Чему эквивалентен современный термин "самосознание" в богословии отцов?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Крещён в Православии
Самосознание не связано с личностью: младенец не сознаёт себя, но личностью - является, темперамент имеет, аппетит и т. д.
Можно сказать ,что имеет телесное сознание. Хочу есть ,хочу пить. Далее душевное ,в том числе и умственное ,а затем по идее должно быть духовное. Ну все ,как во втором дне
 
Крещён в Православии
Определение тоже неоднозначное. Если самосознание свойственно представителям Бога или Божества, значит Божественные Лица - это индивиды и субъекты в отношении к общему (Богу или Божеству). Но этого просто не может быть.
Откуда такие выводы Вячеслав. Конечно самосознание свойственно Божественным Лицам. Отец осознаёт Себя Отцом, Сын, Сыном, Св.Дух, Св.Духом. При этом каждый из Них является и осознаёт Себя Троичным Богом, имеет всю полноту Божества и имеет единое сознание и волю с другими Лицами. При этом не являясь, ни частью, ни субъектом, индивидом, не представителем Божества. А являясь цельным Богом, так - как в Пр.Троице нет разделений, Пр. Троица существует в состоянии преодолённого любого разделения. Индивидуальность и части и представительства возможны там, где есть зависимость от природы и дробление своей природы индивидуальностью. Бог Троица не зависит от своей природы, так - как Сам созидает свою природу, и каждое Лицо владеет этой природой не дробя её. Ваше непонимание от того, что Вы пытаетесь Единство и Троичность Бога понимать, пропуская через призму греховной сущности человека и используя механическую логику философии. И с каких пор понятие самоосознание вдруг стало просто модным словом? " Я мыслю следовательно живу" это ещё Декарт кажется сказал. А Вы отказываете в мышлении и самоосознании Лицам Пр.Троицы, даже вопреки утверждениям Св.Отцов и настоящих епископов Церкви.

Догматика Православной Церкви. Собрание творений Преподобного Иустина (Поповича). Том 2.


Божества — Отец, Сын и Святой Дух — ни в коем случае и никоим образом не означает ни существенного, ни логического, ни хронологического, ни модального подчинения какого-либо Лица остальным двум. Все три Лица совечны и во всем равны, кроме Своих личных свойств. Отец, будучи Отцом, вечно сознает Себя Отцом; Сын, будучи Сыном, вечно сознает Себя Сыном; Святой Дух, будучи Святым Духом, вечно сознает Себя Святым Духом. «Услышав об Отце, — пишет святой Григорий Нисский, — мы подразумеваем Причину всего; узнав о Сыне, сознаём Силу, воссиявшую из Первопричины для устроения Вселенной; узнав о Духе, разумеем исполнительную Силу того, что введено в бытие сотворением от Отца чрез Сына. Следовательно, Ипостаси неслиянно отделены одна от другой: разумею Ипостаси Отца и Сына и Святого Духа, — а существо их, каким бы оно ни было (ибо оно не выразимо словом и не постижимо мыслью) не разделяется ни в какую иную природу.
 
Православный христианин
Если иметь ввиду тройственность человека дух-душа-плоть, то видно, что движимый мыслительной силой дух осознаёт причины, движимые вожделевательной силой желания реализации осознанных причин проявляются во плоти, движимые силой восприятия впечатления проявлений различаются душой, и видно, что самосознание это осознание образов своих проявлений, и что в каждой из трех частей человека проявление-образ-подобие не могут осуществлятся без единства всех трёх, т.е. если бы душа, например, не приносила духу различения образов проявлений во плоти, то дух не осознавал бы себя и действовал бы как слепая стихия... )
 
Православный христианин
Если иметь ввиду тройственность человека дух-душа-плоть, то видно, что движимый мыслительной силой дух осознаёт причины, движимые вожделевательной силой желания реализации осознанных причин проявляются во плоти, движимые силой восприятия впечатления проявлений различаются душой, и видно, что самосознание это осознание образов своих проявлений, и что в каждой из трех частей человека проявление-образ-подобие не могут осуществлятся без единства всех трёх, т.е. если бы душа, например, не приносила духу различения образов проявлений во плоти, то дух не осознавал бы себя и действовал бы как слепая стихия... )
То есть, как обезьяны, например? Мне кажется можео и так. В любом случае речь идёт о силах и энергиях сущности ( природы)
 
Православный христианин
Можно сказать ,что имеет телесное сознание. Хочу есть ,хочу пить. Далее душевное ,в том числе и умственное ,а затем по идее должно быть духовное. Ну все ,как во втором дне
Это вопрос терминологии. Называют ли сознанием, осознанием процесс мышления у животных? Или же этим термином обозначают только осмысление себя и мир разумной тварью?
 
