерминированной частью мироздания действия самого Бога. Хорошо, но от чего же зависит, поможет мне Бог или нет? Если это зависит хоть от чего-то в нашем детерминированном мире: от меня, от обстоятельств или от жены, то и результат в свою очередь будет детерминирован. А если не зависит, и сам Бог тоже ничем не детерминирован, то его желание или нежелание помочь становится чистой случайностью, поскольку определение случайности и есть отсутствие причин того или иного исхода события.Но остаётся ещё БОГ, который ничем не детерминирован, может помочь Вам отбиться, а может и не помочь и Вы бесславно "покажете тыл" и укроетесь от половника и разгневанной супруги, где Бог Вам даст.