Православный христианин
То есть, как обезьяны, например? Мне кажется можео и так. В любом случае речь идёт о силах и энергиях сущности ( природы)
Я думаю, что силы мыслительная, впечатлительная и вожделевательная от действия одного и того же Духа благодати жизни, просто в духе, душе и плоти Он действует как свет в разноцветных камнях, и отсюда возникают силы в соответствии с присущим каждой части делом, ведь что собственно для нас есть жизнь и ощущение жизни, как ни движение впечатлений, осмыслений и проявлений...
 
Крещён в Православии
Не знаю. У отцов ум и разум одно и то же?
Не знаю. У отцов ум и разум одно и то же?
Терминология расплывчата. Но в общем км почему то ставят выше разума. Грубо обобщая ум созерцателен ,разум деятелен.Часто отождествляют ум с духом .Я думаю,что то ,что мы называем сознанием и есть дух. Я Есьм ,сущий ,существующий.Еричнм сознанием не а только у том смысле ,что потерял сознание,без сознания и т.п. это более обьемлющее понятие .Я есть. Бог есть. Но не умственные размышления ,а опыт,так сказать.
 
Крещён в Православии
Откуда такие выводы Вячеслав. Конечно самосознание свойственно Божественным Лицам. Отец осознаёт Себя Отцом, Сын, Сыном, Св.Дух, Св.Духом. При этом каждый из Них является и осознаёт Себя Троичным Богом, имеет всю полноту Божества и имеет единое сознание и волю с другими Лицами. При этом не являясь, ни частью, ни субъектом, индивидом, не представителем Божества. А являясь цельным Богом, так - как в Пр.Троице нет разделений, Пр. Троица существует в состоянии преодолённого любого разделения. Индивидуальность и части и представительства возможны там, где есть зависимость от природы и дробление своей природы индивидуальностью. Бог Троица не зависит от своей природы, так - как Сам созидает свою природу, и каждое Лицо владеет этой природой не дробя её. Ваше непонимание от того, что Вы пытаетесь Единство и Троичность Бога понимать, пропуская через призму греховной сущности человека и используя механическую логику философии. И с каких пор понятие самоосознание вдруг стало просто модным словом? " Я мыслю следовательно живу" это ещё Декарт кажется сказал. А Вы отказываете в мышлении и самоосознании Лицам Пр.Троицы, даже вопреки утверждениям Св.Отцов и настоящих епископов Церкви.

Догматика Православной Церкви. Собрание творений Преподобного Иустина (Поповича). Том 2.


Божества — Отец, Сын и Святой Дух — ни в коем случае и никоим образом не означает ни существенного, ни логического, ни хронологического, ни модального подчинения какого-либо Лица остальным двум. Все три Лица совечны и во всем равны, кроме Своих личных свойств. Отец, будучи Отцом, вечно сознает Себя Отцом; Сын, будучи Сыном, вечно сознает Себя Сыном; Святой Дух, будучи Святым Духом, вечно сознает Себя Святым Духом. «Услышав об Отце, — пишет святой Григорий Нисский, — мы подразумеваем Причину всего; узнав о Сыне, сознаём Силу, воссиявшую из Первопричины для устроения Вселенной; узнав о Духе, разумеем исполнительную Силу того, что введено в бытие сотворением от Отца чрез Сына. Следовательно, Ипостаси неслиянно отделены одна от другой: разумею Ипостаси Отца и Сына и Святого Духа, — а существо их, каким бы оно ни было (ибо оно не выразимо словом и не постижимо мыслью) не разделяется ни в какую иную природу.
Алексей, добрый день!
Прп. Иустин свои слова о том, что "Отец, будучи Отцом, вечно сознает Себя Отцом; Сын, будучи Сыном, вечно сознает Себя Сыном; Святой Дух, будучи Святым Духом, вечно сознает Себя Святым Духом", аргументирует высказыванием свт. Григория Нисского. Однако если внимательно читать святителя Григория, то он пишет не об осознании Отца Отцом, Сына Сыном, А Святого Духа Святым Духом, а о том, что это мы (христиане), когда услышав об Отце подразумеваем Отца Творцом, Сына Создателем, о Святого Духа дателем бытия.

Поэтому я не могу принять слова прп. Иустина (Поповича), как подтвержденные святым отцом, а отношусь к ним как к его личному пониманию (в большей степени философа), с которым не могу согласиться по следующей причине.

Отец, Сын и Святой Дух - это предмет отношений ипостасей в единстве Святой Троицы, а не предмет осознания соответствующей ипостаси себя Отцом, Сыном и Святым Духом.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Не знаю. У отцов ум и разум одно и то же?
Прп. Максим Исповедник.

V. О том, как и каким образом Святая Церковь Божия есть образ и изображение души самой по себе​

Еще старец учил, что Святая Церковь может быть образом не только всего человека, состоящего из души и тела, но и одной души, рассматриваемой самой в себе. Ибо душа, говорил он, состоит вообще из силы разумной и силы жизненной. Разумная сила движется самовластно, по [собственному] произволению, а жизненная пребывает неподвижной, по природе не обладая свободой выбора. Далее он утверждал, что к разумной силе относятся деятельная и созерцательная способности; созерцательная называется умом, а деятельная – разумом. Ум является движущим началом разумной силы, а разум – промыслительным началом силы жизненной. Первый (я подразумеваю ум) есть и называется мудростью, когда он всецело блюдет свои непреложные стремления к Богу. Точно так же разум есть и называется рассудительностью, когда он, благоразумно и промыслительно управляя жизненной силой посредством своих энергий, соединяет ее с умом и являет эту силу схожей с умом, поскольку она носит, через добродетель, то же самое и подобное ему отражение Бога, которое, по словам старца, естественно разделяется между умом и разумом. Ведь душа, как мыслящая и разумная, прежде всего есть и постигается в качестве состоящей из ума и разума, а жизненная сила, конечно, равным образом созерцается в том и другом, то есть в уме и разуме. Ибо непозволительно думать, будто какая-либо из этих частей лишена жизни, а поэтому они обе проникнуты ею. Благодаря ей ум, который, как мы сказали, называется также мудростью, развиваясь посредством навыка в созерцании неизреченного безмолвия и в ведении, приводится к истине с помощью незабывающего и бесконечного знания. А разум, который мы назвали рассудительностью, посредством практического навыка в добродетели, [осуществляемого] телесным образом, находит свое завершение через веру в благе. И именно из этих двух [начал] образовывается истинная наука о делах божественных и человеческих, подлинно непогрешимое ведение – высшая точка всего божественного христианского любомудрия.
......
 
Крещён в Православии
Алексей, добрый день!
Прп. Иустин свои слова о том, что "Отец, будучи Отцом, вечно сознает Себя Отцом; Сын, будучи Сыном, вечно сознает Себя Сыном; Святой Дух, будучи Святым Духом, вечно сознает Себя Святым Духом", аргументирует высказыванием свт. Григория Нисского. Однако если внимательно читать святителя Григория, то он пишет не об осознании Отца Отцом, Сына Сыном, А Святого Духа Святым Духом, а о том, что это мы (христиане), когда услышав об Отце подразумеваем Отца Творцом, Сына Создателем, о Святого Духа дателем бытия.

Поэтому я не могу принять слова прп. Иустина (Поповича), как подтвержденные святым отцом, а отношусь к ним как к его личному пониманию, с которым не могу согласиться по следующей причине.

Отец, Сын и Святой Дух - это предмет отношений ипостасей в единстве Святой Троицы, а не предмет осознания соответствующей ипостаси себя Отцом, Сыном и Святым Духом.
Просто удивительно .Находясь на земле , будучи почти никем ,мы ,тем не менее, разглагольствует о том ,сто там внутри Пресвятой Троицы ,кто там как себя осознает и т п. Простая истина о том ,что надо находится там ,внутри Пресвятой Троицы ,чтобы это знать ,совершенно не доходит . Ну ,тут уж ничего не попишишь. Ум .
 
Крещён в Православии
Просто удивительно .Находясь на земле , будучи почти никем ,мы ,тем не менее, разглагольствует о том ,сто там внутри Пресвятой Троицы ,кто там как себя осознает и т п. Простая истина о том ,что надо находится там ,внутри Пресвятой Троицы ,чтобы это знать ,совершенно не доходит . Ну ,тут уж ничего не попишишь. Ум .
Слава, каждый из нас, имеющий разумную душу, есть образ Святой Троицы. Поэтому на основании святоотеческого учения Церкви - столпа и утверждение истины, - как образы Святой Троицы можем рассуждать о своем Первообразе - самой Святой Троице.
 
Крещён в Православии
Слава, каждый из нас, имеющий разумную душу, есть образ Святой Троицы. Поэтому на основании святоотеческого учения Церкви - столпа и утверждение истины, - как образы Святой Троицы можем рассуждать о своем Первообразе - самой Святой Троице.
Это общие ,ничего не значащие фразы. Мы не знаем себя ,как мы можем что- то думать о Троице? Пустословие и пустомыслие. Сказано Есть Отец Сын Святой Дух Аминь - это и есть граница для ума . Все остальное - миражи в пустыне ,мечты тщеславия .
 
Крещён в Православии
Это общие ,ничего не значащие фразы. Мы не знаем себя ,как мы можем что- то думать о Троице? Пустословие и пустомыслие. Сказано Есть Отец Сын Святой Дух Аминь - это и есть граница для ума . Все остальное - миражи в пустыне ,мечты тщеславия .
Слава, было бы правильнее, если бы ты писал не от множества лиц - мы, а только от своего лица - я. Тогда смысл твоих слов был бы понятен, что это для тебя пустые и ничего не значащие фразы, что ты не можешь что-то думать о Святой Троице.
Кстати пределом человеческого ума является Божество, а миражи и мечты - это беспредельное блуждание ума.
 
Крещён в Православии
Слава, было бы правильнее, если бы ты писал не от множества лиц - мы, а только от своего лица - я. Тогда смысл твоих слов был бы понятен, что это для тебя пустые и ничего не значащие фразы, что ты не можешь что-то думать о Святой Троице.
Кстати пределом человеческого ума является Божество, а миражи и мечты - это беспредельное блуждание ума.
Я согласен заменить вы на я в данном случае ,если ты скажешь ,что полностью знаешь себя .А если нет,то мы.Если ты мне сможешь рассказать о духовном мире ,даже не о Боге что - то ,подтвержденное твоим опытом , я скажу что ты духовный,Беспредельное блуждание ума - это нонсенс ,ибо ум ограничен этим миром. Неужели ты не осознал до сих пор ,что ум конструирует понятия о недоступных для него вещах из элементов этого мира ,о которых узнает посредством чувств?Этакий мастер.
 
Крещён в Православии
Слава, было бы правильнее, если бы ты писал не от множества лиц - мы, а только от своего лица - я. Тогда смысл твоих слов был бы понятен, что это для тебя пустые и ничего не значащие фразы, что ты не можешь что-то думать о Святой Троице.
Кстати пределом человеческого ума является Божество, а миражи и мечты - это беспредельное блуждание ума.Извини ,отвечать не буду ,ухожу до Феофании ,надо подготовиться . Кстати ,вот тебе и догмат ,и вера ,и знание о Пресвятой Троице .
 
Крещён в Православии
Я согласен заменить вы на я в данном случае ,если ты скажешь ,что полностью знаешь себя .А если нет,то мы.Если ты мне сможешь рассказать о духовном мире ,даже не о Боге что - то ,подтвержденное твоим опытом , я скажу что ты духовный,Беспредельное блуждание ума - это нонсенс ,ибо ум ограничен этим миром. Неужели ты не осознал до сих пор ,что ум конструирует понятия о недоступных для него вещах из элементов этого мира ,о которых узнает посредством чувств?Этакий мастер.
В антропологическом плане я знаю себя.
Твои рассуждения об уме для меня неприемлемы, ибо я на основе антропологического учения святых отцов Церкви понимаю (знаю) иначе чем ты.
 
Крещён в Православии
Отец, Сын и Святой Дух - это предмет отношений ипостасей в единстве Святой Троицы, а не предмет осознания соответствующей ипостаси себя Отцом, Сыном и Святым Духом.
Ну хорошо Вячеслав, пусть это будет предмет отношений, но, почему этот предмет отношений, не может иметь и отношения к предмету осознания себя Лицами Пр.Троицы. Когда осознание Богом Себя, соответственно личных свойств каждого Лица Пр.Троицы и являются единым сознанием, единого Бога. Сознание едино, но это единство тройственно. Бог осознаёт Себя единым, имея тройственное осознание для каждого Лица Пр.Троицы. Тот -же принцип может действовать и в отношении, воли и ума. Ну если Три Лица едины, не сливаясь в одно, почему единая воля и сознание Бога не могут быть тремя волями и сознаниями, согласно личных свойств каждого Лица. Бог - совершенная Любовь, все разделения преодолены, Лиц, Ипостасей, воль, сознаний, всё едино, но не слито в одно. Вот смотрите, там-же, Отец, хочет любить Сына, Сын, Отца. Как можно любить не осознавая Себя Отцом, как можно любить не осознавая Себя Сыном.?

Догматика Православной Церкви. Собрание творений Преподобного Иустина (Поповича). Том 2.

Умы сотворенных существ не могут постигнуть не только образа вечного рождения Сына и образа вечного исхождения Духа, но и различия между таким рождением Сына и таким исхождением Духа. Однако это различие, несомненно, существует, так как вечное рождение Сына от Отца и вечное исхождение Духа от Отца означают два особых образа ипостасного бытия, которые недопустимо смешивать. «Различие между рождением и исхождением существует, — говорит святой Дамаскин, — но природу этого различия мы не можем никоим образом постигнуть». б) Личное свойство Сына, которым Он вечно и неизменно отличается от Отца и Духа, — это рождение (γέννησις). Он вечно рождается из естества Отца по Своей воле и в согласии с жизнью абсолютной гармонии, царствующей во всесовершенной полноте Божия существа. По самой Своей природе «Отец хочет и любит Сына, и Сын хочет и любит Отца». Вечное бытие Одного обусловлено вечным бытиём Другого. Вечен Отец, вечен и Сын, поэтому и рождение Сына вечное (см.: Пс. 2, 7; 109, 3; Мих. 5, 2), одно и единственное (см.: Ин. 1, 18; 10, 30), всесовершенное и всеимеющее (см.: Ин. 17, 10), внутреннее, в неприступном свете Божества (см.: Ин. 1, 18; 10, 38), непостижимое (см.: Ис. 53, 8). Оно, по словам святого Афанасия Великого, является «совершенным рождением от Совершенного», поэтому его никак нельзя сравнить с рождением творений во времени и пространстве. По своей природе и по своим свойствам оно абсолютно непостижимо для сотворенных существ: как для Ангелов и Архангелов, так и для пророков и апостолов, для всех людей — для всей твари вообще. При объяснении этой святой тайны никогда нельзя ни учитывать временные критерии, ни их применять. «Образ, каким Отец рождает Сына, — неизречен (άρρητον) и свойствен Божией природе, поэтому известен только Отцу и Сыну». «Рождение Сына есть нечто исключительное и достойное Бога; для него нет сравнения не только в вещах, но и в мысли, в разуме, потому что человеческая мысль не может постигнуть, как нерожденный Бог бывает Отцом Единородного Сына, ибо это рождение вечно и непрестанно».

 
Санкт-Петербург
Православный христианин
***Самосозна́ние — способность человека осознавать себя как личность, представителя человеческого рода и мира;

То есть, самосознание - способность разумного человека осознавать себя как ипостась разумной природы (личность). Этой способностью в человеке обладает разумная душа, которая и говорит о себе "я" и о теле - "моё". Личность же - это синоним термина ипостась (лицо) когда речь об ипостаси (лице) разумной приро
Думается, здесь путаница в понятиях. Разумная душа - тоже «я». « В Боге при субъектно-объектном тождестве Бог является одновременно «самосознанием и объектом самосознания». Согласно Грибановскому, «личность есть созерцающий субъект, природа – созерцаемый объект» (МЗ)
 
Православный христианин
Терминология расплывчата. Но в общем км почему то ставят выше разума. Грубо обобщая ум созерцателен ,разум деятелен.Часто отождествляют ум с духом .Я думаю,что то ,что мы называем сознанием и есть дух. Я Есьм ,сущий ,существующий.Еричнм сознанием не а только у том смысле ,что потерял сознание,без сознания и т.п. это более обьемлющее понятие .Я есть. Бог есть. Но не умственные размышления ,а опыт,так сказать.
У св. Максима , если не изменяет мне память, разум и ум в человеке должны ровно шагать рядом. Если одна нога будет меньше делать шаг чем другая, то не будет продвижения к цели. Мистагогии св. Максима посмотрите
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху